Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ
Баяндина Елена Васильевна,
воспитатель
МДОУ «Песьянковский д/с «Солнышко»
Пермский край Человек образованный — тот,
кто знает, где найти то,
чего он не знает» Георг Зиммель Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в жизнь детских садов. Дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, не может оставаться в стороне от позитивных изменений в сфере образования.
Целью своей работы по повышению эффективности образовательного процесса, качества усвоения детьми программного материала Образовательной программы мы считаем активное внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий.
Для достижения этой цели мы поставили для себя следующие задачи:
систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
создание банка мультимедийных презентаций для дошкольников, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в образовательной работе.
Основными направлениями использования ИКТ в нашей работе являются:
• использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации;
• ИКТ как средство интерактивного обучения дошкольников, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний;
• ИКТ для работы с родителями;
•ИКТ для оптимизации организации педагогического процесса: осуществление планирования, контроля, мониторинга.
Формы использования ИКТ:
• подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек;
•подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (использование мультимедийных энциклопедий);
• оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностика развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов;
• создание и использование презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательной работы с детьми и повышения педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний и других мероприятий с родителями;
• использование Интернета для повышения своей профессиональной квалификации: обмена педагогическим опытом, знакомства с периодикой, наработками других педагогов; многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, мы создали медиатеку статей по различным направлениям образовательной работы;
• оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;
• создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы (особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни, им необходимо быть в курсе жизни детского сада, образовательной деятельности группы).
Остановимся подробнее на использовании ИКТ в образовательной работе с детьми.
Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.
Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую мы используем в своей работе, – проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
На данный момент нами разработана и апробируется технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса. Мы применяем в своей практике мультимедийные презентации в различных образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», Художественное творчество», «Социализация», «Художественная литература», «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье». Продуктом нашей работы является «Банк мультимедийных презентаций».
В нашей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, которые можно классифицировать по темам: «Игровая математика», «Путешествие по сказкам», «Развитие речи дошкольников», «Правила дорожного движения», «Уроки Айболита», «Культура поведения» и другие.
Использование мультимедийных презентаций:
способствует повышению мотивации к обучению, которая возрастает за счет применения разнообразных мультимедийных эффектов;
обеспечивает наглядность, которая способствует лучшему запоминанию и усвоению материала, так как задействованы все каналы восприятия (зрительный, механический, слуховой, эмоциональный), что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
имеет возможность моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);
повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное за счет использования новых приемов объяснения и закрепления материала.
Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности, которую мы используем, – это электронные дидактические игры и упражнения для закрепления изученного материала, проведения диагностических заданий.
При использовании ИКТ в работе с детьми учитываем многие факторы.
1. Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Отдаем предпочтение небольшим по объему играм либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.
2. Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка. Обязательно включаем в НОД с использованием ИКТ игры, направленных на профилактику нарушения зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
3.Для проведения НОД с использованием мультимедийных презентаций используем мультимедийный проектор. Согласно санитарным нормам расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети, - 2 - 2, 5 метра.
При проведении образовательной деятельности с использованием компьютерных технологий помним, что каким бы положительным, огромным потенциалом они не обладали, но заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.
Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Мы проводим с родителями различные мероприятия: «Ярмарка родительских идей», «Парад семейных коллекций», результатами которых являются сбор и оформление коллекций фотографий, видеоматериалов, снятых родителями во время прогулок, путешествий с детьми, для дальнейшей переработки и создания электронных презентаций, слайдов.
Практика работы показывает, что при условии активного использования ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по усвоению детьми программного материала по всем образовательным областям повышается. Об этом свидетельствуют сравнительные данные мониторинга развития детей до активного использования ИКТ и спустя год с использованием ИКТ.
Результаты достижения планируемых итоговых результатов освоения Образовательной программы детьми группы «Звездочка»
2011-2012 учебный год
Высокий уровень
| Средний уровень
| Низкий уровень
| Начало года
| Конец года
| Начало года
| Конец года
| Начало года
| Конец года
| 32%
| 46%
| 40%
| 51%
| 22%
| 9%
|
Результаты достижения планируемых итоговых результатов освоения Образовательной программы детьми группы «Звездочка»
2012-2013 учебный год
Высокий уровень
| Средний уровень
| Низкий уровень
| Начало года
| Конец года
| Начало года
| Конец года
| Начало года
| Конец года
| 30%
| 47%
| 43%
| 48%
| 27%
| 5%
| Из приведенных данных видно, что проведение образовательной деятельности с детьми с активным использованием мультимедийных компьютерных технологий, дает положительную динамику в развитии детей.
Положительными результатами использования ИКТ в образовательной деятельности с детьми являются:
повышение эффективности использования времени на проведение НОД с детьми;
увеличение познавательной активности дошкольников во время проведения НОД и, как следствие, увеличение объема усвоения программного материала;
рост положительной мотивации к процессу обучения за счет комфортных психологических условий работы с детьми;
изменение характера труда педагога, усиление творческой составляющей его деятельности;
создание банка мультимедийных презентаций по различным образовательным областям, дидактических компьютерных материалов с различными игровыми заданиями и упражнениями
На вопрос «Нужен ли компьютер в детском саду?», мы с полной ответственностью отвечаем: « Да. Он просто необходим!» |