Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым





Скачать 187.23 Kb.
НазваниеМы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым
Дата публикации24.07.2014
Размер187.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Музей Шишки

Введение

Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым контуром обозначен Казачинско- Ленский район

Казачинско-Ленский район

(эколого-географическая справка)

Казачинско-Ленский район расположен на севере Иркутской области. Территория района занимает большую часть удивительной по красоте и своеобразию Прибайкальской впадины и север Байкальского хребта. С юга на север он пересекается с притоком реки Лена – Киренгой. Восточная половина района – предгорье Байкальского хребта, западная, левобережная – Лено – Киренгский водораздел.

Среди богатств, которыми наделила природа Казачинско-Ленский район, лес является самым значительным. Это леса бореальные, произрастающие в условиях холодного климата. Образованы в основном хвойными породами, основные лесообразующие породы – лиственница, сосна, ель. На территории района расположено множество уникальных природных объектов, минеральных источников, целебных грязей. Недра района содержат значительные ресурсы полиметаллических и плавикошпатовых руд, самородной серы, бурого угля, газообразных углеводородов и поделочных камней. Есть четыре месторождения естественных строительных материалов.

Своеобразие природы Казачинско-Ленского района состоит в том, что большая его территории представлена в первозданном облике, с незначительной деятельностью человека, в сохранении неизменных параметров.

Разнообразен животный мир. На территории обитает 4 вида амфибий, 3 вида рептилий, 52 вида млекопитающих и 242 вида птиц. Этому способствует разнообразие природных ландшафтов: от заболоченных долин рек и долин озер до роскошной тайги; значительное количество участков дикой сохранившейся тайги; особое отношение к родному краю местных жителей.

Когда к нам приезжают гости, или мы приезжаем домой из далеких мест, привозим, обычно, сувениры. Этакие визитные карточки того места. К примеру, из Болгарии привозят розы и розовое масло, из Башкирии – мед, с Байкала, если получается, байкальского омуля. А чем мы символизируем наши места? Мы дарим бочонки с брусникой, а еще шишки кедровой сосны или ее семена. Нашим сувенирам рады, многих они удивляют. Это действительно наша визитная карточка. Мы решили посвятить шишке хвойных деревьев не буклетик, не стенд, и, даже, не книгу. Мы решили, что это достойно музея, и начали изучение голосеменных растений, проектирование и создание такого места, где можно собрать некоторое количество людей и поговорить о том, какая богатая природа окружает нас, сибиряков, как мы используем наши богатства и как нужно их оберегать. Ведь так редко люди думают об этом.

Аннотация проекта

Данный проект разработан для привлечения внимания детей и взрослых к особенностям природы нашего края, воспитания чувства гордости за свою родину, развития познавательных интересов, исследовательских и созидательных компетенций, развитие экологической ответственности.

Проект интересен тем, что в итоге работы произойдет становление музея, но не в привычном виде – исторического, а музей природного объекта, шишки. Шишка удивительна своей структурой, предназначением; имеет уникальную форму и интересна детям и взрослым не только широким практическим использованием, но и эстетическим содержанием.

Одновременно музей гармонично впишется в общую стратегию развития туризма Иркутской области, включаясь в маршрут на северный Байкал. Он замечательно пополнит важные проекты Казачинско-Ленского района – «Ленская деревня», «Лебединые озера»

Проект позволяет поднять важные вопросы – охраны природы, ответственности человека за свои действия в окружающей среде – через необычную форму деятельности. Это организация, оформление экспозиций, составление текста экскурсий, проведение экскурсий, посещение музея, встречи с интересными людьми, организация массовых экологических мероприятий.

Цели проекта:

  1. Нравственно-экологическое воспитание учащихся школы, жителей поселка и района, привитие экологической культуры, навыков грамотного общения с природными объектами ближайшего окружения.

  2. Воспитание чувства патриотизма, гордости за природные богатства и неповторимый окружающий мир своей родины.

  3. Формирование активной жизненной позиции, воспитание доброты по отношению к природе и людям, живущим рядом, осознанного чувства ответственности за происходящее в окружающем мире, по отношению к потомкам, которым надо сохранить природу родного края красивой, богатой и пригодной для жизни.

  4. Развитие инфраструктуры туризма в районе.

Задачи проекта:

  1. Координация практической деятельности детей на изучение природы родного края, основных лесообразующих пород.

  2. Соблюдением процесса преемственности между поколениями (дети и родители, младшие школьники и старшие).

  3. Разнообразие форм работы экологического воспитания, привлечение ребят к исследовательской, оформительской, просветительской деятельности.

  4. Стимулирование обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей их природе.

  5. Развитие творческого мышления, вовлечение в практическую деятельность по сбору, накоплению, оформлению материала.

  6. Развитие искусства общения с людьми: сверстниками и более взрослым населением, ораторского искусства при подготовке и пропаганде своей деятельности.

  7. Развитие у детей навыков предпринимательства, менеджмента, обучение основам экономики и бизнеса

Целевые аудитории проекта:

  • обучающиеся младших классов, среднего звена и старшеклассники школы № 22

  • обучающиеся школ Казачинско-Ленского и соседних районов: Усть-Кутского, Киренского, Братского

  • воспитанники детских садов

  • жители поселка, района

  • туристы


Содержание проекта

Содержание проекта – это создание «Музея шишки», в котором сейчас планируем восемь разделов:

  • «Биология древесных пород, образующих шишки»,

  • «Эволюция шишки»,

  • «Что человеку дает шишка»,

  • «Сохраним лесную красавицу»,

  • «Как человек добывает шишку»,

  • «Фотовзгляд»,

  • «Поделки из шишки»,

  • «Литературное творчество».

Раздел «Биология древесных пород, образующих шишки», предполагает проведение бесед об основных древесных породах нашей тайги, это хвойные растения. Для удобного и интересного рассказа раздел должен содержать баннер, представляющий общий вид растений и основную краткую информацию, спилы, демонстрирующие особенность коры и древесины деревьев, шишки разной степени зрелости, альбомы, рефераты, электронные версии рассказа экскурсовода и презентации.

Раздел «Эволюция шишки» предполагает исследовательскую работу учащегося, составление экспозиции в виде баннера, панорамы или стенда, иллюстративный материал в виде фотоальбома и электронной презентации

Раздел «Что человеку дает шишка» представит основные изделия и вещества, используемые человеком в качестве лекарственных средств, продуктов питания, технических препаратов. Продукция будет выставлена на фоне баннера, помогающего представить использование смолы, живицы, масла, древесины и т. д.

Раздел «Как человек добывает шишку» должен показать, как в лесу происходит сбор шишки для получения семян для восстановления леса, для медицинского, технического и пищевого использования. Материалы о работе шишкосушилки п. Улькан, где школьное лесничество бывает ежегодно, так же удачно впишется в музей.

Раздел «Сохраним лесную красавицу» важен для бесед о сохранении леса от пожаров, бесед о правильном поведении человека в лесу. Здесь же будет представлена и угроза деревьям от насекомых –вредителей, рассказано о устойчивом и самовосстанавливающемся биоценозе леса; о том, насколько и когда необходимо вмешательство человека, применяющего ядохимикаты. Кроме баннеров, в отделе будут представлены некоторые средства пожаротушения, а так же коллекции насекомых – вредителей; альбомы, научная работа о вредителях леса, электронные и печатные пособия.

Раздел «Фотовзгляд» - это стенд со сменными экспонатами, представленными фотохудожниками и работами ребят. В этом отделе будут проходить конкурсы работ учащихся.

Раздел «Поделки из шишки» обещает быть часто посещаемым и любимым, т. к. дети и взрослые любят оценивать работы, сделанные своими руками. Шишка – материал довольно интересный, возможности шишки, как поделочного материала до конца не раскрыты. Отдел обещает ежегодно е значительное пополнение, поэтому в будущем планируется приобрести дополнительные перемещающиеся стеллажи.

Раздел «Литературное творчество» - это так же раздел, представляющий возможности познакомить посетителей с творчеством наших поэтов, а так же творчеством детей, которое не будет забыто, а сохранится и будет представлено будущим поколениям.

Для представления отделов будут подготовлены экскурсии, экскурсоводы будут сохранять тексты своих бесед и презентации в созданной при музее электронной библиотеке.

Для работы экскурсоводов музей будет оборудован мобильным экраном, компьютером и проектором.

Экскурсоводами в музее будут работать члены школьного лесничества «Земляне», будут организованы встречи с людьми, кто может быть интересен патриотам родного края, любителям природы.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта предполагает этапы:

  • организационный, который включает в себя осмысление идеи, обсуждение плана действий, создание плана проекта, расчет расходов, распределение обязанностей

  • накопительный, предполагающий ремонт помещения для музея и, в то же время, сбор материалов для будущих экспозиций

  • созидательный, этап оформления выставок, галерей, составление текстов, презентаций, подготовка экскурсоводов

  • интерактивный, это работа музея с посетителями, организация экскурсий, проведение в музее классных часов, бесед, массовых мероприятий и продолжение сбора материала для музея, обогащение его экспонатами, лекторским материалом, видеоклипами, фильмами и т. д.


Календарный план реализации проекта



Мероприятие

Сроки



Ремонт помещения на втором этаже школьной теплицы:

  • ремонт протекающей крыши

  • замена полов

  • ремонт отопительной системы

  • покраска стен

апрель – сентябрь 2011 года

2.

Заказ на изготовление

  • баннера

  • стеллажей

  • панорамы




апрель – сентябрь 2011 года

3.

Составление альбомов:

  • «Ель обыкновенная»

  • «Сосна сибирская»

  • «Сосна обыкновенная»

  • «Лиственница сибирская»

  • «Можжевельник обыкновенный»

сентябрь 2011 года

4.

Распечатка, изготовление альбомов

октябрь, 2011

5.

Сбор и оформление материала для экспозиции «Как добывают шишки»:

  • фотографии,

  • инструкции ,

  • инструменты и приспособления




сентябрь – октябрь, 2011

6.

Изготовление моделей шишки

ноябрь, 2011

7.

Посев семян сосны обыкновенной, сосны сибирской, лиственницы, можжевельника:

  • в лотки теплицы,

  • в индивидуальные горшочки,

  • в грунт

февраль – май, 2011

8.

Подготовка выставки «Поделки из шишки»:

  • объявление конкурса,

  • изготовление поделок,

  • оформление работ

сентябрь-октябрь, 2011

9.

Подготовка раздела «Сказания и легенды о шишке»:

  • сбор литературы,

  • объявление конкурса,

  • оформление работ

  • подготовка выставки

  • составление альманаха

ноябрь, 2011

10.

Подготовка экспозиции «Сохраним лесное богатство»:

  • виды рубок, восстановление после рубок,

  • лесные пожары, профилактика и устранение,

  • правила поведения в лесу

ноябрь, 2011

11.

Подготовка выставки фотографий шишки:

  • объявление конкурса,

  • оформление работ

подготовка выставки

сентябрь-декабрь, 2011

12.

Подготовка выставки «Новогодняя композиция»:

  • объявление конкурса,

  • изготовление поделок,

  • оформление




декабрь, 2011

13.

Подготовка экскурсий по экспозициям музея

октябрь – декабрь, 2011

14.

Открытие музея

15 декабря 2011



Изменения в сроках реализации проекта

В связи с тем что для реализации данного проекта необходимы немалые материальные средства, было решено участвовать в конкурсах на получение гранда. Мы выиграли гранд министерства культуры Иркутской области, но вместо запрошенных средств, выделено было в десять раз меньше средств. Было решено, не отказываться от намеченного и продолжать искать средства. Основной проблемой стал ремонт помещения, в котором планировали размещение музея. Большие сложности представила крыша здания, которая даже после первого ремонта протекла, ставя под угрозу внутреннюю отделку. Пришлось искать средства на второй ремонт. На поиски средств и осуществление ремонта ушло значительное время, поэтому сроки открытия музея перенесены с 15 декабря 2011 года на 27 октября 2012 года.

Но, несмотря на огромные трудности, музей 27. 10. 2012 года был открыт!

План действий (ход реализации проекта)

В работу по созданию музея будут включены:

  • члены школьного лесничества «Земляне»,

  • ОО Магистральный лесхоз,

  • Магистральное лесничество,

  • компьютерный центр «Навигатор»,

  • фотостудия «Елена»;

  • руководители школьных объединений «Умелые руки»,

  • «Я мастер»,

  • «Палитра»,

  • литературного и

  • краеведческого кружков.

Партнеры проекта:

  • Общественное движение «Моя земля»,

  • ООО Магистральный лесхоз,

  • Магистральное лесничество,

  • Администрация п. Магистральный

  • КЦ «Навигатор»


Ответственные за реализацию проекта



Мероприятие

Ответственные



Составление проекта


Минайленко И. Г.,

Колбасов ЛЛеонид



Ремонт помещения на втором этаже школьной теплицы


Богданов Е. Н.



Разработка и заказ на изготовление баннера, стеллажей, панорамы


Минайленко И. Г.,

Ланан Владимир,

Попов Владимир



Составление альбомов: «Ель обыкновенная», «Сосна сибирская», «Сосна обыкновенная», «Лиственница сибирская», «Можжевельник обыкновенный»


Емельянова Елена, Гапанович Александр



Сбор и оформление материала для экспозиции «Как добывают шишки»


Паршоева Ева



Изготовление моделей шишки


Кондаков Н.В.



Посев семян сосны обыкновенной, сосны сибирской, лиственницы, можжевельника


Драгунов Андрей, Дроздов Дмитрий



Подготовка выставки «Поделки из шишки»


Жамьянова Ангелина



Подготовка раздела «Сказания и легенды о шишке»


Антипина Елизавета



Подготовка экспозиции «Сохраним лесное богатство»


Третьякова Светлана



Подготовка выставки фотографий шишки

Литвин Николай



Подготовка выставки «Новогодняя композиция»

Потапова Кристина



Подготовка экскурсий по экспозициям музея

Минайленко И. Г.



Создание электронных презентаций, музыкального сопровождения, звукозаписи легенд и сказок


Попов В. , Ланин В.

Смета расходов по реализации проекта

(первоначальная, планированная по проекту)



Вид расходов

Количество

Сумма, рубли

Ремонт помещения



По смете (прилагается)




413,086

Материалы для оборудования помещения



Столы

2

6 000



Стулья

10

7 000



Витражные полки

3

15 000



Стеллажи

2

11 000



Лестница-стремянка

2

3 000



Камера видеонаблюдения

2

9 000



Электрооборудование




30 000



Портьеры




15 000

Материалы для оформления



Баннер

3

15 000



Стенд

5

15 000



Канцтовары




6 000



Печатная продукция




5 000



Видеопродукция




7 000



Оформительские работы




20 000

Итого: 164 000

Всего: 577,086

Источники финансирования:

  1. Областной бюджет

  2. Местный бюджет (Оплата коммунальных расходов, электроэнергии)

  3. Спонсорская помощь (ОО Магистральный лесхоз,

КЦ Навигатор,

ИП Егоров)

СМЕТА РАСХОДОВ

(на реализацию проекта после получения гранда, реальная)



Вид расходов

Количество

Сумма, рубли

Подготовка помещения



Краска для побелки




600



Краска для покраски




1800

Материалы для оборудования помещения



Стол

2

5000



Стул

2

1400



Витражные полки

3

9 000



Стеллажи (1,8 ×2,00)

2

8 000



Портьеры(2,20×2,00)

6

6 000



Электрооборудование:

(светильник люминесцентный с 2-мя лампами 0,6×0,6 м)

5

5 000

Материалы для оформления



Баннер (1,5×1,0)

5

10 000



Стенд (1,5×1,0)

3

5 000



Канцтовары:

Бумага «Снегурочка»

Папки с файлами

Краски

Цветная бумага

Ватман

Клей

Ножницы

Карандаши

Маркеры

1

3

1

2

10

1

1

5

1 406:

205

210

275

206

190

20

50

100

150



Оформление тематических альбомов (печать, брошюрирование, ламинирование) «Ель», «Сосна», «Лиственница», «Пихта», «Можжевельник»

5

1 000

Всего: 54.206 рублей

Ожидаемые результаты проекта

Реализация проекта будет содействовать:

  • патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и школьников, взрослого населения поселка и района через взаимодействие с природными объектами ближайшего окружения

  • воспитание доброты, чувства благодарности к родной природе, желания сохранить и приумножить ее богатства

  • стимулирование учащихся к обретению новых знаний об окружающей природе

  • развитию творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека

  • развитию умений принимать экологически правильные решения, находить правильные способы и методы исследования и использования природы

  • вовлечению в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения больших слоев населения: лесовосстановление, пропаганда экологических знаний

  • повышение экологической культуры населения, связь поколений через уважительное отношение к природе родного края

  • развитие экологического туризма в районе

Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему нужно каждого научить бережному отношению к природе, ее богатствам во избежание катастрофы на Земле. Создание «Музея шишки» сделает ближе человека к проблемам окружающей среды, внимательнее к ее законам, позволит перестроить уклад человеческой жизни, ориентируя его на то, что сохранение окружающего пространства – важнейшая человеческая ценность.

Перспективы продолжения проекта

  • Сохранение основных концепций проекта

  • Становление музея как центра экологического воспитания школы, поселка, района

  • Развитие основных направлений работы музея, пополнение материалами, новыми выставками

  • Создание разработок музейных уроков, классных часов, мероприятий музея, оформление брошюры с данными материалами

  • Укрепление сотрудничества с газетой «Киренга», детским журналом «Сибирячок»

  • Проведение совместных мероприятий с экологическими, литературными, творческими кружками и студиями школ района

  • Развитие экологического туризма, экскурсионной деятельности школьников

  • Взаимодействие с местным краеведческим музеем, музеем г. Усть-Кут.


Выводы

  • Работа по созданию музея сплотила членов школьного лесничества, способствовала развитию творческих способностей, навыков менеджемента, строительных навыков, воспитанию упорства в достижении цели, вариативности в жизненных ситуациях.

  • Накопительный этап деятельности позволил узнать много нового о биологии хвойных деревьев получении и применении продукции из этих растений.

  • Сохранение основных концепций проекта будет способствовать возникновению в школьной системе района центра экологического воспитания, где возможно проведение музейных уроков, классных часов, мероприятий музея, оформление брошюры с данными материалами.


Благодарности

В реализации проекта большую помощь нам оказали:

Наумов Николай Павлович

Министерство культуры Иркутской области

ООО «Магистральный лесхоз»

Магистральное лесничество

ООО «Леспром»

ООО «Русфорест»

ООО «Каир»

ООО «Черемушки»

Кунерминский ЛПХ

ООО «Лесная кампания»

РП «Лес»

ЛПХ Юхта

ООО Лесресурс

Киренский АЛО

ООО «Кубаньоптторг»

Небельский ЛПХ

КП-39

ООО «Магистральтранзит»

Ткаченко Александр Владимирович

Минайленко Валерий Александрович

Администрация школы №22

Список литературы:

1.

Вербицкий А. А. Основы концепции непрерывного образования. – М. «Педагогика» - 1997

2.

Федеральный базовый компонент экологического образования (элементы современного стандарта) – М. Биология в школе, №3 – 1993

3.

Методическиерекомендации в помощь руководителям школьных лесничеств. Областная станция юных натуралистов. Иркутск, 1981

4.

Школьные лесничества. Материалы в помощь руководителям школьных лесничеств. Областная станция юных натуралистов. Иркутск, 1989г.

5.

Методические рекомендации для школьных лесничеств. г. Чита, 1997 г

6.

Школьный музей. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и общеобразовательных школ. Областная станция юных натуралистов. Иркутск, 1999г.

7.

Ващук Л. П. , Попов Л. В. Леса и лесное хозяйство Иркутской области. Иркутск, 1997 г.

8.

Клименова Т. А. «Ботаника для учителя» 1,2 частб Москва, 1992 г.

9.

Белова Н. И. «Экология» 1,2,3 часть, М, 2000 г.









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым iconИтоги развития Иркутской области в 1999-2005 гг и перспективы на...
Иркутская область является субъектом Российской Федерации и входит в состав Сибирского федерального округа. Расположена в южной части...
Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым iconИркутская область
Российская федерация иркутская область администрация муниципального образования «Жигаловский район» постановление
Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым iconКнига Владимирская область
Иркутская область г. Киренск Детская школа искусств им. А. В. Кузакова Михалева Елена 12 лет «Легенда о Байкале. Айога»
Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым iconМетодические рекомендации для учителей
Каждый год в одну из суббот марта миллионы людей во всём мире выключают свет на час, потому что им важно будущее нашей планеты Земля....
Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым iconИсследовательская работа на тему: Три шедевра. Г. Гейне «Ein Fichtenbaum»,...
«На севере диком», оказывается, является переводом с немецкого стихотворения Генриха Гейне. А недавно мне встретилась картина И....
Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым iconМетодическая разработка урока географии в 8 классе тема: «Байкал жемчужина Сибири»
Цель: познакомить учащихся с уникальным водоемом нашей планеты, его географическими, биологическими, экологическими характеристиками,...
Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Адрес: 665236. Иркутская область, Тулунский район, с. Будагово, улица Школьная, 12
Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иркутская область, г. Братск, ул. Подбельского 10 «б» Телефон,факс (3953) 41-36-88
Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым iconВосстание Спартака
...
Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым iconМбоу «Староюмралинская сош» Апастовского муниципального района рт
С чего начинается Родина? С нашей реки, с песчаного берега, с улицы, на которой живем, а может она начинается с той березки, которая...
Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым icon«Тайна пляшущих человечков». Шерлок Холмс и шифр простой замены
Новикова Светлана Игоревна, учитель моу сош №9 г. Усть-Кут Иркутская область
Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым iconЧему учит в школе «МегаФон»?
Иркутская область. В иркутской Средней школе №1 впервые прошли уроки мобильной грамотности
Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, имя прилагательное. Мы закончили изучение этой замечательной части речи
Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым iconТолько по воспоминаниям нашей с Катей бабушки Пятовой Натальи Петровны,...
Воспоминания бабушки о родных не оставляют меня равнодушной и я решила поделиться с вами историей нашей семьи, семьи моей бабушки,...
Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым iconСаплина Е. В., Ляпустин Б. С. Всеобщая история. История Древнего мира
...
Мы живем в замечательной части нашей планеты, в Сибири. Удивительно удобно и добротно раскинулась по материку Иркутская область, а на севере ее красивым iconМуниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного...
Мкдоу детский сад №8 Л. С. Ефимова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск