Пояснительная записка Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.
Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.
Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются, обобщаясь в науку о природе и обществе.
Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.
В краеведении почетное место отводится человековедению.Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков. Цели краеведческого образования
Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:
- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
- интересовался жизнью края;
- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;
- участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Предметом регионального компонента в краеведении является прошлое народов края, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей развития региона.
Методологической основой содержания предмета является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины.
Основные дидактические принципы
Принцип интеграции
Краеведение рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.
Принцип вариативности
В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы.
Принцип дифференциации и индивидуализации
Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.
Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.
Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности. .
Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).
Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых военно-патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).
Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции. Воспитательное значение уроков краеведения определяется двумя обстоятельствами.
Первое. Уроки краеведения позволяют уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение к происходящему, посильное участие школьников в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.
Второе. Важный педагогический аспект краеведения заключается в возможности быть механизмом организации воспитательной системы в школе.
В издании «Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006–2011 годы» подчеркивается, что повышение эффективности воспитательной работы в образовательных учреждениях во многом связано с созданием и организацией ее системы.
Как объединяющее начало всех науккраеведение интегрирует в себе и познание, и труд, и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию – системообразования.
Уроки краеведения обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и благодаря этому реально могут стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного учреждения. Календарно- тематическое планирование 8 класс (35ч)
№ урока
| Тема урока
| Количество часов
| Дата проведения
| примечание
|
|
| 1
| Вводное занятие.Что такое краеведение.
| 1
| 06.09
|
|
| 2
| Теметическая экскурсия в школьный краеведческий музей
| 1
| 13.09
|
|
| 3-4
| История Воронежского края в истории России
| 2
| 20.09
27.09
|
|
| 5-6
| Воронежский край в древности
| 2
| 04.10
11.10
|
|
| 7
| Экскурсия в школьный музей
| 1
| 18.10
|
|
| 8-9
| Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства
| 2ч
| 25.10
01.11
|
|
| 10
| Основание Воронежской крепости
| 1ч
| 15.11
|
|
| 11
| Образование и развитие Воронежского уезда
| 1ч
| 22.11
|
|
| 12-13
| Воронеж и Воронежский край в конце 17 – первой четверти 18 века
| 2ч
| 29.11
06.12
|
|
| 14-15
| Социально – экономическое и политическое развитие Воронежского края в 17 веке
| 2ч
| 13.12
20.12
|
|
| 16-17
| Воронеж и Воронежский край при Петре 1
| 2ч
| 27.12
17.01
|
|
| 18
| Воронеж – колыбель русского флота
| 1ч
| 24.01
|
|
| 19
| Экскурсия в школьный музей
| 1ч
| 31.01
|
|
| 20-21-22
| Образование Воронежской губернии и её развитие
| 3ч
| 07.02
14.02
21.02
|
|
| 23-24
| Воронежский край в первой половине 19 века
| 2ч
| 28.02
07.03
|
|
| 25-26-27
| История населённых пунктов Воронежской обл.
| 3ч
| 14.03
21.03
04.04
|
|
| 28-29
| История возникновения г.Россошь
| 2ч
| 11.04
18.04
|
|
| 30
| Экскурсия в школьный музей
| 1ч
| 25.04
|
|
| 31-32
| сёла Россошанского р-на
| 2ч
| 02.05
09.05
|
|
| 33-34
| История возникновения с. Криничное
| 2ч
| 16.05
23.05
|
|
| 35
| Экскурсия по с.Криничное общение со старожилами села
| 1ч
| 30.05
|
|
| Календарно – тематическое планирование 9 класс( 35 часов)
№ урока
| Тема урока
| Количество
часов
| Дата проведения
| Примечание
|
|
| 1-2
| Воронежская губерния во второй половине 19 века
| 2ч
| 06.09
13.09
|
|
| 3-4
| Воронежская губерния в начале 20 века
| 2ч
| 20.09
27.09
|
|
| 5-6-7
| События Октябрьской революции и Гражданской войны в Воронежском крае
| 3ч
| 04.10
11.10
18.10
|
|
| 8-9
| Социально – экономическое развитие Воронежской губернии в 1920 – 1930 годы
| 2ч
| 25.10
01.11
|
|
| 10-11-12
| Воронежская область в годы ВОВ (1941 -1945годы)
| 3ч
| 15.11
22.11
29.11
|
|
| 13-14
| Послевоенное устройство
| 2ч
| 06.12
13.12
|
|
| 15-16-17
| Хозяйственное и культурное развитие области в 1950 – 1990годы
| 3ч
| 20.12
27.12
17.01
|
|
| 18-19
| Россошанский район в 19 веке
| 2ч
| 27.12
17.01
|
|
| 20-21
| Экскурсия в школьный музей
| 2ч
| 24.01
31.01
|
|
| 22-23
| с.Криничное в пореформенный период
| 2ч
| 07.02
14.02
|
|
| 24
| Экскурсия в школьный музей
| 1ч
| 21.02
|
|
| 25-26
| С.Криничное в революционные годы
| 2ч
| 28.02
07.03
|
| Сбор информации у сельских старожилов для музея
| 27
| Гражданская война в моём селе
| 2ч
| 14.03
21.03
|
| Работа с дополнительным материалом
| 28-29
| Время после войны
| 2ч
| 04.04
|
|
| 30-31
| Велика Отечественная Война (1941-1945) в моём селе. Подготовка к митингу посвященному Дню Победы. Экскурсия в музей и школьный парк к памятнику «Воинам Освободителям»
| 2ч
| 11.04
18.04
|
| Уборка территории памятника. Подготовка приглашений ветеранам.
| 32-33
| Мои знаменитые земляки
| 2ч
| 25.04
02.05
|
| Экскурсия по селу. Общение с жителями села.
| 34
| с. Криничное в 21 веке
| 1ч
| 09.05
|
|
| 35
| с. Криничное в 21 веке
|
| 16.05
|
| |