Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение





Скачать 43.74 Kb.
НазваниеСекция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Дата публикации22.07.2013
Размер43.74 Kb.
ТипТезисы
100-bal.ru > География > Тезисы
Секция: Биология и науки о жизни

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №3 им. А. С. Пушкина», г. Саратов 410056, ул. Советская, д.46

тел.: (8452) 263123; E-mail:  lickey3@yandex.ru

Изучение показателей репродуктивной стратегии Ландыша майского

Потапова Оксана

Класс: 9 «Д»

г. Саратов, 410028, ул. Серова, д.8, кв.11

+79271560732; E-mail: oxpo@mail.ru

Научные руководители: Семенова Марина Николаевна, учитель биологии первой категории, заместитель директора МАОУ «Лицей №3 им. А. С. Пушкина» по научно-методической работе;

Худякова Лариса Павловна, методист ГОУ ДОД «Областной детский экологический центр»

Тезисы
Понятие «биоразнообразие» вошло в широкий обиход в 1972 году на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, где биологи сумели убедить политических лидеров в том, что охрана живой природы должна стать приоритетной при осуществлении любой деятельности человека на Земле. В 1992 г. во время Конференции ООН по окружающей среде была принята Конвенция о биологическом разнообразии, которую подписали 180 стран, в том числе и Россия. Активная реализация этой конвенции в России началась в 1995 году. В 2001 г. была принята Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России. Разнообразие видов живых организмов, т.е. биоразнообразие – основа существования всех экологических систем, поддерживающих жизнь на Земле.

Темпы исчезновения видов в наше время в 50-100 раз выше естественных темпов. Нельзя выделить одну причину сокращения биоразнообразия. Значительную роль в этом процессе играет загрязнение и разрушение экосистем, в которых живут организмы.

Проблема изучения и сохранения биоразнообразия очень актуальна и для территорий Саратовской области.

Природа Саратовской области очень богата и разнообразна. Это определяется её географическим положением и геологической историей территории, разнообразием рельефа, климата, почв. Она расположена в пределах трех ландшафтно-природных зон: лесостепной, степной и полупустынной. В составе флоры присутствуют виды растений разных флористических областей и провинций: Волжско-Донской, Нижне-Волжской, Нижне-Донской, Западно-Казахстанской. Этим объясняется большое видовое разнообразие флоры, насчитывающей (вместе с заносными видами) около 2000 видов. Из них 306 видов занесены в Красную книгу Саратовской области. Для многих видов в пределах нашей области проходит граница их распространения.

На территории Саратовской области проходит южная граница распространения сплошных массивов леса. Преобладающим типом леса являются дубовые леса – дубравы.

Дубрава, в которой в травяном покрове преобладает ландыш, называется дубрава ландышевая. Уже более 30 лет наблюдается процесс усыхания и гибели растений дуба черешчатого. Единого мнения о причине этого усыхания нет, ученые-лесоводы выдвигают несколько гипотез по этому поводу. В результате гибели дубов происходит изменение всего растительного сообщества: в лесу становится светлее и суше, и ландыш, не выдерживая сильной освещенности и сухости, выпадает из травостоя. В результате стало меньше дубовых лесов и меньше ландыша. Кроме того, в последние годы летние месяцы были очень жаркими и с малым количеством осадков. Почва уже в начале лета сильно высыхала и нагревалась. Особенно жесткие условия складывались на повышенных участках рельефа (на водоразделах и верхней части склонов). Листья ландыша желтеют и отмирают уже в июне. В результате сокращаются сроки и возможности накопления питательных веществ в подземных частях растения, что приводит к снижению потенциала вегетативного размножения.

Исходя из этого, нас интересовало каковы биологические особенности этого ценного и всеми любимого растения, каков его жизненный потенциал, и в частности, потенциал семенного размножения и степень его реализации. Этим и определялся выбор объекта и вопрос исследования.

Цель исследования – изучить показатели репродуктивной стратегии ландыша майского.

Задачи исследования –

  1. изучить коэффициент плодоцветения образцов ландыша майского;

  2. изучить семенную продуктивность образцов ландыша майского;

3. провести просветительскую работу с целью сохранения вида.

Показатели семенной продуктивности определялись по методике Вайнагия (1987).

Основополагающим показателем семенного размножения является семенная продуктивность или репродуктивная стратегия. Она, согласно трактовке Вайнагия, складывается из следующих показателей:

  1. Коэффициент плодоцветения (КП) - отношение количества образовавшихся плодов к общему количеству цветков на растении;

  2. Потенциальная семенная продуктивность (ПСП) – общее количество семяпочек в плоде;

  3. Реальная семенная продуктивность (РСП) – количество нормально развитых полноценных (выполненных) семян в плоде;

  4. Коэффициент семенификации (КС) – отношение количества полноценных (выполненных) семян к общему количеству семяпочек в плоде

Материал для исследования был собран в популяциях ландыша майского, произрастающих в Национальном парке «Хвалынский» и в окрестностях г. Саратова.

Выводы: в оптимальных условиях фитоценозов дубравы ландышевой ведущим является вегетативное размножение с помощью корневищ. Семенное размножение играет незначительную второстепенную роль. Однако, семенное размножение – необходимый резерв для сохранения генотипа вида. Оно может обеспечиваться при условии оптимальной репродуктивной стратегии (количество плодов, количество семян, высокий коэффициент плодоцветения и семенификации).

У ландыша майского потенциал семенного размножения невысок и реализуется неполностью, менее чем наполовину (коэффициент плодоцветения в среднем по всем популяциям составляет около 43 %). Но отмечается высокий коэффициент семенификации, в среднем по всем изученным популяциям составляет около 92%. Поэтому для увеличения количества семенного материала необходимо наличие большого количества цветков и плодов. Следовательно, необходимо исключить массовый сбор соцветий.

Литература

1. Биологическая флора Московской области, Москва - 1974.

2. Вайнагий В.И. Методика определения семенной продуктивности растений семейства лютиковых. //Издательство СГУ, Саратов, 1987.

3. Красная книга Саратовской области (Грибы, Лишайники, Растения, Животные)//Изд-во «Торгово-промышленная палата Саратовской области», 2006.

4. Левина Р.Е. Репродуктивная биология семенных растений. Изд-во «Наука»: М. 1981.

5. Работнов Т.А. Методы изучения семенного размножения травянистых растений в сообществах. Полевая геоботаника //Т.1.: Изд. АН СССР, М. 1960.

6. Худякова Л. П. Семенная продуктивность остролодочника колосистого в природе и культуре//Вопросы ботаники Юго-Востока. Изд. СГУ. - Выпуск 6, 1988.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconСекция: Биология и науки о Жизни
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кротовская средняя общеобразовательная школа»
Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconУправление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,...
Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconКонспект урока Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение...
Таблицы “Строение зрительного анализатора”, “Цветовое восприятие у хордовых”, “Диагностика по глазам”
Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №58» с углубленным изучением отдельных...
Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное Автономное Образовательное Учреждение Сладковского...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. №2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов....
Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconСекция: Биология и науки о Жизни
Ученицы 7 класса Черногоровой Виолетты Дмитриевны Лисицына Татьяна Петровна учитель математики высшей категории мбоу сош №22, п....
Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 города Томска в 2012-2013 учебном году
Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconГородской конкурс рефератов Секция: Мировая художественная культура...
Муниципальное общеобразовательное учреждение среднее общеобразовательная школа №14 г. Твери
Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconПрограмма «Мир информатики»
Учреждение, реализующее программу муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15...
Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconГосударственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пушкарская средняя общеобразовательная школа»
Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) Муниципальное...
В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф,...
Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение icon«Рассмотрено»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Ветлянская средняя школа»
Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconВ конкурсную комиссию
Образовательное учреждение: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» муниципального...
Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconГ. Краснокамска Пермского края
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск