Скачать 1.51 Mb.
|
М.Н. Петрушина, Г.С. Самойлова, Л.Н. ЩербаковаМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ «ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ» Москва – 2002Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова Географический факультет Методическое пособие к практическим и семинарским занятиям по курсу «Физическая география России и сопредельных территорий» Издательство Московского университета 2002 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие Темы занятий
1.1. Особенности литогенной основы как фактора физико-географической дифференциации 1.2. Основные черты климата и влияние климатических факторов на дифференциацию природы 1.3. Основные закономерности зональной дифференциации ландшафтов
Темы рефератов Приложения ПРЕДИСЛОВИЕ Данное пособие предназначено для студентов общего физико-географического и экономико-географического потоков географического факультета МГУ, слушающих курс “Физическая география России и сопредельных территорий”. Этот курс является одним из профилирующих в подготовке студентов географической специализации. Он обобщает материалы отраслевых дисциплин, рассматривающих отдельные компоненты природы, и дает целостное представление о природе России и сопредельных территорий (в границах бывшего СССР), о природных территориальных комплексах (ПТК) регионального уровня организации. Практические и семинарские работы являются важной частью курса. На них приходится половина (26) из 52 часов, отведенных на данный курс по утвержденной программе. Практические занятия тесно связаны с лекционным курсом, дополняют его и конкретизируют. На них детально изучаются наиболее сложные комплексные, связанные с физико-географическим районированием, с выявлением условий формирования и особенностей функционирования разных зональных типов ландшафтов, с познанием ландшафтной структуры равнинных и горных ПТК, факторов их дифференциации и развития, характера изменения под воздействием человека и т. д. На занятиях также изучаются темы, кратко освещенные на лекциях. Одними из основных задач практических занятий являются: 1. Углубление и расширение конкретных знаний, полученных студентами на лекциях; 2. Приобретение студентами навыков самостоятельной работы по анализу взаимосвязей между природными компонентами, изучению факторов формирования и дифференциации ПТК регионального уровня: физико-географических стран, зональных областей и провинций; 3. Знакомство и изучение студентами, не специализирующимися по физической географии и ландшафтоведению, с литературными и картографическими материалами по данной дисциплине, в том числе и новыми, которые они смогут использовать в своей дальнейшей учебной и научной работе. В пособии приводятся задания разносторонней тематики для студентов общего физико-географического и экономико-географического потоков в количестве, позволяющем преподавателю выбирать их по своему усмотрению в зависимости от особенностей чтения курса в разные годы и на разных потоках. Спецификой тематики заданий для студентов, специализирующихся по экономической и социальной географии, является изучение ПТК с точки зрения значимости их для хозяйства, степени изменения под воздействием деятельности человека, выявления экологических проблем и мер по охране природы. Экологическая направленность и ресурсно-оценочный подход к изучению природных компонентов и комплексов важен при подготовке специалистов, которым предстоит в дальнейшем решать сложные задачи комплексного использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивая при этом глубокий анализ и учет региональных различий природной среды. Для студентов физико-географического потока приводятся задания с более углубленным изучением взаимосвязей между компонентами ПТК, факторов их формирования и развития. В методических указаниях к каждому заданию даны конкретные рекомендации по их выполнению. Задания 1, 2, 3 рекомендуется проводить со студентами физико-географического, задания 4, 5, 11, 12 – со студентами экономико-географического потоков, остальные можно использовать для занятий всех студентов. В этих заданиях, где это необходимо, указывается на особенности исполнения задания с учетом специализации студентов. При подготовке пособия авторы считали, что студенты должны не только хорошо проработать соответствующие главы рекомендуемых учебников, но и знать основные, в том числе новые литературные источники по физической географии, уметь использовать тематические карты. Поэтому, в списке литературы к заданиям наряду с учебниками приводится специальная литература, которая должна быть использована при их подготовке. В пособии значительное место отводится анализу тематических карт, атласов, профилей и схем высотной зональности, часть из которых приводится в приложении. Важное место в изучении физико-географических особенностей регионов России и сопредельных территорий занимает самостоятельная работа студентов, в частности подготовка ими рефератов. Различная их тематика направлена на изучение литературных источников и картографических материалов, отражающих индивидуальные черты природы и ландшафтные особенности регионов. Всем студентам-географам, независимо от специализации необходимо уметь хорошо ориентироваться по карте и знать основную географическую номенклатуру, поэтому, в приложении дается список основных географических названий, встречающихся в лекционном курсе и в учебниках. Предисловие, темы 1–12 написаны М.Н. Петрушиной, темы 13, 15, 17, 18 – Г.С. Самойловой, темы 14, 16, 19, 20 и темы рефератов – Л.Н. Щербаковой. Тема 1. Физико-географическое районирование России и сопредельных территорий |
Информационная таблица за период с 11. 11 по 11. 12 Саломатова В. А., Диплом 2-й степени за доклад «Фотохимия водных растворов бисфенола е в присутствии b-циклодекстрина» на XV международной... | Фауна, систематика, экология животных Европейской части России и сопредельных территорий «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Программно-методические материалы.... | ||
Книгообеспеченность Факультет Географический Направление 020400.... Барчуков, И. С. Физическая культура и физическая подготовка. Учебник / Барчуков И. С. — М. Юнити-Дана, 2012.— 432 с. — Доступ к тексту... | Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» «География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география... | ||
Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый... «География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Тюлькова Л. А., Переладова Л. В. физическая география мира и России. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Тематическое планирование География России. Природа 8 класс Установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий, объяснение выявленных закономерностей | Рабочая учебная программа курса «Физическая география» Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов | ||
Рабочая учебная программа курса «Физическая география» Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Социальная и экономическая география», «Физическая география и ландшафтоведение» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая география России» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа по географии Иркутской области (8-9 класс) «География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география... | ||
Программа элективного курса по географии «Заповедники России» (предпрофильное обучение) В курсе «География России» нет возможности изучить и десятка особо охраняемых территорий достаточно подробно, чтобы учащиеся могли... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма... Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Физическая география и ландшафтоведение», «Экономическая и социальная география» | Рабочая учебная программа курса «География» Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений |