Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки





Скачать 85.71 Kb.
НазваниеЦель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки
Дата публикации30.08.2014
Размер85.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Цель

Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей.

Течение реки это сама жизнь.

П. Семенов-Тянь-Шаньский

Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте земли, возделанных по­лях, пышных городах и славе людей .В, Гюго.

1-й учащийся:

Река! Какое замечательное слово! Как много ассоциаций с этим словом возникает у каждого че­ловека. У одних оно вызывает воспоминание о больших реках, по которым ходят теплоходы и буксиры, другие вспоминают шумные, журчащие потоки, которые вечно куда-то спешат, или равнинные реки с тихими заводями, песчаными пляжами, где так хорошо купаться и рыбачить.

По своей величине реки делятся на большие, средние и малые. Есть и такие, которые мы называем ручейками, их миллионы. Но самые большие реки нашей планеты может назвать каждый человек, не глядя на карту. Их сравнительно немного: Амазонка, Нил, Миссисипи, Кон­го, Ганг, Янцзы, Дунай, Днепр, Енисей, Волга, Обь, Лена, Амур.

Они воспеты в прозе, поэзии, фольклоре.

Сегодняшний урок-концерт мы посвящаем рекам — большим и могучим.

2-й учащийся:

Река, словно живое существо... Разве бывает она одинаковой в течение всего года? Отнюдь! Весной она полноводная и часто разливается, летом ме­леет. Зимой прячется под ледяное покрывало и спит до весны, до тех пор, пока не сойдет лед.

У каждой реки свой характер, «почерк», «паспорт» и целый ряд только ей присущих черт и особенностей.

С каждым мгновением, с каждым своим шагом река изменяется. Как не вспомнить здесь мудрое выражение древнегреческого философа Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Это справедливо, поскольку в каждое следующее мгновение — река новая, другая.

Через горы и равнины, луга и леса, степи и пустыни несут реки свои воды — прозрачные и мутные, холод­ные и теплые, пресные и солоноватые.

В глубине густых смоленских лесов, между косогора­ми Валдайской возвышенности, берет свое начало Днепр. Скромная колыбель славной реки: из небольшого болота, находящегося под селом Аксенино, струится ма­ленький ручеек. Это исток Днепра. Здесь его можно легко переступить. Но таков он только у своей колыбе­ли. Дальше, встретившись с одним-другим братьями-при­токами, он возмужает; а когда примет воды Десны и Вязьмы, станет совсем большим и сильным, уже и паро­ходы может нести на своих волнах.

(«Песня о Днепре»)

3-й учащийся: Более двух тысяч лет назад на днепровских просто­рах восточные славяне основали Киевскую Русь. Упоми­нания о Днепре можно найти в древних летописях Геро­дота и Страбона, Плиния и Птолемея. Греки называли Днепр Борисфеном, римляне — Данапарисом, турки — Узой, а славяне — Славутичем.

Это к нему обращается со стен путивльских Ярославна:

— О Днепр-Славута!

Пробил ты каменные горы

Через землю половецкую,

Качаешь корабли Святославовы.

Это о нем говорит Н. В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда свободно и плавно несет сквозь леса и горы полные воды свои».

Немало замечательных строк посвятил Днепру и Т. Г. Шевченко. В своем «Заповити» он писал:

Як умру, то поховайте

Мене на могили,

Серед степу широкого

На Вкраини милой.

Щоб лани широкополи,

И Днипро, и кручи

Було видно, було чути,

Як реве ревучий.

(Песня «Реве та стогне Днипр широкий»)
4-й учащийся:

Волга! Как дорого это имя для всех рус­ских людей! Оно стало символом величия и красоты, стойкости и непобедимости народа.

Ты гордость народа, ты русская слава,

Да славится имя в веках —

О Волга, красива ты и величава,

Ты наша большая река.

В прошлом, когда-то Волга еще не была скована плоти­нами мощных ГЭС и страдала от обмеления.

В 1885 году в журнале «Будильник» была помещена такая иллюстрация: на смертном одре лежит замечатель­ная молодая женщина. Это — Волга. Рядом, стоя на ко­ленях, рыдают две ее дочери — Ока и Кама. У постели стоят огорченные История, Торговля, Поэзия. А врач разводит руками — ничем, мол, помочь не могу.

Журнал комментирует: «Люди, стоящие близко у по­стели обреченной, огорченно кивают головами, да, мол, скоро река-кормилица отдаст богу душу...»

5-й учащийся:

А вот другая страница волжского прошлого. Угнетен­ные стяжательством богатеев, согнанные с земель, голод­ные и обездоленные, шли приволжские крестьяне к ве­ликой реке. Вспомните Некрасова:

Выдь на Волгу, чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется.

То бурлаки идут бечевой!

Волга, Волга, весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля.

Теперь Волга уже не река, а цепь крупных водохра­нилищ, мощных гидроэлектростанций. Сбылись проро­ческие слова Некрасова:

Иных времен, иных картин

Предвижу я начало,

Освобожденный от оков,

Народ неутомимый

Созреет, густо заселит

Прибрежные пустыни.

Наука воды углубит,

По гладкой их равнине

Суда-гиганты побегут

Несчетною толпою.

И будет вечный бодрый труд

Над вечною рекою.

(Песня Волга-Родина моя)

6-й учащийся:

Жили-были два брата-великана. Одно­го звали Карпаты, второго Балканы. Разбросала их судь­ба в разные стороны, долго они жили в разлуке. И вот, наконец, встретились, обрадовались, хотели было бро­ситься друг другу в объятия, как вдруг встал между ними пенистой волной третий богатырь — Дунай, и закричал: «А ну, расступитесь, братья, гора с горой не сходится!» От этого крика богатырского замерли братья, окамене­ли. Так и остались стоять навеки друг против друга: на севере Карпаты, на юге Балканы, а между этими горны­ми громадинами течет река Дунай.

Дунай — большая улица Западной Европы, междуна­родная судоходная магистраль. И нет, наверное, такой реки в мире, в бассейне которой проживало бы такое разное по составу, языку, укладу жизни и происхожде­нию более чем стомиллионное население.

Здесь живут украинцы, россияне, молдаване, румы­ны, болгары, венгры, чехи, словаки, немцы, австрийцы.

Богат народный эпос о Дунае. В одной старинной былине говорится, что Дунай возник из крови молодец­кой богатыря-киевлянина Дуная Ивановича. Много слав­ных поступков совершил он, но однажды победила его в стрельбе из лука собственная жена Настя.

Не стерпел позора Дунай Иванович, в припадке гне­ва убил жену, а вместе с ней погубил и дитя, которое носила Настасья. Тогда в бешеном отчаянии ударил он себя закаленной стрелой и умер со словами:

(Песня «Венок Дуная»)

7-й учащийся:

По огромной территории Западной Сибири, как огромное зеркало, отливая под ярким солнцем синевой и перламутром, течет широкая, спокойно—величавая Ока.

Ока—это живая история, древняя и самая современная. Не сказать, что эта река очень широка или глубока, нет, но есть в ней что-то особенное, что навсегда привязывает сердце.

Писатель М.М.Пришвин очень верно заметил, что Ока—самая русская река из всех русских рек. Да, Ока действительно всегда хороша—бывает и нежной, спокойной или бурной, грозной. Хороша она утром, и в середине дня, когда водная гладь сверкает ослепительным серебром, и вечером, после захода солнца. К осени река свинцовеет. Хмуро и холодно бежит ее вода. Зимой она спит, едва дышит сквозь проруби. Весной играет, разливается, крутит и бурлит, вся вспененная, полноводная и неукротимая. Льдины наползают одна на другую, становятся торчком, издавая стеклянный звон.

Ока несет на своих могучих плечах сотни тысяч тонн народнохозяйственных грузов. Идут по ней караваны судов с хлебом и овощами, лесом и бумагой, углем и строительными материалами.

8-й учащийся:

В центре Азиатского материка, в самом сердце Тувы, берет свое начало самая большая река Рос­сии — Енисей.

«Я стоял и думал, какая умная, смелая жизнь осветит со временем эти берега. В своей жизни я не видел реки прекраснее, чем Енисей. Енисей — могучий, неистовый богатырь», — так писал А. П. Чехов в 1890 году.

Сказочно красив он своим величественным течени­ем, замечательными видами, по которым держит путь к океану, живописными поселками, гордо возвышающими­ся на крутых берегах.

Мощным притоком Енисея является река Ангара, свя­зывающая его с Байкалом.

В наиболее распространенной легенде рассказыва­ется о том, как Ангара встретилась с Енисеем. В древние времена там, где ныне катит воды Байкал, жил себе бо­гатырь с дочерью Ангарой. Красивее девушки не было во всем мире. Жила она в хрустальном дворце в подвод­ном царстве.

Услышала однажды Ангара о красавце-юноше Енисее и полюбила его. Но отец решил выдать ее за богатого соседа Иркута. Однако Ангара решительно запротесто­вала, не захотела стать женой старика.

Отец посадил непокорную дочь под замок и прика­зал стеречь ее. Ангара начала умолять богов помочь ей и освободить ее. Боги решили помочь девушке, они при­казали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца и выпустить пленницу на свободу.

Проснулся старик Байкал от шума, бросился за бег­лянкой. Но разве может он догнать проворную дочь? Схватил Байкал каменную глыбу, швырнул вслед Ангаре, но не попал. С того времени этот кусок скалы остался лежать на месте выхода Ангары из озера, и называют его люди Ша­манским камнем.

Обозленный отец бросал и бросал обломки скал в убегавшую Ангару. Но Ангара даже не оглянулась на отца. Устал старик, сел на камень и заплакал. А Ангара на пятый день добежала до Енисея, прижалась к нему, и они вместе отправились к холодному морю.

(Песня «Ангара») ( Енисей—брат полярных морей)

9-й учащийся:

Сибирской красавицей, рекой Леной, восхищались все, кто хотя бы однажды побывал на ее бе­регах, плавал в ее водах. Уникальны леса бассейна Лены, никем еще не сосчитаны полезные ископаемые.

Называют Лену также рекой печали. Много челове­ческих страданий видела она. На ее берегах, в тюрьмах, отбывали ссылки декабристы и революционеры-демок­раты. Многих погубило Ленское золото.

А сейчас по берегам реки проложены дороги, пост­роены города и села, промышленные предприятия, мощ­ные гидроэлектростанции.

(Песня «Лена»)

10-й учащийся:

Амур — самая большая река Дальнего Востока. Ее бассейн распределяется между тремя госу­дарствами: Россией, Китаем и Монголией.

Как и все другие реки, о которых мы сегодня говори­ли, Амур верой и правдой служит своим народам. В нем водится свыше 100 видов рыб, среди них самое важное значение имеют кета, горбуша, осетр, стерлядь, калуга.

Поэтому, наверное, и поют в народной песне:

Шуми, Амур, Шуми, отец наш, Таежная река, Родная, дорогая.

(Песня «Амурские волны»)

Учитель:

Сегодня мы с вами отдаем предпочтение большим рекам, но отнюдь не преуменьшаем значения других рек, в том числе и маленьких.

Одни реки дают человеку огромные блага, а другие, менее щедрые, но не менее значимые, несут свои воды в океан.

Река—это сокровище, сокровище уязвимое. Можно заново построить разрушенный город, можно посадить новый лес, но живую речку, если она умирает, сконструировать заново невозможно!

Рядом с живыми полнокровными потоками есть и больные реки с водой, отравленной примесями, отхода­ми производственной деятельности человека, убивающи­ми все живое.

Эти реки стали такими по вине человека, не сумев­шего соединить темпы технического прогресса с ритмом жизни природы.

Я хочу, чтобы вы помнили, что все реки — это чудес­ный светлый дар природы. Их надо беречь, о них надо заботиться, поскольку без этих живых источников дра­гоценной влаги немыслима жизнь на нашей планете.

МКОУ «Рыканская СОШ»







Географический концерт

Учитель географии: Никульшина Е.Н

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: изучить особенности рек России; расширить и углубить знания о реках; сформировать понятия уклон, падение реки; показать...
Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Формировать экологическую культуру и расширять экологические знания учащихся
Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Формировать экологическую культуру и расширять экологические знания учащихся
Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: расширить знания учащихся о дорожных знаках; формировать умения сравнивать и классифицировать дорожные знаки по особенностям...
Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки iconУрок по теме: «Куда текут реки. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»
Задачи: образовательные: расширить знания детей о реках и морях; познакомить с природными источниками воды, используемыми в быту
Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока. Расширить знания учащихся о реках, показать различия и сходные черты рек
Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки iconТема: «Подгруппа кислорода»
Задачи: систематизировать и расширить знания учащихся о строении и свойствах серной кислоты, развивать экспериментальные навыки и...
Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки icon«Смешанный лес»
Цель: познакомить с географическим положением зоны смешанных лесов, растительным и животным миром, формировать экологическую культуру,...
Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки iconТема урока Учебный материал
Дать представление о предме­те «физическая культура», вызвать инте­рес к нему. Инструктаж по технике безопасности. Игры
Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках
Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: систематизировать знания и умения учащихся, связанные с умножением и делением обыкновенных дробей. Упрочить знания слабоуспевающих...
Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: проверить знания учащихся по биографии и творчеству И. С. Тургенева; развивать интерес к событиям, связанным с жизнью писателя;...
Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки iconУрок-зачет по географии на тему «Европейский Север» Цель
Цель: сформировать знания о составе, эгп европейского Севера и расширить знания об особенностях природы района
Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки iconКомплексное занятие к празднику «рождество христово»
Цель: обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обращение»; формировать навык постановки знаков препинания при обращении
Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме; развивать мыслительную деятельность, орфографическую зоркость,...
Цель Расширить знания учащихся о реках; развивать инте­рес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей. Течение реки iconУрок конференция «Сезонные явления в жизни птиц»
Цель: расширить знания учащихся о птицах, активизировать познавательную активность, развивать интерес к природным явлениям


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск