Скачать 43.74 Kb.
|
Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №3 им. А. С. Пушкина», г. Саратов 410056, ул. Советская, д.46 тел.: (8452) 263123; E-mail: lickey3@yandex.ru Изучение показателей репродуктивной стратегии Ландыша майского Потапова Оксана Класс: 9 «Д» г. Саратов, 410028, ул. Серова, д.8, кв.11 +79271560732; E-mail: oxpo@mail.ru Научные руководители: Семенова Марина Николаевна, учитель биологии первой категории, заместитель директора МАОУ «Лицей №3 им. А. С. Пушкина» по научно-методической работе; Худякова Лариса Павловна, методист ГОУ ДОД «Областной детский экологический центр» Тезисы Понятие «биоразнообразие» вошло в широкий обиход в 1972 году на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, где биологи сумели убедить политических лидеров в том, что охрана живой природы должна стать приоритетной при осуществлении любой деятельности человека на Земле. В 1992 г. во время Конференции ООН по окружающей среде была принята Конвенция о биологическом разнообразии, которую подписали 180 стран, в том числе и Россия. Активная реализация этой конвенции в России началась в 1995 году. В 2001 г. была принята Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России. Разнообразие видов живых организмов, т.е. биоразнообразие – основа существования всех экологических систем, поддерживающих жизнь на Земле. Темпы исчезновения видов в наше время в 50-100 раз выше естественных темпов. Нельзя выделить одну причину сокращения биоразнообразия. Значительную роль в этом процессе играет загрязнение и разрушение экосистем, в которых живут организмы. Проблема изучения и сохранения биоразнообразия очень актуальна и для территорий Саратовской области. Природа Саратовской области очень богата и разнообразна. Это определяется её географическим положением и геологической историей территории, разнообразием рельефа, климата, почв. Она расположена в пределах трех ландшафтно-природных зон: лесостепной, степной и полупустынной. В составе флоры присутствуют виды растений разных флористических областей и провинций: Волжско-Донской, Нижне-Волжской, Нижне-Донской, Западно-Казахстанской. Этим объясняется большое видовое разнообразие флоры, насчитывающей (вместе с заносными видами) около 2000 видов. Из них 306 видов занесены в Красную книгу Саратовской области. Для многих видов в пределах нашей области проходит граница их распространения. На территории Саратовской области проходит южная граница распространения сплошных массивов леса. Преобладающим типом леса являются дубовые леса – дубравы. Дубрава, в которой в травяном покрове преобладает ландыш, называется дубрава ландышевая. Уже более 30 лет наблюдается процесс усыхания и гибели растений дуба черешчатого. Единого мнения о причине этого усыхания нет, ученые-лесоводы выдвигают несколько гипотез по этому поводу. В результате гибели дубов происходит изменение всего растительного сообщества: в лесу становится светлее и суше, и ландыш, не выдерживая сильной освещенности и сухости, выпадает из травостоя. В результате стало меньше дубовых лесов и меньше ландыша. Кроме того, в последние годы летние месяцы были очень жаркими и с малым количеством осадков. Почва уже в начале лета сильно высыхала и нагревалась. Особенно жесткие условия складывались на повышенных участках рельефа (на водоразделах и верхней части склонов). Листья ландыша желтеют и отмирают уже в июне. В результате сокращаются сроки и возможности накопления питательных веществ в подземных частях растения, что приводит к снижению потенциала вегетативного размножения. Исходя из этого, нас интересовало каковы биологические особенности этого ценного и всеми любимого растения, каков его жизненный потенциал, и в частности, потенциал семенного размножения и степень его реализации. Этим и определялся выбор объекта и вопрос исследования. Цель исследования – изучить показатели репродуктивной стратегии ландыша майского. Задачи исследования –
3. провести просветительскую работу с целью сохранения вида. Показатели семенной продуктивности определялись по методике Вайнагия (1987). Основополагающим показателем семенного размножения является семенная продуктивность или репродуктивная стратегия. Она, согласно трактовке Вайнагия, складывается из следующих показателей:
Материал для исследования был собран в популяциях ландыша майского, произрастающих в Национальном парке «Хвалынский» и в окрестностях г. Саратова. Выводы: в оптимальных условиях фитоценозов дубравы ландышевой ведущим является вегетативное размножение с помощью корневищ. Семенное размножение играет незначительную второстепенную роль. Однако, семенное размножение – необходимый резерв для сохранения генотипа вида. Оно может обеспечиваться при условии оптимальной репродуктивной стратегии (количество плодов, количество семян, высокий коэффициент плодоцветения и семенификации). У ландыша майского потенциал семенного размножения невысок и реализуется неполностью, менее чем наполовину (коэффициент плодоцветения в среднем по всем популяциям составляет около 43 %). Но отмечается высокий коэффициент семенификации, в среднем по всем изученным популяциям составляет около 92%. Поэтому для увеличения количества семенного материала необходимо наличие большого количества цветков и плодов. Следовательно, необходимо исключить массовый сбор соцветий. Литература 1. Биологическая флора Московской области, Москва - 1974. 2. Вайнагий В.И. Методика определения семенной продуктивности растений семейства лютиковых. //Издательство СГУ, Саратов, 1987. 3. Красная книга Саратовской области (Грибы, Лишайники, Растения, Животные)//Изд-во «Торгово-промышленная палата Саратовской области», 2006. 4. Левина Р.Е. Репродуктивная биология семенных растений. Изд-во «Наука»: М. 1981. 5. Работнов Т.А. Методы изучения семенного размножения травянистых растений в сообществах. Полевая геоботаника //Т.1.: Изд. АН СССР, М. 1960. 6. Худякова Л. П. Семенная продуктивность остролодочника колосистого в природе и культуре//Вопросы ботаники Юго-Востока. Изд. СГУ. - Выпуск 6, 1988. |
Секция: Биология и науки о Жизни Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кротовская средняя общеобразовательная школа» | ||
Управление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования... Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,... | ||
Конспект урока Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение... Таблицы “Строение зрительного анализатора”, “Цветовое восприятие у хордовых”, “Диагностика по глазам” | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №58» с углубленным изучением отдельных... | ||
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Сладковского... Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. №2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов.... | Секция: Биология и науки о Жизни Ученицы 7 класса Черногоровой Виолетты Дмитриевны Лисицына Татьяна Петровна учитель математики высшей категории мбоу сош №22, п.... | ||
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 города Томска в 2012-2013 учебном году | Городской конкурс рефератов Секция: Мировая художественная культура... Муниципальное общеобразовательное учреждение среднее общеобразовательная школа №14 г. Твери | ||
Программа «Мир информатики» Учреждение, реализующее программу муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15... | Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пушкарская средняя общеобразовательная школа» | ||
Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) Муниципальное... В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф,... | «Рассмотрено» Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Ветлянская средняя школа» | ||
В конкурсную комиссию Образовательное учреждение: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» муниципального... | Г. Краснокамска Пермского края Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» |