ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент Государственного образовательного минимума, утвержденный Приказом Минобразования РФ;
примерные программы, созданные на основе федерального компонента Государственного образовательного минимума;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Изучение географии в 7 классе школы направлено на достижение следующих целей:
создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами;
сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку;
раскрыть закономерности землеведческого характера;
воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Курс географии материков и океанов - это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности, дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Оценивать и прогнозировать:
по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
изменение климатов Земли;
оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
основные взаимосвязи природы и человека;
Объяснять:
особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
особенности расового и этнического состава населения;
особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
применять в процессе учебного познания основные географические понятия
Описывать:
основные источники географической информации;
географическое положение объектов (по карте);
по схемам круговороты вещества и энергий;
компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
Определять (измерять):
географическую информацию по картам различного содержания;
вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
Называть и показывать:
важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
факторы формирования климата;
крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
страны мира, их столицы, крупные города;
природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 -х. учебных часов в неделю. Резервное время, при этом, составляет 3 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ. Оценочные практические работы
Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.
Тема « Африка»
Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
Определение географического положения материка.
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема « Австралия»
Сравнение географического положения Австралии и Африки.
Тема «Южная Америка»
Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.
Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка.
Тема «Северная Америка»
Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности.
Тема «Евразия»
Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.
Учебник: Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов. - М.: Дрофа, 2008-2010.
Используемый УМК:
Географический атлас. 7 класс. - М.: Дрофа,2008-2010.
Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 7 класс. - М.:Дрофа, 2009.
Дополнительная литература:
Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом Земля.. - М.: Дрофа, 2009.
За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.
Интернет - ресурсы.
Мультимедийные обучающие программы:
География 7 класс. «Наш дом Земля».
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами.
№
| Тема
урока
| Кол
-во
ча
сов
| Тип
урока
| Элементы
обязательного
минимума
образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Практические
работы
| Формы
контро
ля
| До
маш
нее
зада
ние
| Дата проведения
| План
| Факт
| ВВЕДЕНИЕ (4 часа)
| 1
| Что изучает география материков и океанов
| 1
| Урок изучения нового материала
| Представление о мире в древности: Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства
| Знать: предмет изучения географии. Части света. Карты материков.
Уметь:читать и анализировать географические карты
| Обозначение на контурной карте материков, океанов, частей света и крупных островов
| Фронтальный опрос, работа с контурными картами
| П.1
| 03.09
|
| 2-3
| Основные этапы накопления знаний о Земле. Современные географические исследования
| 2
| Урок формирования новых знаний
| Знать: основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых.
Уметь: показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий
| Составление сводной таблицы
| Выбо
рочный
контроль
| П.2
| 07.09
|
| 4
| История создания карт
| 1
| Урок формирования новых знаний
|
| Знать: историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах. Уметь: называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану, объяснять построение градусной сетки на картах и измерительные возможности в сравнении с глобусом
| Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Характеристика карт по плану
| Выбо
рочный,
темати
ческий
| П.З
| 10.09-
14.09
|
| |