В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов





Скачать 82.96 Kb.
НазваниеВ образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов
Дата публикации24.01.2015
Размер82.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ОСВОЕНИИ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Сыктывкарский государственный университет, г. Сыктывкар
Истиховская М.Д. к.ю.н., доцент, ректор СыктГУ

Юранева И.Н. к.б.н., директор института естественных наук СыктГУ
Развитие человеческой цивилизации невозможно без потребления природных ресурсов. Суммарная добыча минеральных ресурсов и топлива составляет миллиарды тонн. При этом производственная деятельность горнопромышленного комплекса оказывает значительное воздействие на окружающую среду: в атмосферу выбрасываются миллионы тонн вредных веществ, в водоемы сбрасывается миллионы кубометров загрязнённых сточных вод, а на поверхности земли складируется огромное количество твёрдых отходов.

 Эффективное и комплексное освоение месторождений полезных ископаемых невозможно без обеспечения экологической безопасности проектируемых, осваиваемых, эксплуатируемых и реконструируемых производственных объектов минерально-сырьевого комплекса.

Для достижения приемлемого уровня экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов необходимо наличие профессионалов, владеющих широким спектром знаний в разных предметных областях, а также обладающих углубленными знаниями закономерностей и законов экологического регулирования природопользования; принципов и методов анализа и прогнозирования процессов природопользования; современных средств и методов автоматизированной системы сбора, хранения и анализа данных мониторинга состояния окружающей среды; принципов организации и управления природоохранной деятельностью в чрезвычайных ситуациях; методов наблюдений и анализа состояния экосистем.

Безусловно, Сыктывкарский государственный университет обладает большими возможностями подготовки широкого спектра специалистов, которые могли бы обеспечить экологическую безопасность производств, занимающихся добычей минеральных и топливно-энергетических ресурсов. Областью профессиональной деятельности специалистов такого рода должна быть экспертиза безопасности, устойчивости и экологичности технологий, технических объектов и проектов; оценка и изучение интегральных эффектов антропогенного, техногенного характера, а также нештатных ситуаций у природопользователей и чрезвычайных ситуаций на окружающую среду; выполнение научных исследований экологического профиля.     

Сегодня в Университете в подготовке специалистов в области экологической безопасности участвуют два учебных подразделения: Институт естественных наук и Институт точных наук и информационных технологий.
Институт естественных наук

Кафедра геологии

Кафедра готовит специалистов-геологов, которые могут участвовать в работе компаний, занимающихся геологической разведкой, разработкой месторождений и добычей полезных ископаемых.

Кафедра экологии

Кафедра осуществляет выпуск специалистов, способных проводить оценку воздействия на окружающую среду со стороны горнодобывающих предприятий и топливно-энергетического комплекса. Выпускники кафедры могут участвовать в экологической экспертизе проектной документации и экологическом аудите действующих предприятий, анализе последствий деятельности предприятий на ландшафтную среду, разработке программ и проведении экологического мониторинга, проведении инженерно-экологических изысканий, подготовке и проверке экологической документации.

Кафедра химии

Кафедра может готовить специалистов, которые участвовали бы в разработке технологий переработки углеводов и минеральных ресурсов, изготовления материалов для различных сфер промышленности из минерального сырья и отходов горно- и нефтедобывающих производств. Второе направление – подготовка высококвалифицированных специалистов в области химического анализа природных сред, владеющих современными методами. Данное направление важно с точки зрения разведки (геохимия), а также оценки последствий в ходе деятельности предприятий (экология). Третье направление – разработка химических технологий переработки отходов и предотвращение загрязнения окружающей среды токсичными соединениями.

Кафедра биологии

Деятельность специалистов-биологов может быть связана с определением последствий деятельности горно-добывающих предприятий на объекты живой природы.

Институт точных наук и информационных технологий

Радиофизика

Выпускники кафедры могут участвовать в разработке радиоэлектронных приборов и устройств, средств мониторинга физических параметров для обеспечения экологической безопасности на горнодобывающих предприятиях.

Математика и компьютерные науки

Деятельность математиков и информатиков может быть посвящена разработке математических моделей для описания процессов добычи минеральных ресурсов, оценке рисков возникновения нештатных ситуаций.

Техносферная безопасность

Специалисты в области техносферной безопасности активно участвуют в разработке инженерных технологий защиты природной среды в аварийных ситуациях.

Информационная безопасность

Создание систем, обеспечивающих информационную безопасность на горнодобывающих предприятиях – одно из перспективных направлений работы выпускников по информационной безопасности.
Кроме вышеперечисленных направлений подготовки для расширения спектра специалистов в области экологической безопасности в 2013 году осуществлена подготовка необходимой документации и получены лицензии на реализацию новых образовательных программ.
Геодезия и дистанционное зондирование

Сбор первичной информации о геоморфологии на территориях месторождений полезных ископаемых, геофизических особенностей месторождений, работа с системами глобального позиционирования, дистанционный мониторинг разрабатываемых месторождений.

Картография и геоинформатика

Работа с картографической информацией и геоинформационными системами. Создание баз данных. Интеграция и анализ географической информации. Помощь в развитии земельного кадастра и кадастра месторождений полезных ископаемых.

Биотехнология

Разработка микробиологических технологий переработки и обезвреживания отходов горнодобывающих производств, рекультивация нарушенных земель.

Лечебное дело

Оценка состояния здоровья работников минерально-сырьевой отрасли и населения, проживающего на территории близ горно-рудных производств; охрана здоровья населения.
Для подготовки высококвалифицированных специалистов в области экологической безопасности разработаны и реализуются в настоящее время магистерские программы по естественным направлениям: «Экологическая безопасность и химия окружающей среды», «Здоровье человека и охрана окружающей среды» (направление «Экология и природопользование»), «Химия биологических систем» (направление «Химия»), «Функционирование биологических систем» (направление «Биология»).
Для формирования системных и междисциплинарных знаний по всем направлениям подготовки специалистов в области экологической безопасности в учебный процесс широко внедрены современные IT-технологии, в том числе ГИС.

Геоинформационные системы (ГИС) рассматриваются в качестве эффективного инструмента анализа различных типов данных при исследовании особенностей развития регионов и выработки комплексных решений. В настоящее время ГИС занимают одно из ведущих мест среди различных информационных технологий в сфере управления, планирования и хозяйствования. Геоинформационные технологии, предлагая новые эффективные подходы к анализу и решению территориальных проблем, продолжают завоевывать все большую популярность и официальное признание в нашей стране, а цифровая пространственная информация начинает играть все более важную роль в задачах социально-экономического, политического и экологического развития и управления природным, производственным и трудовым потенциалом в национальных интересах.

ГИС позволяют проводить сбор, хранение, анализ и картирование любых данных об объектах и явлениях на основе их пространственного положения. Эта современная компьютерная технология обеспечивает интеграцию баз данных и операций над ними, таких как их запрос и статистический анализ, с мощными средствами представления данных, результатов запросов, выборок и аналитических расчетов в наглядной легко читаемой картографической форме.

Зарубежный и отечественный опыт эксплуатации различных ГИС свидетельствует о том, что необходимость анализа географического расположения явлений и объектов, их количественных и качественных характеристик при помощи карты возникает у представителей различных отраслей народного хозяйства.

Средства, предоставляемые геоинформационными технологиями, позволяют использовать новые эффективные подходы к решению широкого спектра задач и в сфере экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов. Необходимость использования ГИС в решении различного рода задач вызывает нарастающий спрос на качественные, надежные и удобные ГИС и, соответственно, на специалистов в области геоинформационных технологий различного уровня – как разработчиков программного обеспечения, так и высококвалифицированных пользователей.

Знания в области ГИС-технологий студенты Университета получают на учебных занятиях в рамках учебной дисциплины «Геоинформационные системы», практических занятиях отдельных спецдисциплин, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, на секционных заседаниях научно-практических конференций и круглых столах, посвященных применению ГИС в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды. В дальнейшем для повышения эффективности подготовки специалистов в области ГИС-технологий и систематизации работы в этом направлении планируется открытие в Университете современной ГИС-лаборатории.

Таким образом, применение ГИС-технологий в Российской системе образования позволяет на новом уровне целостно воспринимать полученные знания, систематизировать и использовать их в практической деятельности.

Обучение специалистов в области экологической безопасности по направлениям подготовки, реализуемых в Сыктывкарском государственном университете, направлено на формирование умений и навыков: управления природопользованием в экологических службах ведомств, муниципалитетов и предприятий, в проектных организациях; проведения экологических экспертиз международных, отраслевых, региональных проектов в области природопользования; разработки рекомендаций по сохранению и рациональному использованию природно-ресурсного потенциала территории; проведения экологических экспертиз регионов и аттестации объектов и регионов по защите в чрезвычайных ситуациях, инспекции и аудиторских проверок промышленных предприятий, других объектов экономики и их комплексов на соответствие требованиям безопасности и охраны окружающей среды. Кроме того, необходимы навыки использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умение создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет, владение ГИС технологиями; умение работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач.

Сыктывкарский государственный университет для подготовки широкого спектра специалистов в области экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов предпринимает активную деятельность в разных направлениях, открывает новые образовательные программы бакалавриата и магистратуры, внедряет современные педагогические и информационные технологии, модернизирует материально-техническую базу и т.п. Безусловно, все эти меры необходимы, но не достаточны.

Руководство Университета приглашает к взаимовыгодному сотрудничеству руководителей предприятий Минерально-сырьевого комплекса Республики Коми для организации целевой подготовки необходимых специалистов в сфере экобезопасности. Это – участие работодателей в определении необходимых профессиональных компетенций выпускников, формирование учебных планов по реализуемым направлениям подготовки бакалавров и магистров, заключение договоров по проведению на базе предприятий производственных и научных практик, участие в трудоустройстве выпускников, организация курсов повышения квалификации сотрудников, создание отраслевых кафедр предприятий и лабораторий на базе Университета, Малых инновационных предприятий.

Сыктывкарский государственный университет – это ведущий научно-инновационный и образовательный центр Европейского Севера России подготовки специалистов в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов iconО мерах по обеспечению экологической безопасности в г. Набережные...
В целях обеспечения экологической безопасности деятельность Прикамского ту в 2010 году и в 1 квартале 2011 года осуществлялась в...
В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов iconРабочая программа учебной дисциплины
Цель изучения дисциплины: обучение студентов основам экологической безопасности при использовании природных ресурсов в условиях Арктики...
В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов iconЗадачи и актуальные направления развития нефтегазовой отрасли Туркменистана,...
Тагиев Т. Министр нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана
В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов iconОсновные виды природных ресурсов. Минеральные ресурсы, их размещение,...

В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов iconПеречень электронных информационно-образовательных ресурсов, используемых...

В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов iconНоменклатура цифровых образовательных ресурсов локального доступа,...

В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов iconНоменклатура цифровых образовательных ресурсов локального доступа,...

В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов iconДоклад об экологической ситуации на территории
Государственная политика в области экологического развития на территории Республики Калмыкия, разработка региональной экологической...
В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов iconЭмоциональное и рациональное в образовательном процессе начальной школы
Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить...
В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов iconРеферат Минеральная вода
Минеральные воды содержат комплекс необходимых человеку минеральных веществ, кроме того, различный целебный состав помогает человеку...
В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов iconЗаконодательные и нормативные акты
Перечень основных электронных образовательных ресурсов, рекомендуемых для использования в образовательном процессе лицея №1
В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов iconНоменклатура цифровых образовательных ресурсов локального доступа,...

В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов icon«Использование элементов музейной педагогики в образовательном процессе доу»
«организация работы по формированию экологической культуры,здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников в образовательных...
В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов iconНоменклатура цифровых образовательных ресурсов локального доступа,...
Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта
В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перечень электронных информационных ресурсов, используемых в образовательном процессе
В образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск