Скачать 87.46 Kb.
|
С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, А.П. Колошеин ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА В статье рассмотрены вопросы использования электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе вуза, анализируется место данных средств обучения и основные технологические направления их применения. Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы; сеть Интернет/Интранет; портал. Педагогическая система, в которой реализуется учебно-воспитательный процесс, в общем случае, состоит из таких элементов, как цели образования, содержание образования, методы и средства образования, преподаватель, студенты, технологическая подсистема. Электронные образовательные ресурсы, размещаемые на телекоммуникационном портале вуза, называемые иначе, по месту размещения, сетевыми ресурсами порталов, представляют собой дидактические, программные и технические комплексы, предназначенные для обучения с преимущественным использованием среды Интернет / Интранет независимо от расположения обучающих и обучающихся в пространстве и во времени. Такие ресурсы являются дополнением к имеющимся в вузе средствам обучения, сосредоточенным в библиотеках, лабораториях, а иногда и заменяют их. Обучение с помощью сетевых ресурсов портала вуза может рассматриваться как целенаправленный, организованный процесс взаимодействия обучающихся (студентов) с обучающими (преподавателями), между собой и со средствами обучения. Сетевой ресурс телекоммуникационного портала вуза – это электронный ресурс, доступ педагогов и обучающихся к которому предоставляется с использованием телекоммуникационного портала вуза, содержащий систематизированный материал по соответствующей научно–практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами знаниями, умениями и навыками в этой области. Дидактические свойства сетевого ресурса телекоммуникационного портала в процессе обучения позволяют реализовать:
В состав информационных ресурсов телекоммуникационного портала вуза могут включаться различные содержательные компоненты. В частности, в качестве подобных информационных материалов могут выступать:
Образовательные порталы, которые используются в учебном процессе вуза, должны обладать возможностью ранжирования пользователей на категории. В качестве основных категорий пользователей можно выделить преподавателей, студентов, менеджеров, исследователей, абитуриентов. С целью разработки методов и алгоритмов использования ресурсов любого образовательного портала в реальном учебном процессе, а также обеспечения подготовки преподавателей для самостоятельной разработки учебно-методических материалов и организации внедрения этих разработок в учебный процесс, необходимо наличие:
Конечной целью становится создание технологической платформы обучения, которая позволит в полной мере использовать ресурс, размещенный на портале, в реальном учебно-воспитательном процессе вуза. Большинство информационных ресурсов, аккумулируемых на образовательном портале вуза, обладает унифицированной структурой. Основными элементами сетевого ресурса данного портала, как правило, являются: 1. Инструктивный блок, содержащий учебные планы и программы дисциплин, соответствующие учебные и учебно-методические материалы; 2. Информационный блок, содержащий научные и официальные материалы, необходимые курсы лекций, учебную, научную и специальную литературу, иллюстративный материал, законы и нормативные акты, ссылки на библиотеки, периодические электронные издания; 3. Коммуникативный блок, содержащий систему ссылок и инструментарий для рассмотрения и использования студенческих работ и диссертаций (авторефератов, аннотаций), взаимодействия с преподавателями и учеными, образовательными и научными центрами, государственными и муниципальными органами власти, участия в научных и научно-практических конференциях, семинарах и симпозиумах, телекоммуникационных форумах, конференциях и чатах, профессиональных союзах, ассоциациях и обществах. Для создания конкретных учебных ресурсов с помощью готовых инструментальных средств разработки и использования сетевых курсов преподавателю желательно подготовить учебный материал в определенной форме, описанной ниже. Инструктивный блок объемом порядка 10-15 машинописных страниц. Содержание блока включает в себя учебную программу и руководство по изучению конкретной учебной дисциплины. Информационный блок (лекция). Объем блока, как правило, составляет 15-20 страниц. Объем информации, включаемой в блок, равно объему содержания традиционной лекции, а количество блоков равно количеству, указанному в тематическом плане. Структура содержания каждого блока включает в себя введение (указание того, что будет знать и уметь студент после изучения) и учебную информацию, которая представляется в рукописном варианте в виде текста, если необходимо с рисунками, графиками, таблицами; по желанию педагога, в блок могут быть включены: гиперссылки; аудио, видео фрагменты; готовые компьютерные обучающие программы по тематике дисциплин, встраиваемые в блок (сценарии их применения согласовываются отдельно); выводы. Коммуникативный блок (семинар). Количество блоков равно числу семинаров, указанному в тематическом плане, а его объем составляет ориентировочно 1-2 страницы. Каждый блок имеет следующую структуру: тема семинара; учебные вопросы; используемая литература и иные источники. Контрольный блок (экзамен). Его примерный объем составляет 4-5 страниц. Содержание блока включает в себя: количество и содержание тестов идентично тестам, подготавливаемым для тестов ЕГЭ (не менее 30). Половина вопросов может состоять из типовых задач или заданий. Методические подходы к работе преподавателей и студентов с учебными сетевыми ресурсами портала вуза, как очевидно, различны. Работа преподавателей с учебными сетевыми ресурсами портала вуза должна начинаться с анализа результатов работы по изучению соответствующих курсов студентами. Для этого педагог выполняет следующие действия:
Работа студента с учебным курсом начинается с обращения к инструктивному блоку в учебном курсе. В ходе работы студент обязан:
При построении и компоновке телекоммуникационного портала вуза используются следующие критерии типизации информационных ресурсов:
Очевидно, что применение подобных ресурсов и соответствующих методических разработок возможно в тех случаях, когда имеет место взаимодействие участников образовательного процесса с различными видами информации. Безусловно, в первую очередь, внимание должно быть обращено на взаимодействие студентов с информационными ресурсами, размещенными на портале. Данная работа может служить основой для разработки структуры портала вуза. |
Литература диск В учреждении имеется компьютерный класс, в котором установлены 15 компьютеров, подключенные к сети Интернет. Всего в учреждении используется... | Электронные образовательные ресурсы, используемые в образовательном... Электронные образовательные ресурсы, используемые в образовательном процессе в мкоу бобровская сош №1 | ||
Электронные образовательные ресурсы, используемые учителями-предметниками... | Образовательные ресурсы Электронные образовательные ресурсы Содержит актуальную информацию по конкурсам, олимпиадам, стипендиям, грантам, репетиторам, курсам и др | ||
Тема Октябрь Электронные образовательные ресурсы и цифровые образовательные ресурсы. Коллекции электронного образовательного контента | Электронные образовательные ресурсы Азбука искусства. Как научиться понимать картину. (интерактивная учебно-методическая программа) | ||
Что такое электронные образовательные ресурсы (эор)? ... | Что такое электронные образовательные ресурсы (эор)? ... | ||
Электронные образовательные ресурсы Не является исключением и наш детский сад. Техническая инфраструктура Информационной среды дошкольного учреждения включает в себя... | Электронные образовательные ресурсы | ||
Электронные образовательные ресурсы Полезные ссылки Ресурсы предназначены для администрации, методистов, учителей и учащихся образовательных учреждений, а также родителей и представителей... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные... | ||
Электронные образовательные ресурсы по профессиям федеральные сайты | Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечен доступ обучающихся | ||
Электронные образовательные ресурсы, доступ к которым обеспечивается обучающимся | Электронные образовательные ресурсы Программное обеспечение курса... |