Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»





Скачать 441.2 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
страница1/2
Дата публикации28.10.2014
Размер441.2 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ Л.М. Волосникова

__________ _____________ 2011 г.


ГЛЯЦИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 021000.62 «География»

профиль подготовки «Физическая география и ландшафтоведение», очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы _____________________/С.И. Ларин/

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры геоэкологии № 10 от 19.04. 2011 года.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 25стр.

И.о.Зав. кафедрой _________________/С.И. Ларин/

« 19» апреля 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17.06. 2011 года

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/О.А. Столярова/

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав.методическим отделом УМУ _____________ С.А.Федорова

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра геоэкологии



С.И. Ларин


ГЛЯЦИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 021000.62 «География»

профиль подготовки «Физическая география и ландшафтоведение»,

очной формы обучения

Тюмень

Тюменский государственный университет

2011

С.И. Ларин. Гляциология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 021000.62 «География» профиль подготовки «Физическая география и ландшафтоведение», очной формы обучения. Тюмень, 2011, 25 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Гляциология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой геоэкологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: и.о.заведующего кафедрой геоэкологии, к.г.н., доцент С.И. Ларин

© Тюменский государственный университет, 2011.

© С.И. Ларин, 2011.

Пояснительная записка

    1. Цели и задачи дисциплины



Цель дисциплины изложить основы гляциологии, рассмотреть виды гляциологических объектов, их структуру, методику и особенности организации гляциологического мониторинга при различных видах хозяйственного освоения территорий.

Задачи курса:

1. Изложить основные положения гляциологии- науки о природных льдах на Земле.

2. Рассмотреть виды льдов и их роль в природе, закономерности льдообразования и физико-механические свойства льдов, вопросы образования и накопления снежного покрова, механизмы образования, закономерности движения и энергообмена современных ледников, плавучих льдов, строение и распространение подземных льдов и наледей.

3. Рассмотреть проблемы гляциоэкологии и мониторинга криосферы.


    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Гляциология» является предметом по выбору в образовательно-профессиональных дисциплинах подготовки бакалавров 021000.62 «География» профиль подготовки «Физическая география и ландшафтоведение»» и базируется на таких дисциплинах как «Учение о гидросфере», ««Учение об атмосфере», «Геоэкология», «Геоинформационные системы», «Геоэкологический мониторинг».


    1. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в

результате освоения данной ООП ВПО.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3);

иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-6);

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13).

Выпускник по направлению 021000.62 «География» профиль подготовки «Физическая география и ландшафтоведение» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

наличием профессионально профилированных знаний и практических навыков в области фундаментальных разделов общей геологии и способностью их использовать в области общей и физической географии (ПК-3);

общепрофессиональными компетенциями:

владением базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географии, географической оболочке, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении (ПК-4);


  1. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 8. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часов.

  1. Тематический план.

Таблица 1



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции

Практически занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

7

8

9




Модуль 1. Предмет исследования, задачи и история гляциологии. Льдообразование и свойства льда.



















1.1

Предмет исследования и задачи гляциологии.

Распространение льдов на Земле и в Космосе. Криосфера. Хионосфера и нивально-гляциальные системы. Роль льдов в природе. Задачи и место гляциологии среди наук о Земле. История гляциологии.


1

1

1

4

6

5

1.2

Льдообразование и кристаллическая структура льда: фазовые состояния воды, структура кристаллов льда, образование льда, генетическая классификация льдов.


2

1

1

4

6

5

1.3

Физические свойства льда: плотность и пористость, тепловая деформация, теплота плавления и возгонки, теплоемкость, теплопроводность и температуропроводность, режеляция, метаморфизм, оптические свойства.

3

1

1

4

6

10

1.4

Механические свойства льда: закономерности деформирования и разрушения льда, упругие свойства льда, вязкопластичные свойства льда, прочностные характеристики льда.

4,5

1

1

4

6

10




Всего




4

4

16

24

30




Модуль 2. Снежный покров, ледники, снежные лавины



















2.1

Формирование, метаморфизм, распространение снежного покрова, снежные лавины

6,7,8

1

1

4

6

20

2.2

Условия возникновения, строение, основные характеристики ледников. Движение ледников.

