«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____________/ Нуриева З. З./ Протокол №1 от
«___» ________2012г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________/Р.Г.Галимова/ «___» ________2012г
| «Утверждено»
Директор МБОУ «АСОШ№7»
_____________/А.М.Гатауллина/
Приказ №1 от
«___» ________2012г.
|
Рабочая программа по природоведению
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Арская средняя общеобразовательная школа №7 »
Арского муниципального района Республики Татарстан
учителя биологии
Фахертдиновой Лейсан Фархатовны
5 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета протокол №1 от «29» августа 2012г.
2012-2013 учебный год
Учебно – тематическое планирование
Предмет: Природоведение
Класс: 5
Учитель: Фахертдинова Лейсан Фархатовна
Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных работ - 3 , практических работ- 12
Административных контрольных работ - 2 часа
Учебник:
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- N Дрофа. 2006 г.
Пояснительная записка
Изучение природоведения на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально – ценностного отношения к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Данная рабочая программа по природоведению 5 класс составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями); - Примерной программы среднего (полного) общего образования по природоведению;
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-12 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379).
- Учебного плана МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №7» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 29 августа 2012 года)
Содержание
Изучение природы (6 ч.)
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.
Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий). Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы. Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
Демонстрации:
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:
Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].
Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.
Вселенная(16 ч.)
Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История "вытеснения" Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно).
Демонстрации:
Карта звездного неба.
Модель Солнечной системы.
Фотографии планет Солнечной системы.
Глобус.
Практические работы:
Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера].
Работа с подвижной картой звездного неба.
Контрольная работа №1 по теме «Вселенная». Земля(18 ч.)
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека. Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Демонстрации:
Глобус.
Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).
Практические работы:
1. Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ.
2. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.
3. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.
4. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). Контрольная работа №2 по теме «Земля» Жизнь на Земле (14 ч.)
Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Демонстрации:
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
Практические работы:
Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев.
Контрольная работа №3 по теме « Жизнь на Земле» Человек на Земле (16 ч.) Научные представления о происхождении человека. История географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.
Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Демонстрации:
Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Практические работы:
1. Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.
2. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.)
3. Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
4. Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.)
5. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать
многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни;
уметь
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Планирование основных разделов учебного материала.
№ п/п
| Тема
| Всего часов
| Пр. раб.
| К.р.
| 1
| Изучение природы
| 6
| 2
| -
| 2
| Вселенная
| 16
| 2
| 1
| 3
| Земля
| 18
| 3
| 1
| 4
| Жизнь на Земле
| 14
| 1
| 1
| 5
| Человек на Земле
| 16
| 4
| -
|
| Административная контрольная работа
|
|
| 2
|
| Итого
| 70
| 12
| 5
|
Учебно-тематическое планирование
№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Дата проведения
| План
| Факт
| Изучение природы (6ч.)
| 1.
| Науки о природе
|
1
| 5.09.
|
| 2.
| Семья биологических наук.
| 1
| 6.09
|
| 3
| Методы изучения природы. Наблюдение. Практическая работа №1 «Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами»
| 1
| 12.09
|
| 4
| Методы изучения природы. Эксперимент. Измерение.
| 1
| 13.09
|
| 5
| Оборудование для научных исследований. Практическая работа №2 «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования»
| 1
| 19.09
|
| 6
| Великие естествоиспытатели.
| 1
| 20.09
|
| Вселенная (16ч.)
| 7
| Как древние люди представляли себе Вселенную
|
1
| 26.09
|
| 8
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею
| 1
| 27.09
|
| 9
| От Коперника до наших дней
| 1
| 3.10
|
| 10
| Роль Д.Бруно, Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
| 1
| 4.10
|
| 11
| Солнечная система, её состав. Практическая работа №3 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд».
| 1
| 10.10
|
| 12
| Ещё немного о планете Земля и её соседях
| 1
| 11.10
|
| 13
| Планеты – гиганты и маленький Плутон
| 1
| 17.10
|
| 14
| Подробнее о планетах-гигантах и Плутоне. Спутники планет.
| 1
| 18.10
|
| 15
| Астероиды. Кометы.
| 1
| 24.10
|
| 16
| Метеоры. Метеориты.
| 1
| 25.10
|
| 17
| Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда
| 1
| 31.10
|
| 18
| Многообразие звёзд
| 1
| 1.11
|
| 19
| Созвездия. Практическая работа №4 «Работа с подвижной картой звездного неба»
| 1
| 14.11
|
| 20
| Галактика. Световой год.
| 1
| 15.11
|
| 21
| Многообразие галактик.
| 1
| 21.11
|
| 22
| Контрольная работа №1 по теме «Вселенная»
| 1
| 22.11
|
| Земля (18ч.)
| 23
| Как возникла Земля
| 1
| 28.11
|
| 24
| Возникновение Земли (продолжение)
| 1
| 29.11
|
| 25
| Что у Земли внутри
| 1
| 5.12
|
| 26
| Экскурсия в мир камней
| 1
| 6.12
|
| 27
| Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа№5 «Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ»
| 1
| 12.12
|
| 28
| Многообразие явлений природы. Практическая работа№6 «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра». «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян».
| 1
| 13.12
|
| 29
| Землетрясения.
| 1
| 19.12
|
| 30
| Вулканы.
| 1
| 20.12
|
| 31
| Суша. Материки и части света. Административная работа за 1 полугодие
| 1
| 26.12
|
| 32
| Суша. Материки и части света
| 1
| 27.12
|
| 33
| Обобщение по теме «Земля»
| 1
| 16.01
|
| 34
| Атмосфера Земли
| 1
| 17.01
|
| 35
| Погода. Климат. Практическая работа№7 «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»
| 1
| 23.01
|
| 36
| Ураганы. Смерчи.
| 1
| 24.01
|
| 37
| Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.
| 1
| 30.01
|
| 38
| Воды суши.
| 1
| 31.01
|
| 39
| Уникальность планеты Земля.
| 1
| 6.02
|
| 40
| Обобщающий урок по теме «Земля»
| 1
| 7.02
|
| 41
| Контрольная работа №2 по теме «Земля»
| 1
| 13.02
|
| Жизнь на Земле (14ч.)
| 42
| Развитие жизни на земле.
| 1
| 14.02
|
| 43
| Животные прошлого
| 1
| 20.02
|
| 44
| Живые клетки
| 1
| 21.02
|
| 45
| Разнообразие клеток.
|
| 27.02
|
| 46
| Царства живой природы. Одноклеточные организмы.
| 1
| 28.02
|
| 47
| Многоклеточные организмы (грибы, растения) Практическая работа№8 «Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации»
| 1
| 6.03
|
| 48
| Беспозвоночные и позвоночные животные
| 1
| 7.03
|
| 49
| Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда.
| 1
| 13.03
|
| 50
| Водная среда обитания.
| 1
| 14.03
|
| 51
| Почвенная среда обитания.
| 1
| 20.03
|
| 52
| Жизнь на разных материках
| 1
| 21.03
|
| 53
| Природные зоны Земли
| 1
| 3.04
|
|
|
|
|
|
|
54
| Жизнь в морях и океанах
| 1
| 4.04
|
| 55
| Обобщение по теме «Живая природа»
| 1
| 10.04
|
| 56
| Контрольная работа №3по теме «Жизнь на Земле»
| 1
| 11.04
|
| Человек на Земле (16 ч.)
| 57
| Происхождение человека. Древние предки человека.
| 1
| 17.04
|
| 58
| Первые люди
| 1
| 18.04
|
| 59
| История географических открытий. Открытие Америки.
| 1
| 24.04
|
| 60
| Открытие Австралии и Антарктиды.
| 1
| 25.04
|
| 61
| Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. Практическая работа№9 «Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности».
| 1
| 1.05
|
| 62
| Как человек изменил Землю
| 1
| 2.05
|
| 63
| О кислотных дождях, об озоновой дыре и парниковом эффекте.
| 1
| 8.05
|
| 64
| Жизнь под угрозой. Практическая работа№10 «Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения».
| 1
| 9.05
|
| 65
| Не станет ли Земля пустыней?
| 1
| 15.05
|
| 66
| Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа №11 «Измерение своего роста и массы тела. Наблюдение за самочувствием».
| 1
| 16.05
|
| 67
| Ядовитые растения и животные. Практическая работа №12 «Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений».
| 1
| 22.05
|
| 68
| Человек в ответе за природу
| 1
| 23.05
|
| 69
| Обобщающий урок по теме «Человек на Земле». Административная работа за 2 полугодие
| 1
| 29.05
|
| 70
| Обобщение по теме «Земля»
| 1
| 30.05
|
|
Перечень литературы и средств обучения.
Природоведение 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / А.А. Плешаков, Н.И.Сонин./ Дрофа, 2010 г.;
Растительный и животный мир Татарстана: Учеб. пособие / И.И. Рахимов, К.К. Ибрагимова. – Казань: Магариф, 2006. – 191 с. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 174 с.
Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя / Под общ. ред. Н.И. Сонина. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 112 с. |