Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза





Скачать 87.46 Kb.
НазваниеЭлектронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза
Дата публикации08.01.2015
Размер87.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, А.П. Колошеин
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В статье рассмотрены вопросы использования электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе вуза, анализируется место данных средств обучения и основные технологические направления их применения.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы; сеть Интернет/Интранет; портал.


Педагогическая система, в которой реализуется учебно-воспитательный процесс, в общем случае, состоит из таких элементов, как цели образования, содержание образования, методы и средства образования, преподаватель, студенты, технологическая подсистема. Электронные образовательные ресурсы, размещаемые на телекоммуникационном портале вуза, называемые иначе, по месту размещения, сетевыми ресурсами порталов, представляют собой дидактические, программные и технические комплексы, предназначенные для обучения с преимущественным использованием среды Интернет / Интранет независимо от расположения обучающих и обучающихся в пространстве и во времени. Такие ресурсы являются дополнением к имеющимся в вузе средствам обучения, сосредоточенным в библиотеках, лабораториях, а иногда и заменяют их.

Обучение с помощью сетевых ресурсов портала вуза может рассматриваться как целенаправленный, организованный процесс взаимодействия обучающихся (студентов) с обучающими (преподавателями), между собой и со средствами обучения.

Сетевой ресурс телекоммуникационного портала вуза – это электронный ресурс, доступ педагогов и обучающихся к которому предоставляется с использованием телекоммуникационного портала вуза, содержащий систематизированный материал по соответствующей научно–практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами знаниями, умениями и навыками в этой области.

Дидактические свойства сетевого ресурса телекоммуникационного портала в процессе обучения позволяют реализовать:

  • представление на экранах мониторов персональных компьютеров преподавателей и студентов учебно-методической информации, а также возможность получения твердых копий целенаправленно выбираемой части информации, содержащейся в сетевом ресурсе портала;

  • диалоговый обмен между участниками образовательного процесса в реальном (on-line) и отложенном (off-line) режиме учебной, методической, научно-образовательной и функционально-производственной информацией (в текстовом, речевом, графическом и мультимедийном вариантах) независимо от расположения участников образовательного процесса в пространстве и во времени;

  • обработку передаваемой и получаемой информации (хранение, распечатка, воспроизведение, редактирование) в реальном и отложенном времени;

  • доступ к различным источникам информации (электронным библиотекам, базам данных, ресурсам Интернет и т.п.);

  • доступ к удаленным вычислительным ресурсам, лабораторным практикумам, учебным курсам и контролирующим материалам;

  • организацию коллективных форм общения преподавателя со студентами и студентов между собой посредством теле- и видеоконференций;

  • обмен определенной заранее заданной частью информации в конфиденциальной форме и регламентированный доступ;

  • техническую консультационную поддержку функционирования сетевого ресурса портала.

В состав информационных ресурсов телекоммуникационного портала вуза могут включаться различные содержательные компоненты.

В частности, в качестве подобных информационных материалов могут выступать:

  • учебные планы и программы;

  • учебные и учебно-методические материалы;

  • научные и официальные материалы;

  • курсы лекций;

  • практические задания, тесты;

  • иллюстративный материал;

  • учебная и научная литература;

  • библиография;

  • ссылки на электронные библиотеки;

  • ссылки на периодические электронные издания;

  • студенческие рефераты;

  • курсовые и дипломные работы;

  • диссертации;

  • биографии ученых;

  • сетевые ресурсы ведущих преподавателей;

  • сведения об образовательных и научных центрах;

  • сведения о государственных и муниципальных органах власти;

  • статистические данные;

  • аналитические обзоры;

  • информация о научных, научно-практических конференциях, семинарах и симпозиумах;

  • ссылки на форумы, Интернет-конференции, чаты;

  • новости.

Образовательные порталы, которые используются в учебном процессе вуза, должны обладать возможностью ранжирования пользователей на категории. В качестве основных категорий пользователей можно выделить преподавателей, студентов, менеджеров, исследователей, абитуриентов.

С целью разработки методов и алгоритмов использования ресурсов любого образовательного портала в реальном учебном процессе, а также обеспечения подготовки преподавателей для самостоятельной разработки учебно-методических материалов и организации внедрения этих разработок в учебный процесс, необходимо наличие:

  • электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине;

  • электронного документооборота;

  • преподавателей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде;

  • электронных форм проверки знаний студентов.

Конечной целью становится создание технологической платформы обучения, которая позволит в полной мере использовать ресурс, размещенный на портале, в реальном учебно-воспитательном процессе вуза.

Большинство информационных ресурсов, аккумулируемых на образовательном портале вуза, обладает унифицированной структурой.

Основными элементами сетевого ресурса данного портала, как правило, являются:

1. Инструктивный блок, содержащий учебные планы и программы дисциплин, соответствующие учебные и учебно-методические материалы;

2. Информационный блок, содержащий научные и официальные материалы, необходимые курсы лекций, учебную, научную и специальную литературу, иллюстративный материал, законы и нормативные акты, ссылки на библиотеки, периодические электронные издания;

3. Коммуникативный блок, содержащий систему ссылок и инструментарий для рассмотрения и использования студенческих работ и диссертаций (авторефератов, аннотаций), взаимодействия с преподавателями и учеными, образовательными и научными центрами, государственными и муниципальными органами власти, участия в научных и научно-практических конференциях, семинарах и симпозиумах, телекоммуникационных форумах, конференциях и чатах, профессиональных союзах, ассоциациях и обществах.

Для создания конкретных учебных ресурсов с помощью готовых инструментальных средств разработки и использования сетевых курсов преподавателю желательно подготовить учебный материал в определенной форме, описанной ниже.

Инструктивный блок объемом порядка 10-15 машинописных страниц. Содержание блока включает в себя учебную программу и руководство по изучению конкретной учебной дисциплины.

Информационный блок (лекция). Объем блока, как правило, составляет 15-20 страниц. Объем информации, включаемой в блок, равно объему содержания традиционной лекции, а количество блоков равно количеству, указанному в тематическом плане.

Структура содержания каждого блока включает в себя введение (указание того, что будет знать и уметь студент после изучения) и учебную информацию, которая представляется в рукописном варианте в виде текста, если необходимо с рисунками, графиками, таблицами; по желанию педагога, в блок могут быть включены: гиперссылки; аудио, видео фрагменты; готовые компьютерные обучающие программы по тематике дисциплин, встраиваемые в блок (сценарии их применения согласовываются отдельно); выводы.

Коммуникативный блок (семинар). Количество блоков равно числу семинаров, указанному в тематическом плане, а его объем составляет ориентировочно 1-2 страницы. Каждый блок имеет следующую структуру: тема семинара; учебные вопросы; используемая литература и иные источники.

Контрольный блок (экзамен). Его примерный объем составляет 4-5 страниц. Содержание блока включает в себя: количество и содержание тестов идентично тестам, подготавливаемым для тестов ЕГЭ (не менее 30). Половина вопросов может состоять из типовых задач или заданий.

Методические подходы к работе преподавателей и студентов с учебными сетевыми ресурсами портала вуза, как очевидно, различны.

Работа преподавателей с учебными сетевыми ресурсами портала вуза должна начинаться с анализа результатов работы по изучению соответствующих курсов студентами.

Для этого педагог выполняет следующие действия:

  • определяет уровень усвоения каждым студентом содержания учебного материала из разделов и тем информационных разделов портала;

  • разрабатывает для каждого студента частные задания на подготовку к работе с коммуникативным блоком;

  • определяет время на выполнение заданий студентами и начало их работы с коммуникативным блоком;

  • в зависимости от уровня подготовленности студентов к работе с коммуникативным блоком преподаватель выбирает методику проведения практического занятия: семинара, игры, тренинга и т.д.;

  • в ходе работы с коммуникативным блоком преподаватель должен постоянно проводить сравнение целей (цели изучения формулируются преподавателем в инструктивном блоке) и результатов изучения студентами учебного материала.

Работа студента с учебным курсом начинается с обращения к инструктивному блоку в учебном курсе.

В ходе работы студент обязан:

  • изучить учебную программу и понять требования руководства по изучению содержания учебной дисциплины;

  • отметить и вывесить на доску объявлений для преподавателя неясные вопросы, получить на них ответы;

  • изучить и понять содержание информационного блока;

  • пройти тестирование, в том числе и дистанционное, по всем запланированным преподавателем теоретическим темам;

  • подготовиться к работе с коммуникативным блоком, выполнив частные задания преподавателя;

  • дать заявку преподавателю на участие в практическом занятии (семинаре, игре, тренинге) в реальном или отсроченном времени;

  • принять участие во всех дистанционных или очных практических занятиях, запланированных преподавателем, и получить положительную оценку за результаты своей работы;

  • пройти контрольное тестирование за весь курс и получить положительную оценку.

При построении и компоновке телекоммуникационного портала вуза используются следующие критерии типизации информационных ресурсов:

  • виды реализации структуры учебного информационного взаимодействия;

  • профили обучения (в рамках портала можно выделить ресурсы, содержащие информацию по всем профилям подготовки);

  • уровни обучения;

  • уровни интерактивности реализуемого ресурса;

  • вид информационного доступа к ресурсу (можно выделить: сайты, входящие в портал и предоставляющие открытый доступ к ресурсу без регистрации; сайты, входящие в портал и предоставляющие доступ к ресурсу через регистрацию);

  • тип образовательных web-сайтов (предполагается, что можно выделить ресурсы доступные на сайтах: дистанционного обучения, исследовательской деятельности, консультативного назначения, «виртуальных» методических объединений, образовательных Интернет-проектов, учебных заведений, культурной и образовательной информации, справочного характера категории «Образование»);

  • вид функционирования ресурса (можно выделить: динамический ресурс, содержание которого периодически обновляется и статический ресурс, содержание которого не обновляется);

  • методическое назначение;

  • вид учебной деятельности, реализуемой с использованием ресурса.

Очевидно, что применение подобных ресурсов и соответствующих методических разработок возможно в тех случаях, когда имеет место взаимодействие участников образовательного процесса с различными видами информации. Безусловно, в первую очередь, внимание должно быть обращено на взаимодействие студентов с информационными ресурсами, размещенными на портале.

Данная работа может служить основой для разработки структуры портала вуза.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза iconЛитература диск
В учреждении имеется компьютерный класс, в котором установлены 15 компьютеров, подключенные к сети Интернет. Всего в учреждении используется...
Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза iconЭлектронные образовательные ресурсы, используемые в образовательном...
Электронные образовательные ресурсы, используемые в образовательном процессе в мкоу бобровская сош №1
Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза iconЭлектронные образовательные ресурсы, используемые учителями-предметниками...

Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза iconОбразовательные ресурсы Электронные образовательные ресурсы
Содержит актуальную информацию по конкурсам, олимпиадам, стипендиям, грантам, репетиторам, курсам и др
Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза iconТема Октябрь
Электронные образовательные ресурсы и цифровые образовательные ресурсы. Коллекции электронного образовательного контента
Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза iconЭлектронные образовательные ресурсы
Азбука искусства. Как научиться понимать картину. (интерактивная учебно-методическая программа)
Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза iconЧто такое электронные образовательные ресурсы (эор)?
...
Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза iconЧто такое электронные образовательные ресурсы (эор)?
...
Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза iconЭлектронные образовательные ресурсы
Не является исключением и наш детский сад. Техническая инфраструктура Информационной среды дошкольного учреждения включает в себя...
Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза iconЭлектронные образовательные ресурсы

Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза iconЭлектронные образовательные ресурсы Полезные ссылки
Ресурсы предназначены для администрации, методистов, учителей и учащихся образовательных учреждений, а также родителей и представителей...
Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные...
Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза iconЭлектронные образовательные ресурсы по профессиям федеральные сайты

Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза iconЭлектронные образовательные ресурсы, к которым обеспечен доступ обучающихся

Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза iconЭлектронные образовательные ресурсы, доступ к которым обеспечивается обучающимся

Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза iconЭлектронные образовательные ресурсы Программное обеспечение курса...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск