Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»





Скачать 487.95 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
страница1/3
Дата публикации08.01.2015
Размер487.95 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ Л.М. Волосникова

__________ _____________ 2011 г.


ПАЛЕОГЕОГРАФИЯ И ПАЛЕОЭКОЛОГИЯ АНТРОПОГЕНА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 021000.62 «География»

профили подготовки «Физическая география и ландшафтоведение»,

очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы _____________________/С.И. Ларин/

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры геоэкологии № 10 от 19.04. 2011 года.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 23стр.

И.о.Зав. кафедрой _________________/С.И. Ларин/

« 19» апреля 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17.06. 2011 года

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/О.А. Столярова/

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав.методическим отделом УМУ _____________ С.А.Федорова

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра геоэкологии



С.И. Ларин


ПАЛЕОГЕОГРАФИЯ И ПАЛЕОЭКОЛОГИЯ АНТРОПОГЕНА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 021000.62 «География»

профили подготовки «Физическая география и ландшафтоведение»,

очной формы обучения


Тюмень

Тюменский государственный университет

2011

С.И. Ларин. Палеогеография и палеоэкология антропогена: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000.62 «География»

профиль подготовки «Физическая география и ландшафтоведение». Форма подготовки очная. Тюмень, 2011, 23 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Палеогеография и палеоэкология антропогена [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой геоэкологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: и.о.заведующего кафедрой геоэкологии, к.г.н., доцент С.И. Ларин

© Тюменский государственный университет, 2011.

© С.И. Ларин, 2011.

Пояснительная записка


    1. Цели и задачи дисциплины



Цель дисциплины показать особенности взаимоотношений древнего человека и изменяющейся среды обитания в плейстоцене и голоцене, дать представление об источниках информации и методах исторической реконструкции геоэкологических ситуаций в древности, особенностей эволюции компонентов окружающей среды в антропогене, специфике развития почв, растительности, животного мира, этапах эволюции человека.

Задачи курса:

  1. Изучить предмет, структуру и задачи палеогеографии и палеоэкологии антропогена, исторические этапы ее становления, основные особенности четвертичного периода.

  2. Изучить особенности развития почв, растительности, животного мира, этапы эволюции человека, в связи с изменяющимися палеогеографическими условиями антропогена.

  3. Изучить особенности взаимоотношений древнего человека и изменяющейся среды обитания в плейстоцене и голоцене.

  4. Изучить источники информации и методы исторической реконструкции геоэкологических ситуаций в древности.




    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «палеогеография и палеоэкология антропогена» является предметом по выбору в образовательно-профессиональных дисциплинах подготовки бакалавров географии. Она носит междисциплинарный характер и базируется на таких дисциплинах как «Геология», «Геоморфология», «Биология», «Общая экология», «Геоэкология», «Почвоведение», «Экологическая геология» и других компонентных отраслевых географических, геологических, экологических и биологических дисциплинах. При изучении новейших полевых и лабораторных методов исследования, широко используются геохимические и геофизические исследования.


    1. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в

результате освоения данной ООП ВПО.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

Выпускник по направлению 021000.62 География должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

наличием профессионально профилированных знаний и практических навыков в области фундаментальных разделов общей геологии и способностью их использовать в области общей и физической географии (ПК-3);

владением базовыми и теоретическими знаниями по геофизике и геохимии ландшафтов, палеогеографии (ПК-16);


  1. Структура и трудоемкость дисциплины


Семестр 8. Форма промежуточной аттестации - экзамен Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Таблица 1


  1. Тематический план.








Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции

Практически занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

7

8

9




Модуль 1. Теоретические

основы палеогеографии и палеоэкологии антропогена. Источники информации и методы исторической

реконструкции характера

природопользования и изменений окружающей среды.



















1.1

Палеогеография и палеоэкология антропогена: объект, предмет исследования, определение основных понятий. Комплексный междисциплинарный характер исследования. Связи с другими науками. Этапы становления.

1

1

1

7

9

5

1.2

Источники информации.

Общие методы реконструкции среды обитания древнего

человека.

2

1

1

7

9

5

1.3

Частные методы

реконструкции среды обитания древнего человека.

3

1

1

7

9

5

1.4

Методы реконструкции особенностей природопользования и жизнеобеспечения.

4,5

1

1

7

9

5




Всего




4

4

28

36

20




Модуль 2.

Геохронологическая шкала

Антропогена, эволюция

окружающей среды в

антропогене.




















2.1

Геохронологическая шкала антропогена. Оледенения и межледниковья, эвстатические колебания уровня океанов и морей, гляциоэвстазия в антропогене. Тектоника, вулканизм и изменения климата.

6,7

1

1

7

9

15

2.2

Развитие почвенного покрова в антропогене

8,9


1

1

7

9

15

2.3

Развитие флоры и растительности в антропогене

10,11

1

1

7

9

15

2.4

Развитие животного мира в антропогене. Этапы антропогенеза, появление человека.

12,13

1

1

7

9

15




Всего




4

4

28

36

60




Модуль 3. Особенности

природопользования на разных исторических этапах.





















3.1

Особенности природопользования в условиях присваивающего хозяйства. Изменение природной среды и характер природопользования в палеолите. Влияние климатических изменений на трансформацию природопользования. Кризис присваивающего хозяйства, как первый антропогенный кризис природопользования.

14,15

1

1

7

9

5

3.2

Особенности природопользования в условиях производящего хозяйства.

Изменение природной среды в неолите и энеолите, «неолитическая революция». Первичные очаги землепользования.

Раннеземледельческие цивилизации, ареалы их размещения, особенности хозяйства. Их экологические последствия.

16

1

1

7

9

5

3.3

Изменение природной среды в эпоху бронзы, раннем железном веке и в средние века. Характер природопользования в эпоху бронзы, в раннем железном веке и в средние века.


17

1

1

7

9

5

3.4

Особенности новейшего этапа природопользования (XIX - XX вв.) в контексте ретроспективного анализа. Формирование техногенных ландшафтов.

18

1

1

7

9

5




Всего




4

4

28

36

20




Итого (часов, баллов):




12

12

84

108

0 – 100



Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

устный опрос

письменные работы

Итого количество баллов

Защита лабораторной работы

ответ на семинаре

контрольная работа

доклад

реферат




Модуль 1. Введение. Теоретические основы палеогеографии и палеоэкологии антропогена. Источники информации и методы исторической реконструкции характера природопользования и изменений окружающей среды.

1.1

0-2

0-2

-

-

-

0-4

1.2

0-2

0-2

-

-

-

0-4

1.3

0-2

0-2

-

-

0-2

0-6

1.4

0-2

0-4

-

-

-

0-6

Всего

0-8

0-10

-

-

0-2

0-20




Модуль 2. Геохронологическая шкала антропогена. Эволюция

окружающей среды в антропогене.

2.1

-

0-5

-

-

-

0-5

2.2

-

0-5

0-4

-

0-4

0-13

2.3

0-2

0-20

-

-

-

0-22

2.4

0-2

0-6

0-6

-

0-6

0-20

Всего

0-4

0-36

0-10

-

0-10

0-60




Модуль 3. Особенности природопользования на разных исторических этапах.

3.1

0-2

0-3

-

-

-

0-5

3.2

0-2

0-3

-

-

-

0-5

3.3

0-2

0-3

-

-

-

0-5

3.4

-

0-5

-

-

-

0-5

Всего

0-6

0-14

-

-

-

0-20

Итого

0-18

0-60

0-10

-

0-12

0 – 100



Таблица 3

Планирование самостоятельной работы







Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные




Модуль 1.

Теоретические основы палеогеографии и палеоэкологии антропогена. Источники информации и методы реконструкции характера природопользования и изменений окружающей среды.
















1.1

Палеогеография и палеоэкология антропогена: объект, предмет исследования, определение основных понятий. Связи с другими науками. Этапы становления.

Проработка необходимых разделов в текстах лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

1

7

0-5

1.2

Источники информации.

Общие методы реконструкции среды обитания древнего человека.

