Физика 10 класс





Скачать 106.05 Kb.
НазваниеФизика 10 класс
Дата публикации21.11.2017
Размер106.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Муниципальная бюджетное образовательное учреждение Таловская средняя общеобразовательная школа
Номинация: «Педагогическая деятельность учителя предметника»
Методические разработки уроков физики в 10 классе

по разделу «Молекулярная физика»
(Учебник: Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик «Физика 10 класс»

издательство «МНЕМОЗИНА», Москва 2010)


Автор: Погориськая Ирина Ивановна

учитель физики

МБОУ Таловской СОШ

Таловка 2011

Урок № 36

Тема урока: Основные положения молекулярно – кинетической теории.

Цель урока: 1. Познавательная – понимать структуру и содержании новой физической теории,

знать основные положения МКТ и аргументировать их истинность примерами.

2. Развивающая – формировать мотивацию постановкой познавательных

задач, раскрытием связи опыта и теории; учить анализировать факты

при наблюдении явлений, выделять главное при работе с научно-популяр-

ной литературой; умению обобщать и структурировать материал; развивать

умение публичного выступления.

3. Воспитательная – показать практическое значение знаний по

молекулярной физике; развивать мировоззренческие взгляды; содействовать

патриотическому воспитанию, показав значение вклада российских ученых в

развитие физики.

Оборудование: лабораторные стаканы, стеклянные пластины, стаканы с водой,

хлопчатобумажная и шёлковая нить, перманганат калия, модель

Броуновского движения, пузырьки с пахучими жидкостями, пипетки,

к/фрагмент «Молекулярная физика» (из фильма «Демонстрационный

эксперимент по физике»), фрагмент из курса «Живая физика»;

фотография молекул; колба, лабораторная электроплитка; ПК, медиапроектор,

DVD.

Тип урока: изучение нового материала.

I Организационный момент. Эпиграф урока:

Два мира существуют на Земле:

Один – большой

Он – для людей.

В нем правят разум,

Знания и чувства.

Другой – мы называем

Маленьким.

Еще не познан нами

До конца,

Не все свои открыл

Он тайны.

Возможно, приберег их –

Для тебя.

II Актуализация темы.

Учитель (У.): Встречали ли вы в своей жизни тела, которые нельзя разделить на части?

Ученик (школьник –Ш.): нет, все тела можно разделить на части.

У.: На какие части?

Ш.: молекулы, атомы.

У. Может быть такой же вопрос задавал себе др. греч. ученый Демокрит (VI в до н.э.).

Он первый высказал гениальную гипотезу о том, что тела состоят из мельчайших, далее неделимых частиц – атомов («атом» в пер. с др. греч. «неделимый»): «Всё состоит из атомов… вещи отличаются друг от друга атомами, из которых состоят, их порядком и положением…»

Я думаю, что вы поняли с чем нам сегодня предстоит познакомиться на уроке?

(Ученики высказываются и формулируют цели урока вместе с учителем).

III Основной этап урока.

У.: Какие же опытные факты говорят о том, что тела состоят из отдельных частиц?

(Выслушивает ответы учащихся и обобщает их):

Во-первых – деление, дробление веществ (мельчайшие частица вещества несет полную информацию о свойствах данного вещества, например: частичка камня, частица воды).

Во-вторых – «Окрашивание жидкости»: добавьте в стаканчики с водой крупинки перманганата калия (фронтальный эксперимент). Почему небольшие по объему кристаллики могут окрасить большой объём воды?

Ш.: крупинки проникают между молекулами воды.

У.: о чём говорит проникновение одного вещества в другое?

Ш.: о том, что между молекулами есть промежутки

- что вещества состоят из отдельных частиц.

У.: о дискретном, прерывистом состоянии вещества.

В-третьих – если молекулы существуют, то можно определить их размер и это будет

окончательным доказательством их существования.

В результате проведенных опытов было установлено, что капля нефти, растекаясь по поверхности воды, образует пятно площадью 3 м2;

- капля оливкового масла объёмом 1 мм2 на поверхности воды образует плёнку площадью 0,6 м2 и больше растянуть эти плёнки не получалось.

Как вы думаете, можно ли оценить размеры молекул с помощью этого опыта?

Ш.: может быть толщина плёнки стала равной размеру молекулы?

У. – демонстрирует рисунки этого опыта и предлагает оценить размер молекулы:

V=1 мм3 V=S· d ---- d=V / S

S= 0,6 м2 d=0,001 см3/6000 см2=1,7·10 -7см

d= ? d ~ 10-9 м

т.е. размеры молекул порядка 10-9 м.

Как представить себе такой размер?

Например: в 1 чайной ложке воды содержится примерно столько же молекул воды, сколько чайных ложек воды в мировом океане. Чтобы пересчитать молекулы воды в чайной ложке, понадобилось бы столько же времени, сколько нужно, чтобы вычерпать этой чайной ложкой океан.

Однако, бесспорные доказательства существования молекул и атомов удалось получить только в начале XX века с помощью ионного микроскопа – рис. 24.1 на стр. 178 учебника. Современные приборы позволяют рассматривать отдельные атомы на поверхности тел и измерять их размеры. Самый совершенный из них, называемый туннельным микроскопом, был создан в середине 80-х годов сотрудниками знаменитой компьютерной фирмы IBM (Нобелевскими лауреатами Рорером и Биннингом). Этот микроскоп даёт увеличение в 100 млн раз, что позволяет измерять размеры атомов с большой точностью d~ 10-10 м. Посмотрите на фотографию полимерной цепи аминокислоты аланина – каждый бугорок – молекула аминокислоты.

Сегодня – удивительный урок!

Нам предстоит сделать огромный шаг из макромира, в котором мы изучали движение физических тел, в микромир, где постараемся понять почему вообще существуют эти тела. На уроках физики в 7,8 и 9 классах, уроках химии вы уже начали познавать необычный внутренний мир тел, но мне хотелось бы, чтобы сегодня, став более взрослыми, вы действительно осознали значимость этой темы.

За 45 минут мы узнаем и постараемся освоить то, что ученые по крупицам накапливали тысячелетия, попробуем собрать доказательства и обоснованно построить первую простейшую картину строения вещества. Известный поэт писал: «О, как мне хочется дойти до самой сути…». А вам в детстве разве не хотелось проникнуть внутрь заводной машинки и узнать почему крутятся эти колёсики или почему у куклы закрываются глаза? Попробуйте вспомнить это состояние и попытайтесь разобраться с внутренним миром физических тел.
180 лет назад мало известный тогда ботаник занимался своим обычным делом…

Ш. (рассказ ученика об открытии Броуна).

У. Тогда Броун не понял, почему движутся споры или частички краски? А вы поняли?

(Учитель демонстрирует фрагмент «Броуновское движение» с диска «Живая физика»). Какие частицы участвуют в броуновском движении? Почему частица непрерывно движется? Почему не останавливается?

Ш.: молекулы воды действуют на неё;

- молекулы непрерывно движутся.
У.: На столе у вас находится тёмный пузырёк с неизвестной жидкостью. С помощью пипетки наберите немного этой жидкости и капните на стеклянную пластину. Вы что ни будь почувствовали? Как вы можете объяснить это явление? Как оно называется?

Ш.: распространяется запах, диффузия

У.: что происходит при диффузии? Почему распространение запаха служит аргументом в пользу гипотезы о тепловом движении молекул?

Ш.: молекулы духов проникают между молекулами воздуха, а скорость движения молекул зависит от температуры.

У.: опускает в колбу с водой кристаллы перманганата калия и ставит её на плитку.

Ученики сравнивают процессы протекающие в нагреваемой колбе и в колбе, стоящей на столе и делают вывод: скорость движения молекул зависит от температуры.

У.: показывает фрагмент «Диффузия» с диска «Живая физика» и фрагмент из «Демонстрационного эксперимента».

У.: А существует ли диффузия в твердых телах?

Ш.: приводят примеры, вспоминая опыт из учебника физики 7 класса.

У.: делаем с вами второй вывод?

Ш.: – частицы в телах непрерывно и хаотично движутся.

(Все предположения и выводы учитель записывает на доске).

У.: У вас на столах лежат две нити. Попробуйте разорвать простую белую нить. Легко?

А теперь зелёную – шёлковую. Почему не получается? А ведь она состоит из молекул, между которыми есть промежутки?

Ш.: между молекулами действуют силы притяжения, а в простой нити они слабее.

У.: демонстрирует к/фрагмент «Свинцовые цилиндры». Объясните опыт.

Ш.: молекулы стали притягиваться друг к другу.

У.: Возьмите две стеклянные пластины и прижмите их друг к другу. Попробуйте их разделить. Объясните результат. А затем капните на одну из пластин воду, соедините их и попытайтесь отделить. С трудом? Почему?

Ш.: молекулы воды притягиваются к молекулам стекла.

У.: сожмите в руках ластик. Почему он легко принимает прежнюю форму?

Ш.: между частицами вещества действуют силы отталкивания.

У.: Следовательно, мы можем сделать третий вывод – между частицами действуют силы притяжения и отталкивания. В обычном состоянии эти силы уравновешивают друг друга. Если тело сжать, то силы отталкивания возрастают и становятся больше сил притяжения, а если тело растягивать, то возрастают силы притяжения.

Физкультминутка: после такой плодотворной работы можно немного расслабиться – опустите

кисти рук и потрясите ими, выполните наклоны головы влево-вправо и вперёд- назад, закройте глаза на 15-20 с. Вот мы опять готовы познавать новое и интересное в окружающем нас мире.

У.: А теперь я предлагаю вам послушать выступление ребят.

(Учащиеся читают отрывки из поэмы Лукреция Кара «О природе вещей»и выдержки из работы М.В.Ломоносова «Размышления о причине теплоты и холода» см.: Хрестоматия, с.41-43).

У.: М.В.Ломоносов - его главная заслуга перед страной – это формирование национальной науки и языка. Влияние его научной и литературной деятельности на формирование в нашей стране научного мировоззрения было огромно хотя бы уже потому, что в начале XVIII века подошел с материалистических позиций к изучению явлений окружающего мира, положив в основу его познания эксперимент.

У. Давайте обобщим все ваши высказывания, гипотезы, предположения.( Открывает подготовленный на доске опорный конспект и повторяет по нему основные положения МКТ.)

VI Закрепление

Основные положения МКТ и их опытное обоснование


Основные положения МКТ




Вещества

состоят из

частиц




Частицы

хаотично

непрерывно

движутся




Частицы

взаимодействуют

друг с другом



Молекул Диффузия Силы притяжения

(в газах, жидкостях, и отталкивания

твёрдых телах)

Атомов
Ядра и электронов Броуновское движение r < r0 - Fот > Fпр

(Р.Броун – 1827г. r = r0 – Fот = Fпр

Элементарных А.Эйнштейн – 1905г. r > r0 - Fот < Fпр

Частиц Ж.Перрен – 1908г.)МКТ
Кварков

(дробление веществ –

- туннельный микроскоп)

У.: МКТ связывает свойства вещества с движением и взаимодействием молекул. Величины, которые характеризуют состояние макроскопических тел, называются макроскопическими –

V, p, t, m. а величины, характеризующие свойства отдельных молекул, называются микроскопическими – mo, v, Eср.

Основная задача МКТ – установить связь между этими параметрами.

V Подведение итогов урока, рефлексия.

Наш урок мне бы хотелось закончить такими словами:
МКТ нам говорит:

Всё из частичек состоит,

Соединения их многообразны,

Поэтому и свойства тел

Разнообразны!

Частицы те всегда в движеньи,

И существует между ними

Притяженье,

Отталкивание тоже есть,

И в теле столько их,

Что трудно счесть!
Домашнее задание: § 24, опорный конспект; задачник №14.8, 14.13, 14.16;

доп. задание: вопросы 8,12 к § 24.

Индивидуальное задание на карточках:

Считая диаметр вольфрама d=2·10-10 м, оцените количество атомов,

покрывающих поверхности острия иглы. Остриё считать полушаром

радиусом 5·10-8 м.
.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Физика 10 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика...
Физика 10 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика...
Физика 10 класс iconМетодические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс "
Методические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс " под редакцией А. А. Пинского и О. Ф. Кабардина
Физика 10 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс " под редакцией А. А. Пинского и О. Ф. Кабардина
Физика 10 класс iconСборник задач по физике 7-9 классы. А. В. Перышкин. Физика 7 класс. Физика 8 класс
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы по учебным предметам, утверждённой мо РФ в соответствии с требованиями...
Физика 10 класс iconМетодические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика....
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебников для 10 и...
Физика 10 класс iconФизика, 7 класс
олимпиада школьников Физика, 7 класс
Физика 10 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Живая физика. Живая геометрия; Готовимся к егэ. Физика; Готовимся к егэ. Математика; Физика. 7 9 класс ч. 1
Физика 10 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Физика 8 класс» Пёрышкин А. В., М., Дрофа, 2001г. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника: «Физика 8...
Физика 10 класс iconУрок комплексного применения знаний
Физика. 9кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Шахмаев Н. М., Дик Ю. И., Бунчук А. В. Физика. 9 класс. М.: Мнемозина,...
Физика 10 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ы программы традиционны: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика (атомная физика и физика...
Физика 10 класс iconУрок по теме: "Динамика свободных колебаний", 11-й класс
Оборудование: учебник “Физика-10” Мякишев Г. Я., Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, тестовое задание, мультимедийное учебное пособие «Физика»...
Физика 10 класс iconПерышкин А. В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений....
Программа составлена на основе авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы. Обеспечивает базовый уровень...
Физика 10 класс iconЛитература для учителя и учащихся Пёрышкин А. В. Физика. 7 класс:...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образова­ния: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень)
Физика 10 класс iconРабочая программа учебного курса Физика 8 класс
Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта...
Физика 10 класс iconУчебный курс: Физика Уровень обучения, класс: основное общее образование, 7 класс



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск