Скачать 308.32 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение (2 часа} Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы. Требования к ЗУН: Называть основные царства организмов. Перечислять факторы эволюции. Объяснять значение классификации организмов. РАЗДЕЛ 1 Царство Прокариоты (3 часа) Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа) Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение ( на примере представителей полцарства Настоящие бактерии). • Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных т учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий. • Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого. • Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Требования к ЗУН: Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности клетки. Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий разных групп. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (5ч) Тема 2.1. Общая характеристика грибов (4часа) Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическое значение. \ Отдел Настоящие грибы, особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль. •Демонстрация. Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба. • Лабораторная работа Строение плесневого гриба мукора. • Лабораторная работа Распознавание съедобных и ядовитых грибов*. Требования к ЗУН: Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять особенности царства Грибы. Сравнивать грибы с растениями и животными. Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение плесневых грибов. Объяснять роль плесневых грибов в природе и жизни человека. Приводить примеры шляпочных грибов Курганской области. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Тема 2.2. Лишайники (1час) Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников. • Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников. • Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро. • Умения. Объяснять особенности организации клеток прокариот; строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности прокариот, грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах. Контрольная работа №1 Требования к ЗУН: Знать особенности строения клеток, грибов и лишайников, их роль и распространение. Выделять особенности строения и жизнедеятельности. Приводить примеры распространения прокариот, грибов и лишайников, характеризовать их роль в биоценозах. РАЗДЕЛ 2 Царство Растения (16ч) Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 часа) Общая характеристика растений.Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения. •Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схема отражающие основные направления эволюции растительных организмов. Требования к ЗУН: Называть признаки царства Растений. Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения. Тема 3.2. Низшие растения (2 часа) Водоросли как древнейшая группа растений. 06щая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли. Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение. Демонстрация. Схемы строения водорослей разных отделов. • Лабораторная работа Изучение внешнего строения водорослей*. Требования к ЗУН: Распознавать и описывать строение водорослей. Давать определение термину низшие растения. Распознавать тип размножения водоросли. Выделять признаки водорослей. Называть отделы водорослей и места их обитания. Распознавать водоросли разных отделов. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Тема 3.3. Высшие растения {4 часа) Высшие растения. Происхождение и общая характеристика высших (растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, прохождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах. • Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников. • Лабораторная работа Изучение внешнего строения мхов*. • Лабораторная работа Изучение внешнего строения папоротника*. Требования к ЗУН: Давать определение термину: высшие споровые растения. Распознавать растения отдела Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные и Папоротниковидные. Выделять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Объяснять роль растений в природе и жизни человека. Называть места обитания и условия произрастания растений. Распознавать и описывать строение растений различных отделов. Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения {2 часа) Отдел Голосеменные растения. Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение. • Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных. Лабораторная работа Изучение строения и многообразия голосеменных растений*. Требования к ЗУН: Давать определение термину голосеменные растения. Описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности голосеменных растений. Приводить примеры голосеменных растений. Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и жизни человека. Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), растения (6 часов) Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных: Лилейные и Злаковые; 3 семейства двудольных растений: Крестоцветные, Пасленовые, Розоцветные). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители ^личных семейств покрытосеменных растений. • Лабораторная работа Изучение строения покрытосеменных растений*. • Лабораторная работа Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения, роли в жизни человека*. Контрольная работа №2 • Основные понятия. Растительный организм. Низшие, Высшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и зеленые водоросли. Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит. Голосеменные растения; значение появления семени: жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит. Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит. • Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить призы распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах. Требования к ЗУН: Распознавать растения отдела Цветковых. Распознавать и описывать наиболее распространенные растения семейств классов Однодольные и Двудольные. Определять принадлежность растений к классам Однодольные и Двудольные. Выделять особенности покрытосеменных растений. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. Царство Животные (38 часов) Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 час) Общая характеристика животных. Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Требования к ЗУН: Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства Растения, Животные, Грибы. Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 часа) Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах. •Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных. • Лабораторная работа Строение инфузории туфельки. Требования к ЗУН: Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать представителей различных царств. Называть различные процессы жизнедеятельности и их значение. Определять принадлежность простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных. Распознавать и описывать простейших. Объяснять роль простейших в жизни человека и в природе. Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные (1 час) Подцарство Многоклеточные животные. Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение. • Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок. Требования к ЗУН: Называть признаки многоклеточных животных. Объяснять происхождение многоклеточных животных. Те м а 4.4. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3часа) Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные. Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. (Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах. • Демонстрация. Схема строения гидры, медузы колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных. Требования к ЗУН: Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Описывать процессы жизнедеятельности. Выделять особенности кишечнополостных. Распознавать животных типа Кишечнополостных. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Сравнивать кишечнополостных по заданным критериям. Тема 4.5. Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа) Трехслойные животные. Тип Плоские черви . Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний. • Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня. Требования к ЗУН: Называть системы органов плоских червей, органы, их функции. Распознавать животных типа Плоские черви. Распознавать последовательность этапов развития печеночного сосальщика. Выделять особенности строения. Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. Распознавать и описывать паразитических плоских червей. Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму. Объяснять роль плоских червей в природе и жизни человека. Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 час) Первичнополостные. Тип Круглые черви Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза. • Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживу-щие и паразитические формы круглых червей. Требования к ЗУН: Распознавать и описывать животных типа Круглые черви. Распознавать последовательность развития цикла печеночного сосальщика. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать круглых и плоских червей. Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 часа) Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах. • Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей. • Лабораторная работа Внешнее строение дождевого червя. Требования к ЗУН: Распознавать и описывать строение кольчатых червей. Выделить особенности строения кольчатых червей. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. Распознавать по рисунку представителей кольчатых червей. Называть роль в природе и жизни человека. Сравнивать классы кольчатых червей. Тема 4.8. Тип Моллюски (2 часа) Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. • Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков. • Лабораторная работа Внешнее строение моллюсков. Требования к ЗУН: Распознавать и описывать животных типа Моллюски. Выделить признаки типа. Сравнивать строение типов кольчатых червей и моллюсков. Определять принадлежность моллюсков к классам. Распознавать по рисунку представителей моллюсков. Называть роль в природе и жизни человека. Описывать стадии развития моллюсков. Называть системы органов и их функции. Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 часов) Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. 06-:яая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки. • Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек. Лабораторная работа Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*. Требования к ЗУН: Распознавать животных типа Членистоногие, их внешнее строение и многообразие. Выделить особенности членистоногих, их признаки. Объяснять происхождение членистоногих. Называть роль в природе и жизни человека. Сравнивать представителей классов членистоногих. Называть системы органов и их функции. Выявлять приспособления членистоногих к среде обитания. Описывать строении е членистоногих. Называть системы органов и их функции. Сравнивать представителей классов членистоногих. Приводить примеры насекомых с разными типами развития. Распознавать и описывать стадии развития с полным и неполным превращением. Приводить примеры редких и охраняемых насекомых и других членистоногих Курганской области. Описывать представителей отрядов насекомых. Объяснять роль животных в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение паука. Тема 4.10. Тип Иглокожие (1ч) Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды. Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение. • Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза. Требования к ЗУН: Распознавать строение и представителей иглокожих. Называть системы органов, органы и их функции. Характеризовать тип Иглокожие. Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные (/ час) Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения. • Демонстрация. Схема строения ланцетника. Требования к ЗУН: Называть подтипы хордовых и приводить примеры представителей. Распознавать животных типа. Выделять признаки типа. Тема 4.12.Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы {2 часа) Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб, хрящекостные, кис-теперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб. • Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб. • Лабораторная работа Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*. Требования к ЗУН: Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Объяснять приспособления хрящевых к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека. Называть системы органов, органы, их функции. Определять принадлежность костных рыб к отрядам. Выделять особенности внешнего строения к среде обитания. Объяснять роль костных рыб в природе и в жизни человека. Тема 4.13. Класс Земноводные (2 часа) Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных. •Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных. • Лабораторная работа Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*. Требования к ЗУН: Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Сопоставление рыб и земноводных. Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека, их происхождение. Определять принадлежность земноводных к отрядам . Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни. Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся {2 часа) Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся. • Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся.схема строения земноводных и рептилий. Требования к ЗУН: Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу ждизни. Доказывать усложнение строения пресмыкающихся. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных. Распознавать представителей класса. Определять к отрядам. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Тема 4.15. Класс Птицы (4 часа) Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. • Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц. • Лабораторная работа Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни*. Требования к ЗУН: Распознавать и описывать органы и системы органов. Выделять особенности строения птиц в связи с полетом. Доказывать совершенствование птиц по сравнению с рептьилиями. Объяснять происхождение птиц. Распознавать птиц разных экологических групп. Выделять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни. Распознавать домашних и промысловых птиц. Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека. Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 часа) Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые).На-тоящие звери (плацентарные).Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные). •Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих. • Лабораторная работа Изучение строения млекопитающих*. Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*. • Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие. Требования к ЗУН: Выделять особенности строения млекопитающих. Называть системы органов и их функции. Распознавать млекопитающих. Объяснять происхождение млекопитающих. Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих. Описывать развитие детеныша. Объяснять особенности развития млекопитающих. Определять принадлежность млекопитающих к отрядам. Выявлять приспособления млекопитающих к образу жизни и среде обитания. • Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация. Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом). Моллюски. Смешанная полость тела. Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек. Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость. Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела. Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма , конечности, органы воздушного дыхания. Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих. Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах. Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах. * Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах. Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах. Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах. Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах. Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении. Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении. Объяснять принципы организации амфибий, выделять прогрессивные изменения в их строении ж проводить сравнительный анализ с предковой группой — рыбами. Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — амфибиями. Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями. Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями. РАЗДЕЛ 5 Царство Вирусы (2 часа) Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки.1 ^Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов. • Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции, Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний. • Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики. • Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой. Требования к ЗУН: Распознавать и описывать строение вируса. Выделять особенности жизнедеятельности вирусов. Объяснять роль вирусов, меры профилактики вирусных заболеваний. Объяснять родство и общность происхождения и эволюцию растений и животных. Заключение (1 час) Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС В результате изучения предмета учащие-7 классов должны: знать/понимать • особенности жизни как формы существования материи; • фундаментальные понятия биологии; • о существовании эволюционной теории; • основные группы прокариот, грибов, растений животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, охране окружающей среды и здоровья человека; уметь • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; * работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; • владеть языком предмета. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривает выполнение ряда лабораторных работ, которые )водятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Литература Основная литература 1.Захаров В. Б.. Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание. Дополнительная литература 1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б; Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992. 3. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994. 4. Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986. 5. Сонин Н. И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005. 6. Флинт, Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992. 7. Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир. 1990. 8. Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988. Научно-популярная литература 1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999. 2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999. 3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999. |
Тема Бактерии Бактерии. Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий | Тема: Ланцетник, его внешнее и внутреннее строение Прочитать в учебнике и пересказать соседу по парте раздел : «Среда обитания и внешнее строение ланцетника» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, разнообразие и распространение бактерий | Презентация рассказ о строение семени, условиях прорастания семян,... Взять семена гороха и фасоли. Разрезать на семядоли и рассмотреть строение (п 48, стр123 ). Зарисовать строение семядоли и с помощью... | ||
Конспект урока Тема «Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий» Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» | Рабочая программа дисциплины Цитология Осветить основные современные положения клеточной теории, строение прокариотических и эукариотических клеток, изучить все структурные... | ||
Рабочая программа дисциплины Цитология Осветить основные современные положения клеточной теории, строение прокариотических и эукариотических клеток, изучить все структурные... | Учебно-тематическое планирование раздела: «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Учебно-тематическое планирование раздела: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»… | ||
Тема: Строение атомов, химическая связь и строение молекул Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит" | Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий» 1 фио (полностью)... Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» | ||
Разработка урока биологии в 6 классе. Тема : Строение корня. Цель:... Функциями, продолжить формирование понятия о тканях и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Самостоятельно изучить строение скелета головы и раскрыть их значение и строение | ||
Республики Татарстан «Цветок генеративный орган. Строение цветка» Форма организации учебной деятельности: комбинированный, лабораторная работа «Строение цветка» | Урок по биологии в 9 классе на тему: «Строение клеток эукариот. Клеточная мембрана» Задачи: 1 охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить | ||
Темы рефератов по дисциплине Строение вещества для группы ах-07-1 Татевский В. М. Строение молекул и физико-химические свойства молекул и веществ. М.: Изд. Московского университета, 1993 | Конспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана» Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки» |