Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения





Скачать 213.36 Kb.
НазваниеРабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Дата публикации05.10.2014
Размер213.36 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/ Нуриева З. З./
Протокол №1 от

«___» ________2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/Р.Г.Галимова/
«___» ________2012г

«Утверждено»

Директор МБОУ «АСОШ№7»

_____________/А.М.Гатауллина/

Приказ №1 от

«___» ________2012г.


Рабочая программа по природоведению

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Арская средняя общеобразовательная школа №7 »

Арского муниципального района Республики Татарстан

учителя биологии

Фахертдиновой Лейсан Фархатовны

5 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета протокол №1 от «29» августа 2012г.

2012-2013 учебный год

Учебно – тематическое планирование

Предмет: Природоведение

Класс: 5

Учитель: Фахертдинова Лейсан Фархатовна

Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных работ - 3 , практических работ- 12

Административных контрольных работ - 2 часа

Учебник:

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- N Дрофа. 2006 г.

Пояснительная записка

Изучение природоведения на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально – ценностного отношения к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


Данная рабочая программа по природоведению 5 класс составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);

- Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по природоведению;

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

- Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.

- Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-12 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379).

- Учебного плана МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №7» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 29 августа 2012 года)

Содержание

Изучение природы (6 ч.)

Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.

Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий). Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы. Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Демонстрации:

  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Практические работы:

    1. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

    2. Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].

    3. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.


Вселенная(16 ч.)

Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История "вытеснения" Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно).

Демонстрации:

  • Карта звездного неба.

  • Модель Солнечной системы.

  • Фотографии планет Солнечной системы.

  • Глобус.


Практические работы:

  • Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера].

  • Работа с подвижной картой звездного неба.


Контрольная работа №1 по теме «Вселенная».
Земля(18 ч.)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека. Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Демонстрации:

  • Глобус.

  • Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)

  • Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).

Практические работы:

1. Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ.

2. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.

3. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

4. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей).
Контрольная работа №2 по теме «Земля»
Жизнь на Земле (14 ч.)

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Демонстрации:

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).

Практические работы:

  1. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев.


Контрольная работа №3 по теме « Жизнь на Земле»
Человек на Земле (16 ч.)
Научные представления о происхождении человека. История географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.

Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Демонстрации:

  • Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)

  • Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.

  • Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

Практические работы:

1. Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.

2. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.)

3. Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

4. Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.)

5. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Планирование основных разделов учебного материала.

п/п

Тема

Всего часов

Пр. раб.

К.р.

1

Изучение природы

6

2

-

2

Вселенная

16

2

1

3

Земля

18

3

1

4

Жизнь на Земле

14

1

1

5

Человек на Земле

16

4

-




Административная контрольная работа







2




Итого

70

12

5


Учебно-тематическое планирование




Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

Изучение природы (6ч.)

1.

Науки о природе


1

5.09.




2.

Семья биологических наук.

1

6.09




3

Методы изучения природы. Наблюдение. Практическая работа №1 «Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами»

1

12.09




4

Методы изучения природы. Эксперимент. Измерение.

1

13.09




5

Оборудование для научных исследований. Практическая работа №2 «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования»

1

19.09




6

Великие естествоиспытатели.

1

20.09




Вселенная (16ч.)

7

Как древние люди представляли себе Вселенную


1

26.09




8

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею

1

27.09




9

От Коперника до наших дней

1

3.10




10

Роль Д.Бруно, Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

1

4.10




11

Солнечная система, её состав. Практическая работа №3 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд».

1

10.10




12

Ещё немного о планете Земля и её соседях

1

11.10




13

Планеты – гиганты и маленький Плутон

1

17.10




14

Подробнее о планетах-гигантах и Плутоне. Спутники планет.

1

18.10




15

Астероиды. Кометы.

1

24.10




16

Метеоры. Метеориты.

1

25.10




17

Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда

1

31.10




18

Многообразие звёзд

1

1.11




19

Созвездия. Практическая работа №4 «Работа с подвижной картой звездного неба»

1

14.11




20

Галактика. Световой год.

1

15.11




21

Многообразие галактик.

1

21.11




22

Контрольная работа №1 по теме «Вселенная»

1

22.11




Земля (18ч.)

23

Как возникла Земля

1

28.11




24

Возникновение Земли (продолжение)

1

29.11




25

Что у Земли внутри

1

5.12




26

Экскурсия в мир камней

1

6.12




27

Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа№5 «Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ»

1

12.12




28

Многообразие явлений природы. Практическая работа№6 «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра». «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян».

1

13.12




29

Землетрясения.

1

19.12




30

Вулканы.

1

20.12




31

Суша. Материки и части света. Административная работа за 1 полугодие

1

26.12




32

Суша. Материки и части света

1

27.12




33

Обобщение по теме «Земля»


1

16.01




34

Атмосфера Земли

1

17.01




35

Погода. Климат. Практическая работа№7 «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»

1

23.01




36

Ураганы. Смерчи.

1

24.01




37

Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.

1

30.01




38

Воды суши.

1

31.01




39

Уникальность планеты Земля.

1

6.02




40

Обобщающий урок по теме «Земля»

1

7.02




41

Контрольная работа №2 по теме «Земля»

1

13.02




Жизнь на Земле (14ч.)

42

Развитие жизни на земле.

1

14.02




43

Животные прошлого

1

20.02




44

Живые клетки

1

21.02




45

Разнообразие клеток.




27.02




46

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

1

28.02




47

Многоклеточные организмы (грибы, растения) Практическая работа№8 «Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации»

1

6.03




48

Беспозвоночные и позвоночные животные

1

7.03




49

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда.

1

13.03




50

Водная среда обитания.

1

14.03




51

Почвенная среда обитания.

1

20.03




52

Жизнь на разных материках

1

21.03




53

Природные зоны Земли

1

3.04






















54

Жизнь в морях и океанах

1

4.04




55

Обобщение по теме «Живая природа»

1

10.04




56

Контрольная работа №3по теме «Жизнь на Земле»

1

11.04




Человек на Земле (16 ч.)

57

Происхождение человека. Древние предки человека.

1

17.04




58

Первые люди

1

18.04




59

История географических открытий. Открытие Америки.

1

24.04




60

Открытие Австралии и Антарктиды.

1

25.04




61

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. Практическая работа№9 «Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности».


1

1.05




62

Как человек изменил Землю

1

2.05




63

О кислотных дождях, об озоновой дыре и парниковом эффекте.

1

8.05




64

Жизнь под угрозой. Практическая работа№10 «Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения».

1

9.05




65

Не станет ли Земля пустыней?

1

15.05




66

Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа №11 «Измерение своего роста и массы тела. Наблюдение за самочувствием».

1

16.05




67

Ядовитые растения и животные. Практическая работа №12 «Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений».

1

22.05




68

Человек в ответе за природу

1

23.05




69

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле». Административная работа за 2 полугодие

1

29.05




70

Обобщение по теме «Земля»

1

30.05






Перечень литературы и средств обучения.

Природоведение 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / А.А. Плешаков, Н.И.Сонин./ Дрофа, 2010 г.;

Растительный и животный мир Татарстана: Учеб. пособие / И.И. Рахимов, К.К. Ибрагимова. – Казань: Магариф, 2006. – 191 с.
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 174 с.

Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя / Под общ. ред. Н.И. Сонина. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 112 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconНаименование Программы Образовательная программа среднего общего...
А образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconУчебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Режим работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия п. Г. Т. Богатые сабы сабинского
Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПрограмма муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПрограмма муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Решением педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак...
Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнечелнинская сош»»...
Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Простинская оош»» на основе...
Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнеуратьминская оош»»...
Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПлан воспитательной работы на 2013-2014 уч. Года муниципального бюджетного...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №2 г. Торжка»
Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Вого качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карабашская средняя общеобразовательная...
Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconУста в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения староурмарская средняя
Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconУста в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения староурмарская средняя
Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconСамообследование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» утверждены руководителем администрации...
Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПриказ № от 11. 2013 Образовательная программа основного общего образования...
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск