Скачать 97.48 Kb.
|
Секция: Биология и науки о Жизни Харьковский областной Дворец детского и юношеского творчества, 61002, г. Харьков, Сумская, д. 37, тел 057- 701-07-19; E-mail: first_palace@mail.ru Влияние бытового электромагнитного излучения на биологические показатели тутового шелкопряда Гаражина Анна, класс: 9; 61020, г.Харьков, ул. Китаенко д.8, кВ. 92; тел. 0632561827; E-mail garazhin180445@rambler.ru Научный руководитель: Гаражина елена Семеновна, руководитель кружков отдела прикладной биологии Харьковского областного Дворца детского и юношеского творчества Электрические и магнитные поля являются сильными факторами влияния на состояние всех биологических объектов, попадающих в зону их влияния. Однако на данный момент не существует однозначных научных данных об отрицательном, нейтральном или положительном воздействии электромагнитного поля на живые организмы. Собрано немало данных об изменении поведения насекомых, аномальном развитии растений под влиянием электромагнитных излучений [3]. Известно, что при длительном пребывании людей в электромагнитном поле ЛЭП, у них могут развиваться заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем. В последние годы в числе побочных последствий часто называются онкологические заболевания. С появлением компьютера и мобильного телефона ведутся споры об опасности их использования. Вместе с тем, есть данные о стимулирующем воздействии электромагнитных излучений на живые организмы. Так, показано, что при поливе растений намагниченной водой повышается их урожайность, а животные, находящиеся под воздействием магнитов, лучше растут и размножаются. Например, пчелы, к ульям которых были прикреплены магниты, собрали вдвое больше меда, причем он оказался более качественным [2]. В настоящее время магниты широко применяются в медицине, есть множество приборов с магнитными свойствами, которые применяются при лечении ряда заболеваний [2]. Таким образом, вызывает интерес изучение влияния электромагнитных волн на биологические объекты. Целью данной работы стало изучение влияния излучений компьютера, мобильного телефона и магнита на индивидуальное развитие и биологические показатели тутового шелкопряда. Исследования проводились в летний период 2010 г. на базе отдела прикладной биологии Харьковского областного дворца детского и юношеского творчества. В экспериментах была использована порода тутового шелкопряда Б-2 улучшенная. Инкубацию грены проводили методом постоянных температур. Кормления гусениц происходило ежедневно 3 раза в день по общепринятой методике [1]. Для проведения исследований по влиянию электромагнитного излучения на развитие тутового шелкопряда были сформированы следующие варианты: № 1 - контроль; № 2 - на системном блоке компьютера; № 3 - над мобильным телефоном, № 4 - в коробке с гусеницами лежал магнит. Гусеницы содержались в коробках по 300 шт. в каждой. Перед завивкой коконов во все коробки помещались коконники. Ежедневно проводился подсчет коконов и вылета бабочек в каждой группе (♀, ♂). Из каждого варианта опыта было взято по 30 пар бабочек. Грена от каждой из пар была собрана отдельно. Было подсчитано количество различных типов кладки в каждом из вариантов. Из каждого варианта эксперимента были выбраны 10 кладок среднего размера для проверки жизнеспособности гусениц II поколения. Проведена статистическая обработка данных методом хi-квадрата Пирсона. Все изученные источники электромагнитного поля увеличивали сроки завивки коконов и выхода бабочек из кокона. Было обнаружено, что максимально увеличивает сроки завивки коконов действие компьютера. Так, завивка коконов проходила в контрольной группе 8 дней, вблизи компьютера -24 дня, мобильного телефона - 22 дня, магнита -14 дней (табл. 1). Коконы у гусениц, находившихся в зоне электромагнитного излучения, были мельче контрольных. Вместе с тем отмечалось слабое стимулирующее действие электромагнитного излучения на выход бабочек из коконов и их жизнеспособность. Процент выхода и жизнеспособность бабочек во всех экспериментальных группах был выше, чем в контрольной выборке (табл. 2). Отмечено изменение соотношения пола в сторону увеличения количества самок под действием излучений мобильного телефона (табл. 3). Показано также влияние электромагнитного излучения на жизнеспособность гусениц II поколения. Более высокие показатели отмечались в группе, которая ранее подлежала действию мобильного телефона, более низкие - в группе, которая подлежала влиянию компьютера. Данные исследования подтвердили неоднозначность подавления или стимуляции действием электромагнитного излучения на живые организмы. Полученные результаты могут иметь практическое значение для понимания влияния и коррекции использования бытовой техники. Литература 1. Злотин А.З., Бойчук Ю.Д. Шелководство: Методические рекомендации и краткое содержание курса / - М., ХДПУ. - 1995. - 84с. 2. Тарасюк М. Притягиваем магнитом молодость и долголетие / / Твое здоровье - 2007. - № 12. - С. 3. Электромагнитное поле и его влияние на здоровье человека / / http://www.it-med.ru/library/ie/el_magn_field.htm. Приложение Таблиця 1 Влияние электромагнитного излучения на завивку коконов тутового шелкопряда
Таблиця 2 Влияние электромагнитного излучения на вылет бабочек из коконов
Таблица 3 Влияние электромагнитного излучения на соотношение полов и жизнеспособность тутового шелкопряда на стадии имаго
Таблица 4 Динамика вихода гусениц II поколения из грени
|
Секция: Биология и науки о Жизни Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Секция: Биология и науки о жизни Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, обучающихся... | ||
Секция: Биология и науки о Земле Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | Тематическое планирование по биологии 5 класс Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль... | ||
Отчет работы ноу «Биология» В 2013-2014 учебном году проведено 18 занятий (1раз в неделю) на которых проходили консультации по подбору и подготовке материалов,... | Vi международная научно-практическая конференция «Современные проблемы... Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:... | ||
Протокол Оценочных листов Секция «Биология, экология, география, медицина» 9-11 класс | Конкурс учащихся 1 7 классов «Первые шаги в науку» Секция: «Окружающий... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | ||
Секция A. Макроэкономика и экономический рост Секция Wa. Развитие образования. Специальные сессии с презентацией исследований ниу вшэ 47 | Конспект урока по биологии в 10 классе Тема урока: «Вирусы неклеточная... Базовый учебник: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Общая биология» 10-11 классы. Изд. «Дрофа», Москва,... | ||
Рабочая программа Предмет: Биология Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов.... | Программа учебной дисциплины история и философия науки отрасль науки:... А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,... | ||
Презентация нового умк по технологии Секция «Негосударственное образовательное учреждение» Секция общественных дисциплин. Перекличка регионов на тему: "Легко ли быть историком в школе?" | Научное общество учащихся «Первые шаги в науке» (секция «Математика и икт) Предмет: биология с углубленным изучением отдельного раздела анатомии темы – строение и функции кожи | ||
Протокол Оценочных листов Секция Биология, экология, география, медицина 6-8 класс Оценка экологического состояния окружающей среды в зоне промышленного загрязнения г. Ачинска методами биоиндикации | Биология общая биология Мне нравится помогать другим, и для меня величайшее удовольствие в жизни видеть, как человек освобождается от теней, омрачающих его... |