9,10,

11

1

1

4

6

20

2.3

Пульсации ледников. Эрозионная, транспортирующая и аккумулирующая деятельность.

12,13

1

1

4

6

5

2.4

Баланс массы и энергообмен ледников. Наблюдения за ледниками

14

1

1

4

6

5




Всего




4

4

16

24

50




Модуль 3. Подземные льды и наледи. Плавучие льды.



















3.1

Криолитозона. Распространение толщ мерзлых горных пород. Условия формирования и температурный режим сезонно- и многолетнемерзлых пород. Состав и строение мерзлых дисперсных грунтов. Криогенные мерзлотные процессы. Подземные льды.

15

1

1

4

6

5

3.2

Наледи.

16

1

1

4

6

5

3.3

Плавучие льды

17

1

1

4

6

5

3.4

Мониторинг криосферы. Виды и системы мониторинга криосферы. Гляциоэкология.

18

1

1

4

6

5




Всего




4

4

16

24

20




Итого (часов, баллов):




12

12

48

72

0 – 100

Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

устный опрос

письменные работы

Итого количество баллов

Защита лабораторной работы

ответ на семинаре

контрольная работа

доклад

реферат







Модуль 1. Предмет исследования, задачи и история гляциологии. Льдообразование и свойства льда.

1.1

-

0-5

-

-

-

0-5

1.2

-

0-5

-

-

-

0-5

1.3

-

0-8

-

-

0-2

0-10

1.4

0-2

0-8

-

-

-

0-10

Всего

0-2

0-26

-

-

0-2

0-30




Модуль 2. Снежный покров, ледники, снежные лавины

2.1

0-5

0-10

0-3

-

0-2

0-20

2.2

0-5

0-10

0-3

-

0-2

0-20

2.3

0-2

0-3

-

-

-

0-5

2.4

0-2

0-3

-

-

-

0-5

Всего

0-14

0-26

0-6

-

0-4

0-50




Модуль 3. Подземные льды и наледи. Плавучие льды. Мониторинг криосферы и экологические аспекты гляциологии.

3.1

0-2

0-3

-

-

-

0-5

3.2

0-2

0-3

-

-

-

0-5

3.3

0-2

0-3

-

-

-

0-5

3.4

-

0-5

-

-

-

0-5

Всего

0-6

0-14

-

-

-

0-20

Итого

0-28

0-60

0-6

-

0-6

0 – 100

Таблица 3

Планирование самостоятельной работы



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные




Модуль 1. Предмет исследования, задачи и история гляциологии. Льдообразование и свойства льда.
















1.1

Предмет исследования и задачи гляциологии. Распространение льдов на Земле и в Космосе. Криосфера. Хионосфера и нивально-гляциальные системы. Роль льдов в природе. Задачи и место гляциологии среди наук о Земле. История гляциологии.

Проработка необходимых разделов в учебнике обязательной литературы , текста лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

1

4

0-5

1.2

Льдообразование и кристаллическая структура льда: фазовые состояния воды, структура кристаллов льда, образование льда, генетическая классификация льдов.


Проработка необходимых разделов в тексте лекций


Проработка дополнительной литературы

2

4

0-5

1.3

Физические свойства льда: плотность и пористость, тепловая деформация, теплота плавления и возгонки, теплоемкость, теплопроводность и температуропроводность, режеляция, метаморфизм, оптические свойства.

Проработка необходимых разделов в учебнике обязательной литературы , текста лекций


Проработка дополнительной литературы

3

4

0-10

1.4

Механические свойства льда: закономерности деформирования и разрушения льда, упругие свойства льда, вязкопластичные свойства льда, прочностные характеристики льда.

Проработка необходимых разделов в учебнике обязательной литературы , текста лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

4,5

4

0-10




Всего










16

0-30




Модуль 2. Снежный покров, ледники, снежные лавины
















2.1

Формирование, метаморфизм, распространение снежного покрова, снежные лавины

Проработка необходимых разделов в учебнике обязательной литературы , текста лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

6,7,8

4

0-15

2.2

Условия возникновения, строение, основные характеристики ледников. Движение ледников.

Проработка необходимых разделов в учебнике обязательной литературы , текста лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

9,10,11

4

0-15

2.3

Пульсации ледников. Эрозионная, транспортирующая и аккумулирующая деятельность.

Проработка необходимых разделов в учебнике обязательной литературы , текста лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

12,13

4

0-10

2.4

Баланс массы и энергообмен ледников. Наблюдения за ледниками

Проработка необходимых разделов в учебнике обязательной литературы , текста лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

14

4

0-10




Всего










16

0-50




Модуль 3.

Подземные льды и наледи. Плавучие льды. Мониторинг криосферы и экологические аспекты гляциологии.
















3.1

Криолитозона. Распространение толщ мерзлых горных пород. Условия формирования и температурный режим сезонно - и многолетнемерзлых пород. Состав и строение мерзлых дисперсных грунтов. Криогенные мерзлотные процессы. Подземные льды.

Проработка необходимых разделов в учебнике обязательной литературы , текста лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

15

4

0-5

3.2

Наледи.

Проработка необходимых разделов в учебнике обязательной литературы , текста лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

16

4

0-5

3.3

Плавучие льды

Проработка необходимых разделов в учебнике обязательной литературы , текста лекций, оформление

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

17

4

0-5

3.4

Мониторинг криосферы. Виды и системы мониторинга криосферы. Гляциоэкология.

Проработка необходимых разделов в учебнике обязательной литературы , текста лекций, оформление

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

18

4

0-5




Всего










16

0-20




Итого (часов, баллов):










48

0 – 100

4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

Основы географического прогноза и оценки воздействия на окружающую среду

1.4

2.1

2.2.

2.3.

2.4

3.1.

3.2.

3.3

2

Палеогеография

1.4.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

3.1

3.2.

3.3.

5. Содержание дисциплины

Предмет исследования и задачи гляциологии. Распространение льдов на Земле и в Космосе. Криосфера. Хионосфера и нивально-гляциальные системы. Роль льдов в природе. Задачи и место гляциологии среди наук о Земле.

История гляциологии. Формирование гляциологии как науки о ледниках. Основные этапы становления гляциологии (гляциологические школы, организации, издания). Гляциологические исследования в период Международного геофизического года (МГГ) и их роль. Современное состояние гляциологических исследований.

Льдообразование и свойства льда. Льдообразование и кристаллическая структура льда: фазовые состояния воды, структура кристаллов льда, образование льда, генетическая классификация льдов.

Физические свойства льда: плотность и пористость, тепловая деформация, теплота плавления и возгонки, теплоемкость, теплопроводность и температуропроводность, режеляция, метаморфизм, оптические свойства.

Механические свойства льда: закономерности деформирования и разрушения льда, упругие свойства льда, вязкопластичные свойства льда, прочностные характеристики льда.

Снежный покров. Формирование и метаморфизм снежного покрова: образование кристаллов льда в атмосфере, международная классификация снежинок, формирование снежного покрова, ветровой перенос снега, уплотнение снега, метаморфизм снежного покрова, термический режим и таяние снежного покрова.

Распространение снежного покрова: площади распространения и масса снежного покрова, продолжительность залегания снежного покрова, картографирование снежного покрова, снежная мелиорация и защита от снежных заносов.

Особенности снежного покрова в горах: снегонакопление на склонах гор, пространственная неоднородность снежного покрова, изменение характеристик снежного покрова с высотой местности, таяние и разрушение снежного покрова на склонах, снежники.

Снежные лавины: нарушение устойчивости снежного покрова и образование лавин, движение лавин, лавиноопасные территории, прогнозирование лавинной опасности, профилактические меры защиты от лавин, искусственное удержание снега на лавиноопасных склонах, сооружения для непосредственной защиты от лавин.

Ледники. Условия возникновения ледников: типы ледников, возникновение ледников, снеговая линия, факторы и гляциоклиматические показатели оледенения, источники питания.

Строение ледников: области питания и абляции, зоны льдообразования, слоистость фирна, структура и текстура ледникового льда, рельеф ледниковой поверхности, огивы.

Основные характеристики ледников: площадь, длина и высотное положение ледники, толщина, объем и масса ледника, характеристики поверхности и ложа ледника, температурный режим ледника, изменения положения и формы конца ледника.

Движение ледников: скорость движения, вязкопластическое течение, скольжение ледника по ложу, линии тока и движения и изохронные поверхности.

Пульсации ледников: особенности и распространение пульсирующих ледников, механизм ледниковых пульсаций, последствия ледниковых подвижек, прогнозирование ледниковых пульсаций.

Эрозионная, транспортирующая и аккумулирующая деятельность ледников: ледниковая эрозия, эрозионные формы рельефа, морены, ледниковые и водно-ледниковые отложения.

Баланс массы и энергообмен ледников: увеличение и уменьшение массы ледника, баланс массы ледников, радиационный и тепловой балансы поверхности ледника, энергообмен внутри ледника, сток с ледника.

Наблюдения за ледниками: наблюдения за колебаниями ледников, измерения аккумуляции и абляции, определение скоростей движения, строения и толщины ледника, изотопно-геохимические исследования, картографирование ледников и ледниковых систем. Всемирная служба мониторинга ледников.

Современное оледенение Земли. Районирование оледенения. Площадь ледников и ледниковых покровов. Оледенение Антарктиды. Взаимосвязь оледенения с атмосферой, сушей и океаном.

Подземные льды и наледи. Криолитозона. Распространение толщ мерзлых горных пород. Условия формирования и температурный режим сезонно- и многолетнемерзлых пород. Состав и строение мерзлых дисперсных грунтов. Криогенные мерзлотные процессы. Подземные льды.

Наледи. Закономерности образования наледей. Наледи подземных и поверхностных вод. Искусственные наледи. Прогнозирование наледных процессов и борьба с наледями.

Плавучие льды. Ледяной покров рек и водоемов. Формирование ледяного покрова и его основные характеристики. Поведение ледяного покрова под нагрузкой и его несущая способность. Таяние и разрушение ледяного покрова. Воздействие ледяного покрова на сооружения.

Морские льды. Замерзание морской воды. Миграция рассолов и распреснение льда. Типы и распространение морских льдов. Деформации, торошение и дрейф льдов. Таяние морских льдов. Воздействие морских льдов на сооружения.

Мониторинг криосферы и экологические аспекты гляциологии. Мониторинг криосферы. Виды мониторинга. Мониторинг криосферы как часть геосистемного мониторинга. Системы мониторинга криосферы: наблюдения за снежно-ледовыми ресурсами, гляциоклиматическими условиями, стихийными и опасными нивально-гляциальными явлениями и за антропогенными изменениями. Наблюдения за эволюцией природных льдов. Изучение нивально-гляциальных систем прошлого. Прогнозирование состояния гляциальных систем. Гляциоэкология.

6. Планы семинарских занятий

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconРабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Пинигина Е. П. Землеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География». Профили...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconРабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Пинигина Е. П. Введение в географию. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной...
Т. В. Рыбалова Культурная география: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
Л. Н. Вдовюк. Основы ландшафтной экологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов одо направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconРабочая учебная программа для студентов направления 020400. 62 «География»
Вдовюк Л. Н. Экология человека. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconРабочая программа для студентов одо направления 021000. 62 «география»
В. А. Ермолаева. География сельского хозяйства: Учебно – методический комплекс, рабочая программа для студентов очной формы обучения...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconОсобо охраняемые природные территории и устойчивое развитие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Н. А. Балюк. Историческая география Сибири: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconУчебно-методический комплекс для студентов одо рабочая программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17. 06. 2011 года
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17. 06. 2011 года
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconМ. Г. Чистякова искусство ХХ века
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления 021000. 62 География
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Учебно методический комплекс для студентов одо направления 021000. 62 «география»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск