Скачать 102.42 Kb.
|
МАТЕРИАЛЫ МБДОУ «Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА» НОМИНАЦИЯ: Организация туристско-краеведческой работы как компонент школьного уклада жизни. Тема «Использование элементов музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ» 2013 г Cоздание мини-музея в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Поэтому для того, чтобы дать детям более конкретные знания об истории, культуре и быте русского человека, в детском саду с этнокультурным компонентом образования создан свой музей русского быта «Горенка», в котором усилиями сотрудников и родителей собраны подлинные экспонаты русской избы. Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены веревочкой. Здесь не только можно, но и нужно все трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать. Необходимо отметить, что экспонаты таких музеев должны быть только подлинными. Сундуки, ступы, прялки, чугунки, ухваты, самовары, угольный утюг, тканые дорожки, вышитые занавески – все привезено из разных деревень, разных губерний. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дошкольник чувствует принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далеких предков, донесут до сознания ребенка представление о жизни в далеком прошлом. В нашем этнографическом мини-музее проходят занятия по этнографии, которые проводит педагог дополнительного образования. На них дети знакомятся с предметами русского быта непосредственно через собственный опыт, через деятельность и действия с этими вещами. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких, как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и др. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. И никогда бутафорские предметы не донесут этого смысла, не доставят такого восторга детям, не постигнут, они и значения старины, которое так важно понять, знакомясь с русской сказкой. В мини-музее она «оживает»: это удивительное волшебное представление, знакомящее дошкольников с преданиями старины глубокой, так как используются в обыгрывании сказки не только подлинные предметы русского быта, но и подлинные костюмы, так же добытые из сундуков прапрабабушек. Поэтому следующей раздел нашего музея – «русский костюм», хранящий в себе мудрость, трудолюбие, широту русской души, а также удивительные секреты узоров вышивки. Знакомясь с русским костюмом, дети узнают о символах, оберегах, использовавшихся при постройке и убранстве избы, изготовлении домашней утвари. Одна из форм нашей работы с детьми направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям семьи, к разнообразию семейных отношений. В своей работе мы стараемся приобщить детей к чарующему миру куклы, дать возможность ребенку попробовать изготовить игрушку своими руками. Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети. Конечно, основное назначение кукол это игра. Но с педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться как: средство для изучения традиционного семейного уклада, средство для изучения народного костюма, средство для изучения годового цикла народных праздников. Она является средством воспитания, способствует развитию творческой личности в процессе ее теоретического и практического изучения на занятиях народного творчества: керамики, народной живописи, фольклора, устного народного творчества. Самый любимый раздел музея – народная кукла. У русского народа существовали традиции поделок народных обрядовых кукол почти на каждый день или праздник. При этом изготавливались они разными способами: куклы-скатки, куклы-скрутки, куклы- столбушки, куклы-кисточки из травы, куклы-подушечки (набивные), куклы-болвашки (из полена), куклы-пеленашки и т. д. Все эти куклы в качестве образцов изготовлены руками сотрудников и представлены в мини-музее народной игрушки. На занятиях по народной кукле дети узнали, что народные куклы делятся на три большие группы: обрядовые, куклы – обереги, игровые. Научились подразделять кукол на группы. Узнали историю создания кукол и для чего они людям служили. Научились изготавливать кукол своими руками. Например, на праздник последнего снопа дети сами изготавливают кукол-стригуш из соломы, которые умеют «танцевать»: когда ребята стучат кулачками по столу, кукла начинает двигаться и кружиться, приводя их в неописуемый восторг. Сами дети на занятиях по рукоделию изготавливают кукол из ниток – «веснянок, мартенечек» или «льнянушек», кукол-крестушек, кукол-скруток из тряпок, куклу-масленицу из травы, на Рождество – кукол-ангелов, на Новогодье – кукол-зернушек, кукол-пеленашек, изготовление кукол сопровождается русскими народными песнями. Изготавливая своими руками куколки-обереги, ребята вкладывают в них все тепло своей чистой души и загадывают, чтобы было у всех здоровье и в каждом доме царили мир и счастье. Совместно с родителями сшили детям – «русские костюмы», которые хранят в себе мудрость, трудолюбие, широту русской души, а также удивительные секреты узоров вышивки. Знакомясь с русским костюмом, дети узнают о символах, оберегах. Коллектив нашего детского сада поддерживает тесную связь с Купинским центром по воспитанию детей на народных традициях. Кроме выставочных залов музея, в этот оазис народной культуры вошли крестьянское подворье и мастерские народных ремёсел. Всего в Центре действуют более двадцати творческих объединений, в которых сельские дошкольники и школьники на деле познают народное искусство. Работа в нашем музее поможет зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его искусству, культуре, природе России в разное историческое время, поможет нам, взрослым, воспитать патриотов. Соприкосновение с прекрасным оставит в душах воспитанников неизгладимые впечатления, помогут в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Мы надеемся, что наши дети никогда не будут «Иванами, не помнящими родства». Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, а также без народного костюма, который раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрируя его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и явления частью его истории. Организуя работу с детьми, мы стараемся акцентировать внимание детей на народном костюме. Жизненные наблюдения показывают, что очень многие слои населения перенимают образ жизни и наряды у народов Западной Европы. Но русский народ имеет свою достойную культуру и традиции, которые ни в чем не уступают Западу, а даже наоборот. Считаем необходимым возродить культуру России. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. В своей работе с детьми стараемся применять различные формы и методы: - по ознакомлению с народным творчеством, с разнообразием народного искусства, элементами орнамента русского народного костюма; Дети очень любят раскрашивать русские народные костюмы. Рассказываю детям о традиционных русских ремеслах, о труде народных умельцев, показываю предметы русского народного творчества. В своих рассказах употребляю пословицы, поговорки о труде, вспоминаем сказки, воспитывающие уважение к труду. -познавательно – речевые: рассматривание иллюстраций и картинок. Мы всегда обращаем внимание детей на одежду сказочных героев: во что одеты сказочные феи, короли и королевы, Иван - царевич и Царевна – лягушка, бояре и барыни; - как выглядят наши предки; - беседую с детьми об одежде в России в разные времена, об одежде разных слоев населения, об одежде русской деревни, об обуви, украшениях, головных уборов; Рассматривая рисунки, дети выполняют задание, отмечают то общее, что сближает нас с дальними предками русского народа. Пополняю словарный запас детей старинными, редко встречающимися в современной жизни словами, например: гости – гостья; катанки – валенки; кожух – тулуп. На занятиях дети узнали, где люди Древней Руси брали одежду, из какой ткани ее шили, чем украшали, как окрашивали ткань, кто красил ткань. Познакомились с костюмом маленьких детей, с костюмом девушки, с костюмом женщины, с мужским костюмом, дети узнали их отличие. Познакомились с головными уборами, узнали, какие головные уборы носили девушки до замужества, какие после замужества, какую обувь носили наши предки, из чего плели лапти, как долго можно было их носить. Дети узнали, что в орнаменте каждый знак имеет определенный смысл, учились украшать одежду Древней Руси. Посетили открытый музейный урок о русском народном костюме. Дети с удовольствием играют в уголке «Ряженья» где доступны сарафаны, какошники, рубахи-косоворотки. Из сюжетно-ролевых игр в «Путешествие в деревню к бабушке». Формируется представления об облике русской избы, русского костюма. Пополняется словарный запас у детей, такими словами как: какошник, венец, телогрея, сарафан. Поддерживаем интерес детей к играм- драматизациям, к играм в кукольном театре, поощряя рассказывание по картинке. Чтобы знакомить детей с русским народным театром, в специально отведенный для этого «театральный уголок », мы собрали все необходимое для драматизации русских народных сказок и кукольного театра: имеются сарафаны, платки, рубахи, фартуки; сказочные герои (волк, заяц, лиса, медведь) одеты в русские народные костюмы. Детям доставляет радость изображать персонажей сказок, «сидеть за прялкой», выбирать «жениха» или «невесту». Самим придумывать сказки и обыгрывать их. Через дидактические игры: «Украшаем какошник», «Составь мужской и женский костюм» показываю детям красоту русского народного костюма. Проведение народных праздников, на которых проявляются все формы и виды культуры, начиная от принятых форм поведения и кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен и танцев; «Осенины», встречали и провожали Масленницу, зазывали весну, закликали птиц, «Веснянка». Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Дети любят играть в русские народные игры. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, приучают к сообразительности, вниманию. В русские народные игры мы с детьми играем на улице, в группе, на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре. Так, например, детям нравятся такие подвижные игры как «Змейка», «Гуси лебеди», «Ручеек», «Жмурки», «Салки», «У медведя во бору». Разучиваем прибаутки, считалки, скороговорки – всё это делает процесс игры более интересным и содержательным. Детей подводим к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Рассказываю о назначении кухонной утвари. Дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты – тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол». При проведение праздников, народных плясок, хороводов, пение частушек, игр на музыкальных инструментах стараемся одеть детей в народные костюмы. Родителям нравится, когда их дети надевают русский народный костюм. Проводим с детьми дидактические игры: «Одень куклу в русский народный костюм», «Дорисуй узор», «Элементы орнаментов русского народного костюма». Немаловажное значение в достижении цели по приобщению детей к истокам русской народной культуре на основе изучения русского народного костюма. Мы при работе с родителями, используем различные формы: анкетирование, индивидуальные и групповые беседы – консультации, видео съемки занятий, фольклорные мастер – классы. Совместно с родителями сшили детям – «русские костюмы», которые хранят в себе мудрость, трудолюбие, широту русской души, а также удивительные секреты узоров вышивки. Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Конспекты НОД, развлечений , праздников и досугов по музейной педагогике в ДОУ. Материалы по работе с родителями . Развивающие игры : «Школа пешехода», «Знаки на дорогах»,»Дети и дорога», «Светофор», «Внимание, дорога!», «Дорожные знаки», «Учим дорожные знаки» Фотоколлаж. Народные куклы, сделанные своими руками. . Демонстрационный макет перекрестка. . Демонстрационный макет микрорайона используется для работы с детьми подготовительных групп. . Памятки, буклеты, листовки для родителей по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. Слайд презентации: «Опыт работы ДОУ по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма». |
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доу Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых... | Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном... | ||
1 слайд. Формирование профессиональной компетентности педагогов посредством музейной педагогики Родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Главной целью педагогической системы является создание условий для всестороннего... | Реферат Использование информационно-коммуникационных технологий в... Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы | ||
Отчет о проделанной работе Совершенствовать систему работы доу по внедрению и развитию инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе и... | Программа «Музыка» (начальная школа) Совершенствовать систему работы доу по внедрению и развитию инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе и... | ||
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе Совершенствовать систему работы доу по внедрению и развитию инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе и... | Управление образования Лениногорского муниципального района Совершенствовать систему работы доу по внедрению и развитию инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе и... | ||
Тема урока: Можем ли мы услышать живопись? Совершенствовать систему работы доу по внедрению и развитию инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе и... | Русские народные музыкальные инструменты цели урока Совершенствовать систему работы доу по внедрению и развитию инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе и... | ||
Урок Автор: Коханова Ольга Анатольевна, учитель музыки Совершенствовать систему работы доу по внедрению и развитию инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе и... | Использование информационных технологий в образовательном процессе... | ||
Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы Совершенствовать систему работы доу по внедрению и развитию инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе и... | Методические рекомендации по практическому использованию г. Устюжна Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе | ||
4 Достижения обучающихся в олимпиадах и конкурсах Использование современных образовательных и информационных технологий в образовательном процессе | Учителя истории и обществознания Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик |