Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению





Скачать 175.01 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению
Дата публикации15.09.2013
Размер175.01 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Физика > Программа


Министерство науки и образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский физико-технический институт (государственный университет)»

МФТИ(ГУ)

Кафедра «Физика организованных структур и химических процессов»
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе
О. А. Горшков

2012 г.

.



Рабочая УЧЕБНАЯ Программа
по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании

по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»

профиль подготовки: Математическое моделирование, вычислительные математика и физика

факультет: ПФЭ

кафедра: Физика высоких плотностей энергии

курс: 4 (бакалавриат)

семестры: 6, Дифференцированный зачет: 6 семестр

Трудоёмкость в зач. ед.: вариативная часть – 3 зач. ед.;

в т.ч.:

лекции: 32 час.;

практические (семинарские) занятия: нет;

лабораторные занятия: нет;

мастер классы, индивид. и групповые консультации: нет;

самостоятельная работа: 32 час.;

курсовые работы: нет;

подготовка к дифференцированному зачету: 1 зач. ед.

ВСЕГО часов 94
Программу составил: доц., к.ф-м.н., Левашов П.Р.
Программа обсуждена на заседании кафедры физики высокотемпературных процессов
«____» _______________2012 г.
Заведующий кафедрой академик, д.ф.-м.н. В.Е. Фортов



ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ.


Вариативная часть, в т.ч. :

__3__ зач. ед.


Лекции

_32_ часа


Практические занятия

__-__ часов


Лабораторные работы

__-__ часов


Индивидуальные занятия с преподавателем

__-__ часов


Самостоятельные занятия, включая подготовку курсовой работы

_32_ часа

Мастер- классы, индивидуальные и групповые

Консультации

__-__ часов

Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)

__-__ часов

Подготовка к зачету

1 часов

ВСЕГО

94 часов (3 зач. ед.)

Итоговая аттестация

Диф. зачет: 6 семестр




  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью освоения дисциплины «Вычислительные методы в моделировании» является изучение основ работы с операционной системой UNIX, программирования и решения на компьютерах различных задач вычислительной физики, а также применение полученных знаний и навыков на практике.

Задачами данного курса являются:

  • изучение основ операционной системы UNIX,

  • формирование представлений понятие о языках программирования, изучение особенностей языка программирования C;

  • редактирование, компиляция и линковка программ в операционной системе UNIX;

  • разработка алгоритма, написание программы, отладка и запуск программ для различных задач теоретической физики;

  • изучение основ параллельного программирования.




  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «Вычислительные методы в моделировании» включает в себя разделы, которые могут быть отнесены к вариативной части профессионального цикла Б.3.

Дисциплина «Вычислительные методы в моделировании» базируется на материалах курсов бакалавриата: базовая и вариативная часть кода УЦ ООП Б.2 (математический естественнонаучный блок) по дисциплинам «Высшая математика» (математический анализ, высшая алгебра, дифференциальные уравнения и методы математической физики), блока «Общая физика» и региональной составляющей этого блока и относится к профессиональному циклу. Освоение курса необходимо для разносторонней подготовки бакалавров к профессиональной деятельности, включающей как проведение фундаментальных исследований, так и постановку и решение инженерных задач с использованием современной компьютерной техники.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Освоение дисциплины «Вычислительные методы в моделировании» направлено на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных интегральных компетенций бакалавра:

а) общекультурные (ОК):

  • способность анализировать научные проблемы и физические процессы, использовать на практике фундаментальные знания, полученные в области естественных наук (ОК-1);

  • способность осваивать новые проблематику, терминологию, методологию и овладевать научными знаниями, владением навыками самостоятельного обучения (ОК-2);

  • способность логически точно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, формулировать свою точку зрения, владением навыками ведения научной и общекультурной дискуссий (ОК-4);

  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, владение основными навыками получения, хранения, анализа информации (ОК-6);

  • владение английским языком и способность использовать его знание в своей деятельности (ОК-7);

б) профессиональные (ПК):

  • способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области физических и математических дисциплин, включая дисциплины: общая физика; информатика, программирование и численные методы (ПК-1);

  • способность применять различные методы физических исследований в избранной предметной области: методы теоретической физики, вычислительные методы, методы математического и компьютерного моделирования объектов и процессов (ПК-2);

  • способность понимать сущность задач, поставленных в ходе профессиональной деятельности, и использовать соответствующий физико-математический аппарат для их описания и решения (ПК-3);

  • способность работать с современным программным обеспечением в избранной области (ПК-5);

  • способность проведения экспериментальных исследований, выполнения проектов и заданий по тематике разрабатываемой научной проблемы (ПК-7);

  • способность работать в коллективе исполнителей над решением конкретных исследовательских задач и (или) инновационных задач, готовность к реализации проектов исследовательской и инновационной направленности в команде исполнителей (ПК-9).




