ТЕМА УРОКА « МИРОВОЙ ОКЕАН И ЕГО ЧАСТИ». Цель: сформировать знания учащихся о Мировом океане как части гидросферы.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть деление Мирового океана на части, доказать единство Мирового океана.
Развивающая: развивать исследовательские навыки учащихся, умения работы с картографическими источниками.
Воспитательная: воспитание коммуникативности и навыков исследовательской деятельности.
Оборудование: учебники, карта полушарий, карта океанов, атласы, судовой журнал, учебный диск, проектор, компьютер.
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично – поисковые.
ХОД УРОКА.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Знакомы ли вы с романом Д. Дефо «Робинзон Крузо»? Я ещё в детстве прочитала этот роман. Уже тогда я задавала себе вопрос: действительно ли существовал такой человек и есть ли тот остров , на котором Робинзон пробыл несколько лет. Я предлагаю вам совершить морскую экспедицию , чтобы достичь берегов этого острова . Согласны ? Наш путь будет неблизким и не безопасным , поэтому нам нужно открыть некоторые тайны и выяснить: что такое Мировой океан, и каков его состав .
Во время плавания мы будем делать остановки, где вам будет предлагаться выполнить разные задания. Результаты поисков и выполненных заданий записывайте в свои судовые журналы. Наш путь по мере прохождения мы будем отмечать на карте.
Но прежде чем отправиться в путешествие , нужно проверить то, что мы знаем из пройденного о гидросфере.
Ответьте на несколько важных вопросов:
- Что такое гидросфера?
- Перечислите составные части гидросферы?
- Каково соотношение суши и воды на Земле?
- Мы знаем , что вода всё время испаряется, но почему воды меньше не становится на Земле? (стр.2)
ОСТАНОВКА «МИРОВОЙ ОКЕАН». Итак, океан зовёт нас в увлекательное путешествие. Но мы не сможем обойтись без карты. Поэтому, прежде чем выйти в море для начала откройте атласы и найдите Мировой океан .
Мировой океан разделяется на части материками , посмотрите на карту.
? Что какое материки? ( определение стр. 84, абзац 3).
Материки – крупнейшие массивы суши Земли, окруженные со всех или почти со всех сторон водами океанов и морей.
Запиши результат поиска в свой судовой журнал.
? Сколько и какие материки вы знаете? Назовите материки в порядке убывания их площади. Итак , материки делят Мировой океан на 4 части – океаны.
?А что же называется океаном?
Океан –это обширные участки единого Мирового океана, различающиеся рельефом дна, особенностями движения вод, свойствами вод, органическим миром.
Запиши результат поиска в свой судовой журнал. ? Какие океаны вы знаете? Проанализируйте таблицу «Океаны»,смотри в своих судовых журналах, скажите все ли океаны одинаковые по площади. Перечислите их в порядке убывания площади.
?А где проходят границы между океанами ? Для этого обратимся к мультимедиа учебнику ( тема «Гидросфера» - учебник - «Мировой океан»), а так же к стр 16 атласа «Границы океанов» ( слайд 3).
Существуют правила определения границ океанов на карте.
(рассказ учителя с показом океана на карте):
-находим условный знак граница океанов в легенде карты,
- назвать океан,
- указкой скользить по окраинам океанов, рассказывать о том, берега каких материков омывает,
- рассказать , с какими океанами и в какой его части соединяется,
- возвратиться в то место, откуда был начат показ. В ходе нашего путешествия мы попробуем доказать единство Мирового океана и сделать вывод. Для этого каждый из вас покажет на карте по океану тогда, когда мы будем заходить в тот или иной океан. Теперь вернёмся к материкам . Ответьте на вопрос :
? Какой из материков самый большой? Покажите его на карте.
Вот от берегов этого материка мы и отправимся в морскую экспедицию на нашем Корабле Знаний. Мы с вами отправляемся в плавание. Все корабли начинают свой путь из порта. И мы с вами начинаем своё путешествие из порта Мурманск. Определите его координаты
ОСТАНОВКА «МОРЕ»
? Куда мы вышли из порта ?
Итак , наша первая остановка с названием «Море». А что это такое «море»? (стр . 85 учебника)
Результат поиска запиши в судовой журнал.
Моря делятся на две большие группы : внутренние и окраинные.
Результат поиска запиши в судовой журнал.
В чём отличие внутренних морей от окраинных? ( стр. 85, пункт 3,абзац 6 учебника) Правило: море показывать надо, обводя указкой его береговую линию. ПРИМЕРЫ: внутренние моря : Чёрное, Средиземное, Красное.
Окраинные моря: Берингово, Карское, Балтийское, Баринцево. Каспийское называют морем –озером.
? Карское и Баренцево моря относят к бассейну Северного Ледовитого океана. Почему ?
ОСТАНОВКА «ПОЛУОСТРОВ - ОСТРОВ» Из Баренцева моря наш корабль берёт курс на ЮЗ, выходим в Норвежское море и сделаем здесь остановку . С одной стороны моря расположился полуостров , а с другой – остров. Назовите их. Выясним, что называется полуостровом, а что –островом.
( учебник, стр.64, пункт 1, абз. 3 и 4)
Результат поиска запиши в судовой журнал.
Примеры: Полуострова: Скандинавский, Камчатка, Индокитай, Индостан, Сомали, Лабрадор . Название самого большого полуостров а –Аравийского занесите в судовой журнал. Острова: Исландия, Ирландия,Мадагаскар, Новая Гвинея, Сахалин . Название самого большого острова – Гренландия занесите в судовой журнал. Дальнейший наш путь лежит через Атлантический океан.
Найдите и покажите на карте Атлантический океан , расскажи о нём (индивидуальная работа ученика).
Внимание! SOS! На нашем корабле пробоина. Поспешите на помощь Наши координаты 45 с.ш 10 в.д.! (определить географический объект по географическим координатам.)
ОСТАНОВКА «ЗАЛИВ». С помощью учебника дайте определение понятию «залив» ( стр 85, последний абзац).
Результат поиска запиши в судовой журнал.
Дадим устную характеристику залива по плану:
1) Назвать и показать залив ( по береговой линии).
2) К какому океану или морю относится ,берега какого материка омывает и с какой его стороны.
Примеры заливов: Гвинейский, Бенгальский, Гудзонов, Бискайский,
МЕКСИКАНСКИЙ ?- прежде нанесён на карту,
а потом изучен. Пробоина в нашем корабле устранена, и мы отправляемся в дальнейший путь. Пересекая северный тропик , Корабль Знаний направляется на запад, доходим до меридиана в 60 з.д.
? Что там расположено ?Здесь группа островов , расположенных близко друг к другу, и называются архипелагом.
Результат поиска запиши в судовой журнал.
Свой путь мы продолжаем и проходим через Карибское море и опять берём курс на ЮЗ. Но здесь два материка соединяются между собой.
?Как нам выйти из Карибского моря?
ОСТАНОВКА «ПРОЛИВЫ». Как мы уже убедились, что все океаны соединяются между собой и часто эти соединения называются проливами.
?Итак, что такое пролив? Обратись к учебнику стр.86, 2 абзац.
Результат поиска запиши в судовой журнал.
Примеры проливов: Берингов, Магелланов, Дрейка, Гибралтарский . Найдите на карте Гибралтарский пролив.
?Что соединяет этот пролив?
Но проливы не только соединяют , но и разъединяют.
?Что разъединяет Гибралтарский пролив?
Проливы бывают природные и искусственные. К искусственным проливам относятся каналы, сделанные человеком. Примером такого пролива является встретившийся нам на пути Панамский канал.
?Что он соединяет и что разъединяет?
Занесите в судовой журнал, что среди проливов есть свои рекорды.
Самый длинный пролив – Мозамбикский 1760 км
Самый широкий пролив -Дрейка -1000 км
Самый узкий пролив – Гибралтарский – 14 км.
ОСТАНОВКА «П О Д В Е Д Ё М И Т О Г И » Пройдя через Панамский канал, мы выходим в Тихий океан, пересекаем экватор, берём курс на юг. Наша задача дойти до географического объекта с координатами 33-40 ю.ш,80 з.д. Попробуйте определить географический объект. Что ж , здесь мы бросим якорь.
? Как вы считаете цель урока достигнута ?
Вывод: Мировой океан – един. Он нигде не прерывается. Из любой точки океана можно попасть в другую, не пересекая сушу нигде ( слайд 9). Так незаметно наш Корабль Знаний завершил первый день морской экспедиции. Судовые журналы заполнены. Закрепим полученные сегодня знания . ( выдаются карточки с заданием). Выставление оценок, подведение итогов урока.
Д\з : параграф 24, зад .2
Выучить определения частей моря.
В к\к нанести все океаны Земли, по 2-3 примера частей океана из выданной номенклатуры.
|