Общая характеристика учебного предмета





НазваниеОбщая характеристика учебного предмета
страница1/21
Дата публикации12.08.2013
Размер3.22 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, и является нормативно-управленческим  документом  образовательного  учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание природоведения для 5 класса сочетает в себе эмпирическую направленность изучения природы с овладением младшими подростками элементами естественнонаучных методов познания на уровне отдельных приемов исследовательской деятельности. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

Структура документа.

Рабочая программа по природоведению включает следующие разделы: содержание курса, перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план, межпредметные связи, средства обучения, развернуто-тематическое планирование.

Цели изучения предмета.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

Приемы элементарной исследовательской деятельности.

Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

Способы работы с естественнонаучной информацией.

Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

Коммуникативные умения.

Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

Способы самоорганизации учебной деятельности.

Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Приоритетные направления в преподавании предмета.

В качестве приоритетных направлений в преподавании природоведения выделяются следующие:

● развитие способностей учеников, относящихся к их взаимодействию с миром природы; развитие интереса к познанию природных объектов и явлений, способности чувствовать их красоту и значимость для жизни человека; организация практической деятельности по изучению природы и освоению учащимися элементарных приемов исследовательской деятельности;

● формирование основ ценностного отношения к природе (знание редких и охраняемых видов растений и животных своей местности, оценка доступными способами экологических параметров окружающей среды, осознание необходимости бережного использования и защиты объектов природы, стремление внести посильный вклад в решение местных экологических проблем);

● учет региональных особенностей в содержании предмета (включение местных природных объектов в учебный процесс в рамках практикумов в окружающей среде, знание наиболее распространенных растений и животных своей местности, освоение норм здорового образа жизни с учетом местных условий, изучение правил безопасного поведения в местной окружающей среде);

● научный метод познания как основная идея интеграции знаний и как основа для формирования приемов самостоятельной познавательной деятельности школьников;

● интеграция в курс природоведения элементов информатики (обучение учащихся работе
с конкретными средствами информационно-коммуникационных технологий и использованию
их при выполнении заданий по природоведению);

● открытость содержания образования (широкое внедрение в учебный процесс внешкольной информации; обучение приемам работы с естественнонаучной информацией, подготовка учащихся к жизни в информационном обществе);

● формирование коммуникативных умений (широкое использование групповой работы школьников, ведение диалога, аргументация собственных суждений, толерантность к чужому мнению, организация совместной продуктивной деятельности);

● усиление в преподавании природоведения роли развивающих, дифференцированных, личностно ориентированных, проблемно-поисковых (исследовательских) и групповых педагогических технологий.

Результаты обучения.

Отражены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами практической и интеллектуальной деятельности.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, которые нацелены главным образом на усвоение и воспроизведение содержания предмета.

Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приемов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природных объектов, использование измерительных приборов и т. д.), коммуникативных умений (работа с естественнонаучными текстами, подготовка устных сообщений и т. д.), а также умений, которые связаны с содержанием курса и усваиваются на продуктивном уровне.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с сохранением здоровья и обеспечением безопасности жизни.

Содержание программы
Изучение природы

Науки о природе. Методы изучения природы. Великие естествоиспытатели.
Вселенная (18 ч.)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Астрономия в средние века. Солнечная система. Луна – естественный спутник Земли. Планеты. Астероиды. Кометы. Звёзды. Созвездия. Галактики.

Практические работы.

Описание планеты Земля.
Обучающиеся должны знать: представления древних людей о строении Вселенной, вклады учёных-астрономов средних веков в науку, строение Солнечной системы.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать развитие астрономии с древних времён до наших дней, сравнивать планеты Солнечной системы,
Земля (18 ч.)

Возникновение Земли. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые. Природные явления. Землетрясения. Вулканы и гейзеры. Суша планеты. Рельеф суши. Характеристика материков. Атмосфера. Строение воздуха. Ветер. Осадки. Погода. Климат. Гидросфера. Воды суши.

Практические работы.

Многообразие явлений природы.

Нанесение на к. к. действующих вулканов.

Нанесение на к. к. материков, островов, архипелагов.

Нанесение на к. к. гор и равнин.

Обозначение на к. к. объектов гидросфер.
Обучающиеся должны знать: представления о возникновении Земли; строение Земли, признаки горных пород, минералов, полезных ископаемых; основные природные явления, характеристику материков, строение воздушной и водной оболочек Земли, характеристику их основных процессов.

Обучающиеся должны уметь: выделять основные признаки строения Земли, её оболочек, сравнивать горные породы и минералы, характеризовать природные процессы, происходящие на Земле.
Жизнь на Земле (18 ч.)

Развитие жизни на Земле. Доказательства эволюции. Клетка. Увеличительные приборы. Организм и его свойства. Одноклеточные организмы. Многоклеточные организмы. Среда обитания организмов. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Науки о природе. Связи живого и неживого. Сезонные явления в природе.
Практические работы.

Строение увеличительных приборов.

Строение клетки кожицы лука под микроскопом.

Строение одноклеточных организмов.

Представители животных и растений разных сред обитания.

Экскурсии.

«Разнообразие живых организмов и их приспособленность к среде обитания».

«Определение сезонных Явлений в природе».
Обучающиеся должны знать: представления о развитии жизни на Земле, об эволюции, строение клетки, организма; характеристику различных сред обитания организмов, природных зон; закономерности связей живого и неживого, сезонных явлений.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать закономерности развития жизни на Земле, сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы, работать с микроскопом, выделять основные признаки природных зон Земли, сезонных явлений в природе.
Человек на Земле (16 ч.)

Человек – часть биосферы. Человек – общественное существо. История географических открытий. Великие путешественники. Глобальные экологические проблемы. Жизнь под угрозой. Они не должны исчезнуть. Человек в ответе за природу.

Обучающиеся должны знать: представления о человеке как о биологическом существе, о единстве происхождения человека и всех живых организмов; характеристику социальной сущности человека; великих путешественников и основные географические открытия; экологические проблемы, созданные человеком; способы спасения живых организмов; основы рационального природопользования.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать человека как биологическое существо и социальную личность, устанавливать связь между деятельностью человека и экологическими проблемами.
Повторение и обобщение материала.
Вселенная. Земля. Жизнь на Земле. Человек на Земле.

Учебно-тематический план



№ раздела

Наименование раздела

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы

Экскурсии

Зачёты, тесты

Из них итоговые

всего

1

Вселенная

18




1







1

2

Земля

18

2

5

1




1

3

Жизнь на Земле

18

1

4




2

1

4

Человек на Земле

16













1

5

Всего

70

3

10

1

2

4
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета
Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета
Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка: общая характеристика учебного плана оу; ценностные...
Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета)
Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Место...
Программа музыка; рассчитана на три года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа
Общая характеристика учебного предмета iconСтруктура рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика...
Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Общая характеристика учебного предмета iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая характеристика учебного предмета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка (цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)
Общая характеристика учебного предмета iconСодержание программы раздел I пояснительная записка (цели и задачи...
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Общая характеристика учебного предмета iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Общая характеристика учебного предмета iconИспользование произведений живописи на уроках русского языка и литературы,...
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
Охватывает все перечисленные функ­ции, стороны и связи слова
Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
Охватывает все перечисленные функ­ции, стороны и связи слова
Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочей программы по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы», авторы Л. С....
Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных...
Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка общая характеристика учебного предмета
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета
Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск