Учебно-тематический план
№
| Раздел
| Тема занятий
| К. ч. всего
| Теорет.
| Практ.
| 1.
| Набор детей в кружок
| Набор детей в кружок
| 2
| 2
|
| 2.
| Вводное занятие
| 1. Рабочее место. 2. Разновидности декоративно-оформительских работ. 3. Материалы, инструменты, приспособления. 4. Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.
| 6
| 2
| 4
| 3.
| Оформительская деятельность
| 1. Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к празднику «День учителя».
| 10
| 4
| 6
| 4.
| Иллюстрация
| 1. Правила, приемы и средства композиции. 2. Сказочная тема в ИЗО. 3. Иллюстрации к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек».
| 6
| 2
| 4
| 5.
| Художественное конструирование
| 1. Открытки. 2. Поделки «Встречаем Новый год и Рождество». 3. Бумажные ангелочки. 4. Рождественские елочные игрушки.
| 10
| 3
| 7
| 6.
| Шрифт
| 1. Краткий очерк истории развития шрифта. 2. Виды шрифта. 3. Классификация шрифтов: а) рекламные шрифты; б) стилизованные под письменность; в) рубленные шрифты.
| 21
| 7
| 14
| 7.
| Полиграфический дизайн.
| 1. Многообразие видов. 2. От визитки до книги. 3. Соединение текста и изображения. 4. Шрифтовая композиция текста: а) Обложка книги. б) Титульный лист. в) Буквица. г) Концовка.
| 25
| 5
| 20
| 8.
| Плакат.
| 1. Виды плакатов. 2. Афиша. 3. Пригласительный билет. 4. Эмблема.
| 25
| 5
| 20
| 9.
| Орнамент.
| 1. Краткие исторические сведения. 2. Виды орнамента. 3. Построение орнамента.
| 12
| 3
| 9
| 10.
| Природа, ребенок, творчество и дизайн.
| 1. Стилизация природных форм. 2. Работа с природным материалом. 3. Декоративно-оформительская работа в школе.
| 23
| 5
| 18
|
|
| Итого:
| 140 ч.
| 38ч.
| 98 ч.
| Краткое содержание учебных тем
№
| Раздел
| Теоретическое описание
| Практическое
| 1.
| Набор детей в кружок
| Набор детей в кружок
|
| 2.
| Вводное занятие
| Правильно организуйте рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Цели и задачи. Специфика работы художника-оформителя.
| Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.
| 3.
| Оформительская деятельность
| Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения.
| Участие в оформлении выставки ко Дню учителя.
| 4.
| Иллюстрация
| Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета.
| Выполнение иллюстраций к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек».
| 5.
| Художественное конструирование
| Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги.
| 1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних костюмов, масок. 2.Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков. 3. Конструирование поделок. 4. Коллективная работа.
| 6.
| Шрифт.
| Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста, понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
| 1. Создание композиции из произвольного количества букв. 2. Создание композиции из линии строкового текста. 3. Нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв.
| 7.
| Полиграфический дизайн.
| Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста.
| 1. Выполнение творческой композиции «Старинные книги». 2. Практическая работа «Я – художник-оформитель, иллюстратор». Создание книги (обложка, титул, буквица, концовка).
| 8.
| Плакат.
| Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката.
| 1.Выполнение эскизов плакатов. Н-р: «Берегите природу», «Пусть поют птицы» и др.
| 9.
| Орнамент.
| Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу.
| 1. Зарисовка мотивов. 2. Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов.
| 10.
| Природа, ребенок, творчество и дизайн.
| Традиции организации и оформления праздничной среды: заготовка листьев, цветов, камней, лоскутков и другого бросового материала.
| Коллективная работа из природного материала. Выполнение проектов оформление площадки.
| Литература
Закон «Об образовании».
Приказ МО РФ от 05.03.2004 «Об утверждении Федерального компонента государственного образования стандартов Начального, общего образования».
Приказ МО РФ от 09.03.2004 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 201
Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
«Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.
В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
|