Скачать 0.8 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Рабочая программа дисциплины «Физика» на основе модульной технологии обучения Направление подготовки: Электроэнергетика и электротехника Квалификация (степень): бакалавр инженерии Форма обучения: очная Орел 2012 год Составитель: Иващук О.А., доктор технических наук, кандидат физико-математических наук, доцент _____________ «__» __________2012 г. Рецензент: Моисеенко А.М., доктор технических наук, доцент____________ «__» __________2012г. Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника (квалификация (степень) «бакалавр»). Программа обсуждена на заседании кафедры физика_____________ протокол № ___ от « » 2012 г. Зав. кафедрой: Гришина С.Ю., к.ф.-м.н.,, доцент _____________ «__» __________2012г. Программа рассмотрена и одобрена методической комиссией факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, протокол № ___ от « » 2011 г. Председатель методической комиссии факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин: Рожкова Н.В. _____________ «__» __________2012г.
Введение Данная рабочая программа (РП) составлена для студентов, обучающихся по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника» с присвоением квалификации «бакалавр», в соответствии с учебным планом факультета агротехники и энергообеспечения ФГБОУ ВПО Орел ГАУ, с учётом требований ФГОС ВПО, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) бакалавриата по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника», а также в соответствии с примерной программой дисциплины «Физика» федерального компонента цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин для ГОС 3-го поколения. Естественнонаучная составляющая высшего профессионального образования является одной из важнейших при формировании базиса знаний и навыков студентов, обучающихся по инженерным направлениям бакалавриата. При подготовке инженеров современного агропромышленного комплекса особое значение имеет курс физики. В структуре ООП он относится к базовым составляющим математического и естественнонаучного цикла. В результате проведения всех видов аудиторных и самостоятельных занятий по физике, участия в научно-исследовательской работе студенты должны не только усвоить основные явления и законы классической и современной физики, освоить методы проведения физических измерений и овладеть начальными навыками проведения экспериментальных научных исследований (с использованием современных измерительных приборов и научной аппаратуры), а также методами обработки результатов измерений. Будущие профессионалы должны научиться эффективному использованию полученных знаний и навыков для овладения основами теории и практики инженерного обеспечения агропромышленного комплекса, грамотному применению их в своей практической деятельности. В основе компетентностного подхода и структуры РП заложены принципы: – преемственности с ФГОС ВПО 2-го поколения, сохранение традиций российской высшей школы и накопленного опыта подготовки студентов; – сохранение высокого уровня фундаментальной подготовки как основы общенаучных, профессиональных, социально-личностных и общекультурных компетенций, способности успешно работать в новых, быстро развивающихся областях науки и техники, самостоятельно непрерывно приобретать новые знания, умения и навыки в этих областях; Организация учебного процесса строится на основе рационального применения традиционных и перспективных методов и технологий обучения, опыта преподавания физики в высшей школе России и других стран, что способствует обеспечению повышения творческой активности студентов и качественного усвоения учебного материала как на аудиторных занятиях, так и при самостоятельной работе студентов. Методическое обеспечение дисциплины разработано на основе интеграции физики как науки (в глубокой взаимосвязи ее различных частей) с будущими На кафедре физики ФБГОУ ВПО Орел ГАУ апробировалась и внедрена модульная технология обучения с балльной оценкой знаний. В данном случае весь учебный материал делится на отдельные логически завершенные блоки – модули. Они могут совпадать с рекомендуемыми дидактическими единицами (ДЕ) или их разделами, а могут объединять несколько разделов ДЕ. Один из важнейших принципов данной технологии: качество освоения модулей определяется с помощью специальных контрольных мероприятий, которые проводятся в течение семестра. Студентам уже на первом занятии сообщается полная информации об организации учебного процесса по модульному принципу. Текущий отчет осуществляется в два этапа. Первый связан с оценкой знаний по основным положениям изучаемого блока дисциплины (аналогично проходит тестирование для оценки остаточных знаний студентов) и, чаще всего, представляет собой компьютерное тестирование. Второй этап – это определение степени прочности усвоения студентами полученных знаний, степени понимания логической структуры дисциплины. Этот этап может проводиться как в тестовой, так и в письменной форме, но обязательно предусматривает последующее собеседование. Качество полученных студентом знаний осуществляется с применением дифференцированной балльной оценки. Максимально за работу в семестре студент может набрать 100 баллов. Шкала пересчета в традиционные оценки: балльная оценка от 0 до 54 от 55 до 69 от 70 до 84 от 85 до 100 академическая оценка неудовл. удовл. хорошо отлично зачет незачтено зачтено зачтено зачтено По результатам только текущего контроля студент может набрать в семестре – 60 баллов. Также он может набрать поощрительные баллы: до 25 – за активную аудиторную и самостоятельную работу; до 15 – за участие в научно-исследовательской работе. Если студент не набирает достаточное для него количество баллов, он сдает итоговый экзамен, на котором может набрать еще 40 баллов. В Университете очень большое внимание уделяется развитию творческого отношения студентов к получению знаний, интеграции науки и образования. Именно с этим связана возможность набрать поощрительные баллы и выйти в конце семестра с оценкой «хорошо» или «отлично» «автоматом».
Внедрение высоких технологий в различные сферы агропромышленного комплекса предполагает основательное знакомство студентов как с классическими, так и с новейшими методами и результатами физических исследований. При этом бакалавр должен получить не только физические знания, но и навыки их дальнейшего пополнения, научиться пользоваться современной литературой, в том числе электронной. Целью освоения курса физики является ознакомление студентов с основными законами физики и возможностями их применения при решении задач, возникающих в их последующей профессиональной деятельности. Задачами курса физики являются: – изучение законов окружающего мира в их взаимосвязи; – овладение фундаментальными принципами и методами решения научно-технических задач; – формирование навыков по применению положений фундаментальной физики к грамотному научному анализу ситуаций, с которыми приходится сталкиваться при создании новой техники и новых технологий; – освоение основных физических теорий, позволяющих описать явления в природе, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных технологических задач; – формирование у студентов основ естественнонаучной картины мира; – ознакомление студентов с историей и логикой развития физики и основных её открытий. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Физика» входит в базовую часть ООП бакалавриата по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника», цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин (Б2). Физика – наука, изучающая наиболее общие закономерности различных явлений природы, свойства и строение материи. Поэтому понятия и идеи физики, фундаментальные законы, принципы и методы познания лежат в основе всего естествознания. Приступая к изучению дисциплины «Физика», студент должен знать физику в пределах программы средней школы (как минимум – на базовом уровне), школьный курс математики, а также элементы математического анализа, линейной алгебры и аналитической геометрии. Курс общей физики является одной из базовых дисциплин, преподавание которых ведется на младших курсах и требует последовательного ознакомления студентов с различными разделами дисциплины, таким образом, чтобы очередной дидактический модуль опирался на материал, представленный в предшествующих модулях. Базовые концепции и методы физики создают универсальную базу для изучения других дисциплин математического и естественнонаучного цикла, а также общепрофессиональных, общеинженерных и специальных дисциплин. Физика закладывает фундамент последующего обучения бакалавров в магистратуре и аспирантуре, обеспечивая необходимыми знаниями для решения научно-технических задач в теоретических и прикладных аспектах. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Аудиторная и самостоятельная работа по физике, проводимая, в том числе, с применением активных форм обучения, а также научно-исследовательская работа студентов должны способствовать формированию следующих общекультурных компетенций (ОК): – обладание математической и естественнонаучной культурой, в том числе в области физики, как частью профессиональной и общечеловеческой культуры (ОК1); – обладание способностью проводить доказательства утверждений (ОК2); – обладание способностью выстраивать и реализовать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК3); – обладание настойчивостью в достижении цели, выносливостью, способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК4); – обладание способностью следовать этическим и правовым нормам, толерантностью, способностью к социальной адаптации, умением работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться руководящим указаниям (ОК5). В результате изучения дисциплины «Физика» у студентов бакалавриата по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» должны закладываться следующие профессиональные компетенции (ПК): общепрофессиональные компетенции: – способность к использованию основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ПК1); – способность решать инженерные задачи с использованием основных законов механики, электротехники, гидравлики, термодинамики и тепломассообмена (ПК2); – способность обоснованно выбирать материал и назначать его обработку для получения свойств, обеспечивающих высокую надежность деталей (ПК3); – способность проводить эксперименты и оценивать результаты измерений (ПК4); – способность обеспечивать правила техники безопасности (ПК5); – готовность к использованию средств автоматики и систем автоматизации технологических процессов (ПК6); в производственно-технологической деятельности: – готовность к профессиональной эксплуатации машин и оборудования для производства, хранения и первичной переработки с/х продукции (ПК7); – способность использовать типовые технологии технического обслуживания, ремонта и восстановления изношенных деталей машин и электрооборудования (ПК8); – способность использовать современные методы монтажа, наладки машин и установок, поддержания режимов работы электрифицированных и автоматизированных технологических процессов (ПК9); – способность использовать технические средства для определения параметров технологических процессов и качества продукции (ПК10). В результате изучения базового курса физики студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки, применимые в их последующем обучении и профессиональной деятельности: знания – основные физические явления и основные законы физики; границы их применимости, применение законов в важнейших практических приложениях; – основные физические величины и физические константы, их определение, смысл, способы и единицы их измерения; – фундаментальные физические опыты и их роль в развитии науки; – назначение и принципы действия важнейших физических приборов; умения – объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий; – указать, какие законы описывают данное явление или эффект; – истолковывать смысл физических величин и понятий; – записывать уравнения для физических величин в системе СИ; – работать с приборами и оборудованием современной физической лаборатории; – использовать различные методики физических измерений и обработки экспериментальных данных; – использовать методы адекватного физического и математического моделирования, а также применять методы физико-математического анализа к решению конкретных естественнонаучных и технических проблем; навыки – использования основных общефизических законов и принципов в важнейших практических приложениях; – применения основных методов физико-математического анализа для решения естественнонаучных задач; – правильной эксплуатации основных приборов и оборудования современной физической лаборатории; – обработки и интерпретирования результатов эксперимента; – использования методов физического моделирования в инженерной практике. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 450 час./12,5 зачетных единиц.
|
Рабочая программа дисциплины Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Министерство сельского хозяйства РФ Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Рабочая программа дисциплины Материаловедение. Технология конструкционных материалов Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Органическая химия Направление... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное... Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях | Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное... Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях | ||
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111801... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 250700... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное... ... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) мясное и молочное скотоводство... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200.... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... |