Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детская школа искусств » г. Сысерть
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
домра
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Срок реализации –5(6), 8(9)
Сысерть 2013
«Одобрено»
Методическим советом
образовательного учреждения
дата рассмотрения 28.08.2013 год
| «Утверждаю»
Директор – Петерс Светлана Александровна
______________
(подпись)
дата утверждения
| Разработчик(и) – Яковлева Татьяна Анатольевна
Рецензент – Бызов Андрей Борисович
Рецензент – Беляева Валентина Александровна
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
Списки рекомендуемой нотной методической литературы
- Учебная литература;
- Учебно-методическая литература;
- Методическая литература
I Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «домра», далее – «Специальность (домра)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (домра)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решение основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (домра)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
2.Срок реализации учебного предмета «Специальность (домра)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
- с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;
- с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего
образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3.Объем учебного времени, предусмотренный ученым планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (домра)»:
Таблица 1
-
Срок обучения
| 8 лет
| 5 лет
| Максимальная учебная нагрузка (в часах)
| 1316
| 924
| Количество часов на аудиторные занятия
| 559
| 565
| Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
| 757
| 561
|
2.Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать
ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-
психологические особенности.
2.Цели и задачи учебного предмета «Специальность (домра)»
Цели:
- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на домре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
- определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи:
- выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на домре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
- овладение знаниями, умениями и навыками игры на домре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
- формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
- достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
- формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (домра)».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7.Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
- объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
- репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
- метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (домра)» должна иметь площадь не менее 9 кв. м, наличие фортепиано, пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие инструментов обычного размера, а также уменьшенных инструментов (домр), так необходимых для самых маленьких учеников. II. Содержание учебного предмета 1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (домра)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Таблица 2 Срок обучения 8лет
-
| Распределение по годам обучения
| Класс
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
| 8
| Продолжительность учебных
занятий (в нед.)
| 32
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| Количество часов на
аудиторные занятия в неделю
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2,5
| 2,5
| Общее количество часов на
аудиторные занятия
| 559
| Количество часов на
внеаудиторные занятия в неделю
| 2
| 2
| 2
| 3
| 3
| 3
| 4
| 4
| Общее количество часов
на внеаудиторные
(самостоятельные) занятия
по годам
| 64
| 66
| 66
| 99
| 99
| 99
| 132
| 132
| Общее количество часов
на внеаудиторные
(самостоятельные) занятия
| 757
| Максимальное количество
часов занятия в неделю
| 4
| 4
| 4
| 5
| 5
| 5
| 6,5
| 6,5
| Общее максимальное
количество часов по годам
| 128
| 132
| 132
| 165
| 165
| 165
| 214,5
| 214,5
| Общее максимальное
количество часов на весь
период обучения
| 1316
|
Таблица 3 Срок обучения – 5 лет
| Распределение по годам обучения
| Класс
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Продолжительность учебных занятий (в неделях)
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| Количество часов на аудиторные занятия в неделю
| 2
| 2
| 2
| 2,5
| 2,5
| Общее количество часов на аудиторные занятия
| 363
| Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю
| 3
| 3
| 3
| 4
| 4
| Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
| 561
| Максимальное количество часов на занятия в неделю
| 5
| 5
| 5
| 6,5
| 6,5
| Общее максимальное количество часов по годам
| 165
| 165
| 165
| 214,5
| 214,5
| Общее максимальное количество часов по годам
| 924
|
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоение учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
- участие обучающих в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др. |