Муниципальное образовательное учреждение
«Информационно-диагностический (методический) центр»
Васина О.С.
Применение информационно-коммуникационных технологий
в учебном процессе школы
Рязань
2008 УДК 004.9
ББК 32.97
ISBN 978-5-903143-14-6
Васина О.С. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/ Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический (методический) центр» - Рязань 2008г. – 49 с.
Сборник включает в себя материалы о методике применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы, о проектировании различных типов уроков с использованием современных информационных средств: образовательных электронных ресурсов, презентаций, средств сети Интернет. В пособии приводятся различные подходы к организации уроков, методы обучения, анализ и критерии оценки уроков с использованием ИКТ. Рассмотрены вопросы оценки качества образовательных электронных ресурсов, презентаций, ресурсов сети Интернет. Адресован заместителям директоров, руководителям школьных методических объединений, учителям-предметникам, работающим по проблеме применения средств ИКТ в своей деятельности.
ISBN 978-5-903143-14-6
Рецензент: А.В. Миловзоров, проректор по научно-методической работе Рязанского института развития образования, к.т.н., доцент.
УДК 004.9
ББК 32.97
Васина О.С.
ИД(М)Ц
2008
Понятийный аппарат 5
Примерная карта единого информационного пространства школы 7
Образовательные электронные ресурсы 9
Классификация ОЭИ 9
Характеристика ОЭР 11
Требования к ОЭР, применяемых на отдельных видах занятий 12
Экспертиза ОЭР 12
Электронные учебные издания, одобренные Федеральным экспертным советом и рекомендованные к присвоению грифа Министерства образования РФ «Допущено в качестве учебного пособия» (2002-2004гг.) 12
План характеристики ОЭР 14
Анализ диска «Шедевры архитектуры» 16
Презентация для урока. Эффективность презентации 20
Проектирование презентации 20
Примерные критерии оценки презентации 22
Эффективность применения презентации на уроке 23
Анализ эффективности использования презентации на уроке 23
Проектирование урока с использованием ИКТ 26
Подходы к организации компьютерного урока 27
Применение ИКТ на различных этапах урока 28
Проектирование компьютерного урока 28
Методы обучения и формы представления информации 29
Этапы проектирования урока (классификация по виду деятельности) 29
Технологическая карта урока с использованием ИКТ 31
Примерная схема уроков с использованием ИКТ 32
Традиционный тип урока с использованием ИКТ 33
Комбинированный тип урока с участием учителя-тьютора 34
Самостоятельная работа учащихся с электронными и информационными ресурсами 35
Анализ и критерии оценки уроков с использованием ИКТ 36
Примерный план анализа учебного занятия с использованием ИКТ 36
Оценка урока 38
Применение средств Интернет на уроках 39
Примеры использования Интернета в учебных целях 39
Применение Интернета при подготовке к урокам и занятиям 42
Схема уроков с использованием Интернета 43
Конспект урока МХК «Первые художники Земли» 43
Календарно-тематическое планирование курса с использованием средств ИКТ 49
Литература 50
Понятийный аппарат
Разберем понятийный аппарат, который будет использоваться в пособии.
Информационные технологии – совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).
Компьютерные технологии обучения – совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного ПО. Под средствами мультимедиа обычно понимают графику, гипертекст, звук, анимацию, видео. Мультимедиа широко используется в рекламном бизнесе, компьютерных играх.
Программное обеспечение – совокупность программ, хранящихся на данном компьютере. Оно делится на системное и прикладное.
Прикладное ПО – программы, с помощью которых пользователь непосредственно решает свои информационные задачи. Это текстовые, графические редакторы, табличные процессоры, СУБД, коммуникационные программы.
Мультимедийные программы – программы, в которых объединена графическая, звуковая и видеоинформация.
Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практической разработки и использования современных ИТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Информатизация средней общеобразовательной школы - явление неизбежное, вызванное глобальными процессами информатизации общества. Сегодня в России оно наталкивается на труднопреодолимые препятствия, осуществляется в неблагоприятных условиях, развивается стихийно и противоречиво. В различных областях страны в середине 90-х годов начали разрабатывать проблему информатизации. Именно тогда начинались широкие кампании по поставкам компьютерной техники в образовательные учреждения, разрабатывались учебники и пособия для учителей информатики, составлялись программы интегрированных курсов. Опыт работы накоплен в Якутии, Пермской, Новосибирской областях. Информатизация средней школы состоит из нескольких уровней: информатизация управления (администрации), информатизация деятельности учителя-предметника, информатизация деятельности учителя информатики. Рассмотрим основные составляющие единого информационного пространства школы:
Физическая, или «неэлектронная». Это кабинеты информатики, предметные и специальные кабинеты и т.п.
Информационная, или электронная. Аппаратное и программное обеспечение, содержательное наполнение, методическое сопровождение.
Психологическая. Учитывает специфику отношений участников учебно-воспитательного процесса, стремление участников к изменениям и применению ИКТ в их деятельности
Интеллектуальная. Учитывает общий профессиональный уровень педагогического коллектива, желание совершенствоваться.
Приведем примеры кабинетов и структурных подразделений, которые могут входить в состав единого образовательного пространства школы:
Центр информационных технологий (медиацентр)
Класс, лаборатория информационных технологий
Предметные классы, оснащенные компьютерами
Сетевой центр (серверная)
Компьютерная сеть, школьный сайт
Телевизионная сеть
Система «Открытый урок»
Школьный радиоузел и школьная радиосеть
Видеостудия
Фотостудия
Переносное рабочее место
Рабочее место для получения информации из Интернет
Рабочие места для работы с текстами, с аудиоинформацией
Лингафонный кабинет
Студия мультипликации
Физическая и математическая лаборатории
Рабочее место для проведения мультимедиа выступлений
Издательский комплекс
Информационный телевизор
Электронная доска объявлений
Рабочее место администратора
Рабочее место учителя
Рабочее место секретаря
Рабочее место бухгалтера
Оценить и выявить направления развития информационного пространства школы можно заполнив примерную карту единого информационного пространства школы (см. ниже).
|