АННОТАЦИЯ к программе по учебному предметуПО.02.УП.01.СОЛЬФЕДЖИО1.Место дисциплины в структуре образовательной программы. Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Духовые инструменты». Данная дисциплина включена в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки» образовательной программы «Народные инструменты», «Духовые инструменты».
2. Цели и задачи изучения дисциплины.Цели:
развитие музыкальных способностей учащихся на основе теоретического и практического освоения ими основных элементов и закономерностей музыкальной речи;
выявление одаренных детей в области музыкального искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
Задачи:
Дидактические
дать первичные знания, умения, навыки в теоретической области музыкального искусства (в том числе, знание профессиональной музыкальной терминологии);
Развивающие
развитие музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления;
развитие музыкально-творческих способностей учащихся;
формирование знаний музыкальных стилей;
формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
Воспитательные
воспитание художественного вкуса;
расширение музыкального кругозора;
формирование у наиболее одаренных учащихся осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения.
3. Объём учебного времени, форма проведения учебных занятий.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио»:
Срок обучения - 6 лет
Количество часов на аудиторные занятия - 396
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу - 198
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек),
продолжительность урока – 40 минут
Периодичность занятий: 2 ч. в неделю
4. Требования к результатам освоения дисциплиныРезультатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, первичных теоретических знаний, в том числе, знания профессиональной музыкальной терминологии;
умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.);
умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте музыкального произведения;
формирование навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
формирование навыков восприятия современной музыки.
5. Формы контроля.Основными видами контроля успеваемости являются: текущий, промежуточный, итоговый контроль.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на
уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную
организацию домашних занятий. Особой формой текущего контроля является
контрольный урок в конце каждой четверти.
Промежуточный контроль – контрольный урок в конце каждого учебного года. Учебным планом предусмотрен промежуточный контроль в форме экзамена в 3 классе.
Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения – в 6 классе. Виды и содержание контроля:
устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий основные формы работы – сольфеджирование одноголосных и двухголосных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и в виде последовательности в тональности, интонационные упражнения;
самостоятельные письменные задания - запись музыкального диктанта, слуховой анализ, выполнение теоретического задания;
«конкурсные» творческие задания (на лучший подбор аккомпанемента, сочинение на заданный ритм, лучшее исполнение и т. д.).