Проработка необходимых разделов в тексте лекций


Проработка дополнительной литературы

2

7

0-5

1.3

Частные методы

реконструкции среды обитания древнего человека.

Проработка необходимых разделов в текстах лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

3

7

0-10

1.4

Методы реконструкции особенностей природопользования и жизнеобеспечения.

Проработка необходимых разделов в текстах лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

4,5

7

0-10




Всего










28

0-30




Модуль 2.

Геохронологическая шкала, эволюция

окружающей среды в антропогене.
















2.1

Геохронологическая шкала антропогена. Оледенения и межледниковья, эвстатические колебания уровня океанов и морей, гляциоэвстазия в антропогене.Тектоника, вулканизм и изменения климата.

Проработка необходимых разделов в текстах лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

6,7,8

7

0-5

2.2

Развитие почвенного покрова в

антропогене

Проработка необходимых разделов в текстах лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

9,10,11

7

0-5

2.3

Развитие флоры и растительности в антропогене

Проработка необходимых разделов в текстах лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

12,13

7

0-35

2.4

Развитие животного мира в антропогене. Этапы антропогенеза, появление человека.

Проработка необходимых разделов в текстах лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

14

7

0-5




Всего










28

0-50




Модуль 3.

Особенности природопользования на разных

исторических этапах.


















3.1

Особенности природопользования в условиях присваивающего хозяйства. Изменение природной среды и характер природопользования в палеолите.

Проработка необходимых разделов в текстах лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

15

7

0-5

3.2

Особенности природопользования в условиях

производящего хозяйства.

Изменение природной среды в неолите и энеолите, «неолитическая революция». Первичные очаги землепользования.

Раннеземледельческие цивилизации, ареалы их размещения, особенности хозяйства. Их экологические последствия.

Проработка необходимых разделов в текстах лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

16

7

0-5

3.3

Изменение природной среды в эпоху бронзы, раннем железном веке и в средние века. Характер природопользования в эпоху бронзы, в раннем железном веке и в средние века.


Проработка необходимых разделов в текстах лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

17

7

0-5

3.4

Особенности новейшего этапа природопользования (XIX - XX вв.) в контексте ретроспективного анализа. Формирование техногенных ландшафтов.

Проработка необходимых разделов в текстах лекций,

картографического

материала к лабораторной работе

Проработка дополнительной литературы

18

7

0-5




Всего










28

0-20




Итого (часов, баллов):










84

0 – 100



4.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

Основы географического прогноза и оценки воздействия на окружающую среду

2.1

2.2.

2.3.

2.4.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

2

Физико-географическое районирование

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

3.1.

3.2

3.3.

3.4.



5.Содержание дисциплины
Введение. Теоретические основы палеогеографии и палеоэкологии антропогена.

Палеогеография и палеоэкология антропогена: объект, предмет исследования, определение основных понятий. Комплексный междисциплинарный характер исследования. Связи с другими науками. Этапы становления палеогеографии и палеоэкологии антропогена.

Источники палеогеографической и палеоэкологической информации и методы исторической реконструкции характера природопользования и изменений окружающей среды.

Источники информации. Классификация методов.

а) Общие и частные методы реконструкции среды обитания древнего человека. Полевые и лабораторные исследования четвертичных отложений на археологических памятниках и природных объектах (разрезах). Генетические типы континентальных осадочных образований. Понятие о фации осадка и фации отложений. Комплексный анализ новейших отложений. Общие методы: актуализма, геологический, сравнительно-географический, фациально-генетический, исторический. Частные методы: геоморфологические, литологические, биологические (в т.ч. палеоботанические ), археологические, географические, почвенно-

геохимические и др.

6} Методы реконструкции особенностей природопользования и жизнеобеспечения. Реконструкция антропогенной эволюции почв; антропогенные индикаторы в пыльцевых спектрах отложений голоцена; историко-архивные материалы как источники по изучению истории природопользования XX вв; использование старых карт в историко-географических реконструкциях ландшафтов; археолого-этнографические данные; опрос местных жителей о традиционных местах природопользования; путевая проза и письменные документальные источники; фотографии, материалы путешествий (дневники, описания, карты); работы художников-реалистов - как источник информации о состоянии ландшафтов в историческом прошлом. Топонимический и ландшафтно-лексикологический методы. Метод историко-генетических и ландшафтно-генетических рядов. Аэрокосмические методы исследования истории ландшафтов. Диахронологический подход в историко-геоэкологических и географических исследованиях.

Эволюция окружающей среды в антропогене. Проблема ритмов в эволюции природной среды в антропогене. Правило Иверсена-Гричук. Палеоклиматические изменения в антропогене. Климатические условия ледниковых эпох и межледниковий. Климаты голоцена. Эволюция почв, флоры и растительности в плейстоцене и голоцене. Эволюция фауны в плейстоцене и голоцене. Этапы становления человека, человеческого общества и его материальной культуры. Соотношение природных рубежей и рубежей в развитии человека.

Геохронологическая шкала антропогена. Хронология и периодизация плейстоцена и голоцена.

Особенности природопользования на разных исторических этапах.

Принципы и подходы к выделению этапов природопользования и освоения ландшафтов. Волны освоения и волны цивилизаций. Проблема ритмов в антропосфере. Экологические кризисы в антропогене.

а) Особенности природопользования в условиях присваивающего хозяйства. Изменение природной среды и характер природопользования в палеолите. Способы обработки и употребления орудий труда в древнем палеолите (олдувай, ашель). Первые орудия труда и формы присваивающего хозяйства. Освоение огня и его роль в изменении облика ландшафтов. Появление первых антропогенных ландшафтов. Возникновение локальных культур и различий в палеолите. Древнейшие памятники существования человека как источники палеоэкологической информации. Неандерталец. Его техника и хозяйство. Культуры мустьерской эпохи и их распространение. Поздний палеолит. Оформление современного физического типа человека. Появление современных расовых типов. Распространение позднепалеолитического человечества. Заселение Америки и Австралии.

Влияние климатических изменений на трансформацию природопользования. Кризис присваивающего хозяйства, как первый антропогенный кризис природопользования.

б) Особенности природопользования в условиях производящего хозяйства.

Изменение природной среды в неолите и энеолите, «неолитическая революция». Первичные очаги землепользования (Азия, Юго-Восточная Азия, Северный Китай и др.). Неолит Сибири.

Раннеземледельческие цивилизации, ареалы их размещения, особенности хозяйства. Их экологические последствия. Очаги формирования культурных растений (по Н.И. Вавилову). Одомашнивание животных. Формирование основных типов агроландшафтов.

Изменение природной среды в эпоху бронзы, раннем железном веке и в средние века. Характер природопользования в эпоху бронзы, в раннем железном веке и в средние века.

Интенсификация хозяйственного освоения. Трансформация традиционных форм природопользования и изменение природной среды. Особенности новейшего этапа природопользования (XIX - XX вв.) в контексте ретроспективного анализа. Формирование техногенных ландшафтов.

Заключение.

Доместикация биосферы. Негативные и позитивные следствия антропогенных изменений ландшафтов. Экологические уроки прошлого.

6. Планы семинарских занятий
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconРабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Пинигина Е. П. Землеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География». Профили...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconРабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Пинигина Е. П. Введение в географию. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной...
Т. В. Рыбалова Культурная география: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
Л. Н. Вдовюк. Основы ландшафтной экологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов одо направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconРабочая учебная программа для студентов направления 020400. 62 «География»
Вдовюк Л. Н. Экология человека. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconРабочая программа для студентов одо направления 021000. 62 «география»
В. А. Ермолаева. География сельского хозяйства: Учебно – методический комплекс, рабочая программа для студентов очной формы обучения...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconОсобо охраняемые природные территории и устойчивое развитие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Н. А. Балюк. Историческая география Сибири: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconУчебно-методический комплекс для студентов одо рабочая программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17. 06. 2011 года
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17. 06. 2011 года
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconМ. Г. Чистякова искусство ХХ века
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления 021000. 62 География
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Учебно методический комплекс для студентов одо направления 021000. 62 «география»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск