Скачать 462.76 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В. А. Ермолаева География сельского хозяйства УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Рабочая программа для студентов ОДО направления 021000.62 «география» профиль «Социальная и экономическая география» Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2011 СОДЕРЖАНИЕ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2. СТРУКТУРА И ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНЫ) 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 7.1 Перечень тем контрольные работ 7.3. Перечень тем рефератов 7.4. Вопросы для написания эссе 7.5. Перечень вопросов к экзамену 7.6. Глоссарий 8.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 9.УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКООЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 9.1. Основная литература 9.2. Дополнительная литература 9.3. Программное обеспечение и интернет ресурсы 10. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В. А. Ермолаева. География сельского хозяйства: Учебно – методический комплекс, рабочая программа для студентов очной формы обучения Института математики, естественных наук и компьютерных технологий по направлению «география», профиль «Социальная и экономическая география» Тюмень, 2011, 49 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО подготовки бакалавров по направлению «география», профиль «Социальная и экономическая география». Рабочая программа «География сельского хозяйства» опубликована на сайте ТюмГУ. Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой социально – экономической географии и природопользования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: В.А. Осипов, д. г. н., профессорРЕЦЕНЗЕНТЫ:И.Д. Ахмедова, доцент кафедры социально – экономической географии и природопользования ТюмГУ, к.г.н.Л.Н. Вдовюк, доцент кафедры физической географии и экологии ТюмГУ, к.г.н.© Тюменский государственный университет, 2011© В.А. Ермолаева, 2011 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Цели и задачи дисциплины Цель курса Дать студентам комплексные представления об основных закономерностях и специфике территориальной организации мирового сельскохозяйственного производства. Задачи курса: - рассмотреть этапы развития и современную НТР в сельскохозяйственном производстве;
«География сельского хозяйства», входит в профессиональный цикл дисциплин профиля «Социальная и экономическая география» (вариативная часть). Учебный курс имеет большую методическую и идеологическую значимость в формировании географических знаний. Он тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми по времени параллельно, до и после данного курса. К числу таких дисциплин относятся: «Геология», «Физическая география России», «Физическая география материков и океанов», «Социальная и экономическая география России», «Социальная и экономическая география мира» др. При изучении дисциплины студенты опираются на теоретические знания и умения изученных ранее дисциплин: почвы России и мира, геологическое строение территории России и мира, природно – ресурсный потенциал, климат отдельных территорий, умение определять типы климата по основным метеорологическим показателям, составлять комплексные характеристики с использованием тематических карт и др. Знания, полученные в ходе изучения дисциплины, «География сельского хозяйства» являются необходимыми в освоении регионального раздела «Экономической и социальной географии России», «Экономической и социальной географии мира», «Географии Тюменской области» и ряда других дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения дисциплины Определяются ФГОС ВПО по направлению подготовки «География», степень «бакалавр». Владение умением применять на практике базовые и теоретические знания по географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития в области географического и экономико – географического районирования; иметь навыки территориального планирования и проектирования различных видов социально – экономического развития. (ПК – 18). В результате освоения дисциплины студент должен:
Семестр - 6.Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Таблица 1.
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Модуль 1. Сельское хозяйство: этапы и особенности географического развития. ТЕМА 1.1. Понятие, структура и особенности мирового с/х. Сельское хозяйство - одна из главных отраслей материального производства занятое возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных в целях получения продовольствия и сырья для промышленности. Занятость рабочего населения в агропроизводстве. Аграрная экономика. Региональные различия в структуре занятости в сельском хозяйстве. Аграрный труд. Механизация в сельском хозяйстве. Производительность труда в с/х. Доля с/х. продукции в ВВП различных стран, региональные особенности. ТЕМА 1.2. Этапы развития. Типы сельского хозяйства мира. Сельское хозяйство – древнейшая базовая отрасль материального производства. Историко – географический обзор сельского хозяйства. Классификация исторических форм мирового сельского хозяйства. Смена системы земледелия на разных этапах развития сельскохозяйственного производства. ТЕМА 1.3. Центры происхождения культурных растений и домашних животных и их дальнейшие миграции. Теория центров происхождения культурных растений разработанная Н.И. Вавиловым. Характеристика семи главных центров происхождения культурных растений их связь с размещением древнейших цивилизаций. История доместификации диких животных. Миграции культурных растений и их роль в распространении по территории стран мира. Географическая среда - сфера взаимодействия общества и природы в пределах географической оболочки Земли. Понятие природных условий и природных ресурсов. Характеристика природных условий и их влияния на размещение производительных сил. Природные ресурсы: состав и классификация, подходы к экономической оценке. Природно-ресурсный потенциал, территориальные системы природных ресурсов. Обеспеченность природными ресурсами России, характер их размещения. Рациональное использование природных ресурсов. МОДУЛЬ 2. НТР в сельском хозяйстве Тема 2.1. «Зеленая революция» в с/х развивающихся стран. «Зеленая революция» - комплексное, многокомпонентное понятие. «Зеленая революция» в развивающихся странах. Три главных компонента «зеленой революции»: выведение новых сортов сельскохозяйственных культур. Создание 18 научно – исследовательских международных центров, занимающихся изучением различных агросистем. Ирригация. Понятие ирригации, доля орошаемых земель в мире, размещение районов орошаемых земель по территории земного шара. Индустриализация сельского хозяйства. Последствия «Зеленой революции», её очаговый характер. Тема 2.2. Биотехнологическая революция в экономически развитых странах Биотехнологическая революция как качественно новый этап развития сельского хозяйства. Первый этап – развитие органического сельского хозяйства. Пример стран Европейского союза, США, Канады, Австралии и др. Эволюция сельского хозяйства, введение понятий: «альтернативное сельское хозяйство», «устойчивое сельское хозяйство». Второй этап развития биотехнологической революции. Использование генной и клеточной инженерии. Пример развитых стран в развитии сельского хозяйства на современном этапе развития. МОДУЛЬ 3. Основные черты географии сельского хозяйства. Тема 3. 1. Зерновое хозяйство Роль зернового хозяйства в обеспечении населения Земли продовольствием. Характеристика современного мирового зернового хозяйства: 1) посевные площади; 2) валовой сбор; 3) международная торговля; 4) размеры внутреннего потребления зерна. Тема 3.2. Другие продовольственные и непродовольственные культуры Технические культуры. Состав культур, общие черты, требования к агроклиматическим условиям. Характеристика распространения производства нескольких подгрупп: масличных, сахароносных, клубнеплодных, тонизирующих, наркотических, а также плодовых культур. Непродовольственные культуры. Состав культур: волокнистые, натуральный каучук, наркотические культуры. География возделывания культур. Тема 3.3. География животноводства мира Животноводство – вторая главная отрасль сельского хозяйства. Структура отрасли. Основные характеристики животноводства: поголовье скота, эффективность, товарность, доходность отраслей. Связь животноводства с растениеводством. Отличие районов мира и стран по поголовью животных. 6. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. Тема: «Понятие структура и особенности географии сельского хозяйства». Цель: Закрепить знания о структуре сельского хозяйства. Оборудование: Карты атласа. Учебные пособия. Вопросы для подготовки:
Литература:
Занятие 2.Тема: «Этапы развития. Типы сельского хозяйства мира». Цель: Закрепить понятие о типах сельского хозяйства мира. Оборудование: Карта «Главные сельскохозяйственные районы мира». Вопросы для подготовки:
3. Характерные особенности сельского хозяйства экономически развитых стран мира. 4. Сельское хозяйство развивающихся стран. 5. Характерные особенности сельского хозяйства постсоциалистических и социалистических стран мира. 6. Основные сельскохозяйственные районы мира. Литература:
Занятие 3. Тема: «Центры происхождения культурных растений и домашних животных и их дальнейшие миграции». Цель: Закрепить данные по центрам происхождения растений и животных. Оборудование: Учебные пособия, карта «Очаги происхождения культурных растений», «Очаги возникновения и миграции пшеницы», рис. «Хронология одомашнивания некоторых видов животных (по Р.К. Баландину и Л.Г. Бондареву). Вопросы для подготовки: 1. Теория центров происхождения культурных растений. 2. Доместификация диких животных 3. Миграции культурных растений. Литература:
Занятие 4. Тема: НТР в сельском хозяйстве. Цель: Показать значение НТР в развитии сельского хозяйства мира. Оборудование: учебные пособия, статистические материалы. Вопросы для подготовки: 1. «Зеленая революция». В сельском хозяйстве развивающихся стран. 2. Биотехнологическая революция в экономически развитых странах. Литература: 1. Алисов Н. В., Хореев Б.С. Экономическая и социальная география мира М., 2001.
Занятие 5. Тема: «Зерновое хозяйство». Цель: Рассмотреть земельный фонд и виды использования земель. Изучить посевные площади под зерновыми культурами, валовой сбор зерновых культур, урожайность по регионам мира, географию выращивания основных зерновых культур. Оборудование: диаграммы «Структура посевных площадей зерновых культур», «Мировое производство продовольственных культур», картосхема «Время уборки пшеницы в различных регионах мира». Вопросы для изучения: 1. Земельный фонд как природный базис агропроизводства. 2. Природно – ресурсный аспект развития сельского хозяйства. 3. Характеристика современного зернового хозяйства. Литература:
Занятие 6. Тема: «Другие продовольственные и непродовольственные культуры» Цель: Рассмотреть производство масличных, сахароносных, клубнеплодных, тонизирующих и плодовых культур. Оборудование: Карта «Главные районы производства масличных культур», статистические данные, учебные пособия. Вопросы для подготовки: 1.География производства масличных культур. 2. География производства сахароносных культур. 3.География производства клубнеплодных культур. 4. География производства тонизирующих и плодовых культур. Литература: 1. Алисов Н. В., Хореев Б.С. Экономическая и социальная география мира М., 2001.
Занятие 7. Тема: «География животноводства мира» Цель: Рассмотреть основные районы животноводства. Оборудование: Карта «Главные районы животноводства», диаграммы: «Мировое поголовье скота», «Мировое поголовье свиней», «Мировое поголовье овец». Статистические данные, источники учебной литературы, интернет источники. Вопросы для подготовки: 1. Показатели, характеризующие развитие животноводства. 2. Животноводства развитых и развивающихся стран. 3. Характеристика типов животноводческих районов мира. 4.Производство и потребление животноводческой продукции. Литература.
|
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... Л. Н. Вдовюк. Основы ландшафтной экологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов одо направления... | Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» Пинигина Е. П. Землеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География». Профили... | ||
Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» Пинигина Е. П. Введение в географию. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География».... | Учебно-методический комплекс для студентов одо рабочая программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Учебно методический комплекс для студентов одо направления 021000. 62 «география» | Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями... Учебно методический комплекс рабочая программа для студентов одо направления 021000. 62 «География» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной... Т. В. Рыбалова Культурная география: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География».... | Рабочая учебная программа для студентов направления 020400. 62 «География» Вдовюк Л. Н. Экология человека. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»,... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Одо. Направление 021000. 62 "География". Б. 1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл (дисциплина по выбору) | Рабочая учебная программа для студентов направления 021000. 62 «География» | ||
Рабочая учебная программа для студентов направления 021000. 62 «География» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17. 06. 2011 года | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17. 06. 2011 года |