Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне





Скачать 116.52 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне
Дата публикации27.09.2014
Размер116.52 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов

по гражданской обороне
1. Введение

Учебно-консультационные пункты по гражданской обороне (далее - УКП) предназначены для обучения неработающего населения.

УКП создаются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральными законами от 12.02 1998 № 28-Ф3 «О гражданской обороне», от 21.12. 1994 № 68-Ф3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.11.2002 № 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» и от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях осуществления обучения неработающего населения, проживающего на соответствующей территории, в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Перед УКП ставятся следующие задачи:

  • обучить граждан способам защиты от современных средств поражения;

  • выработать у них уверенность в надежности средств и способов защиты
    от ЧС любого характера;

  • дать практику и привить навыки действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

  • повысить морально-психологическое состояние людей помочь правильно оценить складывающуюся обстановку для принятия разумных и адекватных действий;

  • научить население правилам защиты детей и обеспечению их безопасности при выполнении мероприятий по ГО;

  • активно пропагандировать (разъяснять) роль, значение и задачи ГО и РСЧС в современных условиях


2. Организация работы

УКП создаются решением органов местного самоуправления. Они могут размещаться в технических кабинетах, комнатах здоровья, в других помещениях.

Орган местного самоуправления принимает постановление (распоряжение) о создании учебно-консультационных пунктов, в котором определяет:

  • при каких организациях, и на какой базе они создаются;

  • порядок финансирования;

  • материально-техническое обеспечение;

  • ответственных за их работу и другие организационные вопросы Руководитель организации, на базе которой создаются УКП обязан издать приказ (распоряжение), в котором устанавливает;

  • место размещения УКП;

-жители каких домов, улиц, кварталов приписываются для консультаций, занятий и тренировок к данному пункту;

  • порядок работы УКП;

  • ответственных за обеспечение учебными пособиями, имуществом ГО и
    техническими средствами обучения;

  • время проведения занятий, консультаций и тренировок;

  • кто проводит консультации (работает с населением).

В отдельных случаях назначаются старшие по домам и подъездам;

Непосредственное руководство УКП осуществляет его начальник

В своей работе он руководствуется:

  • законами Российской Федерации, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

  • постановлениями и распоряжениями органов местного самоуправления;

  • указаниями органов управления по делам ГО и ЧС;

  • положением об УКП.

Работа УКП строится обычно по двум направлениям.

Первое – создание и осуществление обучения неработающего населения в составе небольших (до 10-12 чел) учебных групп. Второе - консультационная деятельность, когда люди приходят в соответствующую организацию для решения каких-либо житейских вопросов. Их приглашают на беседу, отвечают на интересующие вопросы, предлагают посмотреть видеофильм, ознакомиться со средствами защиты органов дыхания.

Конечно, создание учебных групп предпочтительнее. Занятия в них всегда более интересны, дают более высокий результат, чем разрозненные стихийные консультации.

В каждой группе может быть старший, который отвечает за оповещение и сбор людей, он же ведет журнал (лист) учета. Если есть возможность, следует стремиться к созданию групп из числа жителей одного дома, подъезда (нескольких домов).

Контроль за работой УКП осуществляют должностные лица, назначенные администрацией местных органов самоуправления. Для этого привлекаются работники органов управления ПО и ЧС города (района). Организационную и методическую помощь руководителям учебных групп, должны оказать преподаватели и мастера производственного обучения курсов ГО.

В качестве преподавателей (инструкторов, консультантов) выступают работники жилищно-эксплуатационных органов, а также активисты ГО из числа офицеров запаса, ветеранов войны и труда, предварительно прошедшие подготовку в УМЦ по ГОЧС и на курсах ГО. Занятия по медицинским темам, а также по проблемам психологической подготовки проводят работники органов здравоохранения. Для проведения практических занятий и отработки, наиболее сложных тем целесообразно привлекать преподавателей курсов ГО городов, штатных работников органов управления по делам ГО и ЧС местного уровня. В сельской местности организация и проведение занятий в учебно-консультационных пунктах ГО и ЧС возлагается на сельскую администрацию.

Основным планирующим документом является расписание занятий (консультаций), составленное из расчета 12 часов на учебный год. Темы занятий и количество часов на их изучение определяются с учетом местных условий и степени подготовленности обучаемых. Расписание занятий утверждает руководитель организации (глава сельской администрации). Продолжительность одного занятия согласуется со слушателями учебной группы и, как правило, составляет 45 минут. Работа УКП регламентируется годовым планом работы, расписанием занятий и распорядком дня.

Для поднятия престижа УКП, определения лучших из них в городе, районе органы управления по делам ГО и ЧС организуют и проводят смотры-конкурсы на образцовый учебно-консультационный пункт (размещение, учебно-материальная база, организованность в работе, подготовка преподавателей, качество занятии).

Хорошие результаты дают соревнования между пунктами (каждый из них выделяет группу из 5-7 человек). Проверяющий (комиссия, жюри) задает вопросы или предлагает выполнить какие-то практические действия (надеть противогаз, респиратор, наложить повязку и т.д.). По завершении определяется победитель.

По результатам вслед этих мероприятий руководитель органа местного самоуправления обязан издать приказ, где должны быть подведены итоги работы учебно-консультационных пунктов за год, обобщен передовой опыт, определены лучшие работники.
3. Оборудование и оснащение

УКП следует оборудовать в строгом соответствии с современными требованиями и взглядами на теорию и практику ведения гражданской обороны и защиты населения от ЧС природного и техногенного характера. Главное требование к ним - наглядность и простота стендов, доступность в понимании демонстрируемых материалов.

Каждому пришедшему на пункт и познакомившемуся с его оснащением должны быть понятны реальные возможности защиты от ЧС как в военное, так и мирное время. С этой целью следует полнее представить все многообразие средств индивидуальной защиты, медицинского имущества, средств обеззараживания, защитных сооружений (макетов, схем, рисунков, плакатов).

Учебно-консультационный пункт - это не место для теоретических рассуждений, монотонных лекций и длинных рассказов. Главным здесь должны быть практические занятия и тренировки, беседы и дискуссии, викторины и многое другое, что привлечет внимание, заинтересует людей. При проведении занятий крайне важно опираться на реальные события, произошедшие в родном регионе, сообщения средств массовой информации.

Желательно, чтобы УПК оборудовались в специально отведенном для этого помещении при органах социального обеспечения городов, районов, а также при администрациях сел или поселков. Комната должна вмещать 10-20 человек и иметь 5-10 столов со стульями. У входа целесообразно иметь вывеску размером 70x50 см. На видном месте необходимо расположить распорядок дня и расписание занятий.

Учебно-материальная база УКП включает помещение, оснащённое техническими средствами обучения наглядными и учебными пособиями. Она способствует повышению качества подготовки людей, позволяет выработать у них высокие моральные и психологические качества.

Для проведения занятий и самостоятельной работы населения в классе (кабинете) рекомендуется иметь следующие технические средства, телевизор, видеомагнитофон, DVD - проигрыватель , приемник радиовещания, телефон.

Помещение учебно-консультационного пункта следует оборудовать стендами. .

  1. «Сигналы ГО и действия по ним».

  2. «Виды ЧС и способы защиты».

  3. «Порядок и правила проведения эвакуации».

  4. «Индивидуальные и коллективные средства защиты».

  5. «Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи».

  6. «Оказание само- и взаимопомощи».

Это основные стенды. Их может быть больше или меньше. Все зависит от возможностей и конкретных задач, которые поставлены перед УКП.

Для проведения практических занятий учебно-консультационный пункт желательно оснастить следующим учебным имуществом:

  • противогазы для взрослых (разные) -10 шт;

  • противогазы для детей (разные) - 5-10 шт;

  • камера защитная детская КЗД-6 -1 шт;

  • респираторы (разные) - 10 шт.;

  • дозиметры бытовые (разные) -1-3 шт;

  • огнетушители (разные) - 1-3 шт;

  • ватно-марлевые повязки (ВМП) - 5-10 шт.;

  • противопыльные тканевые маски (ПТМ-1) -3-5 шт;

  • индивидуальный противохимический пакет (ИПП), перевязочный пакет
    индивидуальный (ППИ), аптечка индивидуальная АИ-2 - по 1 шт;

  • бинты, вата и другие материалы для изготовления простейших средств
    индивидуальной защиты;

  • учебно-методическая литература и плакаты по ГО и ЧС из библиотечки
    журнала «Военные знания»;

  • памятки «Это должен знать и уметь каждый», «Знай и умей»;

  • подшивки журналов «Гражданская защита», «Военные знания»;

  • кино- и видеофильмы по ГО и ЧС;

  • выписки из плана ГО и плана действий по предупреждению и ликвидации
    ЧС (в части касающейся граждан, проживающих на территории конкретного жи­лищного органа);

- списки жильцов с указанием номеров квартир, телефонов и старших учебных групп;

В некоторых наших дворах еще сохранились летние площадки, сцены, на­весы, беседки, места, где жильцы собираются, отдыхают, ведут свои незатейли­вые разговоры, играют в шашки, шахматы и домино.

Эти места тоже можно использовать для занятий и консультаций. Не надо загонять людей в помещения. Может быть, преподавателю (консультанту) лучше прийти к ним. Эффект от этого будет значительно больше. Вокруг педагога наверняка соберутся люди, посыпятся вопросы, разгорится беседа (спор), а это сразу оживит всех. А если организовать здесь, скажем, викторину, да еще наградить победителей призами - успех обеспечен.

Для жильцов, желающих заниматься самостоятельно, на пункте следует иметь нормативные правовые и руководящие документы, памятки и наставления, учебно-методические пособия, комплекты плакатов и инструкции. Список указанных документов и литературы для УКП разрабатывает начальник органа управления по делам ГО и ЧС местного уровня.
4. Методика работы

Занятия на УКП проводятся в соответствии с Перечнем тем, утвержденным руководителем органа местного самоуправления.

Обучение проводится как на плановых занятиях (в объеме 12 часов), так и путем самостоятельного изучения материала с последующим закреплением полученных знаний и навыков при выполнении нормативов или в ходе практических занятий и тренировок.

По окончании курса обучения население, не занятое в производстве и сфере обслуживания, должно:

а) знать:

  • основные средства и способы защиты от аварийно химически опасных
    веществ, современных средств поражения, последствий стихийных бедствий,
    аварий и катастроф;

  • порядок действий по сигналу «Внимание всем!» и другим речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС на местах;

  • правила поведения и основы организации эвакуации в ЧС мирного и во­енного времени.

б) уметь:

  • пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты, из­готавливать простейшие средства защиты органов дыхания и кожи;

  • правильно действовать по сигналу «Внимание всем!» и другим речевым
    сообщениям органов управления ГО и ЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф;

  • оказывать само- и взаимопомощь при травмах ожогах, переломах, ранени­ях, кровотечениях;

  • защищать детей и обеспечивать их безопасность при выполнении мероприятий ГО. Подготовку этой категории населения надо проводить с учетом воз­раста, состояния здоровья и других факторов. Поэтому и методика должна быть несколько отличной от обычных занятий. Здесь преобладают такие формы:

  • практические занятия, беседы, уроки в форме вопросов и ответов;

  • просмотр учебных видеозаписей и фильмов;

  • привлечение на учения и тренировки по месту жительства;

  • самостоятельное изучение учебно-методических пособий и памяток;

  • прослушивание радиопередач, просмотр телепрограмм по защите населе­ния от чрезвычайных ситуаций;

Значительную часть учебного времени следует отводить практическим за­нятиям, как в помещении, так и на улице. Тренировки организовывать с участием работников органов управления по делам ГО и ЧС или членов КЧС местного уровня.

Для повышения эффективности обучения целесообразно, чтобы занятия носили спортивно-состязательный характер, между отдельными гражданами и учебными группами, между домами и подъездами царила бы здоровая конкурен­ция.

Занятия можно проводить не только на собственной базе (при жилищно-эксплуатационном органе), но и на базе других учреждений, а также частей и со­единений ГО. При этом предпочтение следует отдавать практическим действиям со средствами индивидуальной защиты, бытовыми дозиметрами, индивидуаль­ными и противохимическими пакетами, аптечкой АИ-2, пакетом перевязочным индивидуальным. Желательно, чтобы обучаемые посетили убежище или ПРУ.

Хорошо воспринимаются обучаемыми дискуссии, проводимые наподобие игры со зрителями в «Поле чудес». Руководитель задает вопрос. Каждый слушатель излагает свой ответ. После небольшой полемики преподаватель подводит всех к правильному ответу.

Особое место отводится кино- и видеофильмам. Они обладают широкими возможностями морально-психологического воздействия на людей, являются одним из эффективных средств пропаганды и подготовки. Видеозаписи способствуют лучшему усвоению сложных вопросов защиты населения и территорий, помогают осознанно действовать в сложных условиях. Их тематика достаточно разнообразна. Поэтому организация занятия с применением видеозаписей требу­ет от преподавателя правильного их подбора. Руководитель обязан сочетать видеоряд на экране с текстовым материалом. Методика работы может предусматривать три варианта. Первый - преподаватель излагает основную часть учебного материала перед демонстрацией видеозаписи. Второй - сначала идет демонстра­ция фильма и только потом объяснение происходившего на экране. Третий — это чередование показа отдельных частей и фрагментов с объяснением и ответами на возникающие вопросы.

Самостоятельная работа с данной категорией людей носит больше единичный характер. С одной стороны, это во многом зависит от подготовленности обучаемых, а с другой - от необходимого количества учебно-методических и на­глядных пособий, которые следовало бы выдать им для занятий. Да и многие ли из пенсионеров, пожилых людей захотят читать эту литературу? Им проще и интереснее включить телевизор, посмотреть и послушать. К этому они просто привыкли.

В процессе обучения основное внимание следует обратить на выработку у людей правильного представления о тех чрезвычайных ситуациях, которые характерны для мест их проживания, показать реальные масштабы последствий, а главное - рассказать что надо делать в каждом конкретном случае. Добиться, чтобы каждый приобрел практические навыки по применению индивидуальных средств защиты. Стремиться воспитать чувство высокой ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций. Сделать так, чтобы каждый был способен оказать первую медицинскую помощь себе и другому пострадавшему. И эти его действия происходили бы без суматохи и страха, а уверенно и сноровисто.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне iconМетодические рекомендации по созданию и организации работы учебно-консультационных...
Подготовка и обучение населения организуются в рамках единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных...
Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне iconМетодические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...
Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне iconПостановление 13. 02. 2013г. №107-пг г. Котельники о создании учебно-консультационных...
Данное постановление на официальном сайте городского округа Котельники Московской области
Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне iconКрасулина Ирина Викторовна
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...
Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне iconМир детей и подростков
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...
Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне iconГородского округа город сибай
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...
Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне iconОрганизация обучения студентов вузов
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...
Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне iconРазвитие творческих способностей на уроках информатики
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...
Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне iconБиолого-географический факультет Дисциплина: «Неорганическая химия»
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...
Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...
Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне iconМесто в Чемпионате Школьной баскетбольной лиги «кэс – баскет» сезона 2012-2013 года
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...
Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне iconМетодические рекомендации по выполнению рефератов по дисциплине «Основы...
Ем организации местного самоуправления. Цель выполнения реферата — более углубленное изучение теоретических взглядов и практического...
Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне iconМетодические рекомендации по подбору кадров в органы местного самоуправления Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования и развития системы подбора кадров в органах местного самоуправления...
Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне iconМетодические рекомендации по организации и проведению праздничных...
Президента РФ проводить соответствующие мероприятия, Совет муниципальных образований Республики Дагестан предлагает в практической...
Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне iconМетодические рекомендации по организации работы территориальных органов...
...
Методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне iconМетодические рекомендации по проведению местного референдума, голосований граждан
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск