Скачать 1.01 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» Шарипова Лейля Рифатовна МБОУ ДОД СДЮТиЭ Зав.отделом путешествий и экскурсий, педагог дополнительного образования I категории. Николаева Елена Григорьевна МБОУ ДОД СДЮТиЭ Зав.метод отделом, педагог дополнительного образования I категории. г. Нижнекамск, пр. Шинников 59. Почтовый адрес: г. Нижнекамск 423570 п/о 14, а/я 2118 РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭТАП X ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ПОМОЩЬ ОРГАНИЗАТОРАМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ВОСПИТАННИКАМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОСВЯЩЕННОМ ГОДУ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ НОМИНАЦИЯ: ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ (МОЯ МАЛАЯ РОДИНА) Содержание 1. Дополнительная образовательная программа «Нижнекамск городок – России уголок». 2. Учебно – методическое обеспечение программы. 3. Участие в городских краеведческих мероприятиях, в рамках программы. «Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия. (Ф. Гансберг) Пояснительная записка. Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из ...местного населения. Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Предметом изучения могут быть события, происходившие на территории района (области) в эпоху былых веков. Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Но большим подспорьем в этом деле обязаны стать краеведческие объединения, действующие в учреждениях дополнительного образования детей, особенно станции детского и юношеского туризма, которые дают огромные возможности для сочетания теоретических и практических занятий, проведения экскурсий в музеи города, к памятникам и историческим объектам своей «малой родины». Данная программа по краеведению «Нижнекамск городок – России уголок» призвана раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения в условиях дополнительного образования. Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к изучению истории России и Татарстана через изучение исторических объектов родного города. Это наиболее эффективный путь формирования исторического мировоззрения, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам. В общей направленности:
В содержании:
В организации:
Цели: главной целью программы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город и желающего принять активное участие в его развитии. Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
Программа предусматривает проведение 72 часов теоретических и экскурсионных занятий для воспитанников 12-15 лет. Занятия проводятся, как правило, по 2 академических часа два раза в неделю. Предполагаемые результаты обучения.
Эффективность обучения будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме теоретических занятий и занятий - экскурсий, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки. Тематическое планирование программы
Содержание программы 1. Введение (1час) Краеведение, что изучает краеведение, источники краеведческих знаний. 2. История Татарстана второй половины XIXвека – начала XX веков. (12 часов) Казанская губерния в XIX – начале XX века. Становление татарской национальной культуры. Экскурсии в Музей истории города, в этнографический музей, к памятнику Г.Тукаю. Участие в викторине «О язык, родной, певучий…». 3. Гражданская война в нашем крае (8 часов) Октябрьский переворот и гражданская война на территории нашего края. Экскурсия к памятнику М.Вахитова. Творческие конкурсы: «Родословие», «Старая фотография рассказала…». 4. Герои Отечественной войны - наши земляки (20 часов) Татарстан в годы Великой Отечественной войны. Герои Великой Отечественной войны – уроженцы Нижнекамского района. Экскурсии к Монументу Победы, в комплексный музей города, музей СДЮТиЭ. Встречи с ветеранами «Поклонимся великим тем годам…», «Берега памяти». 5. Так строился наш город (20 часов) История строительства города Нижнекамска. Экскурсия к памятнику первостроителям, к бюсту Н.В. Лемаева, к бюсту Е.Н. Королева. Участие в краеведческой олимпиаде «Тайны родного края». 6. Космическая тема в истории нашего города (6 часов). Начало освоения космоса в СССР. Экскурсии к памятнику космонавтам на улице Гагарина. Участие в викторине «Первопроходцы космоса». 7. Афганистан в сердце моем(6 часов) Экскурсия к памятнику воинам-интернационалистам. 8. Итоговое занятие(1час) Подведение итогов изучения программы. Методическое обеспечение программы Программа обеспечена учебно - методическим комплексом, в который входят теоретический материал по всем темам, тексты экскурсий к памятникам и мемориальным комплексам города, тесты, викторины, сценарии мероприятии, поисковый материал, видео и аудио – материал. Реализация программы Программа реализуется с 2010 года. Курс обучения прошли 120 детей, учащиеся 6-7 классов. Список литературы и источников
2. История Татарстана (учебное пособие) (Ф.Х.Хузин, И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков, Л.А.Харисова, А.А.Иванов, А.Г.Галлямова, Казань, 1996г. 3.Научно популярный журнал для детей и юношества «Юный краевед». 4. Нафигов Р.И., Мулланур Вахитов (ист.-биогр. очерк), 2 изд., Казань, 1975. 5. Нижнекамский репортаж. Татарское книжное издательство, Казань, 1978г. 6.Освоение космического пространства в СССР, В.Л. Барсуков, М., 1982 г 7.Татарстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Казань. 8.Интернет - ресурсы: http://ru.wikipedia.org http://www.e-nkama.ru http://historytat.ru http://www.kcn.ru http://vivovoco.rsl.ru http://epizodsspace.no-ip.org Учебно - методическое обеспечение программы Материал к теме 2. |
Публичный отчет директора муниципального бюджетного образовательного... Публичный отчет директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция детского... | Программа дополнительного образования детей «Эколог-краевед» ... | ||
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр... Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | Роль учебно-опытного участка в трудовом воспитании учащихся мбоу... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного... Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр... | Канзаши- искусство красоты Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского (юношеского) технического творчества... | ||
Конспект По теме: Установка палатки. Размещение вещей в ней. Составил... Муниципальное учреждение дополнительного образования Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г. Брянска | «Горномарийский дом детского творчества» Полное наименование: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Горномарийский дом детского... | ||
«Центр детского юношеского туризма и экскурсий» г. Пензы В концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного... | Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования... Алехин Игорь Александрович, педагог дополнительного образования, методист социально-педагогической направленности моу дод «Центр... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского и юношеского творчества | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Полное название образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования... | ||
Мбоу дод «дмш г. Абинска») План работы методического объединения (отделения) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Программа курсов повышения квалификации заместителей директоров станций... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского... | ||
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского... | Североморская городская станция юных техников Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей |