Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Ермаковская детская школа искусств»
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
с.Ермаковское 2013
«Одобрено»
Методическим советом
МБОУ ДОД «Ермаковская ДШИ»
дата рассмотрения
| «Утверждаю»
Директор – Жулина Ольга Михайловна
______________
(подпись)
дата утверждения
|
Разработчик –Чепурных Ольга Васильевна, преподаватель по классу баяна Рецензент – фамилия, имя, отчество, должность
Рецензент – фамилия, имя, отчество, должность Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Учебная литература;
- Учебно-методическая литература;
- Методическая литература I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль вобразовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «Баян», «Аккордеон», далее – «Специальность», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства«Народные инструменты».
Учебный предмет«Специальность» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них- на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства«Народные инструменты» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет8 лет;
– с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего(полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность»:
Срок обучения
| 8 лет
| 9-й год
обучения
| 5 лет
| 6-й год
обучения
| Максимальная учебная нагрузка
(в часах)
| 1316
| 214,5
| 924
| 214,5
| Количество
часов на аудиторные занятия
| 559
| 82,5
| 363
| 82,5
| Количество часов на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу
| 757
| 132
| 561
| 132
|
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока- 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность»
Цели:
• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на баяне, аккордеоне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
• определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи:
• выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на баяне, аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
• овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне, аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
• формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
• достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
• формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
• словесный (рассказ, беседа, объяснение);
• метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
• метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
• объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
• репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему , показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
• частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность» должны иметь площадь не менее 9 кв.м, наличие фортепиано, пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие инструментов обычного размера, а также уменьшенных инструментов, так необходимых для самых маленьких учеников.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Срок обучения 8 (9) лет
| Распределение по годам обучения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Количество учебных недель
| 32
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| Количество часов на
аудиторные занятия в неделю
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2,5
| 2,5
| 2,5
| Количество часов на
внеаудиторные занятия в
неделю
| 2
| 2
| 2
| 3
| 3
| 3
| 4
| 4
| 4
| Максимальное количество
часов занятия в неделю
| 4
| 4
| 4
| 5
| 5
| 5
| 6,5
| 6,5
| 6,5
|
Срок обучения 5 (6) лет
| Распределение по годам обучения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Количество учебных недель
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| Количество часов на аудиторные
занятия в неделю
| 2
| 2
| 2
| 2,5
| 2,5
| 2,5
| Количество часов на внеаудиторные
(самостоятельные) занятия в неделю
| 3
| 3
| 3
| 4
| 4
| 4
| Максимальное количество часов на
занятия в неделю
| 5
| 5
| 5
| 6,5
| 6,5
| 6,5
|
Учебный материал распределяется по годам обучения- классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.),
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по классам:
1 класс
В течение года учащийся должен освоить 12-15 произведений,различных по форме и содержанию: детские и народные песни,пьесы песенного и танцевального характера, упражнения на различные виды техники, этюды.
Технический минимум предполагает ознакомление с наиболее легкими гаммами До-Соль-Фа мажор правой рукой различными штрихами: нон легато,легато,стаккато. Аккорды, короткие арпеджио исполняются правой рукой. Примерный список выступления на экзамене:
А.Филипенко « Неспокойны чоботки»
Р.н.п. «Там за речкой»
2)Ж. Колодуб «Вальс»
Р.н.п. «Посею лебеду на берегу»
3)М. Красев «Санки»
Р.н.п. «На улице дождь идет»
4)И. Шестериков «Танец»
Р.н.п. « Как у наших у ворот» Примерный репертуарный список: Этюды.
Хрестоматия баяниста для ДМШ 1-2 классы, вып.1(сост.Ю.Алексеев и В.Грачев)
Г.Беренс Этюд До мажор
В Бухвостов Этюд До мажор
В.Накапкин Этюд Ля минор
К.Черни Этюд До мажор
Л.Шитте Этюд Соль мажор
Л.Шитте Этюд Фа мажор
Баян 1класс ДМШ (сост. И.Алексеев и Н .Корецкий)
Этюды №1,3,4,8,11,19,22-27
Легкие упражнения и этюды для баяна 1-3 ДМШ(сост. А.Денисов и К.Прокопенко)
Этюды № 1,3,5,7
Пять ступеней мастерства (первая ступень). Этюды для баяна сост.( А.Доренский)
Этюды №1-50 |