Тематическое планирование по биологии 5 класс .
№
п/п
| Тема урока (страницы учебника, тетради)
| Кол-во
часов
|
Решаемые проблемы
|
Понятия
| ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС)
| Дата
проведения
| По факту
| Предметные результаты
| УУД
| Введение (6ч)
| 1
| Биология — наука о живой природе
| 1
| Биология как наука. Значение биологии
| Биология
Экология
| Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества
| Л.:
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-Выбирать тему проекта .
П.:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы
| 5.09
|
| 2
| Методы исследования в биологии
| 1
| Методы познания в биологии: наблюдение,
эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов.
| Методы
Наблюдения
эксперимент
| Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии
| 12.09
|
| 3
| Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого
| 1
| Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение
| Царства
Бактерии
Грибы
Растения
Животные
| Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа
| 19.09
|
| 4
| Среды обитания живых организмов.
| 1
| Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания
| Водная среда
Почва
Организм
Наземно – воздушная среда
| Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу
| 26.09
|
| 5
| Экологические факторы и их влияние на живые организмы
| 1
| Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы
| Экологические факторы
| Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника
|
| 03.10
|
| 6
| Обобщающий урок
| 1
| Экскурсия
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Практическая работа
| Экскурсия
| Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений
|
| 10.10
|
|
Клеточное строение организмов (10 ч)
| 7
| Устройство увеличительных приборов
| 1
| Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа
Рассматривание строения растения с помощью лупы
| Микроскоп
Клетка
Лупа
| . Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом
| Л.:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
|
|
| 8
| Строение клетки
| 1
| Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли
| Клетка
| Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки
|
|
| 9
| Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
| 1
| Лабораторная работа
Строение клеток кожицы чешуи лука
| Микропрепораты
| Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их
|
|
|
|
|
|
| 10
| Пластиды
| 1
| Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты
Лабораторная работа
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата,рябины, шиповника
| Пластиды
Хлоропласты
| Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки
|
|
|
| 11
| Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
| 1
| Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений
| Минеральные вещества
Органические вещества
| Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием
|
|
| 12
| Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)
| 1
| Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).
Лабораторная работа
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи
| Цитоплазма
| Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом
|
|
| 13
| Жизнедеятельность клетки: рост, развитие
| 1
| Рост и развитие клеток.
Демонстрация
Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений
| Рост
Деление
| Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты
|
|
| 14
| Деление клетки
| 1
| Генетический аппарат, ядро, хромосомы.
Демонстрация
Схемы и видеоматериалы о делении клетки
| Ядро
Хромосомы
| Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки
|
|
| 15
| Понятие «ткань»
|
| Ткань.
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторная работа
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей
| Ткань
| Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах
|
|
|
| 16
| Обобщающий урок
|
| Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов
|
| Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.
Умение создавать проекты.
|
|
|
Царство бактерии2 часа
| 17
| Строение и жизнедеятельность бактерий.
| 1
| Жизнедеятельность бактерий.
| Бактерии. Кокки. Бациллы. Вибрионы. Спириллы
| Уметь различать форму бактерий, характеризовать строение бактерий, условия распространения бактерий.
| Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-анализировать, сравнивать и обобщать факты явления.
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
|
|
| 18
| Роль бактерий в природе и жизни человека
| 1
| Что такое фотосинтез?
| Клубеньковые бактерии. Симбиоз. Эпидемия.
| Уметь различать виды бактерий, уметь их отличать.
|
|
| Царство грибы 4 часа
|
| 19
| Общая характеристика грибов.
| 1
| Грибы одноклеточные и многоклеточные; питание грибов; значение грибов
| Грибница
| Давать определения понятиям и терминам.
знать, что есть грибы одноклеточные и многоклеточные, о питании грибов, значении грибов.
| Л.:
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-Выбирать тему проекта .
П.:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.
|
| 20
| Шляпочные грибы. Правила сбора грибов
| 1
| Шляпочные грибы, их строение; грибы-двойники
| Шляпочные грибы. Микориза. Симбиоз.
| давать определения понятиям и терминам.
знать, что такое шляпочные грибы, их строение, правила сбора грибов. Уметь различать ядовитые грибы.
готовить сообщения и презентации о грибах
|
| 21
| Плесневые грибы и дрожжи
| 1
| Плесневые грибы их разнообразие.
| Плесневые грибы. Дрожжи. Мукор. Пеницилл. Спорангии
| Знать что такое плесневые грибы и дрожжи . уметь различать плесневые грибы.
|
| 22
| Грибы паразиты
| 1
| Какие организмы называют паразитами.
| Головня. Спорынья. Гриб трутовик.
| Давать определения понятиям и терминам. Знать что такое грибы паразиты. Уметь работать с текстом учебника.
|
| 23
| Итогово- обобщающий урок «Царство бактерий и грибов».
|
| Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и рассматривание грибов и бактерий.
|
| Умение давать общую характеристику бактериям и грибам; отличать бактерии и грибы от других живых организмов; отличать съедобные грибы от ядовитых; составлять сообщения и проекты на основе дополнительной литературы.
|
|
| Царство растений 9 часов
| 24
| Разнообразие, распространение, значение растений.
| 1
| Что такое растения? Где обитают? Как человек использует растения?
| Ботаника. Низшие растения. Высшие растения. Слоевище. Таллом.
| Знать общую характеристику растительного царства; многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.
| Л.:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П.:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с
|
| 25
| Водоросли
| 1
| Что такое водоросли? Место их обитания?
| Водоросли. Хроматофор. Ризоиды. Хламидомонада. Хлорелла. Ламинария.
| Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения.
|
| 26
| Лишайники
| 1
| Что такое лишайники? В чем различия паразитизма и симбиоза?
| Кустистые, листоватые и накипные лишайники.
| Знать распространение и многообразие лишайников, среду их обитания. Значение в природе и жизни человека.
|
| 27
| Мхи
| 1
| Что такое ризоиды?
Разнообразие мхов.
| Мох. Спора. Сперматозоид. Яйцеклетка.
| Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения.
|
| 28
| Плауны. Хвощи. Папоротники.
| 1
| Места обитания дикорастущих растений.
| Дикорастущие. Спорангии. Плаун.
Хвощ. Папоротник
| Научиться определять группы растений по их
характерным признакам.
|
| 29
| Голосеменные
| 1
| Разнообразие голосеменных растений.
|
Голосеменные. Семя. Хвойные. Фитонциды.
| Уметь различать форму растений, характеризовать строение растений, условия распространения голосеменных.
|
|
| 30
| Покрытосеменные ,или Цветковые
| 1
| Многообразие и значение покрытосеменных.
| Покрытосеменные. Цветок. Плод. Однолетние. Двулетние. Многолетние.
| Знать происхождение растений, и основные этапы развитие покрытосеменных; уметь давать характеристику голосеменным растениям.
|
|
| 31
| Происхождение растений.
| 1
| Методы изучения древних растений.
| Палеонтология. Палеоботаника.
| Знать происхождение растений; уметь объяснять происхождение растений.
|
| 32
| Основные этапы развития растительного мира
| 1
| Этапы развития растительного мира.
| Риниофиты.
| Знать основные этапы развития растительного мира; объяснять основные этапы развития растительного мира.
|
| 33
| Итогово- обобщающий урок «Царство растений»
| 1
| Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений .
|
| Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Умение создавать проекты.
|
|
| 34
| Итогово – обобщающий урок .
| 1
| Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений
|
| Знать основные понятия курса биологии 5 класса; создание итоговых проектов
|
|
| |