Рабочая программа Живой мир





Скачать 194.48 Kb.
НазваниеРабочая программа Живой мир
Дата публикации05.12.2014
Размер194.48 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Государственное казенное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Утверждено на заседании УМС

Протокол №________________

Председатель УМС:

_______________Сысоева М.А

Рабочая программа

Живой мир

2 класс

Составитель: Захарова М.П.,

учитель начальных классов

Якутск 2014

Живой мир.

Пояснительная записка

Дисциплина "Живой мир" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

С одной стороны, содержание дисциплины "Живой мир" базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как "Естествознание" и "География", создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Курс «Живой мир» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

1. Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах.

2. На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

3. выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.

Сформировать знания учащихся о природе своего края.

Сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Программа "Живой мир" не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно. Например, во 2 классе тему "Рыбы", можно изучать вслед за изучением темы "Вода" или в разделе "Животные". Раздел "Повторение" составляет резерв времени для учителя и может быть использован как для повторения отдельных, наиболее сложных тем, так и для обобщающего повторения по разделам.

В программе определен обязательный базовый уровень знаний.

Первый уровень определяется для учащихся, способных к освоению основных разделов программы. Второй уровень предназначен для детей с более сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней, определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении, так как, часть детей не освоят требований 1, 2 уровней. Содержание программы и уроки по предмету "Живой мир" предполагает большое количество непосредственных наблюдений, по тому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того, на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты; муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино и диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.

Знания по программе "Живой мир" необходимо реализовать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.

II КЛАСС

(2 часа в неделю, 68 часов).

  1. Как ты узнаешь мир. (3 ч.)

Чувства. Органы чувств.

Память.

Ум.

Родители и учителя.

Книги.

II. Сезонные изменения в природе. (20 ч.)

1. Сезонные изменения в неживой природе.

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времен года; знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течениии суток

(утро, день, вечер, ночь).

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.

2. Растения и животные в разные времена года.

Наблюдение за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена гона. Осина, береза, боярышник, смородина, шиповник.

Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, примула.

Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Воробей, дятел.

Появление весной ворон.

Животные в разные времена года. Лиса, 6елка, бурундук.

Рыбы зимой.

3. Детские игры; труд человека в разные времена года.

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

III. Неживая природа. (8 ч.)

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.

значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лед, река, озеро (пруд), болото.

IV. Живая природа.

  1. Растения 14ч

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (герань, хлорофитум, кактус)

Части растений: корень, стебель, лист, цветок.

Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.

Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).

Светолюбивые и тенелюбивые растения (герань и традесканция).

Уход за комнатными растениями.

Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки.

Осо6снноети произрастания. Овощи в питании человека

Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов своей местности.

Уход за растениями сада и огорода.

2. Животные. (10 ч)

Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка-рысь. Собака-волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.

Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (щука, карась, окунь). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Использование рыб человеком и охрана рыбных угодий.

3. Человек (7 ч.)

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

V. Повторение. (6ч.)

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:

- о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;

- о растениях сада и огорода, их отличии;

- о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких

и домашних животных;

- о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;

- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека; .

- о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.

Должны уметь практически применять следующие знания:

I уровень:

- правильно называть изученные объекты и явления

- различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;

- различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

- Выполнять элементарные гигиенические правила;

- различать признаки времен года, объяснять причину сезонных

изменений в жизни живой природы.

2 уровень:

- называть изученные объекты и явления;

- различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений,

ухаживать за ними;

- различать наиболее распространенные овощи и фрукты;

- различать изученных диких и домашних животных, рыб;

- различать признаки времен года;

- выполнять элементарные гигиенические требования, правила

приема пищи.

1 четверть



Дата

Ф/п

Кол-во

Название темы

Учебная задача

НДМ

Межпредметная связь

1







1

Где мы живем, что нас окружает?

Раскрыть разнообразие окружающего мира, обсудить различные примеры отношения людей к окружающему миру.

Карта России, фишки, карточки с заданиями




2







1

Живая и неживая природа.

Формировать понятия «живая» и «неживая» природа. На отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой. Учить анализировать и работать со схемой.

Иллюстрации с изображениями живой и неживой природой, времена года. Презентация.




3







1

Про воздух и воду.

Познакомить с некоторыми свойствами воздуха. Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха. Систематизировать представления о распространении воды в природе.

Воздушный шарик, банка полоска бумаги, игрушка пищалка, презентация «Воздух и вода». Видеофрагмент.

Чтение

4







1

Что такое погода?

Систематизировать и расширить представления детей о погоде, её изменениях, о роли погоды в жизни человека, других живых существ, познакомить с природными явлениями.

Барометр, рисунки с условными обозначениями различных природных явлений.




5







1

В гости к осени (экскурсия)

Провести наблюдения за осенними изменениями в природе. Расширить представления об осенних явлениях в живой и неживой природе.

Карточки для записи. Карточки с заданиями.




6







1

Осень. Признаки осени.

Познакомить детей с признаками осени.

Картина «осень»




7







1

Живая природа осенью.

Расширить представления об осенних явлениях в живой природе, учить рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.

Презентация «Живая природа осенью», карточки с заданиями, раскраски.

Устная речь.

8







1

Погода осенью. Календарь природы.

Дать представления о взаимосвязи живой и неживой природы.


Календарь.




9







2

Дикорастущие и культурные растения.

Сформировать понятия какие растения называют дикорастущими, а какие культурными.

Муляжи овощей фруктов, гербарий, презентации «Дикорастущие и культурные растения».




10







1

Комнатные растения

Учится определять комнатные растения, учится ухаживать за комнатными растениями.

Презентация «Комнатные растения»,




11







2

Дикие и домашние животные.

Дать понятия каких животных называют дикими, а каких домашними, научится рассказывать о значении домашних животных для человека.

Презентация «Дикие и домашние животные», видеофрагменты.




12







1

Про кошек и собак.

Познакомить с породами собак и кошек. Правилами ухода за ними.

Презентации «Породы кошек и собак»




13







1

Красная книга

Познакомить с Красной книгой РФ. Познакомить детей с растениями, и животными, занесенными в Красную книгу.

Презентация: «Красная книга РФ»




14







1

Будь природе другом!

Обобщить представления учащихся о факторах, угрожающих природе, сформулировать важнейшие правила поведения детей в природе, направление на её сбережение.

Фишки с изображениями знаков-запретов




15







1

Невидимые нити

Систематизировать и расширить представления учащихся об связях.

Карточки с заданиями.




16







1

Обобщающий урок

Обобщить и систематизировать знания детей по пройденным темам.

Тесты, карточки с заданиями.




2 четверть



Дата

Ф/п

Кол-во

Название темы

Учебная задача

НДМ

Межпредметная связь










1

Почему на земле день сменяется ночью?

Расширять знания учащихся об особенности движения земли вокруг своей оси и о смене дня и ночи как следствия ее вращения.

Глобус, фонарик, лампа настольная, презентация Солнце и Земля.













1

Звезды и созвездия

Расширять знания учащихся о солнце; учить характеризовать звезды и планеты.

Карта звездного неба, презентация.













1

Планеты

Дать представление о планетах солнечной системы.

Презентация: Планеты солнечной системы.













1

Движение земли вокруг Солнца

Выяснить особенности движения Земли вокруг солнца, что смена времен года в следствии вращения Земли вокруг Солнца.

Иллюстрации с изображением времен года, солнечных лучей.













1

В гости к зиме. Неживая природа зимой (урок - экскурсия)

Провести наблюдения за изменениями в природе, учить рассказывать о своих наблюдениях

Карточки с заданиями

Устная речь










1

В гости к зиме. Живая природа зимой.

Уточнить и расширить представления детей о предметах зимы в живой природе.

Презентации «Четыре времени года», «Зима».

Устная речь










1

Как связана неживая и живая природа?

Выяснить условия, необходимые для жизни живых организмов; учить сравнивать предметы живой и неживой природы.

Иллюстрации с изображениями природы зимой и осенью.

Устная речь










1

Условия жизни на планете земля

Расширять знания учащихся о необходимых условиях для жизни на Земле.

Глобус, презентация «Береги природу».













1

Свойства воздуха

Выяснить свойства воздуха и значение воздуха в природе; учить проводить опыты.

Шарик.мяч, стакан,













1

Кому и для чего нужна вода

Выяснить свойства воды, значение воды в природе, научить сравнивать свойства воды и воздуха.

Презентация «Животные и растения»













1

Вода и её свойства

Выяснить основные свойства воды, значение воды в природе; научить сравнивать свойства воды и воздуха.

Сахар, соль, 3 стакана













1

Обобщающий урок.

Обобщить знания учащихся по пройденным темам

Тестирование, карточки с заданиями.




3 четверть



Дата

Ф/п

Кол-во

Название темы

Учебная задача

НДМ

Межпредметная связь










2

Разнообразие животных

Повторить материал о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); познакомить с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся); выделить существенные признаки животных разных групп; развивать умения сравнивать и выделять главное; воспитывать любовь к природе.

Презентация, загадки, схема «Разнообразие животных»

Устная речь










2

Насекомые

Повторить отличительные признаки насекомых; дать представления о растительноядных, хищных и всеядных насекомых; развивать умения анализировать и обобщать.

Презентация «Насекомые» , карточки с заданиями.

Устная речь










2

Рыбы

Повторить отличительные признаки рыб; познакомить с особенностями строения рыб в связи с жизнью в воде; дать представления о растительноядных, хищных и всеядных животных этой группы.

Презентация «Рыбы», карточки с заданиями, ручные лупы, чешуя рыб. Загадки и пословицы о рыбах

Устная речь










2

Земноводные

Расширить представления о земноводных; обогатить знания новыми сведениями о жизни лягушек, жаб, тритонов; продолжить формирование умения высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков животных.

Цветные карандаши, Презентация «Земноводные», загадки.

Устная речь










2

Пресмыкающиеся

Выделить черты сходства и различия крокодилов, черепах, ящериц, змей; познакомить с правилами безопасности при встрече со змеями.

Презентация «Пресмыкающиеся», загадки.

ОБЖ










2

Птицы

Повторить отличительные признаки птиц; рассказать о важности перьевого покрова в жизни птиц; расширить знания о питании птиц.

Презентация «Птицы»

Устная речь










2

Звери

Ввести новое понятие "млекопитающие"; познакомить с главными отличительными признаками млекопитающих; обогатить знания новыми сведениями о питании зверей; познакомить с растительноядными, всеядными, хищными млекопитающими.




Устная речь










1

В гости к весне. Неживая природа (урок- экскурсия)

Познакомить детей с изменениями в неживой природе с приходом весны.




Устная речь










1

В гости к весне. Живая природа.

Познакомить о весенних явлениях в живой природе, учить рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.

Презентация о весне

Сюжет «Весна в лесу».

Устная речь










1

Наша Родина – Россия

Самые близкие слова – это Родина, отечество, Родина – мать. Герб и флаг России. Гимн – символ России

Расширение и конкретизация представлений о нашей родине – России, ее природе, города…

Герб, флаг России, гимн.













1

Москва – столица нашей Родины.

Свой родной город. Наша Родина – Россия. Столица нашей Родины – Москва. У нашей страны государственный символ – герб, гимн, флаг.

Знакомство с нашей страной и ее столицей – Москвой. Воспитывать любовь к малой и большой Родине.

Плакаты с изображением Москвы. Карта.













1

Обобщающий урок.

Повторить и обобщить знания.







4 четверть



Дата

Ф/п

Кол-во

Название темы

Учебная задача

НДМ

Межпредметная связь













Природа и рукотворный мир.

Повторить и закрепить знания детей по пройденному материалу.




Чтение.

Устная речь.













Явления природы.

Дать понятие, что такое природа. Уметь различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Воспитывать бережное отношение к окружающему.

Картинки с изображением объектов природы и предметов, сделанных руками человека.

Устная речь.













Что такое погода.

Дать понятие, что такое явления природы. Учить различать явления неживой и живой природы.

Плакаты «Времена года».

Карточки с изображением предметов живой и неживой природы.

Устная речь.

Русский язык.













Звездное небо.

Дать понятие, что такое погода. Учить обозначать явления погоды условными знаками.

Учить определять какая сегодня погода.

Образцы термометров.

Условные знаки для обозначения явлений погоды.

Устная речь.

Труд.













Про воздух.

Дать понятие, что такое звезда, звездное небо.

Учить строить модели созвездий.


Презентация.


Устная речь.














Про воду.

Дать понятие, почему чистый воздух называют одним из главных богатств природы. Учить рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха.

Презентация.

Устная речь.














Какие бывают растения.

Дать понятие, почему чистую воду относят к важнейшим природным богатствам. Учить рассказывать о загрязнении и охране воды.

Презентация.

Устная речь.

Чтение.













Дикие и домашние животные.

Дать понятие, на какие группы можно разделить растения, учить выделять и сравнивать растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Презентация.


Устная речь.













Красная книга.

Закрепить понятие дикие и домашние животные. Учить рассказывать о значении домашних и диких животных для человека.

Презентация со слайдами «Дикие и домашние животные», рисунки с изображениями животных.

Устная речь.

Чтение.













Будь природе другом.

Повторить, что такое Красная книга. Воспитывать бережное отношение к природе.

Красная книга.

Презентация.

Устная речь.













На воде и в лесу.

Дать понятие, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают ее защищать.

Повторение правил поведения в лесу.

Презентация.

Устная речь.

Игра.













Посмотри вокруг.

Закрепить основные правила безопасного поведения на воде и в лесу.

Презентация.
















Впереди лето.

Воспитание интереса к окружающему миру.




Устная речь.

Чтение.













Урок-обобщение.

Повторить признаки лета.


Презентация.



















Закрепить знания детей по пройденному материалу.







Использованная литература

  1. Учебник "Живой мир" (2 класс) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва 2013.

  2. Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник – тетрадь для 2 класса четырехлетней начальной школы. Смоленск 2003год

  3. Русские народные загадки, пословицы поговорки. Москва 1990 год

  4. Энциклопедия для детей. Т. 3. География. Москва 1997 год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Живой мир iconРабочая программа педагога улитина Елена Васильевна
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная...
Рабочая программа Живой мир iconПояснительная записка предлагаемая программа предназначена для изучения...
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная...
Рабочая программа Живой мир icon1. Пояснительная записка. Раздел Как устроен мир 7часов
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой,...
Рабочая программа Живой мир iconУчебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная...
Рабочая программа Живой мир iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса «Живой мир» для 3 класса «Б» составлена на основании следующих нормативно-правовых документах
Рабочая программа Живой мир icon1. Введение Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого....
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного...
Рабочая программа Живой мир iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Как прекрасен и удивителен живой мир природы! Она так устроена, что нет в ней ничего и никого лишнего. Каждое насекомое, каждая травинка,...
Рабочая программа Живой мир iconКалендарно-тематический план по курсу «Окружающий мир»
Познакомить с разнообразием природы. Рассмотреть взаимосвязь между живой и неживой природой
Рабочая программа Живой мир iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа Живой мир iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе программы Н. И. Сонина «Живой организм» 6 класс. Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в...
Рабочая программа Живой мир iconУрок по предмету «Окружающий мир» в 1 б классе по теме: «В царстве грибов»
Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы
Рабочая программа Живой мир iconПояснительная записка
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Рабочая программа Живой мир iconЭнергоинформационная безопасность
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Рабочая программа Живой мир iconИз книги Елены Бембель
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Рабочая программа Живой мир iconСибирский федеральный университет
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Рабочая программа Живой мир icon«сибирский федеральный университет»
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск