Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение»





НазваниеПрограммы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение»
страница1/11
Дата публикации06.09.2014
Размер2.05 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫН ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ

ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Предметная область

ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

ПРОЕКТ

примерной программы по учебному предмету

ПО.02.УП.01.СОЛЬФЕДЖИО

Москва 2012

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

    • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

    • Срок реализации учебного предмета;

    • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

    • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

    • Цель и задачи учебного предмета;

    • Обоснование структуры программы учебного предмета;

    • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;



  1. Содержание учебного предмета

    • Учебно-тематический план;

-Распределение учебного материала по годам обучения;

    • Формы работы на уроках сольфеджио;



  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  2. Формы и методы контроля, система оценок

    • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

    • Критерии оценки;

    • Контрольные требования на разных этапах обучения;



  1. Методическое обеспечение учебного процесса

    • Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;

    • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;



  1. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

    • Учебная литература,

    • Учебно-методическая литература; - Методическая литература.



I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных

предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.

  1. Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет по специальности «Духовые и ударные инструменты», составляет 5 лет.

Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио»:

Таблица 1

Нормативный срок обучения – 8 (9) лет

Классы

1– 8

9

Максимальная учебная нагрузка

(в часах)

641,5

82,5

Количество часов на аудиторные занятия

378, 5

49,5

Количество часов на внеаудиторные занятия

263

33



Таблица 2 Нормативный срок обучения – 5 (6) лет

Классы

1– 5

6

Максимальная учебная нагрузка

(в часах)

412,5

82,5

Количество часов на аудиторные занятия

247,5

49,5

Количество часов на внеаудиторные занятия

165

33



  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая

(от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

  1. Цель и задачи предмета «Сольфеджио»

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачи:

  • формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;

  • формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;

  • формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.



6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений. Основной учебной литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного

предмета «Сольфеджио», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами,

стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

Оснащение занятий

В младших классах активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов. В старших классах применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям.

Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.

Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.

II. Содержание учебного предмета

Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс,

оркестровый класс и другие).

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы

(сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.

Срок обучения 8 (9) лет

  1. класс

Таблица 3





Наименование раздела, темы



Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальн ая учебная нагрузка

Самостояте льная работа

Аудиторные занятия

1

Нотная грамота

Урок

4

2

2

2

Гамма До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени

Урок

2

1

1

3

Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки

Урок

2

1

1

4

Опевание устойчивых ступеней. Тоническое трезвучие

Урок

2

1

1

5

Длительности, размер, такт

Урок

2

1

1

6

Размер 2/4

Урок

4

2

2

7

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

8

Изучение элементов гаммы Соль мажор

Урок

4

2

2

9

Размер 3/4

Урок

4

2

2

10

Устные диктанты

Урок

4

2

2

11

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

12

Изучение элементов гаммы Ре мажор

Урок

4

2

2

13

Изучение элементов гаммы Фа мажор

Урок

4

2

2

14

Гамма ля минор (для продвинутых групп)

Урок

2

1

1

15

Знакомство с интервалами

Урок

2

1

1

16

Затакт четверть, две восьмые в размере

2/4

Урок

4

2

2

17

Текущий контроль

Контрольный урок



2

1

1

18

Запись одноголосных диктантов в размере

3/4

Урок

4

2

2

19

Размер 4/4 (для продвинутых групп)

Урок

2

1

1

20

Повторение

Урок

6

3

3

21

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2

1

1



ИТОГО:



64

32

32



  1. класс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение» iconДополнительные общеобразовательные программы в области музыкального...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение» iconДополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы...
Г. А. Жуковская, заведующая теоретическим отделом Детской музыкальной школы Академического музыкального колледжа при Московской государственной...
Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение» iconПрограмма по учебному предмету по. 02
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»
Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение» iconПрограмма по учебному предмету по. 02
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»
Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение» iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «духовые и ударные инструменты»
«Специальность» по виду «ударные инструменты», далее – «Специальность (ударные инструменты)» разработана на основе и с учетом федеральных...
Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение» iconПрограмма по учебному предмету по. 02. Уп. 01. Фортепиано предметная...
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным...
Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение» iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «духовые и ударные инструменты»
«Специальность» по виду инструмента «труба», далее – «Специальность (труба)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных...
Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение» iconПрограмма разработана с учётом: обеспечения преемственности программы...
Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы «Духовые и ударные инструменты»
Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение» iconОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...
Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение» iconЛитература (устно)
Специализация 04 – концертные, духовые и ударные инструменты (флейта, кларнет, гобой, фагот, труба, тромбон, валторна, туба, ударные...
Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение» iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение» iconПрограмма учебного предмета «Оркестровый класс»
«Струнные инструменты» и «Духовые и ударные инструменты», а также на основе Программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений...
Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение» iconПримерная программа по учебному предмету В. 01. Уп. 02. Оркестровый класс
«Струнные инструменты» и «Духовые и ударные инструменты», а также на основе Программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений...
Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Народные инструменты», «Духовые инструменты». Данная дисциплина включена в обязательную часть предметной области «Теория и история...
Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск