Литература при переводе на 2 курс





НазваниеЛитература при переводе на 2 курс
страница1/5
Дата публикации30.06.2014
Размер0.5 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

«ФИЛОЛОГИЯ»

ПРОФИЛИ «РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ»,

«РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ»
ПРОГРАММА ПЕРЕВОДНОГО ИСПЫТАНИЯ

(КОМПЛЕКСНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ)

ПО ПРЕДМЕТАМ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЕГО ИСТОРИЯ» и

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
При переводе на 2 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология», «Старославянский язык»*, «Древнерусская литература», «Русская литература XVIII века»*.

*Только при переводе на дневное отделение.

При переводе на 3 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология», «Современный русский язык: словообразование и морфология», «Старославянский язык», «Историческая грамматика русского языка»*, «Древнерусская литература», «История русской литературы XVIII века», «История русской литературы XIX века. 1 треть, 2 треть»*

*Только при переводе на дневное отделение
Программы разделов
Современный русский язык: фонетика
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Язык с точки зрения его устройства, назначения, функционирования. Проблема соотношения словаря и правил при построении высказывания.
Язык и речь. Литературный язык. Кодифицированный литературный язык и разговорный язык ("разговорная речь"). Норма и вариативность.
Фонетика - предмет, задачи, основные аспекты и виды фонетических описаний. Фонетика в модели речевой деятельности.

Звуковые средства языка: единицы, признаки, правила. Основные фонетические единицы сегментного и супрасегментного уровней. Транскрипция - назначение, основные принципы и виды.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АСПЕКТ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ.
Общие принципы образования звуков. Виды инициации. Три отдела речевых органов и их роль в образовании базовых компонентов звуков.
Артикуляционная база. Основные особенности артикуляционной базы русского языка. Русский язык как язык консонантного типа.
Артикуляция. Артикуляционная классификация согласных СРЛЯ.
Виды артикуляций кончика языка - апикальные, ламинальные, дорсальные, какуминальные, ретрофлексные. Круглощелевые и плоскощелевые, свистящие и щипящие согласные.
Основная и дополнительная артикуляция. Виды дополнительных артикуляций. Твердые и мягкие, палатализованные и веляризованные, палатальные и велярные согласные.
Артикуляционная классификация гласных. Открытые, закрытые, напряженные, ненапряженные; носовые и назализованные гласные. Связь между лабиализацией и рядом, подъемом гласного. Монофтонги, дифтонги и дифтонгоиды.
Устройство и функции гортани. Механизм образования голоса. Основные виды фонаций. Глухие, звонкие, полузвонкие, придыхательные согласные.
Контекстные изменения фонетических единиц - коартикуляционные процессы и фонологические правила. Аккомодация и собственно коартикуляция. Ассимиляция, ее виды. Диссимиляция. Артикуляционная редукция.

АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ.
Объективные физические характеристики и субъективные свойства звуков речи. Основные способы изучения артикуляции и акустических свойств речи.
Исходные положения акустической теории речеобразования. Источники звука, их комбинаторика. Частота основного тона. Явление резонанса. Гармоники и форманты.
Спектр звука. Звуки речи на спектрограмме - основные полезные признаки.
Формантная картина гласных, ее связь с артикуляцией.
Глухие, звонкие, сонорные согласные - артикуляция и акустическая картина.
Твердые и мягкие согласные - артикуляция и акустическая картина.
Способ артикуляции согласных и его отражение в акустической картине звука.
Место артикуляции согласных и его отражение в акустической картине звука.
Устройство слухового аппарата. Этапы восприятия речи человеком. Основные теории речевосприятия. Категориальность и нелинейность восприятия.

ФОНОЛОГИЯ
Фонема, ее основные функции. Критерии фонемной идентификации звуков в различных фонологических теориях.
Фонологические идеи И.А.Бодуэна де Куртене. Основные положения Ленинградской фонологической школы.
Фонологическая теория Пражского лингвистического кружка. Понятие оппозиции. Фонологические (дифференциальные и интегральные) и фонетические признаки. Правила выделения фонем. Отношения контраста, дополнительной дистрибуции и свободного варьирования.
Нейтрализация. Фонологическая единица, представленная в позиции нейтрализации в концепциях ПЛК, МФШ, Р.И.Аванесова (1956 г.). Понятие маркированного и немаркированного членов оппозиции.
Московская фонологическая школа - основные положения и единицы. Типы чередований: фонетические и нефонетические, параллельные и перекрещивающиеся.
Сильные и слабые позиции согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости в СРЛЯ.
Варьирование согласных по месту и способу артикуляции в СРЛЯ. Чередования согласных с нулем звука.
Реализация гласных в безударных слогах.
Вопрос о составе фонем СРЛЯ. Спорные вопросы фонологических описаний СРЛЯ: фонемная принадлежность [ы], мягких заднеязычных и долгих мягких шипящих, фонологический статус позиции перед [е]
Фонологическая концепция Р.И.Аванесова (1956 г.), ее соотношение с теориями МФШ и ПЛК.
Содержание терминов фонема, основной вид, вариант, вариация, гиперфонема, оттенок фонемы, архифонема, сильная фонема, слабая фонема, фонемный ряд, аллофон в различных фонологических теориях.

Современные динамические модели в фонологии - их специфика и основные разновидности.

ПРОСОДИЯ
Слог - основные функции, фонетические и фонологические признаки слога. "Волновые" и "квантовые" языки.
Слог - шкала сонорности, универсальные принципы организации слога и слогоделения.
Теория оптимальности и алгоритм слогоделения в СРЛЯ. Другие теории слогоделения в СРЛЯ.
Ударение - его фонетическая природа, структурные типы и функции.
Общие закономерности супрасегментной организации речи. Основные функции интонации. Сильные и слабые фразовые позиции.
Интонационные средства, их реализация и использование в русском языке. Комбинаторная модель описания интонации С.В.Кодзасова.
Интонационная система Е.А.Брызгуновой.

ГРАФИКА, ОРФОЭПИЯ, ОРФОГРАФИЯ.
Графика. Понятие графемы. Буква. Алфавит. Основные принципы русской графики.
Орфография. Основные принципы русской орфографии. "Нефонемные" написания в русской орфографии.
"Старшая" и "младшая" орфоэпические нормы произношения безударных гласных после мягких и после шипящих согласных. Фонемная интерпретация.
Динамика произношения согласных (ассимиляция по мягкости, произношение долгих мягких шипящих и некоторых грамматических форм) в орфоэпической норме.

Основная литература:

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1984 (и др. издания).

Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956.

Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Система фонем современного русского языка // Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. М., 2005.

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 (статьи: Звуки речи, Знак языковой, Коммуникация, Модель в языкознании, Речь, Система языковая, Слог, Язык).

Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М., 1960.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература при переводе на 2 курс iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 14 Детская литература Курс «Детская литература»
Курс «Детская литература» предполагает последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и юношества, а...
Литература при переводе на 2 курс iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Детская литература г. Томск 2010...
Курс «Детская литература» предполагает последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и юношества, а...
Литература при переводе на 2 курс iconИнтегрированный курс «Литература» 11 класс Задания на 1 2 недели...
Звиняцковский В. Я. Литература: русская и мировая: интегрир курс: учеб для 11 кл общеобразоват учеб заведений / В. Я. Звиняцковский,...
Литература при переводе на 2 курс iconРабочая программа по предмету «Зарубежная литература»
Программа предназначена для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий, лицеев, где зарубежная...
Литература при переводе на 2 курс iconЭлективный курс "Немецкая литература: ее вчера и сегодня" Белянина...
Курс «Немецкая литература: эпохи, произведения» предназначен в качестве элективного курса учащимся 10 класса в рамках предпрофильной...
Литература при переводе на 2 курс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Материала по теме «In der Stadt ist nun Winter!»; тренировать в чтении и переводе; тренировать в чтении и переводе
Литература при переводе на 2 курс iconВидовременные формы (активный залог)
Выберите форму глагола, которую вы употребили бы при переводе следующих русских предложений
Литература при переводе на 2 курс iconУчебные материалы по переводу для 4 курса
Поэтому при переводе решающее значение при определении ее функции имеет контекст. Номинативная конструкция передается обычно подчиненным...
Литература при переводе на 2 курс iconУрок по информатике Учебная группа 1 курс специальностей "Русский язык и литература"
Учебная группа – 1 курс специальностей "Русский язык и литература", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Профессиональное...
Литература при переводе на 2 курс iconКурс дневного отд., весенний семестр Обязательная литература
Я. Н. Засурский, Н. Э. Микеладзе, Н. И. Ванникова. Зарубежная литература ХХ века (1914 – 2000 гг.). Учебно-методическое пособие....
Литература при переводе на 2 курс iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Литература при переводе на 2 курс iconКонкурс рефератов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Литература при переводе на 2 курс iconА паспорт или иной документ удостоверяющий личность
При приеме работника или переводе его в установленном порядке на другую работу администрация школы обязана
Литература при переводе на 2 курс iconПредмет и история эмбриологии
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Литература при переводе на 2 курс iconЛитература по курсу 22 Основная литература 22
Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 9
Литература при переводе на 2 курс iconМетодические указания к самостоятельной работе
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск