Скачать 85.71 Kb.
|
Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать интерес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки — это сама жизнь. П. Семенов-Тянь-Шаньский Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте земли, возделанных полях, пышных городах и славе людей .В, Гюго. 1-й учащийся: Река! Какое замечательное слово! Как много ассоциаций с этим словом возникает у каждого человека. У одних оно вызывает воспоминание о больших реках, по которым ходят теплоходы и буксиры, другие вспоминают шумные, журчащие потоки, которые вечно куда-то спешат, или равнинные реки с тихими заводями, песчаными пляжами, где так хорошо купаться и рыбачить. По своей величине реки делятся на большие, средние и малые. Есть и такие, которые мы называем ручейками, их миллионы. Но самые большие реки нашей планеты может назвать каждый человек, не глядя на карту. Их сравнительно немного: Амазонка, Нил, Миссисипи, Конго, Ганг, Янцзы, Дунай, Днепр, Енисей, Волга, Обь, Лена, Амур. Они воспеты в прозе, поэзии, фольклоре. Сегодняшний урок-концерт мы посвящаем рекам — большим и могучим. 2-й учащийся: Река, словно живое существо... Разве бывает она одинаковой в течение всего года? Отнюдь! Весной она полноводная и часто разливается, летом мелеет. Зимой прячется под ледяное покрывало и спит до весны, до тех пор, пока не сойдет лед. У каждой реки свой характер, «почерк», «паспорт» и целый ряд только ей присущих черт и особенностей. С каждым мгновением, с каждым своим шагом река изменяется. Как не вспомнить здесь мудрое выражение древнегреческого философа Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Это справедливо, поскольку в каждое следующее мгновение — река новая, другая. Через горы и равнины, луга и леса, степи и пустыни несут реки свои воды — прозрачные и мутные, холодные и теплые, пресные и солоноватые. В глубине густых смоленских лесов, между косогорами Валдайской возвышенности, берет свое начало Днепр. Скромная колыбель славной реки: из небольшого болота, находящегося под селом Аксенино, струится маленький ручеек. Это исток Днепра. Здесь его можно легко переступить. Но таков он только у своей колыбели. Дальше, встретившись с одним-другим братьями-притоками, он возмужает; а когда примет воды Десны и Вязьмы, станет совсем большим и сильным, уже и пароходы может нести на своих волнах. («Песня о Днепре») 3-й учащийся: Более двух тысяч лет назад на днепровских просторах восточные славяне основали Киевскую Русь. Упоминания о Днепре можно найти в древних летописях Геродота и Страбона, Плиния и Птолемея. Греки называли Днепр Борисфеном, римляне — Данапарисом, турки — Узой, а славяне — Славутичем. Это к нему обращается со стен путивльских Ярославна: — О Днепр-Славута! Пробил ты каменные горы Через землю половецкую, Качаешь корабли Святославовы. Это о нем говорит Н. В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда свободно и плавно несет сквозь леса и горы полные воды свои». Немало замечательных строк посвятил Днепру и Т. Г. Шевченко. В своем «Заповити» он писал: Як умру, то поховайте Мене на могили, Серед степу широкого На Вкраини милой. Щоб лани широкополи, И Днипро, и кручи Було видно, було чути, Як реве ревучий. (Песня «Реве та стогне Днипр широкий») 4-й учащийся: Волга! Как дорого это имя для всех русских людей! Оно стало символом величия и красоты, стойкости и непобедимости народа. Ты гордость народа, ты русская слава, Да славится имя в веках — О Волга, красива ты и величава, Ты наша большая река. В прошлом, когда-то Волга еще не была скована плотинами мощных ГЭС и страдала от обмеления. В 1885 году в журнале «Будильник» была помещена такая иллюстрация: на смертном одре лежит замечательная молодая женщина. Это — Волга. Рядом, стоя на коленях, рыдают две ее дочери — Ока и Кама. У постели стоят огорченные История, Торговля, Поэзия. А врач разводит руками — ничем, мол, помочь не могу. Журнал комментирует: «Люди, стоящие близко у постели обреченной, огорченно кивают головами, да, мол, скоро река-кормилица отдаст богу душу...» 5-й учащийся: А вот другая страница волжского прошлого. Угнетенные стяжательством богатеев, согнанные с земель, голодные и обездоленные, шли приволжские крестьяне к великой реке. Вспомните Некрасова: Выдь на Волгу, чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется. То бурлаки идут бечевой! Волга, Волга, весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля. Теперь Волга уже не река, а цепь крупных водохранилищ, мощных гидроэлектростанций. Сбылись пророческие слова Некрасова: Иных