Скачать 0.5 Mb.
|
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ФИЛОЛОГИЯ» ПРОФИЛИ «РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ», «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ» ПРОГРАММА ПЕРЕВОДНОГО ИСПЫТАНИЯ (КОМПЛЕКСНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ) ПО ПРЕДМЕТАМ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЕГО ИСТОРИЯ» и «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА» При переводе на 2 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология», «Старославянский язык»*, «Древнерусская литература», «Русская литература XVIII века»*. *Только при переводе на дневное отделение. При переводе на 3 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология», «Современный русский язык: словообразование и морфология», «Старославянский язык», «Историческая грамматика русского языка»*, «Древнерусская литература», «История русской литературы XVIII века», «История русской литературы XIX века. 1 треть, 2 треть»* *Только при переводе на дневное отделение Программы разделов Современный русский язык: фонетика ОБЩИЕ ВОПРОСЫ Язык с точки зрения его устройства, назначения, функционирования. Проблема соотношения словаря и правил при построении высказывания. Язык и речь. Литературный язык. Кодифицированный литературный язык и разговорный язык ("разговорная речь"). Норма и вариативность. Фонетика - предмет, задачи, основные аспекты и виды фонетических описаний. Фонетика в модели речевой деятельности. Звуковые средства языка: единицы, признаки, правила. Основные фонетические единицы сегментного и супрасегментного уровней. Транскрипция - назначение, основные принципы и виды. АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АСПЕКТ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ. Общие принципы образования звуков. Виды инициации. Три отдела речевых органов и их роль в образовании базовых компонентов звуков. Артикуляционная база. Основные особенности артикуляционной базы русского языка. Русский язык как язык консонантного типа. Артикуляция. Артикуляционная классификация согласных СРЛЯ. Виды артикуляций кончика языка - апикальные, ламинальные, дорсальные, какуминальные, ретрофлексные. Круглощелевые и плоскощелевые, свистящие и щипящие согласные. Основная и дополнительная артикуляция. Виды дополнительных артикуляций. Твердые и мягкие, палатализованные и веляризованные, палатальные и велярные согласные. Артикуляционная классификация гласных. Открытые, закрытые, напряженные, ненапряженные; носовые и назализованные гласные. Связь между лабиализацией и рядом, подъемом гласного. Монофтонги, дифтонги и дифтонгоиды. Устройство и функции гортани. Механизм образования голоса. Основные виды фонаций. Глухие, звонкие, полузвонкие, придыхательные согласные. Контекстные изменения фонетических единиц - коартикуляционные процессы и фонологические правила. Аккомодация и собственно коартикуляция. Ассимиляция, ее виды. Диссимиляция. Артикуляционная редукция. АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ. Объективные физические характеристики и субъективные свойства звуков речи. Основные способы изучения артикуляции и акустических свойств речи. Исходные положения акустической теории речеобразования. Источники звука, их комбинаторика. Частота основного тона. Явление резонанса. Гармоники и форманты. Спектр звука. Звуки речи на спектрограмме - основные полезные признаки. Формантная картина гласных, ее связь с артикуляцией. Глухие, звонкие, сонорные согласные - артикуляция и акустическая картина. Твердые и мягкие согласные - артикуляция и акустическая картина. Способ артикуляции согласных и его отражение в акустической картине звука. Место артикуляции согласных и его отражение в акустической картине звука. Устройство слухового аппарата. Этапы восприятия речи человеком. Основные теории речевосприятия. Категориальность и нелинейность восприятия. ФОНОЛОГИЯ Фонема, ее основные функции. Критерии фонемной идентификации звуков в различных фонологических теориях. Фонологические идеи И.А.Бодуэна де Куртене. Основные положения Ленинградской фонологической школы. Фонологическая теория Пражского лингвистического кружка. Понятие оппозиции. Фонологические (дифференциальные и интегральные) и фонетические признаки. Правила выделения фонем. Отношения контраста, дополнительной дистрибуции и свободного варьирования. Нейтрализация. Фонологическая единица, представленная в позиции нейтрализации в концепциях ПЛК, МФШ, Р.И.Аванесова (1956 г.). Понятие маркированного и немаркированного членов оппозиции. Московская фонологическая школа - основные положения и единицы. Типы чередований: фонетические и нефонетические, параллельные и перекрещивающиеся. Сильные и слабые позиции согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости в СРЛЯ. Варьирование согласных по месту и способу артикуляции в СРЛЯ. Чередования согласных с нулем звука. Реализация гласных в безударных слогах. Вопрос о составе фонем СРЛЯ. Спорные вопросы фонологических описаний СРЛЯ: фонемная принадлежность [ы], мягких заднеязычных и долгих мягких шипящих, фонологический статус позиции перед [е] Фонологическая концепция Р.