Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
«Согласовано» «Утверждаю»
_____________ Директор МБОУ СОШ №4
«___» 20__г. ________ «___»20__г._______ Причепа Т. В. Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Юный эколог»
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ – 10 -13 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 3 года Руководитель:
Тимощенко Г.А.
учитель химии
первой квалификационной категории
Гусь-Хрустальный
2013
Пояснительная записка
Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» по экологическому образованию и воспитанию ориентирована на работу с младшими подростками (с 5 по 7 класс). Автор программы Н.В. Вавилова - педагог МОУ СОШ №9 г. Ковров. Программой предусмотрено следующее количество часов и занятий в неделю: 1,2,3 года обучения 1 занятие в неделю продолжительностью 2 часа (всего 68 часов в год).
Данная программа представляет собой воспитательно-образовательный трехгодичный курс, направленный на формирование эксцентрического типа экологического сознания младших подростков.
Актуальность введения данного курса связана с все более нарастающими проблемами в сфере экологии и охраны окружающей среды. При изучении данного курса предполагается углубление знаний учащихся об оболочках Земли и влияние человека на них, о причинах, влияющих на качественное состояние природных компонентов, экологии и распространении растений и животных по земному шару, охране окружающей среды. Эти аспекты рассматриваются не только на глобальном уровне, но и в рамках краеведения (при изучении природы и экологии Владимирской области).
Изучение данного курса будет способствовать формированию научного мировоззрения учащихся, осознанию и пониманию ими единства природы и общества, роли естественных наук в оптимизации отношения личности к природе, научит не только видеть, но и чувствовать красоту природы каждой клеточкой, подготовит ребят к научно-исследовательской работе. При изучении данного курса формируется экологическая грамотность учащихся, вырабатываются экологически целесообразные стратегии взаимодействия с природой, формируются знания о влиянии человека на компоненты природы.
Особое внимание при изучении данного курса следует обратить на формирование у учащихся умений оценивать экологическую обстановку России, Владимирской области. Учащиеся научатся определять степень изменения окружающей среды под воздействием человеческой деятельности. Важно сформировать у ребят адекватные экологические представления о взаимосвязях в системе человек—природа, отношение к природе и стратегии взаимодействия с природой.
Наряду с теоретической частью курс «Маленький Принц» предусматривает практические занятия, на которых учащимся предлагаются вопросы и задачи, требующие логического мышления, творческие работы, составление картосхем, диаграмм, проведение психологических тренингов по экологии, экологических праздников, проводимых на практических занятиях, а также экскурсии на природные объекты (в том числе и охраняемые) и музеи природы. Практическая часть программы может быть скорректирована самим учителем с учетом всех местных условий и возможностей. Допускаются изменения в содержании практических заданий и в содержании программы в целом, определении количества времени на изучение тем и выполнении практических заданий, введение нового материала.
Теоретическая и практическая части пополняют багаж знаний учащихся по географии, биологии, био- и зоогеографии, охраны окружающей среды. Курс построен таким образом, что ученики, изучая в школьном курсе ту или иную тему, на занятиях кружка расширяют ее, обогащают новыми знаниями, через их экологизацию (6 класс — ботаника—фитогеография и экология растений, 7 класс—зоология—зоогеография и экология животных).
Может быть предусмотрена и такая форма работы, как самостоятельное исследование учащимися выбранной проблемы в области экологии и охраны окружающей среды. Знания и умения, приобретенные учащимися при изучении данного курса, будут способствовать формированию экоцентрического типа экологического сознания, а значит и экологической культуры младших подростков.
Цель программы: формирование исследовательских навыков у учащихся через экологическое воспитание, экологическое мировоззрение и культуру поведения в окружающей природной среде.
Задачи:
Образовател ьные.
первоначальное знакомство с особенностями природы, населением и экономикой своей местности, проблемами рационального использования природных богатств;
формирование системы экологических и географических представлений о родном крае;
ознакомление со стратегиями взаимодействия с природой (личность включается в систему таких отношений, при которых в наибольшей степени представлены возможности освоения адекватных экологических стратегий взаимодействия с природой);
формирование представлений об антропогенном влиянии на компоненты природы в рамках Владимирской области.
Воспитательные:
способствовать формированию у учащихся экологической и географической культуры; соответствующего типа мировоззрения, экоцентрического сознания, субъективного отношения к природе;
способствовать формированию адекватных экологических отношений в системах: «человек—природа», «природа—природа».
Развивающие.
формирование практических навыков взаимодействия человека с природой через систему практических работ, экскурсий, викторин, игр;
формирование умений работы с литературой, анализировать, абстрагировать, обобщать;
формирование умений работать с углоизмерительными приборами и наглядными пособиями.
Принципы, лежащие в основе программы:
соответствие возрастным особенностям учащихся предлагаемого для изучения материала, методов и приемов его реализации;
применение теоретических знаний на практике;
опора на сопутствующие знания учащихся по общеобразовательным дисциплинам;
экологизация (экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер);
гуманизация (процесс обучения строится так, чтобы учащиеся отбирали для себя личностно важные задачи, и через них бы реализовывался их творческий потенциал, в свою очередь руководитель факультатива должен оказывать помощь каждому ученику, испытывающему трудности при выполнении задания);
интеграция (невозможно познать и понять свой родной край, его проблемы, рассматривая его с точки зрения одной учебной дисциплины);
доступности (излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребенка).
Методы, приемы и формы работы по программе:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, научно-поисковый, проблемной, исследовательский;
практические работы (опыты, лабораторные работы, моделирование, эксперименты, творческие работы);
коммуникативные (конференции, сюжетно-ролевые, деловые игры, дискуссии, беседы);
комбинированные (экскурсии, наблюдения, слеты, походы, инсценировки, самостоятельная работа учащихся);
сенсорного восприятия (психологические тренинги, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей)
Формы работы:
индивидуальная (при подготовке к праздникам, конференциям, сюжетно-ролевым играм и т.д,);
групповая (на практических занятиях, экскурсиях, при выполнении лабораторных работ и т. д.);
коллективная (используется на всех общих занятиях)
Условия, необходимые для реализации программы:
Каждый ребенок на каждом занятии должен иметь возможность высказаться, поэтому общее количество детей в группе не должно превышать 14-15 человек.
Общение с учащимися должно идти напрямую, лицо в лицо, поэтому идеально строить общение в кругу (с соответствующей расстановкой мебели)
Для проведения психологических тренингов, не требующих каких-либо операций со школьными принадлежностями (альбомом, карандашами и т.д.) лучше иметь небольшой зал, где учащиеся могли бы реализовывать свои таланты и возможности.
Для реализации курса и для непосредственного общения учащихся с природой необходимо обеспечить посещение школьниками парка, леса, музеев природы, памятников природы, экологических троп.
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
- основные нормативно - правовые документы в области экологии; - главные источники загрязнения воздуха; новые типы загрязнений, в том числе техногенные. влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы; меры по предотвращению загрязнения окружающей среды. - экологическое состояние природной среды в районе; растения и животных своего края, находящихся под охраной;
-влияние окружающей среды на здоровье человека; роль здорового образа жизни в жизни человека. - виды исследований; формы и методы исследовательской деятельности; - правила работы с источниками получения информации.
Должны уметь:
Исследовательские умения:
-приобретение учащимися практических навыков исследовательской деятельности -выполнение простейших экологических исследований . -оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями; (логически выстраивать текстовой материал; обрабатывать результаты экспериментальной деятельности., строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений; создавать презентации)
Организационно – пропагандистские умения:
-применение знаний законодательства об охране природы; -планирование практических дел по охране природы; -пропаганда здорового образа жизни. -формирование умений правильного поведения в природе. -осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края; -распознание объектов природы.
О результатах реализации программы можно судить по уровню усвоения заявленных знаний, умений и навыков, по тому, насколько удалось педагогу сделать своих воспитанников компетентными в заявленной области..
Результаты работы каждого воспитанника оцениваются по итогам выступлений на научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ учащихся, как очных, так и заочных, по результатам практических работ.
Формы работы предполагается, наряду с лекциями, беседами, занятиями с использованием ИКТ, использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, проведение морфометрических исследований. Данные формы работы выбраны в связи с основной направленностью работы объединения - исследовательская деятельность учащихся. Поэтому теоретический материал по экологии сведен к минимуму и предполагает изучение вопросов связанных с основными темами исследований. Практическая часть программы предусматривает выполнение проектных и исследовательских работ, проведение экскурсий, полевых практик.
На занятиях используются наглядные пособия ( в т.ч. собственного изготовления), технические средства, научно – популярная литература, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
|
|
|
| Тема занятий
| Кол-во
|
| Кол-во часов
|
|
| занятий
| Теор.
| Практ
•
| Экс.
| всего
| Введение: «Почему природа - наш дом? Отношение человека к природе в течение тысячелетий».
| 1
| 1
| 1
|
| 2
| Блок 1.«Природа Владимирской области»
1. Экскурсия «Золотая осень».
| 1
| 1
| -
| 1
| 2
| 2. «Дары природы»- составление из природного материала картин, фигурок, поделок «Краски осени».
| 1
|
| 2
|
| 2
| 3. Викторина «Золотая осень». Блок 2. «Неповторимый лик Земли».
| 1
| 2
|
|
| 2
| 1. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы?
2.1 Атмосфера
| 1
| 1
| 1
|
| 2
| 1. Воздух и его роль в природе: использование свойств воздуха живыми организмами.
| 1
| 1
| 1
|
| 2
| 2. Роль кислороды в природе. Растение и кислород. Дыхание.
| 1
| 1
| 1
| **
| 2
| 3. Причины движения воздуха. Ветер.
4. Викторина «Атмосфера - воздушная
| 1
| 1
| 1
|
| 2
| оболочка Земли». 2.2. Гидросфера.
| 1
| 1
|
|
| 1
| 1. Что такое вода? Круговорот воды в природе.
| 1
| 1
| 1
| -
| 2
| 2. Жизнь в воде: водные растения и животные.
| 1
| 1
| 1
| -
| 2
| 3. Внутренние воды Владимирской области.
Свойства и функции болот.
| 2
| 1
| 1
| 2
| 4
| 4.Игра-викторина «Кто на болоте живёт?»
| 1
| 1
| 1
| -
| 2
| 5. Разнообразие болот. Типы болот и их растительность.
| 2
| 2
| 2
| *
| 4
| 6. Утренник «Растения болот».
| 2
| 2
| 2
| -
| 4
| 7. Познавательная игра «Озёра, реки и моря на земле живут не зря». 2.3 Литосфера
| 1
| 1
| 1
|
| 2
| 1. Твёрдая поверхность планеты. Рельеф. Глазомерная съёмка местности. Создание модели рельефа.
| 4
| 2
| 3
| 3
| 8
| 2. Почва и её роль в природе. Образование почвы. Обитатели почвы.
2.4 Биосфера.
| 1
| 1
|
| 1
| 2
| 1. Среды жизни. Живые организмы Земли Взаимоотношения организмов.
| 2
| 1
| 2
| 1
| 4
| |