Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Хотынецкая детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», по учебному предмету
« МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
п. Хотынец.
2014
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Хотынецкая детская школа искусств
Рецензия
на дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» по учебному предмету «Музыкальная литература».
Срок реализации – 2 года.
Составитель: Коваленко Ирина Николаевна, преподаватель МБОУ ДОД «Хотынецкая детская школа искусств».
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств «Фортепиано», «Народные инструменты», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации.
Данная программа включает следующие разделы:
пояснительная записка
учебно-тематический план
содержание учебного предмета
требования к уровню подготовки обучающихся
формы и методы контроля,
методическое обеспечение учебного процесса
список учебной и методической литературы.
Данная программа дает подробные методические рекомендации, список учебно-методической литературы, в который включены не только проверенные временем разработки и рекомендации, но и современные издания. Программа учебного предмета «Музыкальная литература» может быть рекомендована для реализации в образовательном процессе детской школы искусств.
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Структура программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Учебно-тематический план
III. Содержание учебного предмета
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
V. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки промежуточной аттестации в форме зачета.
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
VII. Список учебной и методической литературы
Учебники,
Методическая литература;
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств «Фортепиано», «Народные инструменты», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в детских школах искусств.
На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у учащихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».
Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 2 года (с 3 по 4 класс).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета Год обучения
| 3
| 4
| Итого часов
| Форма занятий
| Аудиторная (в часах)
| 34
| 34
| 68
| Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)
| 30
| 30
| 60
| Максимальная учебная нагрузка (в часах)
| 64
| 64
| 128
| Форма проведения учебных занятий
Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» - мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.
Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.
Целью предмета является: формирование музыкальной культуры обучающихся, накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса, формирование потребности познавательной деятельности и расширение кругозора детей.
Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:
Формировать слушательские умения и навыки учащихся;
Поддержать познавательный интерес;
Приобщать учащихся постигать музыкальное искусство;
Ввести личность обучаемого в художественную культуру;
Сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному постижению художественных ценностей;
Способствовать его всестороннему развитию.
Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, рассказ, беседа);
наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:
обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;
укомплектование библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно- методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;
наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;
обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;
наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.
Учебно-тематический план
Для учащихся 3 класса (освоивших курс учебного предмета «Слушание музыки») содержание тем первого года обучения раскрывается с учетом полученных знаний, умений, навыков.
Предлагаемые музыкальные примеры для прослушивания в классе могут быть дополнены или заменены другими по выбору преподавателя, в зависимости от сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
1 год обучения (3 класс)
«Музыкальная литература зарубежных стран»
Тема
| Количество
часов
| История развития музыки от Древней Греции до эпохи барокко, театральные и эстетические идеалы, грегорианский хорал, музыкальная культура эпохи барокко.
| 1
| И.С. Бах. Жизненный и творческий путь. Органные сочинения. Клавирная музыка. Инвенции. Хорошо темперированный клавир, сюиты.
| 4
| Классицизм, возникновение и обновление инструментальных жанров и форм, симфония, классический оркестр, парный состав
| 1
| Й. Гайдн. Жизненный и творческий путь. Симфония Ми-бемоль мажор. Клавирное творчество.
| 5
| В.А. Моцарт. Жизненный и творческий путь. Симфония соль-минор. «Свадьба Фигаро». Соната Ля-мажор, другие клавирные сочинения.
| 5
| Л. ван Бетховен. Жизненный и творческий путь. Патетическая соната, «Эгмонт». Симфония №5 c-moll.
| 5
| Романтизм в музыке. Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь. Песни. Фортепианные сочинения. «Неоконченная» симфония.
| 5
| Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь. Мазурки и полонезы. Прелюдии, этюды. Вальсы, ноктюрны.
| 4
| Композиторы-романтики первой половины 19 века. Европейская музыка XIX века (обзор).
| 3
| Контрольный урок.
| 1
| Итого:
| 34
| 2 год обучения (4 класс)
«Музыкальная литература русских композиторов»
Тема
| Количество
часов
| Вводный урок. Русская церковная музыка. Музыкальная культура XVIII века. Культура начала XIX века. Романсы. Творчество А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, А. Е. Варламова
| 1
| М. И. Глинка. Биография. «Иван Сусанин». Симфонические сочинения, романсы.
| 5
| А. С. Даргомыжский. Биография. Романсы
| 1
| Русская культура 60-х годов XIX века. Деятельность и творчество М.А. Балакирева.
| 1
| А. П. Бородин. Биография. Романсы. «Князь Игорь». «Богатырская» симфония
| 4
| М. П. Мусоргский. Биография. Песни. «Борис Годунов», «Картинки с выставки»
| 3
| Н. А. Римский-Корсаков. Биография. «Шехерезада», «Снегурочка». Фрагменты из опер «Садко», «Сказка о царе Салтане».
| 4
| П. И. Чайковский. Биография. Первая симфония «Зимние грезы». «Евгений Онегин».
| 4
| Русская культура конца 19 - начала 20 века. Творчество А. К. Лядова, И.Ф. Стравинского.
| 1
| С. В. Рахманинов. Биография.
| 1
| С. С. Прокофьев. Биография. «Золушка». «Александр Невский», «Ромео и Джульетта».
| 4
| Д. Д. Шостакович. Биография. Седьмая симфония.
| 2
| А. И. Хачатурян. Творческий путь.
| 1
| 60-годы ХХ века, творчество Р. К. Щедрина, Г. В. Свиридова, В. А. Гаврилина, А. П. Петрова.
| 2
| Контрольный урок.
| 1
| Итого:
| 34
| III. Содержание учебного предмета
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
(1 год обучения)
Задачи I года обучения:
Познакомить обучающихся с конкретными произведениями всемирно известных авторов;
Научить разбираться в композиторских идеях, особенностях стиля и др.
Приобщить обучающихся к осознанию красоты музыки и ее неоспоримого влияния на человека во все периоды истории.
|