  1. конкретные Знания, умения и навыки, формируемые в результате освоения дисциплины




    1. Знать:

  • основы устройства современной комьютерной техники и принципы работы современных операционных систем;

  • основные принципы работы и основные команды операционной системы UNIX;

  • классификацию языков программирования, требования к языкам программирования для их использования при моделировании задач теоретической физики;

  • принципы структурного программирования;

  • основы процесса компиляции и линковки программ;

  • классификацию многопроцессорных вычислительных комплексов;

  • основные принципы создания параллельных программ для многопроцессорных вычислительных комплексов с распределенной памятью;

  • основные принципы создания параллельных программ для многопроцессорных вычислительных комплексов с общей памятью.

    1. Уметь:

  • работать с файловой системой операционной системы UNIX в терминальном режиме;

  • редактировать файлы программ с помощью стандартных редакторов операционной системы UNIX;

  • уметь пересылать файлы между компьютерами различными способами;

  • компилировать и линковать программы, написанные с привлечением стандартных библиотек;

  • создавать собственные библиотеки подпрограмм и использовать их для написания и компиляции собственных программ;

  • использовать библиотеку GSL для решения стандартных задач вычислительной математики;

  • разрабатывать алгоритмы в соответствии с принципами структурного программирования;

  • разрабатывать простые параллельные алгоритмы, создавать простые параллельные программы для компьютеров с общей и распределенной памятью;

  • запускать параллельные программы на многопроцессорных вычислительных комплексах;

  • эффективно использовать информационные технологии и компьютерную технику для достижения необходимых теоретических и экспериментальных результатов.

    1. Владеть:

  • навыками освоения большого объема информации;

  • навыками самостоятельной работы в лаборатории и Интернете;

  • культурой постановки и моделирования физических задач;

  • навыками грамотной обработки результатов экспериментов и сопоставления с теоретическими и литературными данными;

  • практикой исследования и решения теоретических и прикладных задач;

  • практикой работы в операционной системе UNIX, включая написание, редактирование, отладку и запуск последовательных и параллельных программ.



  1. Структура и содержание дисциплины

    1. Структура преподавания дисциплины

Перечень разделов дисциплины и распределение времени по темам


№ темы и название

Количество часов

1. Основы операционной системы UNIX и программирования в этой системе

12

2. Моделирование различных физических задач

14

3. Введение в параллельное программирование на современных суперкомпьютерных комплексах

6

ВСЕГО( зач. ед.(часов))

32 часа (1 зач. ед.)


Лекции:


№ п.п.

Темы

Трудоёмкость в зач. ед.

(количество часов)

1

Основы операционной системы UNIX. История, принципы, влияние на другие операционные системы. Структура операционной системы UNIX.

2

2

Основные команды операционной системы UNIX. Работа в командной строке, командный процессор bash. Файловая система операционной системы UNIX, работа с файлами и каталогами, права на файлы и каталоги.

2

3

Процессы в операционной системе UNIX. Способы управления процессами с помощью сигналов, соответствие некоторых сигналов клавиатурным комбинациям. Понятия о потоках в рамках процесса.

2

4

Редактирование файлов, основы редактора vi. Классификация языков программирования, требования к языкам программирования для написания вычислительных программ. Особенности языков программирования FORTRAN и C.

2

5

Компиляция программ на языке C. Основные этапы компиляции, ключи компилятора gcc на каждом этапе компиляции. Ошибки компиляции на каждом из этапов. Понятие о библиотеках, способы создания и работы с библиотеками.

3

6

Система компиляции программ MAKE. Зависимости между файлами, цели, обработка зависимостей. Команда make.

2

7

Принципы структурного программирования. Способы объединения блоков, стандартные блоки. Примеры структурных и неструктурных программ. Отступления от принципов структурного программирования.

3

8

Моделирование случайных процессов. Понятие о методе Монте-Карло. Алгоритм Метрополиса. Задача о перколяции.

4

9

Одномерная модель Изинга. Аналитические формулы для энергии, магнитного момента и теплоемкости. Моделирование одномерной модели Изинга.

4

10

Двумерная модель Изинга. Понятие о фазовом переходе второго рода. Расчет теплоемкости в двумерном случае, зависимость результатов от параметров моделирования, оценка погрешности моделирования.

4

11

Понятие о параллельном программировании. Суперкомпьютеры с распределенной памятью. Библиотека MPI, межпроцессорные обмены. Написание, отладка и запуск параллельных задач.

2

12

Понятие о программировании с общей памятью, технология OpenMP. Краткое описание современных технологий, которые необходимо освоить для эффективного численного моделирования различных физических задач.

2

ВСЕГО ( зач. ед.(часов))

32 часа (1 зач. ед.)



Самостоятельная работа:


№ п.п.

Темы

Трудоёмкость в зач. ед.

(количество часов)

1

Основы операционной системы UNIX. История, принципы, влияние на другие операционные системы. Структура операционной системы UNIX.

2

2

Основные команды операционной системы UNIX. Работа в командной строке, командный процессор bash. Файловая система операционной системы UNIX, работа с файлами и каталогами, права на файлы и каталоги.

2

3

Процессы в операционной системе UNIX. Способы управления процессами с помощью сигналов, соответствие некоторых сигналов клавиатурным комбинациям. Понятия о потоках в рамках процесса.

2

4

Редактирование файлов, основы редактора vi. Классификация языков программирования, требования к языкам программирования для написания вычислительных программ. Особенности языков программирования FORTRAN и C.

2

5

Компиляция программ на языке C. Основные этапы компиляции, ключи компилятора gcc на каждом этапе компиляции. Ошибки компиляции на каждом из этапов. Понятие о библиотеках, способы создания и работы с библиотеками.

3

6

Система компиляции программ MAKE. Зависимости между файлами, цели, обработка зависимостей. Команда make.

2

7

Принципы структурного программирования. Способы объединения блоков, стандартные блоки. Примеры структурных и неструктурных программ. Отступления от принципов структурного программирования.

3

8

Моделирование случайных процессов. Понятие о методе Монте-Карло. Алгоритм Метрополиса. Задача о перколяции.

4

9

Одномерная модель Изинга. Аналитические формулы для энергии, магнитного момента и теплоемкости. Моделирование одномерной модели Изинга.

4

10

Двумерная модель Изинга. Понятие о фазовом переходе второго рода. Расчет теплоемкости в двумерном случае, зависимость результатов от параметров моделирования, оценка погрешности моделирования.

4

11

Понятие о параллельном программировании. Суперкомпьютеры с распределенной памятью. Библиотека MPI, межпроцессорные обмены. Написание, отладка и запуск параллельных задач.

2

12

Понятие о программировании с общей памятью, технология OpenMP. Краткое описание современных технологий, которые необходимо освоить для эффективного численного моделирования различных физических задач.

2

13

Подготовка к дифференцированному зачету

1 зач. ед.

ВСЕГО ( зач. ед.(часов))

32 часа (1 зач. ед.) + 1 зач. ед.




    1. Содержание дисциплины






п/п

Название модулей

Разделы и темы лекционных занятий

Содержание

Объем

Аудиторная работа

(часы)


Самостоятельная работа

(часы)

1

I

основы операционной системы UNIX и программирования в этой системе

Основы ОС UNIX


Основы операционной системы UNIX. История, принципы, влияние на другие операционные системы. Структура операционной системы UNIX.

2

2

2

Работа в командной строке ОС UNIX.

Основные команды операционной системы UNIX. Работа в командной строке, командный процессор bash. Файловая система операционной системы UNIX, работа с файлами и каталогами, права на файлы и каталоги.

2

2

3

Процессы в ОС UNIX

Процессы в операционной системе UNIX. Способы управления процессами с помощью сигналов, соответствие некоторых сигналов клавиатурным комбинациям. Понятия о потоках в рамках процесса.

2

2

4

Языки программирования для численного моделирования

Редактирование файлов, основы редактора vi. Классификация языков программирования, требования к языкам программирования для написания вычислительных программ. Особенности языков программирования FORTRAN и C.

2

2

5

Компиляция программ в ОС UNIX

Компиляция программ на языке C. Основные этапы компиляции, ключи компилятора gcc на каждом этапе компиляции. Ошибки компиляции на каждом из этапов. Понятие о библиотеках, способы создания и работы с библиотеками.

3

3

6

II

моделирование различных физических задач

Система компиляции программ MAKE





Система компиляции программ MAKE. Зависимости между файлами, цели, обработка зависимостей. Команда make. Пример компиляции реального проекта.

2

2

7

Принципы структурного программирования


Принципы структурного программирования. Способы объединения блоков, стандартные блоки. Примеры структурных и неструктурных программ. Отступления от принципов структурного программирования.

3

3

8

Моделирование случайных процессов

Моделирование случайных процессов. Понятие о методе Монте-Карло. Алгоритм Метрополиса. Задача о перколяции.

4

4

9

Одномерная и двумерная модели Изинга

Одномерная модель Изинга. Аналитические формулы для энергии, магнитного момента и теплоемкости. Моделирование одномерной модели Изинга.

4

4

10



Методы расчета твердой фазы




Двумерная модель Изинга. Понятие о фазовом переходе второго рода. Расчет теплоемкости в двумерном случае, зависимость результатов от параметров моделирования, оценка погрешности моделирования.

4

4

11

III

введение в ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ На СОВРЕМЕННЫХ СУПЕРКОМПЬЮТЕРНЫХ КОМПЛЕКСАХ

Параллельное программирование с распределенной памятью

Понятие о параллельном программировании. Суперкомпьютеры с распределенной памятью. Библиотека MPI, межпроцессорные обмены. Написание, отладка и запуск параллельных задач.

2

2

12
Параллельное программирование с общей памятью




Понятие о программировании с общей памятью, технология OpenMP. Краткое описание современных технологий, которые необходимо освоить для эффективного численного моделирования различных физических задач.

2

2



  1. Образовательные технологии




№ п/п

Вид занятия

Форма проведения занятий

Цель

1

лекция

изложение теоретического материала

получение теоретических знаний по дисциплине

2

лекция

изложение теоретического материала с помощью презентаций

повышение степени понимания материала

3

Практическое занятие

закрепление изложенного материала при работе на суперкомпьютерных комплексах под управлением ОС UNIX, написание, редактирование, отладка и запуск программ, решение задач по заданию (индивидуальному где требуется) преподавателя, используются конспект (электронный) лекций, учебники, рекомендуемые данной программой, а материал в сети Интернет

осознание связей между теорией и практикой, а также взаимозависимостей разных дисциплин

4

самостоятельная работа студента

подготовка к экзамену и зачету с оценкой

повышение степени понимания материала




  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Контрольно-измерительные материалы

Перечень контрольных вопросов для сдачи экзамена в 6-ом семестре.

  1. Основные принципы, положенные в основу операционной системы UNIX.

  2. Структура операционной системы UNIX.

  3. Файловая система операционной системы UNIX.

  4. Понятие о процессе, способы управления процессами.

  5. Основные этапы компиляции программ на языке C.

  6. Ключи компиляции компилятора gcc на этапе препроцессирования, практический пример.

  7. Ключи компиляции компилятора gcc на этапе компилирования, практический пример.

  8. Ключи компиляции компилятора gcc на этапе линковки, практический пример.

  9. Статическая и динамическая линковки. Продемонстрировать на примере.

  10. Технология компиляции MAKE. Продемонстрировать на примере.

  11. Принципы структурного программирования. Понятие о блоках, способы их комбинирования.

  12. Привести примеры алгоритмов, написанных в соответствии/без соответствия с принципами/принципам структурного программирования.

  13. Привести примеры, в которых нарушение принципов структурного программирования оправдано. Привести примеры нарушения принципов структурного программирования в языке C.

  14. Понятие о датчике случайных чисел, свойства датчиков, критичные для задач численного моделирования.

  15. Алгоритмы генерации случайных чисел с заданным распределением.

  16. Марковские процессы, алгоритм Метрополиса.

  17. Понятие о методе Монте-Карло, метод численного интегрирования с использованием метода Монте-Карло.

  18. Понятие о перколяции и бесконечном кластере.

  19. Алгоритм нахождения бесконечного кластера на прямоугольной решетке. Порог перколяции в двумерном случае.

  20. Задача о случайных блужданиях в одномерном и двумерном случаях.

  21. Одномерная модель Изинга, формула для вычисления энергии, магнитного момента и теплоемкости.

  22. Алгоритм моделирования ферромагнетика в модели Изинга в каноническом ансамбле с помощью алгоритма Метрополиса.

  23. Расчет средней энергии и магнитного момента в одномерной модели Изинга.

  24. Расчет теплоемкости в двумерной модели Изинга. Фазовый переход второго рода (ферромагнетик-парамагнетик).

  25. Суперкомпьютеры с распределенной памятью. Технология программирования для компьютеров с распределенной памятью, библиотека MPI. Практический пример параллельного алгоритма для задачи численного интегрирования.

  26. Суперкомпьютеры с общей памятью. Потоки, технология программирования OpenMP. Практический пример параллельного алгоритма для задачи численного интегрирования.




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    1. Необходимое оборудование для лекций и практических занятий: компьютер и мультимедийное оборудование (проектор), доступ к сети Интернет

    2. Необходимое программное обеспечение: Интернет-браузер

    3. Обеспечение самостоятельной работы: доступ в Интернет




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




    1. Основная литература




  1. Юрий Магда. UNIX. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2006.

  2. Дейтел Х.М., Дейтел П.Дж. Как программировать на C. М.: Бином, 2009.


Дополнительная литература

  1. Стен Келли-Бутл. Введение в UNIX. М.: «Лори», 1997.

  2. Керниган Б., Ритчи Д. Язык программирования C. Санкт-Петербург: Финансы и статистика, 2001.

  3. Гулд Х., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике. М.: Мир, 1990.

  4. Хеерман Д.В. Методы компьютерного эксперимента в теоретической физике. М.: Наука, 1990.

  5. Воеводин В.В., Воеводин Вл.В. Параллельные вычисления. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2002.


Электронные ресурсы, включая доступ к базам данных и т.д.

  1. Библиотека GSL, http://www.gnu.org/software/gsl/

  2. Компиляция программ на языке C/C++, http://www.firststeps.ru/linux/


Программу составил

__________________ (Левашов П.Р., к.ф.-м.н.)

«_____»_________2012 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению iconРабочая учебная программа по дисциплине физико-химические методы...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению iconРабочая учебная программа по дисциплине физико-химические методы...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060105 Медико-профилактическое дело (квалификация...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению iconРабочая учебная программа по дисциплине физико-химические методы...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению iconРабочая учебная программа дисциплины составлена в соответствии с...
Методы анализа социально-экономических процессов [Текст]: рабочая учебная программа Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2013. – 16 с
Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению iconРабочая учебная программа по дисциплине разработана на основании...
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русского языка
Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению iconРабочая учебная программа по дисциплине Малоинвазивные методы в детской хирургии
Цель преподавания дисциплины по выбору студента «Малоинвазивные методы диагностики и лечения в детской хирургии» на педиатрическом...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению iconРабочая учебная программа по дисциплине «Логика» разработана в соответствии...
Логика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 54 с
Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению iconРабочая учебная программа по дисциплине «Криминалистика» разработана...
Криминалистика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 44 с
Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
А. А. Кудрявцев., С. С. Волкова. Спектральные методы исследования в нефтехимии: Учебно-методический комплекс рабочая учебная программа...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению iconРабочая программа дисциплины «вычислительные машины, системы и сети»
Вычислительные машины, системы и сети ” призвана познакомить студента, обучающегося по направлению 220700 “Автоматизация технологических...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
Третьяков Н. Ю. Хроматографические методы анализа. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экономика развития» разработана...
Экономика рзавития [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 46 с
Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению iconРабочая учебная программа по дисциплине «История России» разработана...
История России [Текст]: рабочая учебная программа. Гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 67 с
Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению iconРабочая учебная программа по дисциплине электив по курсу нормальной...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению iconРабочая учебная программа по дисциплине «Административное право»...
Административное право [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 60 с
Рабочая учебная программа по дисциплине: Вычислительные методы в моделировании по направлению iconРабочая учебная программа по дисциплине «Мировая экономика» разработана...
Мировая экономика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 36 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск