Скачать 487.95 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ Л.М. Волосникова __________ _____________ 2011 г. ПАЛЕОГЕОГРАФИЯ И ПАЛЕОЭКОЛОГИЯ АНТРОПОГЕНА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000.62 «География» профили подготовки «Физическая география и ландшафтоведение», очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________/С.И. Ларин/ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры геоэкологии № 10 от 19.04. 2011 года. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 23стр. И.о.Зав. кафедрой _________________/С.И. Ларин/ « 19» апреля 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17.06. 2011 года Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/О.А. Столярова/ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав.методическим отделом УМУ _____________ С.А.Федорова «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра геоэкологииС.И. Ларин ПАЛЕОГЕОГРАФИЯ И ПАЛЕОЭКОЛОГИЯ АНТРОПОГЕНА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000.62 «География» профили подготовки «Физическая география и ландшафтоведение», очной формы обучения Тюмень Тюменский государственный университет 2011 С.И. Ларин. Палеогеография и палеоэкология антропогена: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000.62 «География» профиль подготовки «Физическая география и ландшафтоведение». Форма подготовки очная. Тюмень, 2011, 23 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Палеогеография и палеоэкология антропогена [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой геоэкологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: и.о.заведующего кафедрой геоэкологии, к.г.н., доцент С.И. Ларин © Тюменский государственный университет, 2011. © С.И. Ларин, 2011. Пояснительная записка
Цель дисциплины показать особенности взаимоотношений древнего человека и изменяющейся среды обитания в плейстоцене и голоцене, дать представление об источниках информации и методах исторической реконструкции геоэкологических ситуаций в древности, особенностей эволюции компонентов окружающей среды в антропогене, специфике развития почв, растительности, животного мира, этапах эволюции человека. Задачи курса:
Дисциплина «палеогеография и палеоэкология антропогена» является предметом по выбору в образовательно-профессиональных дисциплинах подготовки бакалавров географии. Она носит междисциплинарный характер и базируется на таких дисциплинах как «Геология», «Геоморфология», «Биология», «Общая экология», «Геоэкология», «Почвоведение», «Экологическая геология» и других компонентных отраслевых географических, геологических, экологических и биологических дисциплинах. При изучении новейших полевых и лабораторных методов исследования, широко используются геохимические и геофизические исследования.
результате освоения данной ООП ВПО. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); Выпускник по направлению 021000.62 География должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): наличием профессионально профилированных знаний и практических навыков в области фундаментальных разделов общей геологии и способностью их использовать в области общей и физической географии (ПК-3); владением базовыми и теоретическими знаниями по геофизике и геохимии ландшафтов, палеогеографии (ПК-16);
Семестр 8. Форма промежуточной аттестации - экзамен Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Таблица 1
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3 Планирование самостоятельной работы
4.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.Содержание дисциплины Введение. Теоретические основы палеогеографии и палеоэкологии антропогена. Палеогеография и палеоэкология антропогена: объект, предмет исследования, определение основных понятий. Комплексный междисциплинарный характер исследования. Связи с другими науками. Этапы становления палеогеографии и палеоэкологии антропогена. Источники палеогеографической и палеоэкологической информации и методы исторической реконструкции характера природопользования и изменений окружающей среды. Источники информации. Классификация методов. а) Общие и частные методы реконструкции среды обитания древнего человека. Полевые и лабораторные исследования четвертичных отложений на археологических памятниках и природных объектах (разрезах). Генетические типы континентальных осадочных образований. Понятие о фации осадка и фации отложений. Комплексный анализ новейших отложений. Общие методы: актуализма, геологический, сравнительно-географический, фациально-генетический, исторический. Частные методы: геоморфологические, литологические, биологические (в т.ч. палеоботанические ), археологические, географические, почвенно- геохимические и др. 6} Методы реконструкции особенностей природопользования и жизнеобеспечения. Реконструкция антропогенной эволюции почв; антропогенные индикаторы в пыльцевых спектрах отложений голоцена; историко-архивные материалы как источники по изучению истории природопользования XX вв; использование старых карт в историко-географических реконструкциях ландшафтов; археолого-этнографические данные; опрос местных жителей о традиционных местах природопользования; путевая проза и письменные документальные источники; фотографии, материалы путешествий (дневники, описания, карты); работы художников-реалистов - как источник информации о состоянии ландшафтов в историческом прошлом. Топонимический и ландшафтно-лексикологический методы. Метод историко-генетических и ландшафтно-генетических рядов. Аэрокосмические методы исследования истории ландшафтов. Диахронологический подход в историко-геоэкологических и географических исследованиях. Эволюция окружающей среды в антропогене. Проблема ритмов в эволюции природной среды в антропогене. Правило Иверсена-Гричук. Палеоклиматические изменения в антропогене. Климатические условия ледниковых эпох и межледниковий. Климаты голоцена. Эволюция почв, флоры и растительности в плейстоцене и голоцене. Эволюция фауны в плейстоцене и голоцене. Этапы становления человека, человеческого общества и его материальной культуры. Соотношение природных рубежей и рубежей в развитии человека. Геохронологическая шкала антропогена. Хронология и периодизация плейстоцена и голоцена. Особенности природопользования на разных исторических этапах. Принципы и подходы к выделению этапов природопользования и освоения ландшафтов. Волны освоения и волны цивилизаций. Проблема ритмов в антропосфере. Экологические кризисы в антропогене. а) Особенности природопользования в условиях присваивающего хозяйства. Изменение природной среды и характер природопользования в палеолите. Способы обработки и употребления орудий труда в древнем палеолите (олдувай, ашель). Первые орудия труда и формы присваивающего хозяйства. Освоение огня и его роль в изменении облика ландшафтов. Появление первых антропогенных ландшафтов. Возникновение локальных культур и различий в палеолите. Древнейшие памятники существования человека как источники палеоэкологической информации. Неандерталец. Его техника и хозяйство. Культуры мустьерской эпохи и их распространение. Поздний палеолит. Оформление современного физического типа человека. Появление современных расовых типов. Распространение позднепалеолитического человечества. Заселение Америки и Австралии. Влияние климатических изменений на трансформацию природопользования. Кризис присваивающего хозяйства, как первый антропогенный кризис природопользования. б) Особенности природопользования в условиях производящего хозяйства. Изменение природной среды в неолите и энеолите, «неолитическая революция». Первичные очаги землепользования (Азия, Юго-Восточная Азия, Северный Китай и др.). Неолит Сибири. Раннеземледельческие цивилизации, ареалы их размещения, особенности хозяйства. Их экологические последствия. Очаги формирования культурных растений (по Н.И. Вавилову). Одомашнивание животных. Формирование основных типов агроландшафтов. Изменение природной среды в эпоху бронзы, раннем железном веке и в средние века. Характер природопользования в эпоху бронзы, в раннем железном веке и в средние века. Интенсификация хозяйственного освоения. Трансформация традиционных форм природопользования и изменение природной среды. Особенности новейшего этапа природопользования (XIX - XX вв.) в контексте ретроспективного анализа. Формирование техногенных ландшафтов. Заключение. Доместикация биосферы. Негативные и позитивные следствия антропогенных изменений ландшафтов. Экологические уроки прошлого. 6. Планы семинарских занятий |
Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» Пинигина Е. П. Землеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География». Профили... | Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» Пинигина Е. П. Введение в географию. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География».... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной... Т. В. Рыбалова Культурная география: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География».... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... Л. Н. Вдовюк. Основы ландшафтной экологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов одо направления... | ||
Рабочая учебная программа для студентов направления 020400. 62 «География» Вдовюк Л. Н. Экология человека. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» | ||
Рабочая программа для студентов одо направления 021000. 62 «география» В. А. Ермолаева. География сельского хозяйства: Учебно – методический комплекс, рабочая программа для студентов очной формы обучения... | Особо охраняемые природные территории и устойчивое развитие учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Н. А. Балюк. Историческая география Сибири: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов одо рабочая программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17. 06. 2011 года | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17. 06. 2011 года | М. Г. Чистякова искусство ХХ века Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления 021000. 62 География | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Учебно методический комплекс для студентов одо направления 021000. 62 «география» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный... |