времен, иных картин Предвижу я начало, Освобожденный от оков, Народ неутомимый Созреет, густо заселит Прибрежные пустыни. Наука воды углубит, По гладкой их равнине Суда-гиганты побегут Несчетною толпою. И будет вечный бодрый труд Над вечною рекою. (Песня Волга-Родина моя) 6-й учащийся: Жили-были два брата-великана. Одного звали Карпаты, второго Балканы. Разбросала их судьба в разные стороны, долго они жили в разлуке. И вот, наконец, встретились, обрадовались, хотели было броситься друг другу в объятия, как вдруг встал между ними пенистой волной третий богатырь — Дунай, и закричал: «А ну, расступитесь, братья, гора с горой не сходится!» От этого крика богатырского замерли братья, окаменели. Так и остались стоять навеки друг против друга: на севере Карпаты, на юге Балканы, а между этими горными громадинами течет река Дунай. Дунай — большая улица Западной Европы, международная судоходная магистраль. И нет, наверное, такой реки в мире, в бассейне которой проживало бы такое разное по составу, языку, укладу жизни и происхождению более чем стомиллионное население. Здесь живут украинцы, россияне, молдаване, румыны, болгары, венгры, чехи, словаки, немцы, австрийцы. Богат народный эпос о Дунае. В одной старинной былине говорится, что Дунай возник из крови молодецкой богатыря-киевлянина Дуная Ивановича. Много славных поступков совершил он, но однажды победила его в стрельбе из лука собственная жена Настя. Не стерпел позора Дунай Иванович, в припадке гнева убил жену, а вместе с ней погубил и дитя, которое носила Настасья. Тогда в бешеном отчаянии ударил он себя закаленной стрелой и умер со словами: (Песня «Венок Дуная») 7-й учащийся: По огромной территории Западной Сибири, как огромное зеркало, отливая под ярким солнцем синевой и перламутром, течет широкая, спокойно—величавая Ока. Ока—это живая история, древняя и самая современная. Не сказать, что эта река очень широка или глубока, нет, но есть в ней что-то особенное, что навсегда привязывает сердце. Писатель М.М.Пришвин очень верно заметил, что Ока—самая русская река из всех русских рек. Да, Ока действительно всегда хороша—бывает и нежной, спокойной или бурной, грозной. Хороша она утром, и в середине дня, когда водная гладь сверкает ослепительным серебром, и вечером, после захода солнца. К осени река свинцовеет. Хмуро и холодно бежит ее вода. Зимой она спит, едва дышит сквозь проруби. Весной играет, разливается, крутит и бурлит, вся вспененная, полноводная и неукротимая. Льдины наползают одна на другую, становятся торчком, издавая стеклянный звон. Ока несет на своих могучих плечах сотни тысяч тонн народнохозяйственных грузов. Идут по ней караваны судов с хлебом и овощами, лесом и бумагой, углем и строительными материалами. 8-й учащийся: В центре Азиатского материка, в самом сердце Тувы, берет свое начало самая большая река России — Енисей. «Я стоял и думал, какая умная, смелая жизнь осветит со временем эти берега. В своей жизни я не видел реки прекраснее, чем Енисей. Енисей — могучий, неистовый богатырь», — так писал А. П. Чехов в 1890 году. Сказочно красив он своим величественным течением, замечательными видами, по которым держит путь к океану, живописными поселками, гордо возвышающимися на крутых берегах. Мощным притоком Енисея является река Ангара, связывающая его с Байкалом. В наиболее распространенной легенде рассказывается о том, как Ангара встретилась с Енисеем. В древние времена там, где ныне катит воды Байкал, жил себе богатырь с дочерью Ангарой. Красивее девушки не было во всем мире. Жила она в хрустальном дворце в подводном царстве. Услышала однажды Ангара о красавце-юноше Енисее и полюбила его. Но отец решил выдать ее за богатого соседа Иркута. Однако Ангара решительно запротестовала, не захотела стать женой старика. Отец посадил непокорную дочь под замок и приказал стеречь ее. Ангара начала умолять богов помочь ей и освободить ее. Боги решили помочь девушке, они приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца и выпустить пленницу на свободу. Проснулся старик Байкал от шума, бросился за беглянкой. Но разве может он догнать проворную дочь? Схватил Байкал каменную глыбу, швырнул вслед Ангаре, но не попал. С того времени этот кусок скалы остался лежать на месте выхода Ангары из озера, и называют его люди Шаманским камнем. Обозленный отец бросал и бросал обломки скал в убегавшую Ангару. Но Ангара даже не оглянулась на отца. Устал старик, сел на камень и заплакал. А Ангара на пятый день добежала до Енисея, прижалась к нему, и они вместе отправились к холодному морю. (Песня «Ангара») ( Енисей—брат полярных морей) 9-й учащийся: Сибирской красавицей, рекой Леной, восхищались все, кто хотя бы однажды побывал на ее берегах, плавал в ее водах. Уникальны леса бассейна Лены, никем еще не сосчитаны полезные ископаемые. Называют Лену также рекой печали. Много человеческих страданий видела она. На ее берегах, в тюрьмах, отбывали ссылки декабристы и революционеры-демократы. Многих погубило Ленское золото. А сейчас по берегам реки проложены дороги, построены города и села, промышленные предприятия, мощные гидроэлектростанции. (Песня «Лена») 10-й учащийся: Амур — самая большая река Дальнего Востока. Ее бассейн распределяется между тремя государствами: Россией, Китаем и Монголией. Как и все другие реки, о которых мы сегодня говорили, Амур верой и правдой служит своим народам. В нем водится свыше 100 видов рыб, среди них самое важное значение имеют кета, горбуша, осетр, стерлядь, калуга. Поэтому, наверное, и поют в народной песне: Шуми, Амур, Шуми, отец наш, Таежная река, Родная, дорогая. (Песня «Амурские волны») Учитель: Сегодня мы с вами отдаем предпочтение большим рекам, но отнюдь не преуменьшаем значения других рек, в том числе и маленьких. Одни реки дают человеку огромные блага, а другие, менее щедрые, но не менее значимые, несут свои воды в океан. Река—это сокровище, сокровище уязвимое. Можно заново построить разрушенный город, можно посадить новый лес, но живую речку, если она умирает, сконструировать заново невозможно! Рядом с живыми полнокровными потоками есть и больные реки с водой, отравленной примесями, отходами производственной деятельности человека, убивающими все живое. Эти реки стали такими по вине человека, не сумевшего соединить темпы технического прогресса с ритмом жизни природы. Я хочу, чтобы вы помнили, что все реки — это чудесный светлый дар природы. Их надо беречь, о них надо заботиться, поскольку без этих живых источников драгоценной влаги немыслима жизнь на нашей планете. МКОУ «Рыканская СОШ» Географический концерт Учитель географии: Никульшина Е.Н |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: изучить особенности рек России; расширить и углубить знания о реках; сформировать понятия уклон, падение реки; показать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Формировать экологическую культуру и расширять экологические знания учащихся | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Формировать экологическую культуру и расширять экологические знания учащихся | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: расширить знания учащихся о дорожных знаках; формировать умения сравнивать и классифицировать дорожные знаки по особенностям... | ||
Урок по теме: «Куда текут реки. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит» Задачи: образовательные: расширить знания детей о реках и морях; познакомить с природными источниками воды, используемыми в быту | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока. Расширить знания учащихся о реках, показать различия и сходные черты рек | ||
Тема: «Подгруппа кислорода» Задачи: систематизировать и расширить знания учащихся о строении и свойствах серной кислоты, развивать экспериментальные навыки и... | «Смешанный лес» Цель: познакомить с географическим положением зоны смешанных лесов, растительным и животным миром, формировать экологическую культуру,... | ||
Тема урока Учебный материал Дать представление о предмете «физическая культура», вызвать интерес к нему. Инструктаж по технике безопасности. Игры | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: систематизировать знания и умения учащихся, связанные с умножением и делением обыкновенных дробей. Упрочить знания слабоуспевающих... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: проверить знания учащихся по биографии и творчеству И. С. Тургенева; развивать интерес к событиям, связанным с жизнью писателя;... | ||
Урок-зачет по географии на тему «Европейский Север» Цель Цель: сформировать знания о составе, эгп европейского Севера и расширить знания об особенностях природы района | Комплексное занятие к празднику «рождество христово» Цель: обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обращение»; формировать навык постановки знаков препинания при обращении | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме; развивать мыслительную деятельность, орфографическую зоркость,... | Урок конференция «Сезонные явления в жизни птиц» Цель: расширить знания учащихся о птицах, активизировать познавательную активность, развивать интерес к природным явлениям |