Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета





Скачать 320.55 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета
страница1/2
Дата публикации17.03.2015
Размер320.55 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2
5 класс

Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета

5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Цель программы:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства и имеют следующие целевые установки:
— осознание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, любовь к своему краю и Отечеству;
— осознание ценности труда, науки и творчества;
— осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности;

— осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством;
— осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Место курса

  В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 5 классе отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б.М.Неменского, В.Г.Горяевой, О.В.Островской
1 год обучения (5 класс)

Учащиеся должны понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-особенности народного (крестьянского) искусства Чувашии;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Учащиеся должны уметь:

отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

Содержание курса

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ -        ЧЕЛОВЕКА

Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор — человек, общество, время

 Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство.

Ты сам — мастер.

Тематическое планирование

Для изучения раздела программы «Древние корни народного искусства»-8ч.

Для изучения раздела программы «Связь времен в народном искусстве»-5ч.

Для изучения раздела программы «Декор-человек, общество, время»- 8ч.

Для изучения раздела программы «Декоративное искусство в современном мире»- 12ч.

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

         Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4.Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Национально-региональный компонент

Изучение национально-регионального компонента по изобразительное искусству  на ступенях начального и общего образования направлено не достижение следующих целей:

  • воспитание толерантности, уважения и стремления сохранить и развивать культуру и искусство родного края;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве Чувашии;

  • развитие креативных способностей, образного, эмоционально-эстетического восприятия информации;

  • овладение элементами художественной деятельности чувашского народного декоративно-прикладного искусства;

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству родного края, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Чувашское народное изобразительное искусство. Древние корни народного художественного творчества. Мировозренческая основа народного художественного образа.

Чувашская народная вышивка, ткачество и шитье бисером. Резьба по дереву. Керамика. Древнее ювелирное искусство. Художественная выразительность, сочетающий разные материалы, а так же изделий из лозы, кожи, кости, камня. Особенности чувашского народного декоративно-прикладного искусства и сравнение с народным искусством этноса Поволжья.

Местные ремесла и промыслы.

Опыт художественно-творческой деятельности. Изготовление объемных и плоских моделей изделий ( или собственно изделий) народного искусства и местных промыслов

Создание композиций по мотивам чувашских народных сказок, легенд, на основе исторического и этнографического материала.

Создание художественных образов с элементами этноментальной выразительности.

В содержание включено знакомство с произведениями изобразительного искусства Чувашии советского и современного периода: декоративно-прикладное искусство (Е.И.Ефремова, А.И.Ильбекова, Е.Н.Жачева,Т.В.Шаркова, В.В.Николаева, Н.М. Балтаев, О.А.Дуняк, В.П.Петров (Праски Витти) и др.)
Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Примечание

Библиотечный фонд

Примерная программа начального общего образования по ИЗО

Авторские программы по ИЗО. Учебно – методические комплекты к программе по ИЗО, выбранной в качестве основной для проведения уроков ИЗО. Учебники по ИЗО.

Рабочие тетради.

Методические пособия.

Методические журналы по искусству.

Учебно – наглядные пособия.

Хрестоматии литературных произведений к урокам ИЗО.

Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

Альбомы по искусству.

Книги о художниках и художественных музеях, по стилям ИЗО и архитектуры.

Научно – популярная литература по искусству.

Портреты русских и зарубежных художников. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

Примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно – методического обеспечения кабинета ИЗО
При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по ИЗО. Их можно использовать для выполнения практических работ, а так же как часть методического обеспечения кабинета.

Включить рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов формата А4
Энциклопедия живописи, художественный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного художника, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства.

По одному каждого наименования.
Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности.

Комплекты портретов по основным разделам курса.

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном и индивидуально – раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

Информационно – коммуникативные средства

Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники.

Электронные библиотеки по искусству.

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности. Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности. CD/DVD – проигрыватели . Компьютер с художественным программным обеспечением. Мультимедиапректор. Магнитная доска. Экран. Фотокамера цифровая.

Экранно –звуковые Аудиозаписи музыки литературным произведениям. Видеофильмы или DVD – фильмы и презентации: по памятникам архитектуры; художественным музеям; видам и жанрам ИЗО; творчеству отдельных художников; народным промыслам; декоративно – прикладному искусству; художественным стилям и технологиям.

Учебно – практическое

Краски акварельные, гуашевые. Тушь. Ручки с перьями. Бумага А3, А4. Бумага цветная. Фломастеры. Восковые мелки.

Пастель. Сангина. Уголь. Кисти беличьи №5, 10, 20. Кисти из щетины № 3,10, 13. Емкости для воды. Стеки (набор). Пластилин/ глина.

Клей. Ножницы. Рамы для оформления работ. Подставки для натуры.

Модели и натурный фонд
Муляжи фруктов и овощей (комплект). Гербарии. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов. Гипсовые геометрические тела. Гипсовые орнаменты. Маски античных голов. Античные головы. Обрубовочная голова. Модель фигуры человека. Капители. Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

Драпировки. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.)

Игры и игрушки

Театральные куклы

Маски

Пособия должны представлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, аудио – и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно – исторических текстов, текстов из научно – популярных изданий, фотографии, анимация.Технические средства обучения

Устройство для затемнения окон.

Комплекты компакт – дисков и аудио - кассет по темам и разделам курса для каждого класса.

Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой.
Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластилина, картона).Для оформления выставок.

3 – 4 вида

2 вида

4 вида

Ионическая и дорическая



6 класс

Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета

6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Цель программы:

Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности личности:

- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства и имеют следующие целевые установки:
— осознание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, любовь к своему краю и Отечеству;
— осознание ценности труда, науки и творчества;
— осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности;
— осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством;
— осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Место курса

  В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 6 классе отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б.М.Неменского, В.Г.Горяевой, О.В.Островской
Формирование художественных знаний, умений, навыков.

2 год обучения (6 класс)

Учащиеся должны знать:

  • особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

  • основные жанры изобразительного искусства;

  • известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;

  • о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

  • о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

  • передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

  • в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

  • пользоваться различными графическими техниками

  • оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.

Содержание курса

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Виды изобразительного искусства

и основы образного языка

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Художественные материалы.

Рисунок — основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира — натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека — главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Человек и пространство. Пейзаж

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж — большой мир.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи..

Пейзаж в графике.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
дополнительные пособия для учителя:

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»-9ч.

Для изучения раздела программы «Мир наших вещей. Натюрморт»-7ч.

Для изучения раздела программы «Вглядываясь в человека. Портрет» - 11ч.

Для изучения раздела программы «Человек и пространство в изобразительном искусстве»- 7ч.

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

         Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4.Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Национально-региональный компонент Изучение национально-регионального компонента по изобразительное искусству  на ступенях начального и общего образования направлено не достижение следующих целей:

  • воспитание толерантности, уважения и стремления сохранить и развивать культуру и искусство родного края;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве Чувашии;

  • развитие креативных способностей, образного, эмоционально-эстетического восприятия информации;

  • овладение элементами художественной деятельности чувашского народного декоративно-прикладного искусства;

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству родного края, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

В содержание включены:

Чувашское народное изобразительное искусство Чувашии. Древние корни народного художественного творчества. Мировозренческая основа народного художественного образа.

Особенности чувашского народного декоративно-прикладного искусства и сравнение с народным искусством этноса Поволжья.

Местные ремесла и промыслы.

Изобразительное искусство Чувашии. Знакомство с творчеством первых профессиональных художников Чувашии (П.Е.Егоров, А.А.Кокель, М.С.Спиридонов, Н.К.Сверчков, Ю.А.Зайцева,А.А.Александров,М.А.Андрианов, С.Д.Эрьзя)

Знакомство с произведениями изобразительного искусства Чувашии советского и современного периода: декоративно-прикладное искусство (Е.И.Ефремова, А.И.Ильбекова, Е.Н.Жачева,Т.В.Шаркова, В.В.Николаева, Н.М. Балтаев, О.А.Дуняк, В.П.Петров (Праски Витти) и др.); живопись (П.Г.Григорьев-Савушкин, Ф.П.Федоров, В.П.Петров (Праски Витти), Н.П. Карачарсков, А.П.Рыпкин, С.Н.Михайлов (Юхтар) и др); графика (П.В.Сизов, Э.М.Юрьев, В.И.Агеев, Ф.И.Мадуров, В.И.Бажинов, П.С.Пупин, В.А.Зотиков и др.) Особенности творчества А.И.Миттова.

Опыт художественно-творческой деятельности. Изготовление объемных и плоских моделей изделий ( или собственно изделий) народного искусства и местных промыслов

Создание композиций по мотивам чувашских народных сказок, легенд, на основе исторического и этнографического материала.

Создание художественных образов с элементами этноментальной выразительности.
Материально-техническое оснащение курса

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Примечание

Библиотечный фонд

Примерная программа начального общего образования по ИЗО

Авторские программы по ИЗО. Учебно – методические комплекты к программе по ИЗО, выбранной в качестве основной для проведения уроков ИЗО. Учебники по ИЗО.

Рабочие тетради.

Методические пособия.

Методические журналы по искусству.

Учебно – наглядные пособия.

Хрестоматии литературных произведений к урокам ИЗО.

Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

Альбомы по искусству.

Книги о художниках и художественных музеях, по стилям ИЗО и архитектуры.

Научно – популярная литература по искусству.

Портреты русских и зарубежных художников.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

Примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно – методического обеспечения кабинета ИЗО
При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по ИЗО. Их можно использовать для выполнения практических работ, а так же как часть методического обеспечения кабинета.

Включить рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов формата А4


Энциклопедия живописи, художественный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного художника, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства.

По одному каждого наименования.
Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности.

Комплекты портретов по основным разделам курса.

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном и индивидуально – раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

Информационно – коммуникативные средства

Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники.

Электронные библиотеки по искусству.

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности. Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности. CD/DVD – проигрыватели . Компьютер с художественным программным обеспечением. Мультимедиапректор. Магнитная доска. Экран. Фотокамера цифровая.

Технические средства обучения

Экранно –звуковые Аудиозаписи музыки литературным произведениям. Видеофильмы или DVD – фильмы и презентации: по памятникам архитектуры; художественным музеям; видам и жанрам ИЗО; творчеству отдельных художников; народным промыслам; декоративно – прикладному искусству; художественным стилям и технологиям.

Учебно – практическое

Краски акварельные, гуашевые. Тушь. Ручки с перьями. Бумага А3, А4. Бумага цветная. Фломастеры. Восковые мелки.

Пастель. Сангина. Уголь. Кисти беличьи №5, 10, 20. Кисти из щетины № 3,10, 13. Емкости для воды. Стеки (набор). Пластилин/ глина.

Клей. Ножницы. Рамы для оформления работ. Подставки для натуры.

Модели и натурный фонд

Муляжи фруктов и овощей (комплект). Гербарии. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов. Гипсовые геометрические тела. Гипсовые орнаменты. Маски античных голов. Античные головы. Обрубовочная голова. Модель фигуры человека. Капители. Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

Драпировки. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.)

Игры и игрушки

Театральные куклы. Маски

Пособия должны представлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся.

В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, аудио – и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно – исторических текстов, текстов из научно – популярных изданий, фотографии, анимация.

Устройство для затемнения окон.

Комплекты компакт – дисков и аудио - кассет по темам и разделам курса для каждого класса.

Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой.
Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластилина, картона).Для оформления выставок.
3 – 4 вида

2 вида

4 вида

Ионическая и дорическая



7 класс

Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета

Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Цель программы:

Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности:

- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;

- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.

Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства и имеют следующие целевые установки:
— осознание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, любовь к своему краю и Отечеству;
— осознание ценности труда, науки и творчества;
— осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности;
— осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством;
— осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Место курса

  В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 7 классе отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 7 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б.М.Неменского, В.Г.Горяевой, О.В.Островской
Формирование художественных знаний, умений, навыков:

3 год обучения (7 класс)

Учащиеся должны знать:

  • о процессе работы художника над созданием станковых произведений;

  • о месте станкового искусства в познании жизни;

  • о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;

  • о произведениях агитационно-массового искусства;

  • о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;

  • о выдающихся произведениях современного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

  • работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

  • передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

  • изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;

  • выполнять элементы оформления альбома или книги;

  • отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

  • вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

Содержание курса

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Изображение фигуры человека и образ человека

Изображение фигуры человека в истории искусства.

Пропорции и строение фигуры человека.

Лепка фигуры человека.

Набросок фигуры человека с натуры.

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Поэзия повседневности

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Сюжет и содержание в картине.

Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Великие темы жизни

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Процесс работы над тематической картиной.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Место и роль картины в искусстве XX века.

Реальность жизни и художественный образ

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Художественно-творческие проекты.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка: общая характеристика учебного плана оу; ценностные...
Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета)
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Место...
Программа музыка; рассчитана на три года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconСтруктура рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика...
Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка (цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
Охватывает все перечисленные функ­ции, стороны и связи слова
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
Охватывает все перечисленные функ­ции, стороны и связи слова
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconСодержание программы раздел I пояснительная записка (цели и задачи...
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка общая характеристика учебного предмета
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconИспользование произведений живописи на уроках русского языка и литературы,...
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка (цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета)
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочей программы по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы», авторы Л. С....
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск