Скачать 56.71 Kb.
|
Тихонова Ирина Анатольевна, учитель географии ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ», г.Няндома ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ VIII ВИДА В статье раскрывается необходимость использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида Ключевые слова: процесс информатизации, компьютерные технологии, информационно-коммуникативные технологии, мультимедиа Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедий и заканчивая газетами и журналами. Новое время ставит перед школой новые задачи. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования, т.е. внедрение средств информационных технологий в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения. Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья информационно-коммуникационные технологии - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. При использовании компьютера на уроках географии можно: 1. организовать процесс обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей. 2. технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения. 3. расширить возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократности повторений, выполнения действий по образцу, коррекции психологических функций. Обучающиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывающих особенности их психического развития. Наиболее эффективным методом обучения является применение на уроках разнообразных наглядных пособий, которые являются средством создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, однако лишь с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной темой и общими принципами дизайна. Для работы на уроках географии необходимо создавать презентации, которые реализуют принцип наглядности на уроке. При словесном описании на уроках географии, в подавляющем числе случаев, обучающиеся с нарушением интеллекта не имеют возможности опереться на непосредственные наблюдения за предметами описания или повествования. Использование информационно-коммуникационных технологий облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. Преобладают три основных способа (или подхода) преподнесения информации:
При разработке презентаций существуют определенные правила, которые необходимо помнить олигофренопедагогам, составляющим презентацию, одно из них- наличие титульного листа. На нем должно размещаться: направление презентации, предмет, заглавие темы и т. д. Тема, если она короткого содержания и, направление, должны постоянно находиться на следующих слайдах. Ведь мы пишем тему на доске, и ученик её видит весь урок. Эта же цель преследуется и при построении слайдов. При разработке презентации почти все учителя забывают о диафильмах, которые в прошлые времена, помогали сделать урок более наглядным. Сейчас применять диафильмы при разработке презентаций либо подготовки к уроку можно с таковым же успехом, как и ранее. Большим успехом у учеников с ограниченными возможностями здоровья пользуются программы «Школа Кирилла и Мефодия». Формы проведения мультимедийных уроков зависят от набора используемых медиасредств. Почти все такие уроки и пробуют назвать мультимедийными. Однако это термин не научный, а больше разговорный. При использовании презентаций, созданных учителем геоеграфии в программе Power Point тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность обучающимся в течение рассказа учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами. Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют помочь обучающимся ощутить реальность происходившего, это существенно влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению. Такие уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью. Анализ научно-методической литературы, опыт передовых школ показывают, что резервы школьного урока географии далеко не исчерпаны. Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Таким образом, можно сделать вывод, что на уроке компьютер выполняет несколько ролей:
Систематическое использование компьютера на уроке приводит к повышению производительности труда учителя и обучающихся на уроке, изменению отношения детей к компьютеру - учащиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы, максимальному использованию учителем наглядности на уроке. Литература: 1. Новенко Д. В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48. 2.Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46. 3.Сергеева Т.А. Компьютерные технологии [Текст]: / Т.А. Сергеева. – М: Просвещение, 2006. – 248с. 4.Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов. 5.Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2005. - 144 с. 6.www.efschool.ru. 7.www.belyk5.narod.ru. 8.www.firsschool.ucoz.ru. 9.www pedsovet.perm.ru. |