Скачать 370.07 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «экономическая география» по специальности 080110.51 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» Составитель: Нафтулин А.Ю. Ростов-на-Дону 2011 Нафтулин А.Ю. Экономическая география: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во РСЭИ, 2011. Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы, тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080901.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Экономическая география входит в систему экономических наук, поскольку изучает размещение производительных сил и территориальную организацию хозяйства. Она увязывает теоретические положения с практикой решения задач в области размещения производства и совершенствования территориальной организации хозяйства, от которых зависят повышение эффективности хозяйственной деятельности и улучшение благосостояния населения. В то же время, изучая взаимодействие природы и общества, экономическая география занимает место на стыке экономических и естественных наук. Она учит методам научного подхода к освоению и рациональному использованию обществом природных богатств, пониманию связей природных и общественно-экономических явлений. В условиях становления рыночной экономики расширяется круг вопросов, изучаемых этой наукой, за счет включения в ее сферу региональных финансово-кредитных отношений, а также процессов формирования внутрирегиональных и межрегиональных рынков. Такое многоаспектное содержание дисциплины дает основание судить о ее значительной роли в подготовке специалистов-экономистов широкого профиля. Экономическая география закладывает научную основу для изучения специальных дисциплин и представляет собой единственную дисциплину, предметом которой является территория. А без знания территории немыслима никакая экономическая и управленческая деятельность. Главная особенность данной дисциплины — комплексность подхода, нацеленность на поиск системного решения наиболее сложных территориальных проблем. В переходный к рынку период регионы и страна в целом испытывают острые кризисные явления во всех сферах экономики и социальной сфере. Для преодоления кризиса необходимо изучение уже осуществленных рыночных реформ в высокоразвитых странах мира и использование наиболее целесообразного опыта их внедрения с учетом исторических, экономических и национальных особенностей России. Сочетание знаний, почерпнутых из мирового опыта, и внимательной оценки опыта отечественной истории – залог повышения профессиональных знаний будущего экономиста-организатора. Содержание и логика данной дисциплины связаны с такими предметами как «Региональная экономика и управление», и «Природопользование». Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системы знаний в области размещения производительных сил и территориальной организации хозяйства, развития и функционирования территориальных социально-экономических систем в объеме, необходимом для работы в органах местного самоуправления и в бизнесе. Задачи обучения: дать обучаемому теоретические основы экономической географии и регионалистики; разъяснить конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны; научить основным подходам к количественному определению уровня специализации экономических районов; привить навыки применения сравнительного анализа специфики развития регионов. В результате обучения студенты должны: знать: закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил; условия, ресурсы и особенности развития регионов; процессы формирования, развития и функционирования территориальных социально-экономических систем; уметь: использовать основные методы научного подхода к освоению и рациональному использованию обществом природных богатств; иметь представление: о методах исследования экономической географии и регионалистики; о проблемах территориального развития производства и экономического районирования территории России. При изучении дисциплины используются следующие виды занятий: лекции, семинары, практические и самостоятельные занятия. Лекции, обеспечивая теоретическое изучение дисциплины, являются важнейшим видом учебных занятий. Цель лекций – дать стройную систему научных знаний о принципах и закономерностях размещения производительных сил общества и территориальной организации хозяйства. Лекции должны носить проблемный и диалоговый характер и раскрывать актуальные проблемы, стоящие перед экономической географией и регионалистикой как научной дисциплиной. В процессе чтения лекций стимулируется активная познавательная деятельность студентов, определяются задания по самостоятельному изучению научной и учебной литературы, даются рекомендации по подготовке к семинарским занятиям. Поэтому очень важна регулярность посещения лекций и выполнение текущих заданий студентами. На семинарах и практических занятиях закрепляются и уточняются знания, полученные на лекциях и во время самостоятельной подготовки. Для развития творческих способностей студентов на семинарах активно используются такие методы как дискуссия, обмен мнениями по проблемным вопросам, обсуждение докладов, сообщений и рефератов. В результате проведения семинаров и практических занятий выявляются способности обучаемых применять полученные знания для решения задач, связанных с экономико-географическими проблемами. В ходе самостоятельной работы студенты знакомятся с лучшими достижениями мировой и отечественной науки по исследованию вопросов размещения производительных сил страны и регионов, приобретают навыки и умения отбирать из множества информационных источников наиболее ценные знания, учатся вести самостоятельные научные исследования при подготовке докладов и рефератов. При подготовке к зачету студенты повторяют материал лекций, самостоятельно изучают вопросы программы, не вошедшие в лекции, отвечают на вопросы для самопроверки. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине подразделяется на текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется устным опросом и компьютерным тестированием, в ходе семинарских занятий. Итоговый контроль проводится в виде контрольной работы. К контрольной работе допускаются студенты, выполнившие требования учебной программы.
Распределение фонда времени по темам и видам занятий
3.Содержание программы |
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая география и регионалистика» Основными формами изучения данной дисциплины являются лекции, семинарские занятия, консультации и самостоятельная работа студентов.... | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «экономическая и социальная география зарубежных стран» с другими дисциплинами... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая география» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма... Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 14 Экономическая и... «Экономическая и социальная (общественная) география России» является базовым в системе профессионально педагогического, а так же... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Профили подготовки – «Физическая география и ландшафтоведение», «Экономическая и социальная география» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая география России» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «Историческая география» Ф. С. Корандей. Историческая география. Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,... | ||
Рабочая программа для студентов одо направления 021000. 62 «география» В. А. Ермолаева. География сельского хозяйства: Учебно – методический комплекс, рабочая программа для студентов очной формы обучения... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Экономическая безопасность» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Урок №19 и 20 Тема: Топливно-энергетический комплекс России Учебно-наглядный комплекс: учебник “Экономическая и социальная география России”, карта, компьютер, медиапроектор, экран, электронный... | Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» Пинигина Е. П. Землеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География». Профили... | ||
Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» Пинигина Е. П. Введение в географию. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География».... | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины (курс по выбору) «политическая география» с другими дисциплинами специальности... | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс по дисциплине геоинформатика направление: 020400. 62 География Учебно-методический комплекс по дисциплине «Геоинформатика» составлен в соответствии с Основными образовательными программами по... |