Скачать 493.93 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________Л.М. Волосникова «_________»_____________ 2011__г. Социально – экономическая география стран Ближнего Зарубежья Учебно – методический комплекс. Рабочая программа для студентов ОДО направления 021000.62 «География» профиль «Социальная и экономическая география» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/В.А. Ермолаева./ « »___________2011__г. Рассмотрено на заседании кафедры социально – экономической географии и природопользования _______________________________________________________ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем ___ стр. Зав. кафедрой ______________________________/В.А. Осипов./ «______»___________ 2011__ г. Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и компьютерных технологий Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/О.А. Столярова./ «______»_____________2011_ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/ «______»_____________2011__ г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В.А. Ермолаева Социально – экономическая география стран Ближнего Зарубежья Учебно – методический комплекс. Рабочая программа для студентов ОДО направления 021000.62 «География» профиль «Социальная и экономическая география» Тюменский государственный университет 2011 В.А. Ермолаева. Социально – экономическая география стран Ближнего Зарубежья: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа и методические указания для студентов очной формы обучения Института математики, естественных наук и информационных технологий по направлению « География». Профиль подготовки – « Социальная и экономическая география» Тюмень, 2011, 41 стр. Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Пр ООП ВПО подготовки бакалавров по направлению «География» и профилю «Социальная и экономическая география». Учебная программа « Социально – экономическая география стран Ближнего Зарубежья» опубликована на сайте Тюм.ГУ . Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой социально – экономической географии и природопользования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: В.А. Осипов, д. г. н., профессор © Тюменский государственный университет, 2011 © В.А. Ермолаева, 2011. СОДЕРЖАНИЕ
2. СТРУКТУРА И ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНЫ) 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 7.1. Контрольные работы 7.2. Перечень тем рефератов 7.3. Перечень вопросов к экзамену 7.4. Глоссарий 8.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 9.УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКООЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 9.1. Основная литература 9.2. Дополнительная литература Программное обеспечение и интернет ресурсы 10. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель курса: дать краткую характеристику формирования территории, особенностей природы, населения и хозяйства стран СНГ и Балтии. Задачи курса:
«Социально – экономическая география стран Ближнего Зарубежья» входит в профессиональный цикл (вариативная часть) дисциплин по профилю «Социальная и экономическая география». Учебный курс имеет большую значимость в профессиональной подготовке студентов. Распад СССР и образование на постсоветском пространстве новых независимых государств привели к существенным изменениям в экономике и социальной сфере каждой из этих стран и в отношениях между ними. Курс направлен на анализ тенденций и процессов развития новых независимых государств, выявление основных путей сотрудничества между ними. Курс тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми по времени параллельно, до и после данного предмета. К числу таких дисциплин относятся: «Экономическая и социальная география России», «Экономическая и социальная география мира», и др. При изучении дисциплины студенты опираются на теоретические знания и умения изученных ранее дисциплин: «Всемирная история», «История Отечества», «Общая геология», «Мировые центры социально – экономического развития» и др. Знания, полученные в ходе изучения дисциплины, «Социально – экономическая география стран Ближнего Зарубежья» являются необходимыми в освоении курсов: «Основы природопользования и охраны окружающей среды», «Социальная экология», «Геополитика» и ряда других дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения дисциплины Определяются ФГОС ВПО по направлению подготовки «География». Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): бакалавр по направлению «География» должен обладать следующими компетенциями: Знание теоретических основ экономической и социальной географии России и мира и умение их использовать в географических исследованиях (ПК – 8). Владение умением применять на практике базовые и теоретические знания по географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития в области географического и экономико – географического районирования; иметь навыки территориального планирования и проектирования различных видов социально – экономического развития. (ПК – 18). В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:
- Общность исторического, геополитического и экономического пространства России и республик бывшего СССР. - Государственную символику, столицы стран СНГ и Балтии. - Основные события, способствовавшие формированию территории стран. - Региональные союзы стран СНГ. - Особенности экономико-географического положения стран. - Природные условия и ресурсы стран. - Основные демографические показатели, этнический состав населения. - Отрасли специализации хозяйства. - Современную социально-экономическую ситуацию в странах Ближнего Зарубежья.
- Определять положение стран СНГ и Балтии на политической карте мира. - По тематическим картам характеризовать природные условия, ресурсы; объяснять их влияние на развитие хозяйства страны. - По экономическим картам определять отрасли хозяйства и отраслевые центры. - По экономическим картам характеризовать зависимость развития транспортной инфраструктуры и степени развития хозяйства страны. - Анализировать статистический материал (диаграммы, таблицы, графики) и на его основе формулировать выводы о месте страны в мировой экономике.
Семестр - 8, форма промежуточной аттестации – экзамен, общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы – 108 часов.
Таблица 1.
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Модуль 1. Общность исторического, геополитического и экономического пространства России и стран Ближнего Зарубежья Тема 1.1. Геополитическая история России – СССР – стран Ближнего зарубежья Формирование территории России до 1991 года. XIV—XV вв., - ликвидация политической раздробленности, центр объединения русских земель – Москва. XVI в. – присоединение Поволжья и начало освоения Сибири. XVII век – присоединение территории Украины, Белоруссии и выход к Азовскому морю. XVIII век – Северная война и её последствия для России. Выход к Балтийскому морю. Активизация политики России по направлению к Каспийскому морю и Закавказью. Задачи внешней политики второй четверти XVIII в. определенные необходимостью продолжения борьбы с Турцией за выход к Черному морю и закрепления успехов в Прибалтике. Итоги русско-турецкой войны 1735—1739 гг. присоединение к России территории Правобережной Украины вдоль среднего течения Днепра. XIX в. - Присоединение Закавказья. Итоги Крымской войны. Присоединение Средней Азии. ХХ в. – Образование СССР. Распад СССР и образование новых независимых государств. Деление стран содружества по их геополитическому положению: Юго-Восточная группа, Южная группа, Западная группа, Северо-Западная группа. СНГ и его основные задачи. Тема 1. 2. Региональные организации. Экономические связи и миграции населения стран Ближнего Зарубежья. Региональные организации разного уровня сотрудничества: ГУАМ, Межпарламентская ассамблея экономического сообщества, ЕврАзЭс, ЦАС, ШОЁС, Договор о коллективной безопасности. Российские военные базы в странах содружества. Факторы сдерживающие дезинтеграционные процессы. Экономические связи стран СНГ и Балтии. Соотношение доли взаимного товарооборота к общему объему экспортно – импортных операций стран СНГ. Структура экспорта и импорта стран. Миграционные процессы населения стран СНГ. Направления миграционных процессов на постсоветском пространстве. Масштабы миграционного обмена. Проблемы, связанные с миграцией населения. Межнациональные конфликты. Модуль 2. Экономико – географическая характеристика Белоруссии, Украины, Молдавии и Прибалтийских государств. 2.1. Белоруссия. Государственное устройство. Белоруссия — унитарное демократическое социальное правовое государство с республиканской формой правления. Особенности географического положения, его изменение во времени. Природные условия и ресурсы: топливные месторождения и их расположение по территории страны, месторождения калийных и каменных солей, строительного сырья. История формирования государственности на территории Белоруссии. Характеристика населения. Структура и территориальная организация хозяйства. Современная социально – экономическая ситуация в стране. ТЭК. Характеристика промышленного комплекса. Характеристика АПК. Характеристика транспорта и внешнеэкономических связей Белоруссии. Внутренние различия. Основные направления развития страны. Украина. Государственное устройство. Украина — суверенное демократическое социальное правовое государство с республиканской формой правления. Особенности географического положения, его изменение во времени. Природные условия и ресурсы: топливные месторождения и их расположение по территории страны, преобладание твердых видов топлива, месторождения урановых руд, гидроэнергетические ресурсы, месторождения железной руды, легирующие металлы, нерудные полезные ископаемые. История формирования государственности на территории Украины. Характеристика населения. Структура и территориальная организация хозяйства. Современная социально – экономическая ситуация в стране. ТЭК. Характеристика промышленного комплекса. Характеристика АПК. Характеристика транспорта и внешнеэкономических связей Украины. Внутренние различия. Основные направления развития страны. 2.2. Молдавия. Государственное устройство. Молдавия — парламентская республика. Особенности географического положения, его изменение во времени. Природные условия и ресурсы: благоприятные климатические условия, бедность минеральных ресурсов. История формирования государственности на территории Молдавии. Характеристика населения. Структура и территориальная организация хозяйства. Современная социально – экономическая ситуация в стране. Характеристика АПК. Характеристика промышленного комплекса. Характеристика транспорта и внешнеэкономических связей Молдавии. Внутренние различия. Основные направления развития страны. 2.3.Прибалтийские республики История развития взаимоотношений стран Балтии и России. Экономико – географическое положение стран как транзитных путей из России в Европу. Природно – климатические условия. Бедность ресурсного потенциала стран. Преимущественное развитие отраслей обрабатывающей промышленности. Экономико – географическая характеристика Эстонии, Латвии, Литвы. Модуль 3. Экономико – географическая характеристика республик Закавказья, Казахстана и Средней Азии
Казахстан. Экономико-географическое положение. Природные условия и ресурсы. Национальный состав населения, особенности его размещения. Отрасли хозяйственной специализации. Крупные ТПК и промышленные узлы. Специализация и размещение сельского хозяйства. Экологические проблемы Казахстана. Республики Средней Азии. Особенности экономико-географического положения. Природные условия и ресурсы. Население, его размещение, национальный состав. Динамика численности населения. Общие черты хозяйственной специализации. Крупнейшие ТПК. Проблемы освоения пустынных территорий. Древние города. Рекреационные ресурсы. Экономико-географическая характеристика Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Киргизстана 6. Содержание семинарских занятий Занятие 1. Тема: «Геополитическая история России – СССР – стран Ближнего зарубежья». Цель: Закрепить знания об изменении статуса бывших союзных республик. Рассмотреть историю формирования СНГ. Оборудование: Политико-административная карта. Вопросы для подготовки:
Занятие 2. Тема: «Региональные организации. Экономические связи и миграции населения стран Ближнего Зарубежья». Цель: Закрепить знания о межгосударственном сотрудничестве СНГ. Рассмотреть географию миграционных процессов. Оборудование: Политико-административная карта. Вопросы для подготовки:
Занятие 3. Тема: «Экономико – географическая характеристика Белоруссии и Украины». Цель: Закрепить знания о государствах по плану характеристики. Оборудование: политико – административная карта России, карты стран - административная, физическая и экономическая. Вопросы для подготовки:
Занятие 4. Тема: «Экономико – географическая характеристика Молдавии». Цель: Закрепить знания о государстве по плану характеристики. Оборудование: политико – административная карта России, карты Молдавии - административная, физическая и экономическая. Вопросы для подготовки: 1.Официальное название государства, государственное устройство. 2. Оценка экономико – географического положения. 3. Природные условия: климат, водные ресурсы, почвы, растительность, особо охраняемые природные территории, экологическая ситуация в пределах страны. 4. Характеристика природных ресурсов. 5. Характеристика населения. 6. Структура и территориальная организация хозяйства 7. Характеристика отраслей специализации 8. АПК страны 9. Характеристика транспорта и внешнеэкономических связей. 10. Внутренние различия. 11. Перспективы развития государства. Занятие 5. Тема: «Экономико – географическая характеристика Прибалтийских республик». Цель: Закрепить знания о государствах по плану характеристики. Оборудование: политико – административная карта России, карты Эстонии, Латвии, Литвы - административная, физическая и экономическая. Вопросы для подготовки: 1.Официальное название государства, государственное устройство. 2. Оценка экономико – географического положения. 3. Природные условия: климат, водные ресурсы, почвы, растительность, особо охраняемые природные территории, экологическая ситуация в пределах страны. 4. Характеристика природных ресурсов. 5. Характеристика населения. 6. Структура и территориальная организация хозяйства 7. Характеристика отраслей специализации 8. АПК страны 9. Характеристика транспорта и внешнеэкономических связей. 10. Внутренние различия. 11. Перспективы развития государства. Занятие 6. Тема: «Экономико – географическая характеристика Республик Закавказья». Цель: Закрепить знания о государствах по плану характеристики. Оборудование: политико – административная карта России, карты Грузии, Армении, Азербайджана - административная, физическая и экономическая. Вопросы для подготовки: 1.Официальное название государства, государственное устройство. 2. Оценка экономико – географического положения. 3. Природные условия: климат, водные ресурсы, почвы, растительность, особо охраняемые природные территории, экологическая ситуация в пределах страны. 4. Характеристика природных ресурсов. 5. Характеристика населения. 6. Структура и территориальная организация хозяйства 7. Характеристика отраслей специализации 8. АПК страны 9. Характеристика транспорта и внешнеэкономических связей. 10. Внутренние различия. 11. Перспективы развития государства. Занятие 7. Тема: «Экономико – географическая характеристика Казахстана и Средней Азии». Цель: Закрепить знания о государствах по плану характеристики. Оборудование: политико – административная карта России, карты Казахстана, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии - административная, физическая и экономическая. Вопросы для подготовки: 1.Официальное название государства, государственное устройство. 2. Оценка экономико – географического положения. 3. Природные условия: климат, водные ресурсы, почвы, растительность, особо охраняемые природные территории, экологическая ситуация в пределах страны. 4. Характеристика природных ресурсов. 5. Характеристика населения. 6. Структура и территориальная организация хозяйства 7. Характеристика отраслей специализации 8. АПК страны 9. Характеристика транспорта и внешнеэкономических связей. 10. Внутренние различия. 11. Перспективы развития государства. |
Рабочая программа Дисциплины культурология 080100. 62 Экономика Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, с учетом рекомендаций ооп впо по направлению подготовки | Рабочая программа дисциплины «философия» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (фгос) впо и... | ||
Рабочая программа дисциплины Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (фгос) впо и... | Рабочая программа дисциплины «профессиональная этика» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (фгос) впо и... | ||
Рабочая программа дисциплины Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (фгос) впо и... | Рабочая программа дисциплины Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (фгос) впо и... | ||
Рабочая программа дисциплины «основы предпринимательской деятельности» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (фгос) впо и... | Рабочая программа дисциплины б. 3 Д. В. 4 Экономика и управление... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (фгос) впо и... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... ... | Протокол №1 от «30» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (фгос) впо и... | ||
Протокол №1 от «30» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (фгос) впо и... | Протокол №1 от «30» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (фгос) впо и... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (фгос) впо и... | Рабочая программа дисциплины логика для студентов направления подготовки... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, с учетом рекомендаций ооп впо по направлению подготовки | ||
Рабочая программа дисциплины «криминалистика» для студентов направления... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, с учетом рекомендаций ооп впо по направлению подготовки | Рабочая программа дисциплины иностранный язык Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Примерной ооп впо по направлению подготовки 080200.... |