Скачать 194.48 Kb.
|
Государственное казенное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Утверждено на заседании УМС Протокол №________________ Председатель УМС: _______________Сысоева М.А Рабочая программа Живой мир 2 класс Составитель: Захарова М.П., учитель начальных классов Якутск 2014 Живой мир. Пояснительная записка Дисциплина "Живой мир" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе. С одной стороны, содержание дисциплины "Живой мир" базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как "Естествознание" и "География", создать преемственную систему знаний между названными предметами. Курс «Живой мир» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи: 1. Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах. 2. На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды. 3. выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные. Сформировать знания учащихся о природе своего края. Сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе. Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями. Программа "Живой мир" не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно. Например, во 2 классе тему "Рыбы", можно изучать вслед за изучением темы "Вода" или в разделе "Животные". Раздел "Повторение" составляет резерв времени для учителя и может быть использован как для повторения отдельных, наиболее сложных тем, так и для обобщающего повторения по разделам. В программе определен обязательный базовый уровень знаний. Первый уровень определяется для учащихся, способных к освоению основных разделов программы. Второй уровень предназначен для детей с более сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней, определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении, так как, часть детей не освоят требований 1, 2 уровней. Содержание программы и уроки по предмету "Живой мир" предполагает большое количество непосредственных наблюдений, по тому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того, на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты; муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино и диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя. Знания по программе "Живой мир" необходимо реализовать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время. II КЛАСС (2 часа в неделю, 68 часов).
Чувства. Органы чувств. Память. Ум. Родители и учителя. Книги. II. Сезонные изменения в природе. (20 ч.) 1. Сезонные изменения в неживой природе. Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года; знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течениии суток (утро, день, вечер, ночь). Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи. 2. Растения и животные в разные времена года. Наблюдение за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена гона. Осина, береза, боярышник, смородина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, примула. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Воробей, дятел. Появление весной ворон. Животные в разные времена года. Лиса, 6елка, бурундук. Рыбы зимой. 3. Детские игры; труд человека в разные времена года. Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. III. Неживая природа. (8 ч.) Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лед, река, озеро (пруд), болото. IV. Живая природа.
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (герань, хлорофитум, кактус) Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус). Светолюбивые и тенелюбивые растения (герань и традесканция). Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Осо6снноети произрастания. Овощи в питании человека Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов своей местности. Уход за растениями сада и огорода. 2. Животные. (10 ч) Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка-рысь. Собака-волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (щука, карась, окунь). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Использование рыб человеком и охрана рыбных угодий. 3. Человек (7 ч.) Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений. V. Повторение. (6ч.) Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления: - о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека; - о растениях сада и огорода, их отличии; - о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных; - о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах; - о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека; . - о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных. Должны уметь практически применять следующие знания: I уровень: - правильно называть изученные объекты и явления - различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями; - различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком; - различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни; - Выполнять элементарные гигиенические правила; - различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. 2 уровень: - называть изученные объекты и явления; - различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений, ухаживать за ними; - различать наиболее распространенные овощи и фрукты; - различать изученных диких и домашних животных, рыб; - различать признаки времен года; - выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи. 1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Использованная литература
|
Рабочая программа педагога улитина Елена Васильевна Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная... | Пояснительная записка предлагаемая программа предназначена для изучения... Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная... | ||
1. Пояснительная записка. Раздел Как устроен мир 7часов Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой,... | Учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного курса «Живой мир» для 3 класса «Б» составлена на основании следующих нормативно-правовых документах | 1. Введение Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого.... Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного... | ||
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» Как прекрасен и удивителен живой мир природы! Она так устроена, что нет в ней ничего и никого лишнего. Каждое насекомое, каждая травинка,... | Календарно-тематический план по курсу «Окружающий мир» Познакомить с разнообразием природы. Рассмотреть взаимосвязь между живой и неживой природой | ||
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе программы Н. И. Сонина «Живой организм» 6 класс. Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в... | ||
Урок по предмету «Окружающий мир» в 1 б классе по теме: «В царстве грибов» Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы | Пояснительная записка Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | ||
Энергоинформационная безопасность Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | Из книги Елены Бембель Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | ||
Сибирский федеральный университет Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» | «сибирский федеральный университет» Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов» |