Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа а. Вако – Жиле»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
ШМО учителей зам. дир. по УВР директор МКОУ
начальных классов ---------Паунежева Л. И. «СОШ а. Вако-Жиле»
--------Бекижева Ф. Н. « »-------2013г. ------------Адыгешаов Д. А.
Протокол №-----от « »----2013г. Приказ№---=от « »--------2013г.
Рабочая программа
по окружающему миру
3 класс
2013/ 2014 учебный год
Базовый уровень
УМК «Школа России»
Автор : А. А. Плешаков.
Составитель: Бекижева Ф.Н.
Учитель высшей квалификационной категории
Раздел 2.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004года, Программы образовательных учреждений.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учётом логики учебного процесса , возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас»:
--формирование у ребёнка современной ориентированной картины мира;
--развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
--воспитание личностных качеств культурного человека-доброты , терпимости, ответственности.
Цель рабочей программы – рациональное распределение часов учебного
материала , ориентированного на: воспитание гуманного, творческого , социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи , решаемые при реализации рабочей программы:
-развитие умений наблюдать , анализировать , обобщать , характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать ,решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального , о человеке и его месте в природе и обществе;
-воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств ;
-формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе , сохранять и укреплять здоровье;
-осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе;
-создание условий для формирования и развития у школьников:
* творческих способностей и интереса к выполнению заданий ;
* умение самостоятельно приобретать и примерять знания на практике ;
*коммуникативных навыков , которые способствуют развитию умений работать в парах, группах;
*общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления , обучение умению самостоятельно выполнять задания, работа с книгой , со справочной литературой).
Формы организации работы при изучении курса мир вокруг нас разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны и методы, приёмы и средства обучения. Значительную роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов , наглядных пособий.
В основе построения программы лежат принципы единства , преемственности, вариативности, деятельного подхода , системности.
Главное в курсе природоведения 3 класса –показать связи между человеком и природой . Показать многообразную роль природы в жизни человека.
Человек-«локомотив» всех изменений . Протекают все эти процессы потому , что влияние вызывающих их факторов передаётся по цепочке существующих в при роде связей.
Весь курс 3 класса учит жить в гармонии с окружающей средой.
Одновременно раскрывается противоречие между обществом и природой , пути их разрешения.
Речь идёт о реальных экологических проблемах , встающих перед человечеством. Работа по данной программе способствует воспитанию гуманной , творческой личности ,бережно относящейся к богатствам природы и общества.
Раздел 3
Содержание учебного материала.
Рабочая программа рассчитана на 67 часов в год
Количество часов в неделю-----------2
Количество часов 1четверти--------17
Количество часов 2 четверти-------14 часов
Количество часов 3 четверти--------18 часов
Количество часов в 4 четверти------18 часов.
Как устроен мир.
Природа , её разнообразие. Растения , животные , грибы, бактерии-царства живой природы.
Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек-часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие , память.
Дыхательная и кровеносная система, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.
Здоровый образ жизни. Табак , алкоголь, наркотики-враги здоровья.
Наша безопасность.
Огонь, вода, газ. Меры безопасности при обращении с огнём, газом. Действия во время пожара , аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте . Дорожные знаки: предупреждающие , запрещающие , предписывающие, информационно – указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях .Правила поведения при встрече с незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика.
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги
Природные богатства - основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.
Полезные ископаемые , их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета . Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи .
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Путешествие по городам и странам.
Города Золотого кольца России . Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности , охрана памятников истории и культуры .
Страны , граничащие с Россией- наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы , их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности , знаменитые люди разных стран.
Знаменитые люди мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества.
Раздел 4.
Основные требования к знаниям , умениям и навыкам обучающихся .
К концу 3 класса учащиеся должны знать :
-Что такое тела, частицы , вещества.
-Компоненты живой природы : воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства.
-Компоненты живой природы :человек , растения , животные ,грибы, микроорганизмы.
- Группы растений : водоросли, мхи , папоротники, и некоторые их отличительные признаки.
- Группы животных : насекомые , рыбы, земноводные , пресмыкающиеся, птицы, звери и их отличительные признаки.
- Некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой , внутри неживой природы, внутри живой природы.
- Некоторые взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу.
-Строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.
Учащиеся должны уметь:
-Различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных.
-Устно описывать объекты природы.
- Объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком.
-подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников.
-Измерять температуру воздуха с помощью термометра.
-Проводить самостоятельные наблюдения в природе.
Изготавливать кормушки для птиц , развешивать кормушки, подкармливать птиц, выполнять другую посильную работу по охране природы.
- Выполнять правила поведения в природе , обосновывать их необходимость.
-Выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.
В рабочей программе в соответствии с требованиями Программы запланированы следующие виды работ: экскурсии, практические работы, проверочные работы.
Планируемый уровень подготовки учащихся:
-наблюдение объектов окружающего мира , их устное описание. Соотнесение полученных результатов с целью наблюдения;
- выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
- проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
Работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
-работа с учебником и научно- популярными текстами и др.
Раздел 5
Календарно-тематическое планирование
по «Окружающему миру» для 3 класса
№
| Тема урока
| Количество
часов
| Дата проведения
| Примечание
| план
| факт
|
| 1 четверть
|
|
|
|
|
| Как устроен мир.
|
|
|
|
| 1
| Что такое природа? Разнообразие природы.
| 1
|
|
|
| 2
| Экскурсия. Многообразие природы. Изменения в природе под влиянием человека.
| 1
|
|
|
| 3
| Человек. Внутренний мир человека.
| 1
|
|
|
| 4
| Общество. Работа с картой. Практическая работа. Тест.
| 1
|
|
|
| 5
| Мир глазами эколога. Составление экологических связей.
| 1
|
|
|
| 6
| Тест. Практическая работа «Природа в опасности».
| 1
|
|
|
| 7
| Обобщение по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.
| 1
|
|
|
|
| Эта удивительная природа.
|
|
|
|
| 8
| Тела, вещества, частицы. Тест. Практическая работа «Моделирование расположения частиц в твёрдом , жидком и газообразном веществе.
| 1
|
|
|
| 9
| Разнообразие веществ. Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания». Тест.
| 1
|
|
|
| 10
| Воздух и его охрана. Опыт «Расширение воздуха». Тест.
| 1
|
|
|
| 11
| Вода . Свойства воды. Тест. Практическая работа «Свойства воды. Очистка загрязнённой воды с помощью фильтра».
| 1
|
|
|
| 12
| Превращения и круговорот воды в природе.
| 1
|
|
|
| 13
| Превращения и круговорот воды в
природе.
| 1
|
|
|
| 14
| Берегите воду! Составление памятки .
| 1
|
|
|
| 15
| Как разрушаются камни? Тест.
|
|
|
|
| 16
| Что такое почва? Образование и разрушение почвы. Тест. Опыт «Состав почвы».
| 1
|
|
|
| 17
| Разнообразие растений . Тест. Практическая работа «Рассматривание живых и гербарных растений».
| 1
|
|
|
|
| Итого:
| 17ч.
|
|
|
|
| 2 четверть
|
|
|
|
| 18
| Солнце, растения и мы с вами. Лес и человек. Практическая работа «Части растений».
| 1
|
|
|
| 19
| Размножение и развитие растений. Практическая работа «Рассматривание плодов и семян растений»
| 1
|
|
|
| 20
| Охрана растений. Составление «Правил друзей природы».
| 1
|
|
|
| 21
| Разнообразие животных. Кто что ест? Моделирование цепей природы.
| 1
|
|
|
| 22
| Размножение животных. Невидимые нити.
| 1
|
|
|
| 23
| Развитие и размножение животных .Составление модели развития животных.
| 1
|
|
|
| 24
| Охрана животных . Составление «Правил друзей животных».
| 1
|
|
|
| 25
| Классификация и отличительные признаки. В царстве грибов.
| 1
|
|
|
| 26
| Практическая работа «Распознавание природных объектов». Великий круговорот жизни.
| 1
|
|
|
|
| Мы и наше здоровье.
|
|
|
|
| 27
| Организм человека.
| 1
|
|
|
| 28
| Органы чувств. Выполнение правил личной гигиены.
| 1
|
|
|
| 29
| Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Практическая работа «Первая помощь при небольших повреждениях кожи».
| 1
|
|
|
| 30
| Наше питание . Органы пищеварения. Практическая работа «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах». Тест.
| 1
|
|
|
| 31
| Дыхание и кровообращение. Практическая работа «Подсчёт ударов пульса».
| 1
|
|
|
|
| Итого:
| 14ч.
|
|
|
|
| 3 четверть.
|
|
|
|
|
| Наша безопасность.
|
|
|
|
| 32
| Огонь , вода и газ. Выполнение правил безопасного поведения.
| 1
|
|
|
| 33
| Чтобы путь был счастливым. Практическая работа «Отработка правил перехода улицы».
| 1
|
|
|
| 34
| Дорожные знаки. Экскурсия. «Знакомство с дорожными знаками в окрестности школы».
| 1
|
|
|
| 35
| Опасные места. Составление условных знаков.
| 1
|
|
|
| 36
| Умей предупреждать болезни . Здоровый образ жизни. Составление правил сохранения и укрепления здоровья.
| 1
|
|
|
| 37
| О молниях, змеях , собаках и прочем. Составление условных знаков по теме.
| 1
|
|
|
| 38
| Экологическая безопасность. Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды».
| 1
|
|
|
| 39
| Обобщение по теме : «Наша безопасность». Практическая работа.
| 1
|
|
|
|
| Чему учит экономика?
|
|
|
|
| 40
| Для чего нужна экономика.?
| 1
|
|
|
| 41
| Три кита экономики.
| 1
|
|
|
| 42
| Полезные ископаемые. Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых». Тест.
| 1
|
|
|
| 43
| Растениеводство. Практическая работа «Знакомство с культурными растениями». Тест.
| 1
|
|
|
| 44
| Животноводство. Классификация животных.
| 1
|
|
|
| 45
| Какая бывает промышленность? Классификация отраслей промышленности.
| 1
|
|
|
| 46
| Какая бывает промышленность ? Классификация отраслей промышленности.
| 1
|
|
|
| 47
| Что такое деньги?
| 1
|
|
|
| 48
| Обобщение изученного материала по теме: «Чему учит экономика».
| 1
|
|
|
| 49
| Обобщение изученного материала по теме : «Чему учит экономика»
| 1
|
|
|
|
| Итого:
| 18 ч.
|
|
|
|
| 4 четверть.
|
|
|
|
| 50
| Знакомство с экономикой.
| 1
|
|
|
| 51
| Что такое деньги? Практическая работа «Знакомство с современными российскими монетами»
| 1
|
|
|
| 52
| Государственный бюджет. Семейный бюджет .Составление бюджета.
| 1
|
|
|
| 53
| Экономика и экология .Составление экологических прогнозов.
| 1
|
|
|
|
| Путешествие по городам и странам.
|
|
|
|
| 54
| Золотое кольцо России. Работа с картой.
| 1
|
|
|
| 55
| Золотое кольцо России. Работа с картой.
| 1
|
|
|
| 56
| Наши ближайшие соседи.
| 1
|
|
|
| 57
| Практическая работа «Страны –соседи России и их столицы»
| 1
|
|
|
| 58
| На севере Европы . Изображение флагов.
| 1
|
|
|
| 59
| На севере Европы. Изображение флагов.
| 1
|
|
|
| 60
| Что такое Бенилюкс?
| 1
|
|
|
| 61
| Что такое Бенилюкс ?
| 1
|
|
|
| 62
| В центре Европы. Изображение флагов.
| 1
|
|
|
| 63
| Путешествие по Франции и Великобритании. Составление вопросов к викторине.
| 1
|
|
|
| 64
| На юге Европы. Изготовление из пластилина макетов памятников.
| 1
|
|
|
| 65
| По знаменитым местам мира.
| 1
|
|
|
| 66
| Обобщение изученного материала по теме
« Путешествие по городам и странам». Практическая работа.
| 1
|
|
|
| 67
| Обобщение изученного материала за год.
| 1
|
|
|
|
| Итого:
| 18
|
|
|
| Раздел 6
Литература:
Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»
к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас . 3 класс»
А. А. Плешаков. «Зелёные страницы». М.. Просвещение, 1998г.
А. А. Плешаков. От земли до неба : атлас- определитель для уч-ся начальных классов, М. Просвещение, 2006г.
И. Г. Юдина. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы .Волгоград,-2002г.
|