Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян





Скачать 251.32 Kb.
НазваниеКонфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян
Дата публикации28.06.2014
Размер251.32 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > География > Учебник
Козлова М. А.
Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян
В статье предпринимается попытка сопоставить результаты двух исследований, с разных позиций анализирующих одно предметное поле – особенности экологического сознания россиян. Первое исследование посвящено анализу текстового и визуального материала, содержащегося в учебниках чтения для начальной школы, с точки зрения транслируемых моделей взаимодействия человека и окружающей природной среды1. Второе – масштабное эмпирическое исследование про-экологических установок россиян, проведенное в 2011 году2. Задавшись целью выявить истоки актуальных экологических представлений россиян и установок природозащитной деятельности, мы решили обратиться к анализу ценностей и поведенческих установок, транслируемых обществом своим подрастающим членам и воздействующих на построение характерной для того или иного поколения картины мира.

С этой целью нами проведен анализ текстового и визуального материала, содержащегося в учебниках чтения для начальной школы. В ходе нашего исследования был выполнен контент-анализ 15 учебников «Литературного чтения» («Родной речи») для начальной школы, из них

- трех учебников «Родная речь» (1–3 класс), выпущенных издательством «Просвещение» в 1982-1983 гг., составляющих по данному периоду и предмету генеральную совокупность учебников для массовой русскоязычной начальной школы для детей с нормальным уровнем умственного и физического развития;

- двенадцати учебников «Литературное чтение»3 (1–4 класс), выпущенных ведущими издательствами «Просвещение», «Дрофа», «Вентана-Граф» в 2001–2005 гг. и составивших не менее 80% генеральной совокупности учебников по данным предметам в начале 2000-х.

В учебниках советского периода, а именно по ним учились те, кому сейчас больше 30 лет, тема взаимодействия природы и человека с неизменным доминированием человека представлена широко. Природе это взаимодействие особенного блага не несет, что ясно следует, например, из текста С.Могилевской «Сказка про молодцов-удальцов и столетнего деда»: жил один-одинешенек в дремучей тайге много столетий дед, пока не прибыли в тайгу «молодые, удалые, двадцатилетние» - «хозяйство налаживать». Пытался дед их прогнать – ветрами, морозами, гнусом – не вышло, согнали деда с мест, где он веками жил: «Еще много в тайге дорог нехоженых, еще много мест неезженых. Но куда бы ни скрылся дед, не сегодня-завтра придут туда молодцы-удальцы двадцатилетние, до работы охочие, между собой неразлучные. Придут из земли алмазы да золото доставать, реки плотинами перегораживать, новые города строить, чтобы жилось в них людям хорошо и вольготно. И наступит день, когда перестанет дед противиться молодцам-удальцам, покорится силе их, смелости и великой дружбе человеческой»4.

В следующем за упомянутым произведении «Интересная жизнь» Ю.Яковлева речь также идет о планирующихся масштабных преобразованиях природной среды: «Над землей звучат властные приказы. И вот огромная гора, которая всю свою жизнь стояла на одном месте, вдруг шевельнулась и попятилась на несколько шагов. Трудно было и реке менять свои привычки. Но она поднатужилась, сдержала свой бег и, словно кто-то скомандовал ей: «Кру-гом!» - побежала на юг… Это не сказки. И тот, кто отдает приказы природе, не таинственный волшебник. Реками и горами командует человек»5.

Адаптированная для детского восприятия формулировка, по сути, близка известному высказыванию В. Зазубрина, прозвучавшему в 1926 г. на Первом съезде писателей Сибири: «Пусть рыхлая зеленая грудь Сибири будет одета цементной броней городов, вооружена каменными жерлами фабричных труб, скована тугими обручами железных дорог. Пусть выжжена, вырублена будет тайга, пусть вытоптаны будут степи. Пусть будет так, и так будет неизбежно. Ведь только на цементе и железе будет построен братский союз всех людей, железное братство всего человечества»6.

В 1970-х Эпопея Байкало-Амурской магистрали и других «строек века» вновь возрождает ослабевший, казалось, пафос «борьбы с природой» («наступление на таежную глушь», «таежные десанты», «Война с Днепром»7 и т. д. – активно использовавшиеся в литературе и публицистике выражения явно военной тематики). Учебники начала 1980-х продолжают транслировать идею прагматичного отношения к природе как к «карману». Образовательная система нацеливает молодое поколение на функционирование в качестве рабочей силы, чья роль – извлечение богатств из природного окружения.

Постсоветские учебники тоже включают элементы этой модернистской ориентации в отношениях человека с окружающей природной средой, но в гораздо более «скромных» масштабах и в диалоге с вниманием к природе как таковой.

Например, в учебнике издательства «Просвещение» для 1 класса подобный диалог представлен через соединение в рамках одного раздела текстов о животных, относящихся к разным жанрам – художественного (поэтического) и «научного». Научные тексты повествуют о разных породах и видах животных, входящих в соответствующий род, об особенностях строения их тела и образе жизни. Этот дидактический прием, по большому счету, выражает в адаптированном для детей виде суть модернистской концепции природы, где знание замещает переживание. Подобная информация, безусловно, интересная, транслирует в контексте данного учебника, однако, очень четко выраженную ценностную линию: то, что «серьезно» и «по-взрослому» не предполагает ярких эмоциональных переживаний, передается сухо, по-деловому. Приведем пример такого «двойного подхода»:

И.Токмакова 8

Купите собаку!

Пёсик -
Хвост, четыре лапки—
Много места не займёт.
Он не слон и не горилла,
Не кабан, не бегемот. …


Имя я щенку придумал
И его видал во сне.
Я мечтаю: вот бы завтра
Мой щенок пришёл ко мне!


Собаки бывают домашние, охотничьи, ездовые, поводыри для слепых. Они охраняют дом и помогают пастухам пасти скот. У них чуткий нюх и прекрасный слух. Собаки хорошие и преданные друзья9.

Мы ясно видим, каким образом непосредственный, сопереживающий взгляд «изнутри» замещается объективным, исследовательским взглядом «извне». Цель этого замещения – обретение контроля над природными силами. Эта концепция «овладения природы» складывалась начиная с XVI-XVII веков и постепенно привела к тому, что социальная жизнь все больше стала пониматься как изучение законов природы, создание механизмов и машин, реализующих эти законы, удовлетворение на основе достижений естественных наук и инженерии растущих потребностей человека. Просвещение не только развивает это новое мировоззрение, но и создает условия для распространения его в жизнь. Финальный вклад в реализацию этого масштабного и многообещающего социального проекта был сделан во второй половине XIX – первой половине XX века, породив «техногенную цивилизацию». Кризис идеологии Просвещения привел к тому, что уже в начале ХХ столетия параллельно с укреплением техногенного образа жизни в культурном сознании европейских стран нарастает природоохранная тема, формулируется парадигма сохранения природной гармонии и т.д. Развитие экологического воспитания, однако, обходит Россию стороной вплоть до конца ХХ века.

В постсоветских учебниках уже достаточно очевидно прослеживаются и черты нового – постмодернистского – социального проекта. Его главные идеи: сохранение жизни на земле, поддержание природного, культурного и личностного разнообразия и сотрудничества, содействие становлению новой цивилизации, новой нравственности, новым формам жизни и мышления.

В качестве примера используемого современным учебником произведения, отчетливо транслирующего ценность бережного отношения к природе, можно назвать «Новогоднюю быль» С.Михалкова10. В емком тексте актуализированы, пожалуй, все «ключевые моменты» формирования установок ребенка в отношении окружающей среды и взаимодействия с живой природой: любование красотой природы, гармоничной во всех проявлениях; акцент на включенности отдельных явлений и объектов в целостную экосистему, взаимозависимость ее компонентов; ориентация взрослых людей на функциональное использование природы в своих интересах (в экономических целях/ просто «ради удовольствия»), напряженный конфликт между стремлением «использовать» и готовностью «сохранить»… И, наконец, главный воспитательный момент – нахождение ребенком решения, полностью удовлетворяющего обе стороны. Таким образом, транслируется исключительно важная идея – человек способен сформировать неразрушительный путь удовлетворения собственных потребностей.

