Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц»





НазваниеПояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц»
страница1/4
Дата публикации14.12.2014
Размер0.56 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

«Согласовано» «Утверждаю»

_____________ Директор МБОУ СОШ №4

«___» 20__г. ________ «___»20__г._______ Причепа Т. В.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Юный эколог»


ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ – 10 -13 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 3 года
Руководитель:

Тимощенко Г.А.

учитель химии

первой квалификационной категории

Гусь-Хрустальный

2013

Пояснительная записка

Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» по экологическому образованию и воспитанию ориентирована на работу с младшими подростками (с 5 по 7 класс). Автор программы Н.В. Вавилова - педагог МОУ СОШ №9 г. Ковров. Программой предусмотрено следующее количество часов и занятий в неделю: 1,2,3 года обучения 1 занятие в неделю продолжительностью 2 часа (всего 68 часов в год).

Данная программа представляет собой воспитательно-образовательный трехгодичный курс, направленный на формирование эксцентрического типа экологического сознания младших подростков.

Актуальность введения данного курса связана с все более нарастающими проблемами в сфере экологии и охраны окружающей среды. При изучении данного курса предполагается углубление знаний учащихся об оболочках Земли и влияние человека на них, о причинах, влияющих на качественное состояние природных компонентов, экологии и распространении растений и животных по земному шару, охране окружающей среды. Эти аспекты рассматриваются не только на глобальном уровне, но и в рамках краеведения (при изучении природы и экологии Владимирской области).

Изучение данного курса будет способствовать формированию научного мировоззрения учащихся, осознанию и пониманию ими единства природы и общества, роли естественных наук в оптимизации отношения личности к природе, научит не только видеть, но и чувствовать красоту природы каждой клеточкой, подготовит ребят к научно-исследовательской работе. При изучении данного курса формируется экологическая грамотность учащихся, вырабатываются экологически целесообразные стратегии взаимодействия с природой, формируются знания о влиянии человека на компоненты природы.

Особое внимание при изучении данного курса следует обратить на формирование у учащихся умений оценивать экологическую обстановку России, Владимирской области. Учащиеся научатся определять степень изменения окружающей среды под воздействием человеческой деятельности. Важно сформировать у ребят адекватные экологические представления о взаимосвязях в системе человек—природа, отношение к природе и стратегии взаимодействия с природой.

Наряду с теоретической частью курс «Маленький Принц» предусматривает практические занятия, на которых учащимся предлагаются вопросы и задачи, требующие логического мышления, творческие работы, составление картосхем, диаграмм, проведение психологических тренингов по экологии, экологических праздников, проводимых на практических занятиях, а также экскурсии на природные объекты (в том числе и охраняемые) и музеи природы. Практическая часть программы может быть скорректирована самим учителем с учетом всех местных условий и возможностей. Допускаются изменения в содержании практических заданий и в содержании программы в целом, определении количества времени на изучение тем и выполнении практических заданий, введение нового материала.

Теоретическая и практическая части пополняют багаж знаний учащихся по географии, биологии, био- и зоогеографии, охраны окружающей среды. Курс построен таким образом, что ученики, изучая в школьном курсе ту или иную тему, на занятиях кружка расширяют ее, обогащают новыми знаниями, через их экологизацию (6 класс — ботаника—фитогеография и экология растений, 7 класс—зоология—зоогеография и экология животных).

Может быть предусмотрена и такая форма работы, как самостоятельное исследование учащимися выбранной проблемы в области экологии и охраны окружающей среды. Знания и умения, приобретенные учащимися при изучении данного курса, будут способствовать формированию экоцентрического типа экологического сознания, а значит и экологической культуры младших подростков.

Цель программы: формирование исследовательских навыков у учащихся через экологическое воспитание, экологическое мировоззрение и культуру поведения в окружающей природной среде.

Задачи:

  1. Образовател ьные.

  • первоначальное знакомство с особенностями природы, населением и экономикой своей местности, проблемами рационального использования природных богатств;

  • формирование системы экологических и географических представлений о родном крае;

  • ознакомление со стратегиями взаимодействия с природой (личность включается в систему таких отношений, при которых в наибольшей степени представлены возможности освоения адекватных экологических стратегий взаимодействия с природой);

  • формирование представлений об антропогенном влиянии на компоненты природы в рамках Владимирской области.

  1. Воспитательные:

  • способствовать формированию у учащихся экологической и географической культуры; соответствующего типа мировоззрения, экоцентрического сознания, субъективного отношения к природе;

  • способствовать формированию адекватных экологических отношений в системах: «человек—природа», «природа—природа».

  1. Развивающие.

  • формирование практических навыков взаимодействия человека с природой через систему практических работ, экскурсий, викторин, игр;

  • формирование умений работы с литературой, анализировать, абстрагировать, обобщать;

  • формирование умений работать с углоизмерительными приборами и наглядными пособиями.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • соответствие возрастным особенностям учащихся предлагаемого для изучения материала, методов и приемов его реализации;

  • применение теоретических знаний на практике;

  • опора на сопутствующие знания учащихся по общеобразовательным дисциплинам;

  • экологизация (экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер);

  • гуманизация (процесс обучения строится так, чтобы учащиеся отбирали для себя личностно важные задачи, и через них бы реализовывался их творческий потенциал, в свою очередь руководитель факультатива должен оказывать помощь каждому ученику, испытывающему трудности при выполнении задания);

  • интеграция (невозможно познать и понять свой родной край, его проблемы, рассматривая его с точки зрения одной учебной дисциплины);

  • доступности (излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребенка).

Методы, приемы и формы работы по программе:

  • объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, научно-поисковый, проблемной, исследовательский;

  • практические работы (опыты, лабораторные работы, моделирование, эксперименты, творческие работы);

  • коммуникативные (конференции, сюжетно-ролевые, деловые игры, дискуссии, беседы);

  • комбинированные (экскурсии, наблюдения, слеты, походы, инсценировки, самостоятельная работа учащихся);

  • сенсорного восприятия (психологические тренинги, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей)

Формы работы:

  • индивидуальная (при подготовке к праздникам, конференциям, сюжетно-ролевым играм и т.д,);

  • групповая (на практических занятиях, экскурсиях, при выполнении лабораторных работ и т. д.);

  • коллективная (используется на всех общих занятиях)

Условия, необходимые для реализации программы:

  1. Каждый ребенок на каждом занятии должен иметь возможность высказаться, поэтому общее количество детей в группе не должно превышать 14-15 человек.

  2. Общение с учащимися должно идти напрямую, лицо в лицо, поэтому идеально строить общение в кругу (с соответствующей расстановкой мебели)

  3. Для проведения психологических тренингов, не требующих каких-либо операций со школьными принадлежностями (альбомом, карандашами и т.д.) лучше иметь небольшой зал, где учащиеся могли бы реализовывать свои таланты и возможности.

  4. Для реализации курса и для непосредственного общения учащихся с природой необходимо обеспечить посещение школьниками парка, леса, музеев природы, памятников природы, экологических троп.

Ожидаемые результаты:

Должны знать:

- основные нормативно - правовые документы в области экологии; - главные источники загрязнения воздуха; новые типы загрязнений, в том числе техногенные. влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы; меры по предотвращению загрязнения окружающей среды. - экологическое состояние природной среды в районе; растения и животных своего края, находящихся под охраной;

-влияние окружающей среды на здоровье человека; роль здорового образа жизни в жизни человека. - виды исследований; формы и методы исследовательской деятельности; - правила работы с источниками получения информации.

Должны уметь:

  • Исследовательские умения:

-приобретение учащимися практических навыков исследовательской деятельности -выполнение простейших экологических исследований . -оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями; (логически выстраивать текстовой материал; обрабатывать результаты экспериментальной деятельности., строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений; создавать презентации)

  • Организационно – пропагандистские умения:

-применение знаний законодательства об охране природы; -планирование практических дел по охране природы; -пропаганда здорового образа жизни.

  • Поведенческие умения:

-формирование умений правильного поведения в природе. -осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;

  • Опознавательные умения:

-распознание объектов природы.

О результатах реализации программы можно судить по уровню усвоения заявленных знаний, умений и навыков, по тому, насколько удалось педагогу сделать своих воспитанников компетентными в заявленной области..

Результаты работы каждого воспитанника оцениваются по итогам выступлений на научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ учащихся, как очных, так и заочных, по результатам практических работ.

Формы работы предполагается, наряду с лекциями, беседами, занятиями с использованием ИКТ, использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, проведение морфометрических исследований. Данные формы работы выбраны в связи с основной направленностью работы объединения - исследовательская деятельность учащихся. Поэтому теоретический материал по экологии сведен к минимуму и предполагает изучение вопросов связанных с основными темами исследований. Практическая часть программы предусматривает выполнение проектных и исследовательских работ, проведение экскурсий, полевых практик.

На занятиях используются наглядные пособия ( в т.ч. собственного изготовления), технические средства, научно – популярная литература, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения










Тема занятий

Кол-во




Кол-во часов







занятий

Теор.

Практ



Экс.

всего

Введение: «Почему природа - наш дом? Отношение человека к природе в течение тысячелетий».

1

1

1




2

Блок 1.«Природа Владимирской области»

1. Экскурсия «Золотая осень».

1

1

-

1

2

2. «Дары природы»- составление из природного материала картин, фигурок, поделок «Краски осени».



1




2




2

3. Викторина «Золотая осень».
Блок 2. «Неповторимый лик Земли».

1

2







2

1. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы?

2.1 Атмосфера

1

1

1




2

1. Воздух и его роль в природе: использование свойств воздуха живыми организмами.

1

1

1




2

2. Роль кислороды в природе. Растение и кислород. Дыхание.

1

1

1

**

2

3. Причины движения воздуха. Ветер.

4. Викторина «Атмосфера - воздушная

1

1

1




2

оболочка Земли».
2.2. Гидросфера.

1

1







1

1. Что такое вода? Круговорот воды в природе.

1

1

1

-

2

2. Жизнь в воде: водные растения и животные.

1

1

1

-

2

3. Внутренние воды Владимирской области.

Свойства и функции болот.

2

1

1

2

4

4.Игра-викторина «Кто на болоте живёт?»

1

1

1

-

2

5. Разнообразие болот. Типы болот и их растительность.

2

2

2

*

4

6. Утренник «Растения болот».

2

2

2

-

4

7. Познавательная игра «Озёра, реки и моря на земле живут не зря».
2.3 Литосфера

1

1

1




2

1. Твёрдая поверхность планеты. Рельеф. Глазомерная съёмка местности. Создание модели рельефа.

4

2

3

3

8

2. Почва и её роль в природе. Образование почвы. Обитатели почвы.

2.4 Биосфера.

1

1




1

2

1. Среды жизни. Живые организмы Земли Взаимоотношения организмов.

2

1

2

1

4
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Однажды Маленький Принц опять прилетел на планету Земля. Дело в том, что его барашек заскучал, и Маленький Принц решил слетать на...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» iconКраткое содержание проекта «Маленький принц»
«Маленький принц»- книга, покорившая сердца. На самом известном произведении А. де Сент-Экзюпери выросло ни одно поколение. Проводя...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» iconВикторина по повести-сказке "Маленький принц"
«Читающая школа» мы проводим мероприятие, посвященное замечательному пароизведению Антуана дэ Сент Экзюпери «Маленький принц». Вы...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» iconБиография (учебный фильм). Экзюпери «Маленький принц»

Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» iconПлан работы кружка «волшебная иголочка» Программа разработана в 2013...
Данная кружковая работа разработана согласно новым федеральным государственным требованиям (фгт), и федеральными государственными...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» iconПояснительная записка 8 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой и др и составлена с учетом Федерального...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании
Примерной программы основного общего образования по географии «География России»(VIII-IX классы), авторской программы: Ким Э. В.,...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» iconПояснительная записка к рабочей программе по английскому языку 2 класс
Данная программа составлена на основе авторской программы М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой “Enjoy English” для 2 9 классов общеобразовательных...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» iconУчебник для 7-9 кл общеобразоват учреждений/ М.: Просвещение, 2011 Пояснительная записка
Планирование составлено на основе программы сборник «Программы общеобразовательных учреждений 7-9классы» /составитель Т. А. Бурмистрова,...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев,...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой «Литературное чтение»,...
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» iconРабочая программа пояснительная записка данная рабочая программа...
Данная рабочая программа по курсу «Мировая художественная культура» для 11 класса составлена на основе авторской программы ji. А....
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с биографией Антуана Экзюпери и его книгой Маленький принц!
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 7 класса...
Содержание рабочей программы полностью соответствует таковому в авторской программе
Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом авторской программы «Маленький Принц» iconПояснительная записка Данная рабочая программа учебного курса географии...
Данная рабочая программа учебного курса географии составлена на основании: Примерной программы по учебным предметам География 11...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск