Скачать 287.16 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе _______________________Л.М. Волосникова "_____"__________________2013 г. М2 Профессиональный цикл В.3. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления подготовки 021000.68 География «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _______________ Н.В. Жеребятьева « » ____________________ 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры геоэкологии «__»____________-, протокол № Соответствует требованию к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем ….. стр. Зав.кафедрой _________________В.Ю. Хорошавин « » 2013г. Рассмотрено на заседании УМК Института наук о Земле от 2013г. протокол № _____ Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/О.А. Столярова / «______»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: И.о. директора ИБЦ ________________________/Е.А. Ульянова/ «______»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/И.Ю. Фарафонова/ «______»_____________2013 г . РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт наук о Земле Кафедра физической географии и экологии Н.В.Жеребятьева ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления подготовки 021000.68 География Тюменский государственный университет 2013 Жеребятьева Н.В. М2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ. В.3. Особо охраняемые природные территории и устойчивое развитие. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления подготовки 021000.68 «География». Рабочая программа составлен в соответствии с требованиями ГОС ВПО и с учетом ПрООП ВПО по магистерской программе ««Ландшафтное планирование» направления подготовки 021000.68. «География» Рабочая программа опубликован на сайте Тюменского государственного университета. М2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ. В.3. Особо охраняемые природные территории и устойчивое развитие [электронный ресурс]/ Режим доступа: http// www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой физической географии и экологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой физической географии и экологии к.г.н, В.Ю.Хорошавин © ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013 © Н.В.Жеребятьева, 2013 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Особо охраняемые природные территории и устойчивое развитие» является изучение роли разных форм охраняемых территорий в формировании устойчивого развития региона. Дисциплины способствует формированию экологического мышления и пониманию экологических взаимосвязей на территориях для обеспечения устойчивого развития. Задачи дисциплины: - изучить специфику разных форм особо охраняемых территорий, их целях и задачах; - изучить роли разных форм охраняемых территорий в устойчивом развитии региона - сформировать экологическое мышление; - сформировать понимание экологических взаимосвязей на территориях для обеспечения устойчивого развития - научиться оценивать репрезентативность сети особо охраняемых природных территорий 1.2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Особо охраняемые природные территории и устойчивое развитие» относится к вариативной части профессионального цикла. Для освоения предмета необходимо знать основы биологии, экологии, биогеографии, ландшафтоведения, геоэкологии, теории и практики заповедного дела, физической географии России, физической географии материков и океанов. 1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения ООП магистратуры выпускник должен обладать компетенцией ПК- 8 – знанием общих и теоретических основ физической и социально- экономической географии России и мира и использовать их в географических исследованиях. Магистрант должен: Знать особенности природных и экономических характеристик территорий, принципы организации особо охраняемых природных территорий, факторы устойчивого развития региона. Уметь составлять профессионально грамотные характеристики форм охраняемых территорий, анализировать их значение в стабильности функционирования исследуемой территории и региона в целом. Владеть современными методами исследования, информационными технологиями, навыками профессионального анализа и составления научно обоснованных выводов. Таблица 1.
2. Структура трудоемкость дисциплины Семестр 3. Форма промежуточной аттестации зачет. Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы. Общее число часов 72, из них лекций – 14 часов, практических занятий – 28 часов, самостоятельной работы - 30 часов, контрольная работа. 3. Тематический план изучения дисциплины Таблица 1
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы магистрантов
Таблица 3
Модуль 1. Особо охраняемые природные территории их развитие Тема 1.1 Сеть особо – охраняемых природных территорий, особенности функционирования. Мировые тенденции сохранения и использования природных ресурсов. Основные подходы к организации особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Формы ООПТ как составляющая компонента управления природопользованием. Особенности функционирования разных форм ООПТ. Мировые и отечественные тенденции создания и развития сети ООПТ. Тема 1.2 Управление созданием и развитием особо охраняемых природных территорий. Теоретическая основа и принципы создания и развития ООПТ. Международный опыт управления сетью ООПТ. Государственное регулирование и контроль в области ООПТ. Использование ООПТ в целях развития науки, культуры просвещения, туризма. Участие физических и юридических лиц в решении задач ООПТ. Доступность информации в области ООПТ. Международное сотрудничество в организации и развитии сети ООПТ. Приграничные особо охраняемые природные территории. 1.3. Основы правового регулирования создания и функционирования особо охраняемых природных территорий. Правовой режим особо охраняемых природных территорий. Особенности правового регулирования организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. Ответственность за нарушение законодательства РФ в области ООПТ. Международное правовое регулирование организации ООПТ. Модуль 2. ООПТ как фактор регионального развития. 2.1. Социально-экономические условия территории и ООПТ. Роль социально-экономических условий территории в формировании сети ООПТ. Экологические сети и влияние социально-экономического состояния территории на эффективность их функционирования. ООПТ и возможности экстенсивного использования территории. Рекреационный потенциал природоохранных территорий. Развитие туризма на особо охраняемых природных территориях: международные и государственные тенденции. 2.2. Вклад ООПТ в решение проблем сохранения биологического и этнокультурного разнообразия регионов. Вклад ООПТ в сохранение, восстановление и изучение экосистем, биологического и ландшафтного разнообразия. Механизмы реализации природоохранных функций ООПТ. Теория островной биогеографии и ее значение для определения размеров ООПТ. Минимизация краевого эффекта и фрагментации. Общие подходы к оценке биоразнообразия в ООПТ. Оценка репрезентативности сети ООПТ. Тема 2.3 ООПТ и устойчивое развитие региона Значение ООПТ в устойчивом развитии региона. Роль ООПТ в социально-экономическом развитии территории. Роль ООПТ в поддержании ландшафтно-экологического равновесия. Роль ООПТ в экологическом образовании и воспитании. 6. Семинарские занятия Цель семинарских занятий:
Перечень тем семинарских занятий Тема 1.1. Сеть особо – охраняемых природных территорий, особенности функционирования. Занятие 1. Сравнительный анализ критериев международной и российской классификации ООПТ (2 часа). Вопросы для обсуждения: 1. Виды особо охраняемых территорий. 2. Международная классификация ООПТ. 3. Российская классификация ООПТ. Занятие 2. Особо охраняемые территории России (2 часа). Вопросы для обсуждения: 1. Заповедники и национальные и парки. Сходство и различие в целях и задачах этих видов ООПТ. 2. Заказники, их цели и задачи, особенности функционирования. 3. Памятники природы и другие категории ООПТ. Сравнительный анализ целей и задач. Занятие 3. Региональные особенности развития сети ООПТ (2 часа). Обсуждение докладов по теме: Особенности формирования сети ООПТ в регионе (по выбору студента) Тема 1.2 Управление созданием и развитием особо охраняемых природных территорий. Занятие 1. Современные проблемы в организации и управлении ООПТ (2 часа). Обсуждение ситуационных задач: «Проблемы организации и управления ООПТ на примере отдельно взятого региона» Занятие 2. Приграничные особо охраняемые природные территории (2 часа). Обсуждение проблемной задачи: «Организация и развитие приграничного заповедника» (работа в малых группах). Тема 1.3. Основы правового регулирования создания и функционирования особо охраняемых природных территорий Занятие 1 Правовой режим особо охраняемых природных территорий Российской Федерации (2 часа). Вопросы для обсуждения:
Занятие 2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий Российской Федерации (2 часа) Дискуссия на тему: «Вопросы соблюдения прав местного населения при организации ООПТ». Тема 2.1. Социально-экономическая ситуация территории и ООПТ Занятие 1. Возможности развития экстенсивных видов хозяйственной деятельности в ООПТ. Вопросы для обсуждения:
Занятие 2. Социально-экономические условия территории как основа эффективности природопользования и устойчивом развитии региона (2 часа). Ролевая игра-круглый стол: «Возможности развития и эффективного функционирования сети ООПТ в сложившихся социально-экономических условиях».
Занятие 1. Теория островной биогеографии и ее значение для определения размеров ООПТ (2 часа). Решение ситуационных задач (индивидуальная работа): «Расчет размеров заповедных территорий». Занятие 2 (4 часа). Оценка репрезентативности сети ООПТ. Обсуждение докладов по теме мини-исследования: «Оценка репрезентативности сети ООПТ» (региона по выбору студента)
Занятие 1. (4 часа) Обсуждение докладов по итоговому мини-исследованию «Роль ООПТ в устойчивом развитии региона» (по выбору студента). 7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. 7.1. Темы мини-исследований. 1. Оценка репрезентативности сети ООПТ региона (по выбору студента). 2. Роль ООПТ в устойчивом развитии региона (по выбору студента). Данные мини-исследования представляют собой небольшие по объему исследовательские работу, направленные на решение какой-либо научно-исследовательской задачи, основываясь на теоретических знаниях и практических умениях студента. В процессе выполнения работы студент должен показать знание методов оценки репрезентативности сетей ООПТ, а также умение их использовать на практике для решения конкретных задач; знание концепции устойчивого развития территории; способность использовать знания из разных отраслей науки для анализа полученных результатов; умение находить и анализировать достоверную информацию по теме исследования; умение ориентироваться в современной социально-экономической, геополитической и экологической ситуации и др. Мини-исследования оформляются в виде реферата объемом 15-25 страниц, шрифт Times New Roman или Arial, кегль 12. Структура работы предполагает наличие введения, основной части, которая может быть разбита на параграфы и заключения. Список использованной литературы должен включать не менее пяти источников, на которые должны быть ссылки в тексте. Во введении должна звучать актуальность рассматриваемой темы. В заключении основные выводы по рассмотренным вопросам. 7.2. Темы докладов
7.3. Вопросы к зачету.
8. Образовательные технологии.В процессе обучения используются следующие образовательные технологии: диалоговая форма обсуждения вопросов на семинарах и на лекциях (по всем темам дисциплины), ролевые игры (тема 2.1. занятие 2), решение и обсуждение ситуационных и проблемных заданий в малых группах и индивидуально (темы 1.2, 2.2), дискуссии по теме семинарского занятия (тема 1.3. занятие 2), обсуждение докладов и результатов мини-исследований (темы 2.2., 2.3) 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)9.1. Основная литература
9.2. Дополнительная литература
9.3. Интернет-ресурсы
9.4. Нормативно-правовые документы
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины 1. Лекции проводятся с использованием аудитории с мультимедийным проектором, экраном. |
Особо охраняемые природные территории как важнейшая составляющая... Имеют особо охраняемые природные территории (оопт). С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений... | Особо охраняемые природные территории (оопт) предназначены для сохранения... Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. В соответствии с Федеральным законом “Об... | ||
Справка-доклад по обстановке на территории Пермского края на 08. 00 02 июля 2013 года «Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития» | Урок «Особо охраняемые природные территории России» Учебно-методическое пособие для учителя к учебнику под редакцией А. И. Алексеева «География России. Кнг. 1: Природа и население» | ||
Приложение к инвестиционной стратегии Калужской области до 2020 года «Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития» | Протокол №2 От 28. 12. 2010 г Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются... | ||
Научно-исследовательский материал Особо охраняемые природные территории в мегаполисах «захватом» природных территорий под нужды населения и промышленности в особой мере коснулись именно мегаполисов | Семинар для учителей и руководителей детских объединений «Возможные... «Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития» | ||
Урок по географии в 8 классе по теме: «Особо охраняемые природные территории России» Выяснить какие задачи они выполняют, чем отличаются; формировать понимание необходимости охраны природы | Русский язык, литературное чтение Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются... | ||
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются... | Конспект урока «Первая встреча с Николаем Некрасовым» Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются... | ||
Тематическое планирование на 2011 2012 учебный год. Сентябрь Дата Класс Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются... | Публичный доклад мбоу «сош №2 имени Короленко В. Г.». 2012-2013 учебный год Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются... | ||
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся... В законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» в статье 72 «Преподавание основ экологических знаний в образовательных... | Бюллетень новых поступлений в нб ргу за 3 квартал 2007 г Красная книга [Текст] : особо охраняемые природные территории Тульской области / отв ред. Л. Ф. Тарарина, И. С. Шереметьева и др.... |