Трогательное отношение ко всему живому, независимо от размеров и возможностей его утилитарного применения, выражает и стихотворение А.Л.Барто «Мы не заметили жука»11 в сочетании с иллюстративным материалом. На иллюстрации изображена девочка у открытого окна, указывающая на уже улетающего жука маме. Девочка на иллюстрации, правда, явно дошкольного возраста (для того, чтобы выглянуть в окно, ей пришлось встать на табуретку). Это несколько рискованный поворот, поскольку может создать у солидного второклассника ощущение «малышовости», несерьезности заботы о жизни и самочувствии жука, но спасает положение мама, которая с явной заинтересованностью (наклон корпуса вперед, на лице улыбка, направление руки повторяет движение руки дочери) следит за полетом спасенного. Пожалуй, именно изображение мамы на иллюстрации ставит логическую точку в развитии истории, описанной в стихотворении, которое заканчивается призывом ребенка, а о реакции взрослых, в общем-то, не говорится. Сходные установки призвано сформировать и стихотворение Б.Заходера «Что красивей всего»12. Эти произведения, по большому счету, транслируют детям ныне широко известные принципы сохранения среды жизни, сформулированные на основе решений первой конференции ООН по окружающей человека природной среде, состоявшейся сорок лет назад (1972 г.) в Стокгольме.

Однако примеры трансляции истинно гармонической модели отношений человека и среды, хотя и появились в постсоветских учебниках, немногочисленны и не производят впечатления какой-то целостной программы воспитательного воздействия. Видимо, эта неспособность последовательно проводить линию воспитания ответственного отношения к окружающей среде, приводит к подмене ориентации на установление гармоничных отношений человека со средой трансляцией установок уже не на подчинение природы человеку, но человека природным силам, в которые записывается и наследие старины: в постсоветских учебниках место традиционных для учебников советского периода разделов «Мы - октябрята» занимают разделы, посвященные фольклору. Тексты, размещенные в этих разделах, сопровождаются изображениями персонажей в национальных костюмах, совершающих «календарные обряды» - хороводы в честь наступления весны или сбора урожая. Потребность в исполнении календарных обрядов в традиционной культуре рождалась из ощущения неподвластности природных сил воздействиям человеческого труда. Поэтому, совершая все рациональные действия, связанные с обработкой земли, человек, не имеющий никаких гарантий, пытается умилостивить эти неконтролируемые силы. Сам внешний облик изображенных в современных учебниках персонажей затрудняет идентификацию с ними современных детей: одеты они «не по моде», окружены предметами неочевидного для современных детей предназначения и т.д. Тексты и картины транслируют (или, скорее, пытаются транслировать) традиционалистские ориентации экологического сознания. Эффективность эмоционального воздействия материалов, размещенных в этих разделах, на современных детей, кажется сомнительной и, как минимум, требует специального исследования. Так или иначе, разделы, посвященные фольклору, «заполняют» имеющийся пробел: дополняют картину представленных в современных учебниках типов экологического сознания традиционалистской моделью.

Таким образом, и в советских, и в постсоветских учебниках литературного чтения для начальной школы представлены все «цивилизационные» типы экологического сознания: традиционалистский, модернистский, постмодернистский, но если в советских преобладает ориентация на модернистский тип, то в постсоветских – постмодернистский=гармонизированный тип отношений человека с окружающей средой заявляет о своей претензии на доминанту.

От анализа транслируемых в учебниках для начальной школы установок и ценностей, определяющих отношение человека к окружающей природной среде, перейдем к рассмотрению вопроса об актуальных экологических установках у тех, кто либо вырос, учась по учебникам советского времени, либо учит племянников, детей и внуков по сегодняшним. Постараемся выделенные личностные установки соотнести с культурными ценностями и определить, какому типу экологического сознания установки россиян соответствуют в большей степени.

Для достижения подобной цели на основании результатов эмпирического исследования были выявлены связи между ценностями и представлениями, входящими в структуру экологического сознания. Теоретической и методологической основой стала концепция Ш.Шварца, основанная на утверждении в качестве главного содержательного аспекта, отделяющего ценности друг от друга, типа мотивации, которому ценности соответствуют. Шварц сгруппировал отдельные ценности в комплексы (типы мотивации), имеющие общую цель. Им выделено 10 различных блоков ценностей или типов мотивации человека, определяющих направленность как конкретных действий индивида, так и всей его жизненной активности13.

Таблица 1. Ценности на индивидуальном уровне, по Ш. Шварцу

Ценности

Мотивационная цель

Потребность в …

Сохранение — Открытость изменениям

Сохранение

«Безопасность»

стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида

адаптации и предсказуемости мира, снижении неопределенности

«Конформность»

ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию

самосохранении, выживании, гармоничном взаимодействии с другими людьми, при подавлении своих социально-разрушительных наклонностей

«Традиция»

уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии

солидарности с группой

Открытость изменениям

«Самостоятельность»

свободно мыслить и действовать

(выбор, творчество, познание)

автономии и независимости

«Стимуляция»

полнота жизненных ощущений, новизна и состязательность в жизни

поддержании оптимального уровня активности организма

Самоутверждение — Выход за пределы своего «Я»

Самоутверждение

«Достижение»

достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов

социальном одобрении

«Власть»

достижение социального статуса, престижа и влияния на других людей

в доминировании, господстве, лидерстве

«Гедонизм»

получение удовольствия, чувственного наслаждения, наслаждения жизнью

удовлетворении биологических потребностей

Выход за пределы своего "Я"

«Благожелательность»

поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте

позитивном взаимодействии в целях благополучия группы и индивидуальная потребность в аффилиации

«Универсализм»

понимание, благодарность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы

красоте, гармонии и справедливости

Для исследования экологического сознания россиян с использованием 10 блоков Шварца нами использованы вопросы-утверждения, степень согласия с которыми предлагалось выразить респондентам по 5-балльной шкале, где «1» соответствует полному несогласию – «абсолютно не согласен», «5» отражает полное принятие соответствующего утверждения – «абсолютно согласен».

1. Для решения экологических проблем должны существовать международные соглашения, которым будут следовать Россия и другие страны.

2. Более бедные страны должны прикладывать меньше усилий по защите окружающей среды, чем богатые.

3. Экономический прогресс в России будет замедляться до тех пор, пока мы не начнем лучше заботиться об окружающей среде.

Cтепень согласия с приведенными утверждениями отражает представления, составляющие когнитивный компонент экологического сознания (порядок соответствует порядку утверждений):

1. Универсалистская ориентация в оценке вклада каждого субъекта в эффективность природоохранной деятельности. Универсалистское, то есть основанное на всеобщих правилах, поведение предполагает абстрагирование от индивидуальных интересов, частных обстоятельств и т.п. Это измерение подразумевает равенство перед законом всех подпадающих под его действие субъектов во всех ситуациях. Универсализм, безусловно, содержит и некоторый «привкус» экстернальности (внешнего локуса контроля), в данном случае, природоохранной мотивации. Индивид, выражающий высокую степень согласия с соответствующим утверждением, полагает, что ответственность за организацию природозащитной деятельности лежит на мировом сообществе, оно же должно инициировать активность в решении экологических проблем. С другой стороны, те субъекты, которых эти решения затрагивают, должны беспрекословно им повиноваться.

2. Представления о приоритетности экономических интересов по сравнению с решением задач природозащитной деятельности. Высокая степень согласия с данным утверждением отражает мнение индивида о том, что природозащитная деятельность это своего рода «роскошь», доступная лишь тем (странам/группам/индивидам), чье экономическое положение стабильно благополучно; только достигший высокого уровня благосостояния субъект может позволить себе вкладывать средства в организацию защиты окружающей среды; в случае же, если экономические и про-экологические потребности вступают в конфликт, прежде всего, должны реализовываться экономические интересы.

3. Приоритет природозащитной проблематики в сравнении с вопросами экономического благополучия. Высокая степень согласия с данным утверждением отражает уверенность индивида в существовании непосредственной причинно-следственной позитивной связи между заботой о защите окружающей среды и экономическим прогрессом. В случае конфликта интересов, в первую очередь, следует позаботиться о сохранности среды, и только потом переходить к решению экономических проблем.

Наибольшее прогностическое значение имеет исследование поведенческой составляющей экологического сознания (установок) и собственно природозащитного поведения. Учитывая это положение, мы включили в опросник еще один пункт, имеющий непосредственное отношение к экологической проблематике – вопрос, позволяющий судить о включенности индивида в природозащитную деятельность:

Являетесь ли вы членом какой-либо организации, главной целью которой является сохранение и защита окружающей среды?

Ответ на этот вопрос предполагает «1» - согласие, «2» - несогласие.

Было опрошено 1248 человек, из них 602 мужчины, 644 женщины. Выборку составили жители всех федеральных округов: Центрального (Москва и Московская область) – 357 чел., Северо-Кавказского (Чеченская республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия, Ставропольский край) – 418 чел., Дальневосточного (Магаданская область) - 250 чел., Приволжского (Пензенская область) – 220 чел. В выборку вошли люди, родившиеся в 1960-е – 1980-е годы. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью T-test’а для независимых выборок и корреляционного анализа (коэф. корр. Пирсона).

В целом, россияне разделяют мнения

о первоочередной важности решения экологических проблем, о том, что при отсутствии изменений в этой области экономический рост и повышение качества жизни невозможны,

и о том, что залогом успешной деятельности по защите природы должно стать международное сотрудничество и принятие законов, одинаково обязательных для исполнения всеми субъектами экономической деятельности, без учета частных обстоятельств и ситуативных факторов (таких, как, например, уровень экономической стабильности в стране).

Предполагая ценности основанием представлений, затрагивающих сферу экологического сознания, обратимся к анализу результатов регрессионного анализа и проанализируем характер связи ценностей и про-экологических представлений россиян (табл. 2).

Таблица 2. Корреляционный анализ связей ценностей с экологическими представлениями и поведением







Универсализм

Приоритет экономических интересов

Приоритет природозащитных задач

Вовлеченность в организованную природозащитную деятельность

Ценности индивидуального уровня

Безопасность

-,037

,040

,019

,071*

Конформность

-,022

,092**

-,005

-,030

Традиция

-,019

,016

,028

-,009

Благожелательность

,011

-,068*

,082**

-,031

Универсализм

,051

,032

,062*

,005

Самостоятельность

,047

,017

,011

-,024

Стимуляция

-,028

,017

,008

-,038

Гедонизм

-,040

-,050

-,103**

-,007

Достижение

-,020

,009

-,076*

-,023

Власть

-,095**

-,008

-,084**

,073*

Ценности. Мегаблоки

Открытость изменениям

,003

,020

,013

-,040

Сохранение

-,074*

,000

-,099**

,039

Самопреодоление

,040

-,023

,095**

-,012

Самоутверждение

-,036

,068*

,021

,010

** - p<0,01.

* - p<0,05.

Универсализм в восприятии экологических проблем связан обратной зависимостью с ценностью Власти и с блоком ценностей Сохранение.

Приоритет экономических интересов связан прямой статистически значимой зависимостью с ценностью Конформности и обратной – с ценностью Благожелательности. Положительная связь отмечена также с ценностями блока Самоутверждение в целом.

Приоритет экологических интересов обнаружил прямые связи с ценностями Благожелательности и Универсализма, обратные – с ценностями Гедонизма, Достижения и Власти, а также с блоками ценностей: с блоком Сохранение – обратную, с блоком Самопреодоление – прямую.

Выявленные связи свидетельствуют, о том, что, во-первых, для россиян внимание к экологической (точнее – природозащитной) проблематике представляется неким новым полем, приоритет же экономических интересов и внимание к ним государства воспринимается как «традиционная», привычная сфера. Поэтому мы наблюдаем противоречие между ценностями блока Сохранение и представлением о государственной значимости решения экологических проблем, а также согласованность между значимостью Конформности и приоритетом экономических интересов.

Чем большую значимость для индивида имеют ценности блока Самоутверждение, тем большее внимание он полагает необходимым уделять решению экономических проблем. Ориентация же на защиту окружающей среды воспринимается как вступающая в конфликт с ценностями индивидуального благополучия и статуса. Объективный факт: защита среды «требует жертв». При этом не важно, в принципе, на каком уровне разворачивается природоохранная активность – требует ли она вложения значительной части бюджетных средств на уровне государственного регулирования (что может сопровождаться повышением налогов или переориентацией денежных потоков) или изменений в индивидуальных повседневных поведенческих практиках («зеленое» потребление, утилизация отходов, ограничения использования личного автотранспорта и т.п.) – все и разные ее формы представляются весьма затратными.

Представления о первоочередной значимости усилий, направленных на защиту природы, характерны для тех, кто в меньшей степени разделяет ценности Гедонизма (получения удовольствий, не омраченного заботой о последствиях), Власти (социального статуса и контроля над людьми и ресурсами) и Достижения (личного успеха), но отдает предпочтение ценностям Универсализма (как непосредственной ориентации на защиту окружающей среды – и социальной, и природной) и Благожелательности (как ценности повышения качества жизни (важным компонентом которого является экологическое благополучие) окружающих людей).

Индивиды, для которых ценность Власти высоко значима, не испытывают желания подчиняться установлениям, инициированным извне – международными организациями; для них более приемлема вовлеченность в организованную на национальном уровне про-экологическую деятельность, в реализации которой они чувствуют, видимо, свою эффективность. Ценность Власти, относясь к блоку Самовозвышение, выражает потребность индивида в социальном доминировании, а заинтересованность в решении экологических проблем «по определению» предполагает выход за пределы индивидуальных интересов. Эти два положения позволяют предположить, что в восприятии людей с высокой значимостью ценности Власти природозащитные организации выступают в качестве своего рода социального лифта, позволяющего заявить о себе и преодолеть один или несколько этажей социальной иерархии. Соответственно, и организованная природозащитная деятельность представляется полем, удобным для реализации своих притязаний на власть, поскольку незначительная (по западным меркам) история подобного рода организаций в нашей стране предполагает и некоторую неустойчивость их социальной структуры, что позволяет надеяться на возможность «переструктурирования» в свою пользу.

Проведенное исследование про-экологических представлений и связей этих представлений с ценностями демонстрирует, что, по крайней мере, на уровне представлений конфликт между материально-экономическими потребностями и заинтересованностью в сохранении окружающей среды разрешается в пользу природного окружения. Но это касается лишь суждений, затрагивающих уровень общества в целом. Роль власти и личности в организации затратной охраны природы подчеркнута и в современных учебниках.

Когда же речь идет об экономических интересах и материальных потребностях индивида, выбор осуществляется иначе. При непосредственном столкновении экономических потребностей и интересов защиты природной среды, выбор делается в пользу первых. Представления о необходимости природоохранных мер в современном российском обществе существуют, скорее, на уровне деклараций, не предполагающих глубинного понимания значимости природоохранной деятельности и зависимости от нормализации экологической ситуации положительных изменений уровня жизни каждого и общества в целом. Возможность таких изменений, показанных в учебниках, мало воздействует на выработку индивидуальных поведенческих практик и стратегий.

В числе ценностей, способствующих осознанию важности принятия мер, направленных на охрану окружающей среды и реализации соответствующего поведения, можно отметить ценности блока Самопреодоление – ценности Универсализма и Благожелательности. Ценности блока Самоутверждение - Гедонизм, Власть и Достижения – напротив, связаны со снижением значимости про-экологических представлений и акцентом на реализации экономических интересов.

Ценность Власти может выступать в качестве значимого фактора, мотивирующего индивида на вступление в организации, занимающиеся природозащитной деятельностью, поскольку, будучи достаточно молодыми и, соответственно, недостаточно жестко структурированными, подобные организации представляются полем, на котором с большей вероятностью индивид способен удовлетворить свою потребность в достижении высокого социального статуса, престижа, и реализовать свои претензии на контроль или доминирование над людьми и ресурсами. Таким образом, природозащитная деятельность в данном случае представляется, скорее, не целью, а средством достижения иных индивидуальных целей.

Можно констатировать готовность российских граждан жертвовать качеством среды ради решения сегодняшних экономических проблем. Последствия экономического кризиса, по всей видимости, поддерживают техноцентристские установки и порождают определенную пассивность в отношении экологических проблем. В условиях рыночной экономики идеологический штамп общества потребителей «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача» сменился другим, таким же и еще более антропоцентристским: «Сегодня не до экологии, накормить бы людей». Эти идеологические стереотипы и представления достаточно глубоко внедрены в сознание россиян, чтобы их можно было трансформировать легко и за короткое время. Формальное провозглашение политики «устойчивого развития» при отсутствии экономических, политических, правовых условий для реализации на деле оборачивается ее имитацией, начинающейся с первых дней диалога подрастающих поколений с государственной образовательной, а потом и производственной системой. Абсолютизация значения экономического роста для повышения уровня и качества жизни, безусловно, представляет собой проявление стереотипа общественного сознания, также как и вера в способность рыночной экономики адекватно реагировать на новые вызовы развития. При этом качество экономического роста и его издержки (экологические и социальные) обычно игнорируются. Забота о среде выглядит как «вишенка для торта»: пока/если он еще не испечен, рано думать об украшении.

Мы далеки от утверждения, что корень всех проблем заключен в материале учебников чтения для начальной школы, но начинает расти он, по-видимому, оттуда. Конечно, недостаточное внимание к проблемам бережного отношения к окружающей среде имеет объективные причины и подчинено влиянию факторов как государственного, так и мирового масштаба. Объективной причиной недостаточного учета роли экологического фактора можно считать характерную для всей мировой экономики неэффективность традиционной рыночной модели. Бывший вице-президент США и лауреат Нобелевской премии (2007 г.) А.Гор дал такую характеристику недостатков традиционной рыночной экономики: «... необходимо изменение тех черт нашей экономической философии, которые, как мы знаем, ущербны, поскольку они узаконивают и даже поощряют разрушение окружающей среды... Горькая правда состоит в том, что наша экономическая система частично слепа. Многое она видит, но многого и не замечает. Она тщательно просчитывает то, что представляет наибольшую ценность для покупателей и продавцов, все, что касается продуктов питания, одежды, промышленных товаров, труда, и уж конечно, денег. Но в ее расчетах часто не учитывается ценность того, что гораздо труднее купить или продать: чистой воды и свежего воздуха, красоты гор, лесов с разнообразнейшей флорой и фауной и так далее. Именно частичная слепота нынешней экономической системы и есть могущественная сила, стоящая за иррациональными решениями, касающимися экологии нашей планеты. …Популярные учебники по экономике, как правило, даже не упоминают о таких важнейших с точки зрения хозяйственных решений проблемах, как загрязнение и истощение природных ресурсов»14. Однако нельзя упускать из виду и субъективные причины, среди которых следует отметить восприятие экологических ограничений в качестве факторов, тормозящих экономический рост, следование лозунгу «сначала подъем экономики, а потом решение экологических проблем»; ориентация преимущественно на краткосрочные цели; вера в неисчерпаемость природных ресурсов. На субъективные причины потребительского отношения к окружающей среде и призвана влиять система организованных воспитательных воздействий, осуществляемая с помощью разных инструментов, в том числе и учебной литературы, с анализа представленности в которой ценностей и установок природозащитной деятельности и начинались наши рассуждения.

Возможности для начального экологического воспитания учащихся заложены в содержании каждого учебного предмета. «Каждый учебный предмет вносит определённый вклад в формирование экологической культуры младших школьников»15, но только для одного из них, «Окружающего мира», эта задача является главной. Остальные не ставят перед собой в явном виде цели экологического воспитания, воспитания ребёнка в духе бережного отношения к окружающей среде. Уроки литературы дают возможность при восприятии художественных произведений вызвать у детей эмоциональный отклик, чувство удивления, восторженности, что является условием воспитания эмпатических чувств. Таким образом, уроки литературного чтения, рисующие «объект» без прямой назидательности, потенциально способны наиболее эффективно работать на решение задачи формирования у ребенка умения видеть прекрасное в природном окружении и эмоционально сопереживать живому. «Сколько бы родители, воспитатели и прочие взрослые люди – да и само наше культурное прошлое – ни твердили детям о том, что природа – великий дар, во всем, что бы мы ни делали и ни говорили, содержится некий подтекст, скрытое послание, которого мы сами не слышим. И смысл этого послания иной. А дети слышат его очень хорошо»16. Присущая школьному образованию фрагментарность и плакатность предоставления информации о том, как что-то отрицательно влияет на нашу жизнь (а сообщения на эту тему делают, чаще всего, в конце урока и второпях) – и некоторая, как показал проведенный анализ, недостаточная отрефлексированность процесса экологического воспитания, непоследовательность в трансляции модели взаимоотношений человека и природы, порождает, похоже, такую же непоследовательность и в отношении к природе самих учеников, будущих/теперешних участников опросов, подобных поведенному: «Ученик, чуть не плакавший при рассказе о загубленной нерпе, через некоторое время спокойно расстреливает воробьев из рогатки»17. Современные учебники при наличии, безусловно, конструктивных тенденций, в недостаточной мере способствуют развитию зрелого, ответственного – «субъектного» - отношения к окружающей среде.

Выход: трансляция внутренне непротиворечивой модели, направленной на воспитание у детей личной ответственности за состояние окружающей среды, причем не на уровне обобщающих деклараций, а на всех уровнях сразу – начиная от невыбрасывания фантиков на мостовую.



1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ 11-06-00275а.

2 Исследование выполнено при поддержке программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ: проект ТЗ 54.0

3 Новое название учебного курса «Родная речь». По задачам и характеру содержания эти курсы идентичны.

4 Родная речь. Книга для чтения в 3 классе. Сост. Васильева М.С. и др., 1974, сс.119-124.

5 Родная речь. Книга для чтения в 3 классе. Сост. Васильева М.С. и др., 1974, сс. 127-128.

6 Цит. по: Штильмарк Ф.Р. Таежные дали. М., 1976.

7 Родная речь. Книга для чтения в 3 классе. Сост. Васильева М.С. и др., 1974.

8 Родная речь: Учеб. для 1 кл.нач.шк./ Сост. Л.Ф.Климанова и др.; под ред. Л.Ф.Климановой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 160с., с.141.

9 Родная речь: Учеб. для 1 кл.нач.шк./ Сост. Л.Ф.Климанова и др.; под ред. Л.Ф.Климановой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 160с., с.142.

10 Родная речь: Учеб. для 2 кл.нач.шк. В 2ч. Ч.1/ Сост. Л.Ф.Климанова и др. М.: Просвещение, 2004. С.203-207.

11 Там же. Ч.2. С.44.

12 Родная речь: Учеб. для 2 кл.нач.шк. Ч.2/ Сост. Л.Ф.Климанова и др.. – М.: Просвещение, 2004. – 224с., СС.129.

13 Schwartz H. Shalom. Basic Human Values: Theory, Measurement, and Applications // The Hebrew University of Jerusalem. Appeared in Revue française de sociologie, 47/4, 2006; Schwartz, S. H., & Bilsky, W. Toward a psychological structure of human values. Journal of Personality and Social Psychology, 1987, 53, pp. 550 562.

14 Гор А. Земля на чаше весов. — М.: Прогресс, 1992. 432 с.

15 Симонова Л. П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе.//Начальная школа.- 1998.- №6

16 Лоув Р. Последний ребенок в лесу. Как спасти наших детей от синдрома дефицита общения с природой. М.: Добрая книга, 2007. –424с., с.34.

17 Дубровский Н. Экологическое образование в сельской школе//http://ecoclub.nsu.ru/isar/mu6/5.htm


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян iconУрока по курсу «Деловое общение» Тема: «Конфликт. Стиль разрешения конфликтов»
Методическая цель: Познакомить с понятием «конфликт», дать представление о различных стилях разрешения конфликта
Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян iconПрограммах исполняемых фигур. Обязательная программа
Положения, руководствуясь описанием техники фигур, изложенным в учебниках основоположников стилизованного бального танца А. Мура,...
Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян iconКонфликт и способы его разрешения
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие...
Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян iconСводный план мероприятий по координации движения школьных лесничеств...
Повышение квалификации руководителей школьных лесничеств (экологических объединений)
Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,...
Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян iconКонфликт интересов
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян iconЭкзаменационные билеты по черчению включают в себя 12 билетов, в...
В них вошли вопросы содержания, освещаемые в школьных учебниках, которыми мы пользуемся: Ботвинников А. Д. «Черчение» 8-9класс
Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян icon1 Целью дисциплины является изучение основ теории информационных...
Целью дисциплины является изучение основ теории информационных экономических систем, принципов построения и классификации современных...
Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «история»
Отдельные вопросы достаточно сложны и не в полной мере отражены в типовых школьных программах и учебниках, но при этом учитывается,...
Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян iconКонфликт: виды, структура, стадии
Конфликт — явление социальное, порождаемое са­мой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны...
Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян iconРабочая программа по дисциплине дс. 01. 01. Торгово-экономические...
«Торгово-экономические отношения России в современных условиях» является изучение студентами основных понятий в области международных...
Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян iconУфимский государственный авиационный технический университет
Оценка экологических и экономических последствий строительства и эксплуатации водохранилищ
Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян iconРоль гуманитарных и социально-экономических дисциплин в подготовке...
Р 68 Роль гуманитарных и социально-экономических дисциплин в подготовке современных менеджеров [текст]: Материалы 11-й Межвузовской...
Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян iconПояснительная записка Настоящая программа раскрывает содержание общего...
Полученная сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с информативной точки зрения. Она дает основу для...
Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Абдулатипов, Р. Г. Российская нация (этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях) / Р. Г. Абдулатипов....
Конфликт экономических и про-экологических ценностей: варианты разрешения в школьных учебниках и в сознании современных россиян iconКонспект по теме «Социальные конфликты» Конфликт спор за обладание...
Социальный конфликт – особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны столкнувшись с противодействием...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск