Скачать 245.72 Kb.
|
Анализ деятельности муниципальной опытно – экспериментальной площадки «Экологическое образование школьников на основе школьной экологической организации «БРИГ» В 2005-2006 учебном году решением экспертного совета отдела образования школе присвоен статус районной экспериментальной площадки. Тема экспериментальной работы: «Экологическое образование школьников на основе школьной экологической организации «БРИГ» В сентябре 2006 года проведено заседание педагогического совета, где был утвержден план работы школьной экологической организации на 2006- 2007 уч. год, создана группа из 7-ми творчески работающих учителей, под руководством учителя биологии Шуклиной М. В. Основная задача организации - пропаганда экологических знаний, природоохранная деятельность, участие в научно-исследовательской работе, развитие детского самоуправления. Организация «БРИГ» активно сотрудничала с Эколого- биологическим центром г. Дзержинска, кафедрой НИРО «Проблемы здоровья учащихся», Сельскохозяйственной академией, зоологическим музеем университета г. Нижнего Новгорода с военлесхозом п. Центральный. Согласно плана работы, школьной экологической организации с сентября 2006 года по май 2007 года работа велась по следующим направлениям:
движениями. Одним из основных разделов плана работы является практическая деятельность, направленная на воспитание бережного отношения к природе. В сентябре 2006 года и в мае 2007 года силами учащихся 9-11 классов было посажено 7 га. саженцев сосны в районе Светлых озёр. Юные экологи стали активными участниками осенних и весенних подсчётов птиц, организованных областных экологическим союзом охраны птиц. Традиционной стали акции и десанты «От озера к озеру» по уборке территорий озёр: Инженерное, Круглое, Тополёвое, Светлых озёр от ТБО. Уборка и обустройство территории озёр шла и идёт совместно с военлесхозом п.Центральный. В предновогодний период БРИГовцами была организовали акция в защиту живых ёлок, а ранней весной проведены школьные мероприятия «В защиту первоцветов». В октябре 2006 года на общешкольной конференции «Лето- это маленькая жизнь» были подведены итоги летних экологических лагерей. В конференции приняли участие ученики 5- 11 классов, их родители, а также писатель Лапутин Н.Н., материалы конференции были освещены в районной газете «Знамя» и областной экологической газете «Зелёный парус». В ноябре 2006 года при активной помощи орг. комитета экологического отряда была проведена традиционная декада предметов етественно- математического цикла, основным акцентом которой было развитие творческих способностей учащихся: - Мини- спектакль «В защиту ели» - Конкурс газет и плакатов «Береги родной край» - Конкурс стихов «Моя малая родина» - Круглый стол «Трагедия Чернобыля» - Диспут «Два мнения о здоровой пище» На основе собранного в летних экспедициях материала были отработаны и написаны 4 исследовательские работы. Исследовательская работа: «Сравнительная характеристика внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьёв, обитающих на территории Государственного Комплексного Природного заказника «Пижемский» и на территории Государственного природного заказника «Чистый лес» Торопецкого района Тверской области» (Трифонова Екатерина) заняла первое место в областном юниорскрм конкурсе «Подрост», в номинации «Учебно- исследовательские проекты». Работа направлена на федеральный конкурсе в г. Москву и в марте 2007 года участвовала в работе Поволжской научной экологической конференции в г. Казани и региональном конкурсе «Подрост» в г. Воронеже. Три исследовательские работы стали участниками городской конференции «Если ты любишь Землю свою» в г. Дзержинске и областного конкурса «Новое поколение» в г. Нижнем Новгороде. Работа «Динамика развития болотно- озёрного комплекса «Озёра светлые- болото Варех»» (Усова Ольга, Бутенко Евгения) заняла первое место в секции «гидробиология» на областной экологической конференции исследовательских работ. В период с августа по декабрь 2006 года школа приняла участие в следующих конкурсах: - Областной конкурс «Чистая планета» (Победители: Дерюгина Настя 9 класс, Колесниченко Алина 11 класс); - Областной конкурс «Моё любимое животное» (Победитель: Пыльнова Валентина ученица 7 класса); - Областной конкурс «В защиту ели» (Победитель: Толстопятова Юлия 4 класс); - Областной конкурс «Лесная олимпиада» (Победители: Рожина Ольга и Заботина Алёна 11 класс); - Всероссийский конкурс «Марш парков» (из 350 000 участников конкурса, три ученика нашей школы награждены дипломами и подарками) - Областной конкурс школьных проектов по энерго эффективности «Энергия и среда обитания» (Победитель Гайнутдинова Ирина, ученица 9 класса), работа участвовала в региональном конкурсе в г. Москве. Школа поддерживает постоянную творческую связь с «Эколого- биологическим центром» г. Дзержинска, областным экологическим центром «Дронт». Стали традиционными ежемесячные: «Встречи юных друзей природы», совместные мастер- классы, сбор и обработка научной информации как в полевых, так и в камеральных условиях. В летний период, в июне 2007 года, на базе МОУ СОШ №45 был организован летний экологический лагерь с дневным пребыванием, в работе лагеря участвовало 3 педагога и 20 детей. В течение месяца проведено 5 экологических акций: -«Школьная тропинка» -«Озеро Круглое» -«Озеро Инженерное» -«Озеро Тополёвое» -«Особо охраняемые территории- Озёра Светлые» Работа по уборке территории озёр от твёрдых бытовых отходов велась совместно с военным лесхозом п. Центральный. Старшая группа (15человек) экологов участвовала в работе ШПИ, организованной Дзержинским Эколого- биологическим центром на Светлых озёрах. Четверо детей (Рожина Ольга, Заботина Алёна, Ищенко Александра, Науменко Евгения) школьной экологической организации стали участниками межрегиональной всероссийской эко- школы «Медвежата», которая проходила в Тверской области. Экологическое воспитание школьников тесно связано со здоровьем детей. На протяжении 3-х лет в начальном звене проходят Уроки здоровья, где ребята получают практические навыки по сохранению здоровья. В этом учебном году проводятся занятия для учащихся 2 класса по апробации программы «Все цвета кроме чёрного», тесно связанную с экологическим воспитанием учащихся. Учащиеся 3- 4 классов разработали проект «Походная кухня», стали участниками и победителями в областном конкурсе по программе «Разговор о правильном питании», а также участниками регионального конкурса в г. Москве. Благодаря кропотливой работе классных руководителей и самих учащихся, работающих по этой программе, в школе повысился процент питания учащихся в школьной столовой. Результаты проделанной работы были вынесены на общешкольное родительское собрание. По мнению родителей, наши дети становятся более коммуникабельными, адаптированными в социуме. Отмечается повышение уровня экологического образования и воспитания не только детей, но и их родителей. Актуальность исследования Современный образ жизни, ценности, сформировавшиеся в эпоху индустриального общества, сам воспитательный процесс, должны подвергнуться радикальным изменениям. Вот почему необходимо целенаправленно не только использовать культурные традиции, но и развивать, пропагандировать новую экологическую культуру. Кроме того, экологическое воспитание рассматривается сегодня как один из важнейших аспектов социализации личности, т.е. активного приспособления к среде обитания, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе. Процесс социализации включает: 1.Формирование умения осуществлять различные роли, без которых невозможно взаимодействие человека и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон. 2. Развитие определённых оценочных суждений, норм и социально – значимых мотивов поведения. 3.Сформированность «критического мышления», умения предвидеть последствия своего поведения, действий, экологическая рефлексия. Пять лет школа работает над проблемами духовного и физического здоровья ребенка. Красной нитью в УВП проходит одна из первостепенных задач – здоровье и здоровый образ жизни детей, требующая кардинальных изменений в характере обучения и воспитания. Школа должна стать экологической нишей ребенка, призванной решать многие экологические вопросы, в том числе и вопросы духовного оздоровления школьника. Имеющиеся наработки, опыт деятельности педколлектива, более глубокое изучение личности каждого ребенка и его возможностей предусматривает решение проблемы экологического образования и воспитания школьников нашла свое отражение в программе детской экологической организации «БРИГ», позволяющей решать не только чисто экологические задачи, но и ряд других: нравственные, эстетические, гражданские и др. Для решения возникших противоречий выбрана тема экспериментальной работы: «Экологическое образование школьников на основе школьной экологической организации «БРИГ». Цель: реализация естественных потребностей детей разных возрастов в деятельности, познании, общении, самоутверждении через включение их в жизнь общества посредством социально-значимой деятельности экологической направленности и формирование экологического сознания подрастающего поколения. Задачи: -создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала, стимулирования самопознания и самовоспитания членов детской организации; - воспитание эстетического отношения к миру, чувства любви к природе, роль которой в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе; -воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой, стремления к гармонизации отношений личности с социоприродным окружением; -формирование экологической культуры, ответственности за состояние окружающей среды, предполагающие заботу о её состоянии, рациональное использование природы в сочетании с любовью к каждому её проявлению, осознание экологической опасности, угрожающей здоровью людей в результате загрязнения окружающей среды и нерационального использования природных ресурсов, и формирование умения правильно оценивать свои действия в быту и на производстве с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде; -воспитание эстетического отношения к труду как к источнику радости и творчества людей, стремления к активной природоохранной деятельности, практическому решению экологических проблем родного края; -обучение учащихся методам научно-исследовательской деятельности и методам оценки экологического состояния изучаемых территорий, -формирование гражданской позиции юного гражданина, реализация им своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своим близким, родному краю, Отечеству, планете Земля; -воспитание у детей уверенности в своей значимости, чувства человеческого достоинства, понимания ценности человеческой жизни и осознание собственной ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни. Предмет исследования: экологические особенности местности в районе поселка Центральный Гипотеза эксперимента: Современный образ жизни, ценности, сформировавшиеся в эпоху индустриального общества сам воспитательный процесс, должны подвергнуться радикальным изменениям. Формирование экологической культуры - одна из основных целей любой современной школы. Экологическая культура предстает как новый способ соединения человека с природой, примирение его с ней на основе более глубокого познания. Ожидаемые результаты: Формируется устойчивое экологическое мировоззрение и культура, умения и навыки исследовательской работы, развитие коммуникабельности, расширение возможности социализации учащихся. 2. Методологическая основа ОЭР :
3. Эмпирическая база исследования. Использованные группы методов: А) Теоретические : анализ литературы для проведения экологических исследований, моделирование общей и частных гипотез экологических исследований, проектирование результатов на различных этапах деятельности. Б) Эмпирические : анализ творческих работ, обобщение ППО, анкетирование, интервьюирование. В) Статистические : ранжирование, рейтинговая оценка, математическая обработка результатов. 4. Направления и результаты деятельности 2007-2008 уч. г.г.
Отчёт о проделанной работе за 2008 – 2009 год экспериментальной площадки МОУ СОШ №45 р.п. Центральный Володарского р-на
Отчёт о проделанной работе за 2009 – 2010год
5. Новизна опыта Впервые сформулированы и теоретически обоснованы основные направления деятельности - «Я - Человек» и «Я - Природа». Исходя из цели и задач школьной экологической организации «БРИГ» были адаптированы следующие программы: Школьная программа кружка «Юный эколог»; школьная программа кружка «Патриот»; федеральная: «Разговор о правильном питании». Достигнуты новые результаты в исследовательской деятельности учащихся разных возрастов. 6. Практическая значимость Находит своё отражение в сформированной готовности ребёнка к правильному взаимодействию с окружающей средой. 7. Распространение опыта 1. Публикации в областной газете «Зелёный парус»; 2. Публикации в районной газете «Знамя»; 3. Тезисы исследовательской работы в сборнике «Чтения В.И. Вернадского 2009» 4. Участие в фестивале исследовательских работ учащихся «Портфолио» газеты «Первое сентября» (Николаева Анна 8 класс «Земноводные и насекомые - некрофаги экосистемы Центрально- Лесного государственного природного биосферного заповедника (ЦЛГПБЗ) «Чистый лес» Тверской области».) Размещение портфолио на сайте конкурса. 5. Участники выставки экологических проектов форума «Великие реки 2009» с экопроектом Толстопятовой Юлии 6 класс, проект «Экошкола – экодом» 6. Выступления на педагогических советах и МО учителей естественно- математического цикла школы. 7. Мастер класс в рамках районного семинара «Организация учебно – исследовательской деятельности в условиях экологизации образования» 8. Проблемы и перспективы Одна из основных проблем работы – полная незаинтересованность органов местного самоуправления в совместной деятельности и софинансировании. Перспективы работы: - совместная с воен. лесхозом исследовательская и природоохранная деятельность; - продолжение начатых природоохранных проектов «Светлое будущее Светлым озёрам!», «Дом для совы», «Марш парков», «Экошкола - экодом», «Возродим лес», «Чистая вода» и др. - участие в работе летних школьных, районных, областных, региональных и международных эко и биошкол, сбор материала для исследовательских работ по выбранным направлениям. - публикации материалов работы в районной и областной прессе. - создание макета экотропы и оформление школьного музея. ПРИЛОЖЕНИЕ Результаты опроса членов школьного экологического отряда «БРИГ» Рейтинговая оценка школьного экологического отряда «БРИГ» в 2008 -2009 г.г.
|
Анализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей... В работе экспериментальной площадки задействовано 19 учителей по предметам: математика, физика, химия, биология, география, история... | Гоу спо «Ставропольский государственный политехнический колледж» анализ деятельности В 2010-2011 учебном году педагогический коллектив колледжа продолжил работу экспериментальной площадки по теме «Ресурсный центр как... | ||
Анализ экспериментальной деятельности гбоу сош №706 за 2011-2012уч год В 2011-2012 учебном году школа продолжила работу в гэп второго уровня «Совершенствованию форм организации образовательного процесса... | Информация об итогах работы областной опытно-экспериментальной площадки на базе Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы | ||
Анализ инновационной, экспериментальной и научно- методической работы... Направление работы гимназии «Обеспечение высокого уровня качества гимназического образования в соответствие с образовательным заказом... | Отчёт по результатам опытно-экспериментальной работы за 2011 год по теме ... | ||
Ii всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по экологической проблематике Экологическое воспитание и образование во внеклассной деятельности учителя биологии | Отчет по итоговым результатам 1 этапа опытно экспериментальной деятельности 2008 2009 год Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста | ||
Программа формирования экологической культуры младших школьников Экологическое образование подрастающего поколения – это не просто одна из важнейших задач современного общества, это – условие его... | Д филос н., профессор кафедры философии Экологический вызов современности ставит человечество перед необходимостью принимать своевременные меры. Все это превращает формирование... | ||
Анализ реализации Программы развития образовательного учреждения в 2006-2007 учебном год Современный этап развития общества ставит перед школой новые сложные задачи, решать которые возможно лишь на основе четкого планирования... | Программа межрайонного семинара учителей географии, биологии, химии «Работа школьного методического объединения учителей географии, биологии, химии в условиях деятельности муниципальной экспериментальной... | ||
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются формирование у обучающихся гражданской ответственности... | Публичный доклад по итогам работы Муниципального общеобразовательного... С 1996 года педагогический коллектив стал активно заниматься инновационной деятельностью, школа получила статус муниципальной экспериментальной... | ||
Отчет о работе муниципальной инновационной площадки «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного стандарта начального общего образования... | Индивидуальный план опытно-экспериментальной работы на 2010-2013 год Участие в постоянно-действующем обучающем семинаре по применению интерактивной доски |