Реализация
интеграционного
подхода
в обучении
географии
Автор: учитель географии
Мошонской основной
общеобразовательной
школы Ворначёва
Надежда Леонидовна Содержание.
Стр.
Введение. 2
Направление и уровни интеграции. 3
Формирование познавательного интереса у детей. 4
Межпредметные связи:
география и биология; 5
география и история; 6
география и обществознание; 6
география и литература; 7
география и русский язык; 8
география и иностранный язык 9
география и математика; 9
география и физика; 10
география и химия; 10
география и искусство (изобразительное
искусство и музыка) 11
география и физкультура; 12
география и технология; 12
география и экология; 13
география и краеведение; 13
география и информатика. 14
5. Значение интегрированного подхода в обучении школьников. 14 Сноски 16
Литература 16
Приложения:
Викторина по биологии 17
Викторина «Америка» 18
Урок-игра «Что? Где? Когда?» по теме «Столицы европейских государств» 20
Литература 22
Экология 27
Викторина по краеведению 28
Интегрированный урок «В гостях у хозяйки Медной горы» 30
Стенд «Горные породы» 37
Введение.
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Измени-лись цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивает-ся число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых класс-сических школьных предметов, в том числе и географии. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики геогра-фии, требуют иных подходов в организации учебного процесса.
В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвлённой системы географических знаний, реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.
Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подраста-ющего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.
Современный дидактический принцип личностно ориентированного обучения требует учёта психофизиологических особенностей обучаемых, использования системно-деятельностного подхода. Особой работы по организации взаимосвязан-ной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение чётко спланированных результатов обучения.
В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения. Эта проблема активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики, теории управления познава-тельной деятельностью.
Однако внедрение новых технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предмета, их применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними.1
Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения. Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Самая эффективная в настоящее время форма реализации комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно с учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока: заранее определяется объём и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя должна быть равной, хотя один из учителей (в зависи-мости от предмета) выбирается ведущим.
Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам по одному из предметов или классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются по двум или нескольким предметам.
Оценка деятельности специфична: если ученик даёт ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету; если по двум дисциплинам или если он обобщал знания по смежным предметам, то оценка выставляется по этим предметам.
Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определённой теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного.
Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин. Направление и уровни интеграции.
В современной школе существует несколько направлений и уровней интегра-ции. Это, во-первых, появление новых курсов, рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их незави-симого существования. Во-вторых, появляются разовые уроки разного уровня и характера.
Выделяют следующие типы уроков для детей разного возраста:
- урок-игра;
- урок-беседа;
- урок-наблюдение или урок-исследование;
- урок-передача;
- уроки-литературно-музыкальные композиции;
- урок-открытие;
- урок-конференция.
Подготовка всех типов уроков очень трудоёмка и требует согласованных действий учителей. Это:
- постановка общих целей и задач;
- отбор материала;
- совместная разработка уроков;
- разработка своих предыдущих уроков в соответствии с общими планами.
Результатом проведения интегрированных уроков является развитие эмоцио-нальной сферы детей. А это, по мнению Сухомлинского, и даёт «желанное пробуждение мысли». На интегрированных уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, создание таких уроков помогает сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей и идеалов.
Интегрированное обучение создаёт новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения. Оно требует и разнообразия форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность восприятия учащимися учебного материала. Формирование познавательного интереса у детей.
Положительными результатами интегрированного подхода в образовании можно считать:
- адекватность современному уровню научных представлений о мире;
- возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в дина-мике, во множественных взаимосвязях;
- расширение «горизонтов» видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир заново»;
- стимул к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педа-гогом), соответствующим принципам интегрированного подхода;
- объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учёта ценностных ориентаций и мотиваций обучаемых;
- снятие перегрузки в учебном процессе;
- получение качественно нового педагогического результата;
- взаимоотношения учителя и учащихся, взаимный интерес друг к другу, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своём ученике.
Осмысление интеграции как механизма содержания образования позволяет определить ценностно-смысловое значение главных направлений развития совре-менного образования.
Интеграция становится для всех её участников: учителей, учеников, родителей и администрации – школой сотрудничества и взаимодействия, которые помогают продвигаться к общей цели.
Интеграция привлекает молодых педагогов новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Она вдохновляет и опытных учителей, знающих на практике все недостатки изолированного преподавания наук. Вероятно, когда-нибудь станет возможно создание принципиально новых программ, где все предметы будут пронизаны интеграционными идеями и задачами.
Одна из удивительных сторон преподаваемого нами предмета заключается в том, что в детстве каждый ребёнок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько нежно и прочно сможет учитель подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы. «Велика и поразительна область географии, – писал Н.В. Гоголь. – Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!» Но столь «поразитель-ная область географии» конкретизируется для учащихся практикой преподавания учителя географии.
Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии и другим предметам. Например, установление продолжительности дня и ночи (освещённости) в зависимости от широты места, пользование масштабом, измерения на карте и местности, определение площадей географических объектов, глазомерная съёмка плана местности невозможна без математических расчётов. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики. Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. При изучении минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомство со способами обработки чёрных и цветных металлов, переработки нефти, газа необходимы знания по химии.
Роль межпредметных связей в учебном процессе в значительной степени определяется спецификой учебного предмета, на знание которого опирается изучение географических объектов и явлений. Так, использование знаний учащихся по математике способствует формированию более конкретных представлений о величине, размерах объектов. Знания по физике позволяют им глубже познать сущность физико-географических явлений. Использование знаний по биологии помогает раскрыть взаимосвязи между компонентами природы.
Задача учителя – опираясь на психологические особенности учащихся опреде-лённого возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес, помочь им не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах.2 Межпредметные связи:
География и биология.
Трудно назвать другой предмет, который был бы настолько же прочно связан с географией, как биология. Изучая новый материк, дети не только знакомятся с его рельефом, внутренними водами, климатом или населением, но и узнают о растениях и животных, населяющих данную часть Земли, знакомятся с его природными комплексами. В программе по географии можно найти множество тем, перекликающихся с программой по биологии, что даёт неограниченные возможности для построения интегрированных уроков, организации предметных вечеров, составления вопросов для совместных конкурсов и викторин (См. приложение 1).
Обратная связь:
В программе по биологии множество тем тесно связано с географией. Трудно объяснить детям, что такое миграции животных, ареалы обитания, эндемики и космополиты без географических карт, знаний материков, природных зон, типов климата. Есть темы, которые присутствуют в программах обоих предметов: геологическое исчисление, происхождение и развитие жизни на земле, географическая оболочка, ПТК (природно-территориальные комплексы), защита природы, охраняемые территории и др.
Варианты интегрированных уроков:
«Природные зоны Африки (Австралии и т.д.)», «Распространение организмов на Земле», «Воздействие организмов на земные оболочки», «Природный комп-лекс», «Географическая оболочка», «Океан как среда обитания», «Геологическое летоисчисление», «Растительный мир нашей страны», «Животный мир России», «Охрана органического мира. Красная книга», «Национальные парки и заповедни-ки» и др. География и история.
Учитель географии обязан обладать знаниями в области истории, уметь их применять на своих уроках. Изучение каждого из материков, регионов России предваряет урок знакомства с историей открытия и исследования данной территории. Уместно будет повесить в кабинете стенд с датами основных геогра-фических открытий, изображения путешественников и учёных, внесших свой вклад в развитие географического учения. При подборе заданий к олимпиадам, викторинам можно включить вопросы, содержащие исторические сведения или требующие от детей знания истории (См. приложение 2).
Обратная связь:
На уроках истории, как и на уроках географии, не обойтись без карты. Дети учатся пользоваться атласами и контурными картами. Принципы работы очень похожи. Различия лишь в содержании карт: на географических картах изображен современный мир, исторические же иллюстрируют прошлое. Необходимо указы-вать детям на связь времён. Можно предложить учащимся сравнить изучаемую на уроке страну, её территорию с современными очертаниями этой же страны. Дети замечают, что её положение изменилось (увеличились или уменьшились её размеры). Далее ставятся проблемные вопросы: почему это произошло, за счёт каких стран, вследствие каких событий? Ответы на них учащиеся находят на уро-ке истории. Детям интересно будет узнать историю образования стран, городов, интересных обычаев разных народов (См. приложение 3).
Варианты интегрированных уроков:
«Расселение народов», «Культура разных стран», «Эпоха Великих географи-ческих открытий», «История открытия и исследования Северной Америки (Африки и т.д)», «Знаменательная дата (годовщина образования города, великого открытия, юбилей учёного или путешественника…)» – особое внимание стоит уделить событиям и личностям, связанных с родным краем, «Личность в истории (учёный, путешественник, первооткрыватель…)» и др. География и обществознание.
Наибольшее количество точек соприкосновения этих двух наук можно найти в программе по 9 классу. Изучая демографическое состояние России, националь-ный и религиозный состав населения России, экономику страны и регионов, дети расширяют свои знания об обществе, в котором живут, знакомятся с механизмами демографических и экономических изменений и учатся сравнивать, обобщать, прогнозировать, т.е. готовятся к активному участию в жизни этого общества.
|