Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования»





Скачать 110.93 Kb.
НазваниеРеферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования»
Дата публикации07.11.2014
Размер110.93 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
Министерство образования и науки Украины

Реферат

на тему:
«Бизнес-модель: понятие и технология формирования»

Подготовила

Киев 2010

Что такое «бизнес-модель»?

Обобщая подходы к  определению бизнес-моделей, следует отметить, что наибольшие различия в трактовке термина «бизнес-модель» возникают  у людей, ориентированных на технологию, и у  людей, ориентированных на бизнес. Это, очевидно, связано с различиями в фокусе внимания  при определении бизнес-модели  у технологически-ориентированных  и у бизнес-ориентированных людей. Первые рассматривают деятельность любой компании с точки зрения процессов и технологий – фокус их внимания направлен внутрь компании. Вторые, напротив, ориентированы на ценность, которую компания создает для внешних клиентов, и на результаты бизнеса.

Большинство определений термина «бизнес-модель», которые дают  специалисты, могут быть разделены на две категории:
1) ориентированные на ценность/клиента (подход, направленный на внешнее окружение организации);
2) ориентированные на процессы/роли (подход, направленный внутрь организации).

Приведу некоторые примеры определений бизнес-модели, которые относятся к первой категории.

Модель бизнеса – это то, как компания выбирает потребителя, формулирует и разграничивает свои предложения, распределяет ресурсы, определяет, какие задачи она сможет выполнить своими силами и для каких придется привлекать специалистов со стороны, выходит на рынок, создает ценность для потребителя и получает от этого прибыль. Компании могут предлагать продукты, услуги или технологии, но это предложение основывается на комплексной системе действий и взаимоотношений, которая представляет собой бизнес-модель компании. (A. Slywotzky, 1996)

Бизнес-модель – это представление о том, как организация делает (или намеревается сделать) деньги.  Бизнес-модель  описывает ценность, которую организация предлагает различным клиентам, отражает  способности организации, перечень партнеров, требуемых для создания, продвижения и поставки этой ценности клиентам, отношения капитала , необходимые для получения устойчивых  потоков дохода. (A. Osterwalder, 2005).

Бизнес- модель  компании – это способ, который компания использует для создания ценности и получения прибыли. (H. Chesbrough, 2006).
Пример, отражающий второй подход к определению бизнес-модели, в большей степени, ориентированный на внутренние процессы/роли, представлен ниже.

Бизнес-модель — это описание предприятия как сложной системы с заданной точностью. В рамках бизнес-модели отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки  эффективности функционирования системы. Форма представления бизнес-модели и уровень ее детализации определяются целями моделирования и принятой точкой зрения. 

Еще один существенный аспект определения бизнес-модели связан с тем, что бизнес-модель часто путают со стратегией,  подменяя одно понятие другим, либо включая стратегию как один из компонентов в состав бизнес-модели. Подобная путаница вызвана тем, что бизнес-модель тесно связана со стратегией, но не тождественна стратегии. [1]

Наиболее известной и простой является бизнес-модель магазина. Модель включает в себя размещение магазина в месте нахождения потенциальных покупателей и демонстрацию им предлагаемых к продаже товаров или услуг. Со временем, бизнес-модели становились все более сложными. Бизнес-модель, которая называется "наживка-крючок" (также известная как "бритва-лезвие" или "связанные товары") начала использоваться в начале 20-го века. Эта бизнес-модель заключется в продаже основного продукта по очень низкой цене, иногда ниже себестоимости ("наживка"), а затем основная прибыль зарабатывается на продаже запасных частей, расходных материалов или других связанных с использованием "наживки" товаров или услуг ("крючок"). Например, бритвенные станки и лезвия, мобильные телефоны и услуги связи, принтеры и картриджи, фотоаппараты и фотографии. В 1950-х новые бизнес-модели разработали ресторанная сеть McDonald's и производитель автомобилей Toyota. В 1960-х инноваторами были Wal-Mart и гипермаркеты. 1970-е принесли новые бизнес-модели от FedEx и Toys R Us; 1980-е Blockbuster, Home Depot, Intel и Dell; 1990-е от Southwest Airlines, Netflix, eBay, Amazon.com и Starbucks. Несовершенными, если разобраться были проблемные бизнес-модели многих доткомов.

Сегодня, тип бизнес-модели может зависеть от способа использования технологии. Например, предприниматели в сети Интернет создают совершенно новые модели на основе уже существующих или только создающихся технологий. Используя такие технологии, бизнесы могут приобрести большое число потребителей с минимальными затратами. [4]

Для чего применяются бизнес-модели на практике?  Возможно выделить следующие варианты их применения:

- для оценки и анализа эффективности бизнеса компании в сравнении другими аналогичными компаниями;

- для оценки потенциала и инвестиционной привлекательности бизнеса компании в будущем;

- для оптимизации бизнеса компании с точки зрения стратегии и с точки зрения максимизации и удержания ценности, которую компания создает для клиентов и других заинтересованных в ее бизнесе лиц.

На взгляд Марка Джонсона, бизнес-модель состоит из четырех взаимосвязанных элементов, которые в совокупности создают и предоставляют ценность. Самое важное – создание ценности.

Предложение ценности покупателю. Успешная компания отличается от других тем, что смогла найти способ создания ценности для клиентов, то есть помогла сделать важную для них работу. Под словом «работа» подразумеваем фундаментальную проблему, которую в определенных условиях необходимо решить. Как только нам становится понятна эта «работа» и все ее параметры, включая весь процесс реализации, мы можем создать предложение. Чем важнее эта «работа» для клиента, меньше уровень его удовлетворенности теми предложениями, которые есть на рынке, а также чем лучше ваше решение проблемы (и, конечно же, чем ниже его стоимость), тем выше ценится ваше предложение ценности покупателю.

Формула прибыли – это детальный план, определяющий действия компании в создании ценности для себя, в то же время представляя ценность клиенту. Подобный план состоит из следующих пунктов:

  • Модель дохода: цена, помноженная на объем

  • Структура затрат: прямые затраты, непрямые затраты, экономики масштаба. Структура затрат определяется в основном затратами на ключевые ресурсы, требующиеся для бизнес-модели

  • Модель рентабельности: при ожидаемых объемах и структуре затрат каждая транзакция должна делать свой вклад, чтобы была получена желаемая прибыль

  • Оборачиваемость ресурсов: как быстро мы сможем обновить материально-производственные запасы и активы. Словом, насколько успешно мы сможем использовать ресурсы для поддержания ожидаемых объемов и достижения прогнозируемой прибыли.

Считается, что понятия «формулы прибыли» и «бизнес-модель» взаимозаменяемы. Однако то, как вы зарабатываете, — лишь часть модели. Мы обнаружили, что намного полезнее начинать с определения цены, которая позволила бы выполнить «работу» (предоставить ценность), и, уже отталкиваясь от цены, определить, какими должны быть переменные издержки и маржа. Это, в свою очередь, даст возможность понять, какой должна быть скорость оборачиваемости ресурсов для того, чтобы получить ожидаемую прибыль.

Ключевые ресурсы — это такие активы, как люди, технологии, продукты, оборудование, дистрибуция и бренд, необходимые для предоставления ценности ключевому клиенту. Фокусироваться в данном случае необходимо на ключевых элементах, создающих ценность для клиентов и компании, а также на их взаимодействии. (Каждая компания имеет общие ресурсы, которые ее не дифференцируют.)

Ключевые процессы. Операционные и управленческие процессы успешных компаний позволяют им предоставлять ценность таким способом, который можно успешно повторять и увеличивать в масштабе. Они могут включать в себя повторяющиеся процессы: тренинги, развитие, производство, бюджетирование, планирование, продажи и оказание услуг. Ключевые процессы также включают в себя правила компании, ее системы показателей и нормы.

Эти четыре элемента являются строительными блоками любого бизнеса. Ценностное предложение и формула прибыли определяют ценность для клиента и компании. Ключевые ресурсы и ключевые процессы описывают то, как эта ценность будет предоставлена. Несмотря на то что эта парадигма кажется простой, ее сила заключается в сложной взаимозависимости элементов, из которых она состоит. Серьезные изменения любого из них влияют на всю модель. Успешные бизнесы находят более или менее стабильную систему, в которой каждый из этих елементов последовательно связан друг с другом и взаимодополняют друг друга. [2]

Элементы успешной бизнес-модели

c:\documents and settings\katya\рабочий стол\б мод реферат\img_1115.jpg

Существует ещё одно мнение про элементы идеальной бизнес-модели.

Так, Давид Лоттенбах считает, лучшие бизнес-модели основаны на сочетании таких факторов, как предложение ценности, цепочка ценности, сохранение ценности (см. рисунок). Главный принцип означает: суть предложения ценности в том, как создать наилучший продукт на рынке. Смысл цепочки ценности заключается в том, как создать ценность по наиболее низкой цене. В свою очередь суть сохранения ценности в том, как защитить прибыль от падения из-за конкурентов или поставщиков. [5]



Системное описание концепции бизнес-модели можно представить в виде матрицы системных характеристик, включающей 7 основных компонентов, которые могут быть описаны характеристиками в разрезе четырех основных измерений: статического, контрольного, динамического и прогнозного. Заметим, что системные измерения играют важную роль в системном описании концепции бизнес-модели.

1. Функция и цели бизнеса. Функция выполняет системообразующую роль и характеризует назначение бизнеса. Она указывает на то, что должно достигаться в результате без указания на то, как это делается.
Рассмотрение цели в качестве компонента бизнес-модели было впервые предложено исследователями. Заметим, что при определении целей ключевую роль играют цели и намерения предпринимателя (команды менеджеров). К примеру, ключевой целью могут быть: выживание (на этапе создания нового бизнеса), поддержание необходимого уровня и стиля жизни предпринимателя через получение им необходимого уровня дохода (на этапе становления бизнеса), рост и развитие бизнеса (на этапе подъема), либо становление и рост бизнеса ради последующей его продажи (спекулятивная сделка). Понятно, что реализация различных целей может потребовать и разных бизнес-моделей.

2. Предложение ценности. Суть данного компонента состоит в том, чтобы определить те факторы и характеристики, которые связаны с предложением ценности потребителям, которая создается и предлагается на выходе. Здесь речь идет о характеристиках ассортимента предлагаемых товаров/услуг, о параметрах (широты и глубины) ассортимента и условиях его доставки (самостоятельно, либо через посредников).

3. Рынок. Этот компонент должен идентифицировать факторы рынка (рыночный сегмент), т.е. выявить целевых потребителей, которым предлагается ценность (b-to-c, b-to-b или же обеим категориям), охарактеризовать географические рамки и объемы целевого рынка.

4. Процессор. Характеризует внутреннюю деятельность компании. Он включает в себя некоторое множество внутренних факторов и характеристик компании, т.е. все то, что требуется для преобразования ресурсов/затрат («входов») в ценность для потребителей («выходы»). Процессор включает в себя:
1) цепочку создания ценности, характеризующую операционную деятельность компании, структуру и последовательность различных видов работ и операций (основных, вспомогательных), в процессе которых создается ценность для потребителя;
2) ресурсы и оснащение, в т.ч. материальные и нематериальные активы компании (сырьевые, материальные и финансовые ресурсы, оборудование, патенты, бренды, торговые марки и др.), а также информационное оснащение (ИТ, сетевые системы связи, Интернет и др.);
3) катализатор, характеризующий совокупность всех тех внутренних факторов, которые способствуют ускорению процессов преобразования «входов» в «выходы» (ключевые компетенции, динамические способности, корпоративная культура и др.);
4) человеческие ресурсы (персонал и его ключевые характеристики).
5. Конкурентная стратегия, с помощью которой компания способна получить и удерживать свое превосходство над конкурентами. Главная задача — выявить сильные стороны, отличительные особенности и основные конкурентные преимущества компании, которые могут обеспечить получение и сохранение устойчивой стратегической позиции.

6. Сеть бизнеса и место компании в ней. Сеть включает в себя партнеров, ключевых поставщиков и др. независимые фирмы, потенциально заинтересованные в установлении взаимовыгодных партнерских отношений и участвующие в этой деятельности (финансовые структуры, органы административного управления, рекрутинговые компании, рекламные агентства и др.). Этот компонент определяет позицию, занимаемую компанией в сети создания ценности, связывающей поставщиков и заказчиков, характеризует ее опыт использования связей в сети бизнеса.http://www.m-economy.ru/img/clear.gif

Матрица системных характеристик бизнес-модели (общий вид)
http://www.m-economy.ru/ftp_images/arts/30/30_06_05_01.png

7. Экономическая модель позволяет охарактеризовать механизм формирования доходов и получения прибыли, оценить структуру затрат, целевую маржу, объемы производства и прибыли, учитывая выбранные варианты предложения ценности и структуры затрат в цепочке создания ценности. Экономическая модель позволяет компании определить уровень дохода, на который она может рассчитывать от реализации ценности, предлагаемой потребителю, и присвоения себе части этой ценности в виде прибыли.

Отличия бизнес модели от стратегии предприятия

  • Создание ценности и ее превращение в прибыль. Бизнес-модель фокусируется на создании ценности. В то время как бизнес-модель также описывает, как фирма превращает созданную ценность в прибыль, стратегия смотрит дальше и фокусируется на создание устойчивого конкурентного преимущества. [6]

  • Стоимость бизнеса или прибыль акционера. Бизнес-модель создает архитектуру превращения инновации в экономическую ценность бизнеса. Однако бизнес-модель не фокусируется на том, как превратить стоимость бизнеса в прибыль для акционеров. Например, методы финансирования не рассматриваются в бизнес-модели, но они влияют на прибыль акционеров.

  • Предполагаемый уровень знания о бизнес-среде. Создание бизнес-модели не требует больших знаний о бизнес-среде, в то время как разработка стратегий зависит от более сложного анализа, который требует более полных знаний о среде, в которой должен развиваться бизнес. [3]


Таким образом, бизнес-моделирование — это современный тренд в бизнесе, вытесняющие классическое стратегическое планирование. Оно позволяет компании за короткий срок сформировать более четкий и эффективный стратегический фокус и дает ей возможность быстро перестроиться. [5]. В свою очередь, бизнес-модель можно определить как совокупность способов ведения бизнеса в компании (ее структуру, продукцию, способы доставки и обслуживания товаров, повышение рыночной стоимости), правил ведения этого бизнеса, лежащих в основе стратегии компании, а также критериев определения деловых показателей. [7]

Литература:
  1. Андрея Сооляттэ. Бизнес-модели компаний: определение, эволюция, классификация. http://www.klubok.net/article2302.html

  2. Марк В.Джонсон. Изобретая новую бизнес-модель. //Стратегии. -2009. - №1-2.

  3. Вадим Котельников. Модель бизнеса и ее 1+6 компонентов. http://www.cecsi.ru/coach/business_model.html

  4. http://ru.wikipedia.org

  5. Лоттенбах Д. Точилка для бизнес-модели// Стратегии. – 2009. - №11.

  6. Стрекалова Н.Д. Бизнес-модель как полезная концепция стратегического управления// Проблемы современной экономики. – 2009. - №2.

  7. Управление корпоративной бизнес-моделью. http://www.big.spb.ru






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования» iconРеферат Отчёта по нир на тему: Разработка и внедрение автоматизированной...
...
Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования» icon«тамбовский бизнес-колледж» реферат На тему : «Мировые религии»

Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования» iconРеферат на тему: «Особенности формирования культуры межнационального общения старшеклассников»
Исследование на тему «Отношение учащихся нашей школы к представителям других национальностей»
Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования» iconРеферат по дисциплине «Мировая художественная культура» на тему :...

Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования» iconТема Цель и задачи курса. Сущность бизнес-планирования
Предмет курса. Цель и задачи курса. Понятие и сущность бизнес-плана и бизнес-планирования. Необходимость планирования бизнеса. Особенности...
Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования» iconТехнология подготовки и написания реферата реферат
Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования на...
Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования» iconРеферат по курсу технологии неорганических веществ на тему: Технология неконцентрированной

Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования» iconРеферат Архитектура многофункциональных бизнес-центров
Формирование офисно – делового пространства. Бизнес-центр новый тип общественного здания
Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования» iconРеферат На тему : Проектная технология в области изучения иностранного языка
Введение 3
Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования» iconРабочая программа по курсу «Технология»
«Технология. Ступеньки к мастерству» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...
Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования» iconРеферат Электронные Системы Управления Документооборотом «Системы...
Понятие экономической системы, её структура, состав и классификация функций управления и бизнес-процессов 4
Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования» iconРеферат по истории на тему: «Дивизия Ваффен сс викинг. Причины возникновения...
Заключение Список сносок
Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования» iconКонспект урока математики на тему
Тип урока: онз (урок формирования первоначальных предметных навыков и ууд, овладения новыми предметными умениями) (технология деятельностного...
Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования» iconБизнес-план по учебной практике на тему: Компьютерный клуб
Ознакомление с содержанием возможно только с согласия руководителя предприятия (представителя). Знакомящийся с бизнес-планом берет...
Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования» icon1. Международный бизнес: понятие, виды международного бизнеса, внешняя среда
Тема Международный бизнес: понятие, виды международного бизнеса, внешняя среда
Реферат на тему: «Бизнес-модель: понятие и технология формирования» iconПамятка для студентов направления 080200 «Менеджмент» по изучению...
Бизнес в России – исторический аспект. Бизнес и его психологические предпосылки. Бизнес как юридически законная деятельность. Бизнес...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск