Скачать 85.93 Kb.
|
Модель урока с учетом требования ФГОС. Суворова Светлана Ивановна, заместитель директора по УВР, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9 г.о. Лобня Новое надобно созидать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твёрдо держится на костылях привычки. А.И.Герцен Об уроке написано множество книг и научных статей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не совершались реформы, урок остаётся главной формой обучения. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданными и подчас неожиданными открытиями. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека. Итак, основной формой организации обучения по-прежнему является урок. Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определёнными временными рамками этап учебно-воспитательного процесса. В нём представлены все основные элементы: цели, содержание, средства, методы организации учебного процесса. По новым стандартам качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне. Важно всегда осознавать какое место занимает данный урок в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Цели обучения ФГОС 2 поколения:
К первой относится группа УУД (учебных универсальных действий), составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Учитель является организатором учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные обработки и собственный жизненный опыт, ведёт самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, подводит к проблеме, иногда осознанно ошибается. Но центральной фигурой на уроке является ученик. Учитель же создаёт ситуацию успеха, вселяет уверенность, закрепляет авторитет ученика. Деятельность идёт от самого ребёнка. На уроке используется системно-деятельный подход, методы проблемно-поискового и проектного обучения, проблемы обучающего характера. Этапы учебной деятельности на уроке Учебная деятельность учебная проблема, система вопросов и заданий, открытие нового знания Действия самоконтроля и самокоррекции методы мотивации и ситуация успеха Учебная задача дидактическая цель осознаваема и принята учеником Учебная проблема Состояние интеллектуального затруднения (создаёт учитель) Вопрос, который требует решения (решают ученики Современные требования к организации урока предусматривают:
Реализация основных требований обеспечивает необходимый уровень организованности, а следовательно, и качество урока в современной школе. Особенности урока как организационной формы обусловлены характером цели урока и местом в целостной системе учебного процесса. Классификация типов уроков по общему признаку (место урока в данной теме):
Наряду с типологией современная теория урока уделяет большое внимание его структуре. Структура урока – это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Различное сочетание структурных элементов характеризует и различные разновидности урока. При этом одни уроки включают все элементы, другие – только некоторые, т.к. тот или иной элемент урока не используется. Структура урока (с точки зрения психолого-педагогических аспектов): 1. Организационный момент (рабочий и психологический настрой, целевая установка) 2. Проверка домашнего задания должна носить обучающий характер, т.е. главное не проконтролировать выполнение, а организовать познавательную деятельность. Обучающиеся должны уметь составлять план ответа, выделять главное, давать рецензию на ответ, читать схему, формулу, таблицу, график, диаграмму. 3. Актуализация опорных знаний (это не опрос, а воспроизведение того материала, что дети знали заранее, т.е. опора на жизненный опыт детей и их интуицию). 4. Формирование знаний, умений, навыков. На этом этапе важно учитывать работоспособность детей в течение недели. Как показывает кривая работоспособности, ученики лучше усваивают учебный материал во вторник и среду, а в четверг, начиная с пятого урока активность обучающихся падает; 2, 3, 4 уроки самые работоспособные. Главное, существенное следует повторять от 3 до 7 раз (на разных этапах в разной форме, т.к. перерывы в слуховом восприятии учащихся в начальной школе происходит через каждые 12 минут на 40 секунд). Мальчики включаются в урок на 17 минуте, а девочки - на 3 минуте. Смена видов деятельности должна происходить от 4 до 9 раз. Не нужно использовать технические средства обучения только ради того, что они есть. Эта работа должна носить развивающий и обучающих характер. По ФГОС классы начальной школы оборудованы современным учебно-лабораторным оборудованием, включающим в себя интерактивные доски, мультимедийные проекторы, цифровые микроскопы, документ-камеры, системы мониторинга качества знаний. Всё это позволяет построить урок не только методически продуманный, но и технически грамотный. 5. Первичное закрепление. Происходит в той же последовательности, что и формирование ЗУН. К доске вызываем сильного ученика или среднего на уровне сильного, при фронтальной работе вызываем любого ученика. Практическое применение полученных знаний может проходить по следующим направлениям: 6. Практическое применение 3.Вариативное (по образцу, но с дополнениями) 2.Творческое (в новых условиях, но под руководством учителя) 1.По образцу 4.Самостоятельная работа 7. Подача домашнего задания:
8. Итог урока:
Обозначим структуру каждого урока в отдельности: 1, 2, 7, 8- вспомогательные этапы урока. 3, 4, 5, 6- основные этапы урока.
На уроке обязательно должен существовать осознанный выбор учителем форм и методов обучения. Формы организации урока Дифференцированная - по объёму материала; - по трудности выполнения заданий; - по творческому применению; - по желанию самих учащихся. Индивидуальная Групповая (5-7 человек) Парная Фронтальная Методы обучения (упорядоченная деятельность учителя и обучающихся, направленное на достижение заданных целей) По источнику получения знаний - словесные; - наглядные; - практические По типу познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративные; - частично-поисковые; - проблемные; - исследовательские. Соотношение различных видов организации учебной работы на уроке, выбор наиболее оптимального варианта этого сочетания определяются учителем с учетом решаемых учебно-воспитательных задач, специфики содержания, его объема и сложности, от изложения его в учебнике, от уровня учебных возможностей класса. Успех урока напрямую зависит от стиля педагогического общения и создание благоприятного психологического климата. В течение многих лет психологи проводили научные исследования по выявлению стилей взаимоотношений участников образовательного процесса. После чего выделили несколько моделей такого общения. Разработчики новых стандартов выделяют три главных качества учителя в современной школе:
В связи с этим прослеживаются следующие подходы к оценке деятельности:
Если все эти требования будут соблюдаться, то наш ученик на каждом уроке будет успешен на 100%. Надеюсь что, рассмотренный материал поможет учителю в моделировании и правильном оценивании результативности. Литература: 1. Закрекова, Л.В. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед./Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высшая шк., 2007. – 383 с. 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. 3. Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С. Савинов). – М.: Просвещение, 2010.-191с. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.-31 с. (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. дидактические требования к современному уроку. 5. Усова, С.Н. Формирование готовности к профессиональной творческой самореализации будущего учителя начальных классов: Дис., канд. пед. наук. Казань, 2000г.- 197 с. |