И.Аванесова (1956 г.), ее соотношение с теориями МФШ и ПЛК. Содержание терминов фонема, основной вид, вариант, вариация, гиперфонема, оттенок фонемы, архифонема, сильная фонема, слабая фонема, фонемный ряд, аллофон в различных фонологических теориях. Современные динамические модели в фонологии - их специфика и основные разновидности. ПРОСОДИЯ Слог - основные функции, фонетические и фонологические признаки слога. "Волновые" и "квантовые" языки. Слог - шкала сонорности, универсальные принципы организации слога и слогоделения. Теория оптимальности и алгоритм слогоделения в СРЛЯ. Другие теории слогоделения в СРЛЯ. Ударение - его фонетическая природа, структурные типы и функции. Общие закономерности супрасегментной организации речи. Основные функции интонации. Сильные и слабые фразовые позиции. Интонационные средства, их реализация и использование в русском языке. Комбинаторная модель описания интонации С.В.Кодзасова. Интонационная система Е.А.Брызгуновой. ГРАФИКА, ОРФОЭПИЯ, ОРФОГРАФИЯ. Графика. Понятие графемы. Буква. Алфавит. Основные принципы русской графики. Орфография. Основные принципы русской орфографии. "Нефонемные" написания в русской орфографии. "Старшая" и "младшая" орфоэпические нормы произношения безударных гласных после мягких и после шипящих согласных. Фонемная интерпретация. Динамика произношения согласных (ассимиляция по мягкости, произношение долгих мягких шипящих и некоторых грамматических форм) в орфоэпической норме. Основная литература: Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1984 (и др. издания). Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Система фонем современного русского языка // Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. М., 2005. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 (статьи: Звуки речи, Знак языковой, Коммуникация, Модель в языкознании, Речь, Система языковая, Слог, Язык). Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979. Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М., 1960. |
Программа дисциплины дпп. Ф. 14 Детская литература Курс «Детская литература» Курс «Детская литература» предполагает последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и юношества, а... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Детская литература г. Томск 2010... Курс «Детская литература» предполагает последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и юношества, а... | ||
Интегрированный курс «Литература» 11 класс Задания на 1 2 недели... Звиняцковский В. Я. Литература: русская и мировая: интегрир курс: учеб для 11 кл общеобразоват учеб заведений / В. Я. Звиняцковский,... | Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» Программа предназначена для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий, лицеев, где зарубежная... | ||
Элективный курс "Немецкая литература: ее вчера и сегодня" Белянина... Курс «Немецкая литература: эпохи, произведения» предназначен в качестве элективного курса учащимся 10 класса в рамках предпрофильной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Материала по теме «In der Stadt ist nun Winter!»; тренировать в чтении и переводе; тренировать в чтении и переводе | ||
Видовременные формы (активный залог) Выберите форму глагола, которую вы употребили бы при переводе следующих русских предложений | Учебные материалы по переводу для 4 курса Поэтому при переводе решающее значение при определении ее функции имеет контекст. Номинативная конструкция передается обычно подчиненным... | ||
Урок по информатике Учебная группа 1 курс специальностей "Русский язык и литература" Учебная группа – 1 курс специальностей "Русский язык и литература", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Профессиональное... | Курс дневного отд., весенний семестр Обязательная литература Я. Н. Засурский, Н. Э. Микеладзе, Н. И. Ванникова. Зарубежная литература ХХ века (1914 – 2000 гг.). Учебно-методическое пособие.... | ||
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Конкурс рефератов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
А паспорт или иной документ удостоверяющий личность При приеме работника или переводе его в установленном порядке на другую работу администрация школы обязана | Предмет и история эмбриологии Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Литература по курсу 22 Основная литература 22 Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 9 | Методические указания к самостоятельной работе Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... |