№ и тема урока
|
Основные задачи урока
|
Основные понятия и термины
|
Региональный компонент
|
Развитие умений учащихся
|
Оборудование
| Домашнее задание
| Формы контроля
|
Глава 1. Общество и человек.
|
Урок № 1. Наука о человеческой вселенной (вводный урок)
|
Разъяснить современное понимание общества и его основных сфер жизни.
|
Социум, субъективное знание, парадокс, методы обществознания, научное знание.
|
Краеведение как комплекс наук о крае.
Источники краеведческих знаний.
|
Называть науки, изучающие общество, их особенности, связи;
Характеризовать учебник и учебные пособия;
уметь составлять тексты по теме.
|
Табл.:
«Способы исследования обществознания», модель общества, сферы общества.
|
Подобрать из СМИ примеры о сферах общ. жизни.
|
Групповые задания, проблемная беседа
|
Урок № 2. Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе (комбинированный урок)
|
Подробно рассмотреть особенности основных сфер жизни, их сущность, привести конкретные примеры
|
Общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация.
|
Наш край как
часть российского и мирового сообщества. Особенности социально-экономического развития региона.
|
Объяснять понятия: общество, государство, страна;
называть основные сферы жизни общества;
характеризовать их;
приводить примеры многообразия и единства мира.
|
Литература А.И. Кравченко «Обществознание. 8 — 9 кл.» М.: Русское слово, 2000.
модель общества, сферы общества.
|
§ 1, ответить на вопросы.
|
Индивидуальные и групповые задания, работа с документами.
|
Урок № 3. Человек, природа, общество.
|
Показать взаимозависимость человека, общества и природы. Формировать экологическую культуру и активную экологическую позицию уч-ся.
|
окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы.
|
Взаимодействие общества и природы. Экологическая ситуация в нашем крае, природоохранная деятельность.
|
Объяснять взаимосвязь природы и общества;
Характеризовать экологические проблемы;
знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задач.
|
Литература Кравченко А. И. Задачник по обществознанию. 8—9 кл. М.: Русское слово. 2000.
Схема «Природа»,
Экологич. ситуации
|
§ 2,Подобрать из СМИ примеры экологических проблем края.
|
Индивидуальные и групповые задания, работа с документами.
|
Урок № 4. Типология обществ (интегрированный урок;
практикум)
|
Изучить существующие взгляды на типологию обществ, представить характеристику отдельных типов обществ, проанализировать конкретные типы обществ
|
Дописьменные, письменные
общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая формация, эволюция, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество.
|
Типы обществ в крае. Особенности хозяйства и образа жизни коллективов первобытных людей в крае. Особенности эволюции общества.
|
-Знать разные подходы к типологии обществ;
-сравнивать различные типы обществ;
- уметь анализировать характерные черты общества, определять его тип;
- давать определения понятий: типология обществ, общественно-экономическая формация.
|
Литература Тойнби А. Исследование истории. М., 1997. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992.
Карточки с заданием,
Табл.: «Типы обществ»
|
§ 3, ответить на вопросы, выполнить задания.
|
Индивидуальные и групповые задания, устный опрос, беседа.
|
Урок № 5 Социальный прогресс и развитие общества
(урок-практикум, групповая работа).
|
Изучить основные закономерности развития человеческого общества.
Выяснить почему ускоряется история, как действует закон неравномерного развития народов и наций мира.
|
Закон ускорения истории, социальный прогресс и регресс, реформы и революция, прогрессивные и регрессивные реформы, ускорение истории.
|
Народы в области. Закон неравномерного развития этносов. Цена вовлечения в модернизационный процесс.
Устав области о защите прав национальных меньшинств, проживающих на территории края.
|
-Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;
-объяснять сущность закона ускорения истории, аргументируя свой ответ конкретными примерами;
-пояснять сущность социального прогресса.
|
Литература Кравченко А.И. Практикум по обществознанию. М., 2001.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 8—9 кл. М., 2000.
Табл.: «Реформы и революции».
Схема «Прогресс»
|
§ 4. Доказать, что общество развивается.
|
Практические задания, фронтальная беседа
|
Урок № 6. Взаимодействие общества и природы. Экологические проблемы области
(интегрированный урок; практикум)
|
Рассмотреть влияние природно-климатических условий края на характер деятельности человека, экологические проблемы; целевые программы.
|
Экология, природоохранная деятельность, окружающая среда.
|
Взаимодействие общества и природы. Экологические проблемы области
Региональные программы по охране природы, воспроизводстве лесов, водных объектов.
|
-Объяснять взаимосвязь природы и общества в регионе;
-характеризовать глобальные проблемы, актуальные для данной области;
- приводить примеры многообразия и единства мира, проявления ответственности граждан по охране природы.
|
Литература Никитин А.Ф. Основы обществознания. 8-9 кл. М., 2000. (Дидактические материалы.)
|
Сочинение «Экологические проблемы моего города, края»
|
Дискуссия, практические задания.
|
Урок № 7. Личность и социальная
среда (проблемная беседа, групповая работа)
|
Рассмотреть: прирожденные и приобретаемые качества человека.;
Определить роль семьи и социальной среды в воспитании личности.
.
|
Социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, противоречия становления,
моральные нормы, духовные ценности
|
Качества, прирожденные и приобретенные жителями края. Менталитет жителя.
|
-Знать термины человек, личность;
-Характеризовать понятия человек, личность;
-объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности;
-уметь определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение.
|
Литература Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993 Карнеги Д. Ваше преуспевание в ваших руках. М., 1993.
Схема «Личность, человек, индивидуальность»
|
§ 5
Примеры тупиковых ситуаций в жизни подростка.
|
Индивидуальные и групповые задания, работа с документами.
|
Урок № 8. Потребности человека
(комбинированный урок)
|
Изучить сущность и иерархию потребностей. Процесс возвышения потребностей.
|
Потребности, первичные и вторичные потребности, неудовлетворенные потребности, духовные потребности, свобода.
|
Зависимость потребностей человека от условий
жизни. Соотношение первичных и вторичных потребностей жителя края
|
Приводить примеры потребностей человека;
—объяснять взаимосвязь свободы и ответственности; приводить примеры проявления ответственности; приводить примеры потребностей человека.
|
Литература Ерисов П.М. Потребности человека. М., 1990. Групповые задания
|
§ 6, задание на стр. 62
|
Индивидуальные и групповые задания, работа с документами.
|
Урок № 9. Социализация и воспитание (проблемная беседа; работа в группах)
|
Познакомить учащихся с процессом социализации личности, показать роль воспитания в семье, его последствия
|
Социализация.
Последствия социальной изоляции, воспитание и его формы жизненный цикл человека.
|
Традиции воспитания в крае. Традиции воспитания в крае, национальные семейные традиции воспитания.
|
-Характеризовать понятия социализация и воспитание; сравнивать воспитание и самовоспитание;
- объяснять их значение в развитии личности.
|
Литература
Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1997.
График «Человеческая жизнь»
Карточки с заданием.
|
§ 7,
Практикум на стр.58
|
Дискуссия, практические задания.
|
Урок № 10. Социально-психологический процесс общения
(ролевая игра)
|
Изучить виды и формы общения, познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и др. форм общения.
|
Общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал. Межкультурное общение, проблемы общения поколений.
|
Особенности социальных отношений в крае; Этнические группы и
традиции общения.
|
-Характеризовать общение; сравнивать виды межличностных отношений;
-анализировать различные формы общений.
| Литература Каган М.С. Мир общения проблема межсубъектных отношений. М., 1980.
Табл.: «Формы общения».
Задания для работ в группах
|
§ 8 Практикум на стр. 62
|
Игра.
|
Урок № 11. Человек в обществе и общество в человеке
(повторительно-обобщающий урок)
|
Систематизировать знания учащихся по теме «Общество и человек»
Проверить качество усвоения пройденного материала.
|
Человек, личность, социум, социализация, коммуникабельность, воспитание культуры общения, система
ценностей.
|
Человек в крае. Общество в крае. Виды и формы межнационального общения в регионе. Межконфессиональное
общение.
|
-Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека;
- характеризовать особенности общества, менталитет жителя края;
-выделять в тексте оценочные суждения о выборе пройденного пути.
|
Литература Кравченко А.И. Введение е социологию. М., 1995.
Мы живем среди людей: Кодекс поведения /Авт.-сост. И.В. Дубровина М., 1989.
|
|
Тест,
индивидуальные и групповые задания, работа с документами.
|
Урок № 12. Экономическая сфера
Сущность и структура экономики. (комбинированный урок)
|
Выявить сущность экономических отношений,
Изучить, что такое экономическая наука и зачем ее изучают в школе, основные ресурсы экономики и их роль
|
Рыночная экономика, ресурсы,
производство,
потребление,
обмен, распределение, фирма,
рынок
|
Рынок труда в области. Современное состояние
экономической
структуры области.
Перспективы
Экономического развития края
|
Характеризовать понятия;
знать термины;
объяснять роль экономики в жизни общества;
уметь разъяснять структуру экономики;
характеризовать ограниченность ресурсов.
|
Литература Липсиц И.В. Экономика без тайн. 9—10 кл. М., 1995.
Автономов В.С. Введение в экономику. 10—11 кл. М., 2001.
Схема «Экономика»
|
§ 9 Задания на стр.69
|
Фронтальная беседа.
|
Урок № 13. Товар и деньги (деловая игра)
|
Изучить виды товаров и его свойства, деньги, их функций и формы. начальная цена и прибыль в бизнесе
|
Товар, услуги, деньги, цена, предложение товара, издержки, прибыль
|
Из истории развития торговли в области.
Особенности формирования цен в области.
|
-Знать понятия «товар» и «деньги»;
-Сравнивать понятия товар и услуги;
-называть функции денег и их исторические формы;
-характеризовать прибыль;
-объяснять связь цены со спросом и предложением.
|
Литература
Липсиц И.В. Экономика дл
7—8кл. М.,2001.
Равичев С.А., Григорьев С.С.
и др.
Сборник текстовых заданий по экономике для 8-9кл. М.,2001.
|
§ 10 Придумать ситуацию для формулы «товар деньги товар».
|
Опрос, письменные и устные задания игры.
|
Урок № 14 Спрос
(лабораторная работа)
|
Выяснить, чем спрос отличается от мечты, что такое величина спроса, эластичность спроса.
|
Спрос, величина спроса, эластичность спроса.
|
Область в условиях плановой и рыночной экономики. Проблемы переходного периода.
|
-называть факторы рыночной экономики;
сравнивать рыночную экономику с планово - директивной;
-характеризовать рыночную экономику.
|
Литература
Липсиц И.В. Экономика для 9кл, ч.1. М.,2001. Любимов Л.Л. Основы экономических знаний для 10-11кл. М.,2001.
|
§ 11, подготовить примеры изменения спроса.
|
Решение экономических задач.
|
Урок № 15. Предложение
(лабораторная работа)
|
Выяснить, отчего зависит предложение на рынке товаров, что такое величина предложения.
|
Предложение, величина
предложения,
маркетинг, цена
|
Особенности рынка области.
|
-Объяснять связь спроса и предложения;
| Литература
Липсиц И.В. Экономика для 9кл, ч.1. М.,2001. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике для 9-11кл. М.,2001.
|
Решить задачи
|
Опрос, решение задач.
|
Урок № 16. Рынок, цена и конкуренция. (комбинированный урок)
|
Разъяснить сущность обмена и его моделей, дать представление о рынке и особенностях поведения в сфере экономических отношений.
|
Рынок, рынок труда, банк, кредитный рынок, рынок ценных бумаг, биржа, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия.
|
Рыночные отношения в области.
Идеальная модель рынка, соответствие этих моделей.
|
-Характеризовать рынок, рыночную экономику;
-называть основные функции цены;
-сравнивать понятия конкуренция, монополия, олигополия.
|
Литература
Липсиц И.В. Экономика 10-11 кл., ч. I. М.,2001. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике для 9-11кл. М.,2001.
График «Взаимодействие спроса и предложения»
«Экономические весы»
|
§ 12, задания на стр.84
|
Опрос, беседа, решение задач.
|
Урок № 17. Предпринимательство.
(комбинированный урок)
|
Изучить содержание и функции предпринимательства, экономический статус предпринимателя, малый бизнес и его роль
в экономике.
|
Предпринимательство; бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе, «челноки».
|
Бизнес: и предпринимательство в крае Проблемы развития предпринимательства в области.
Перспективы развития малого бизнеса в регионе
|
-Приводить примеры предпринимательской деятельности;
-характеризовать предпринимательскую этику;
-высказывать суждения о роли малого бизнеса.
|
Литература
Кашанин А.В
Право и экономика. 9кл. М.
2001.
Схема: «Формы предпринимательства»
|
§ 13, Задания на стр. 89-90.
|
Индивидуальные и групповые задания, работа с документами.
|
Урок № 18.
Открытие фирмы
(деловая игра)
|
Изучить основные моменты организации предприятия, разработать бизнес план.
|
Адрес фирмы, название, вид деятельности, характер рынка, тип организации, и т.п.
|
Бизнес: и предпринимательство в крае
|
-Уметь анализировать тот или иной тип предпринимательской деятельности.
|
Литература Липсиц И.В. Экономика 10-11 кл., ч. I. М.,2001.
Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике для 9-11кл. М.,2001.
|
Оформить бизнес план
|
Групповая работа, творческое задание
|