Скачать 56.01 Kb.
|
Конспект урока « Первая встреча с Николаем Некрасовым». Цели и задачи урока: 1. Обучающая - Дать учащимся первичную информацию о жизни и творчестве Н. Некрасова; - Обобщить имеющие знания о великом русском поэте. 2. Развивающая. - Развивать память и внимание, общую и мелкую моторику детей; - Развивать навык беглого выразительного чтения. - Развивать творческие, исследовательские способности учащихся. 3. Воспитывающая. - Воспитывать чувство сострадания, любви на примере творчества Некрасова. - Воспитывать чувство прекрасного при близком знакомстве с литературой, приобщать к национальным ценностям. Ход урока I Организационный момент. - Здравствуйте дети! Сегодня на уроке чтения мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. II Сообщение темы урока. Тема сегодняшнего урока: «Первая встреча с Николаем Некрасовым» (запись на доске). Девиз урока: «Я лиру посвятил народу своему». - Давайте послушаем, как говорили другие знаменитые русские литераторы о Некрасове. 1. Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов… Н. Г. Чернышевский. 2. Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный? В.Г. Белинский. 3. Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная. Она прекрасна – как песня русская! В. Бохов. 4. Не принижая на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, мы всё же говорим, что нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонились ниже, чем перед памятью Некрасова. А. В. Луначарский. Родился Н. Некрасов 28 ноября 1821 года в местечке Немирове подольской губернии в семье мелкого дворянина – это был третий ребёнок. Все детские годы прошли в селе Грешнёве, в родовом имении отца. Село Грешнёво было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, в котором в изобилии росли грибы и ягоды. Любовь к полям и лесам своей родины, к её снегам и морозам, к её весеннему «Зелёному шуму» зародилась у него в ранние детские годы и отразилась позднее в стихах поэта: …Идёт-гудёт Зелёный Шум, Зелёный Шум, весенний шум! Как молоком облитые Стоят сады вишнёвые Тихохонько шумят… Зелёный Шум – так народ называл пробуждение природы весной. … Как – то особенно тихо вдруг стало, На небе солнце сквозь тучу играло. Тучка была небольшая на нём А разразилась жестоким дождём! Прямы и светлы, как прутья стальные, В землю вонзались струи дождевые. Так описывает автор летний дождь. А вот и картина осенней природы. Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студёной, Словно как тающий сахар, лежит; …Листья поблёкнуть ещё не успели, Желты и свежи лежат, как ковёр… Так говорит автор о листве. А это песня Мороза – воеводы, которая рисует нам русскую зиму: Метели, снега и туманы Покорны морозу всегда, Пойду за моря-океяны Построю дворцы изо льда. Задумаю-реки большое Надолго упрятать под гнёт, Построю мосты ледяные, Каких не построит народ… С детства знакомые ярославские, костромские, владимирские раздолья всегда были близки и милы сердцу Некрасова. После заграничной поездки он написал в черновой рукописи: Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу, Но я нигде так сладко не дышал, Как в Грешневе… При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" - как они мгновенно исчезали. Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни - непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество. …О, милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей... Я делывал с ними грибные набеги: Раскапывал листья, обшаривал пни, Старался приметить грибное местечко, А утром не мог ни за что отыскать. …грибная пора отойти не успела, Гляди – уж чернёхоньки губы у всех, Набили оскому: черница поспела! А там и малина, брусника, орех! Ребяческий крик, повторяемый эхом, С утра и до ночи гремит по лесам. Дети на селе начинали трудиться рано. Крестьянский мальчик 5-6 лет учился ездить верхом на лошади и гонял скот на водопой. В 7-8 лет помогал на пашне – управляясь с лошадью. В 9 лет появлялись обязанности накормить скотину, вывезти в поле навоз, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе со всеми хлеб. К 14 годам подросток владел косой, серпом, топором, а уже через год мог заменить отца в случае его отъезда или болезни. Именно из Грешнёва Некрасов - поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию. В Грешнёве завязалась сердечная привязанность Некрасова к русскому крестьянину, определившая впоследствии исключительную народность его творчества. - Мужичок с ноготок (чтение строк наизусть учеником). Физкультминутка.(Ледник) Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, «почти пригнувшись головой к ногам, обвитым бечевой». Они стонали от непосильной работы. Н. Некрасов написал поэмы и циклы стихов о городских бедняках: "На улице", "О погоде" - о судьбе народной: "Несжатая полоса", "Железная дорога" и др., - о крестьянской жизни "Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.. Показ слайдов с книгами и иллюстрациями произведений Н. Некрасова. В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом. Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре. III. Чтение отрывка «Мороз красный нос». VI. Домашнее задание: Стр. V. Итог урока. - Кто был главным героем сегодня на нашем уроке? - Что говорит нам девиз урока? - Что запомнил о Н. Некрасове? Выставление оценок за работу. |
Конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая... План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория | Конспект урока в 7 классе Тема «Вес воздуха. Атмосферное давление» Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория | ||
Конспект интегрированного урока (география + литература) в 6-м классе по теме "Ветер" Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория | Конспект урока по физике в 7 классе Тема: Атмосфера-5 океан. Атмосферное давление Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория | ||
Центр общественных связей Академгородка прошла первая встреча из цикла «Урок академика», на которой выступил директор Института геологии и минералогии им.... | Конспект урока географии в 6 классе по теме «Атмосфера» Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория | ||
Урок английского языка во 2 классе по теме «Профессии» План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Встреча с интересными людьми». Встреча с командиром поисково-спасательного отряда | ||
Конспект открытого урока по английскому языку Учитель: Цапаева Татьяна... Отработать употребление глагола have got в грамматических структурах: I have got… / Have you got…? | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Первый классный час проводился 1 сентября. Это первая встреча с классом, которая должна была дать возможность установить контакт... | ||
Конспект по обж в 1 классе. Тема урока: Учитель I категории Лицея №1 Сегодня у нас с вами очередная встреча с доброй тетушкой Агнеттой. Чему она нас учит? Какой мудрый совет она нам дала? Давайте прочитаем... | План-конспект урока должен включать в себя эор, размещенные в федеральных... Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория | ||
План-конспект урока по обж 11 класс Тема: Первая медицинская помощь... Продолжать овладевать медицинскими знаниями, развивать чувства гуманизма к пострадавшему | Одно сердце – две Родины Урской области. Это первая встреча с представителями национальных культурных объединений из цикла «Диалог культур», запланированных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодняшняя наша встреча- это встреча с одной из важных страниц православной жизни- это время поста | Конспект учебного занятия в 10 классе по обществознанию На изучение данной темы отведено 3 учебных часа: 1-й урок конспект представлен ниже; 2-й урок круглый стол «Встреча профессий»; 3-й... |