Скачать 155.73 Kb.
|
Пояснительная записка Учебный предмет: биология. Уровень образования школьников: ученики общеобразовательной школы 10 класса. В текущем году 100% учащихся выбрали курс по истории с целью подготовки к ЕГЭ. Курс “Экология и человек” рассчитан на 18 часов в 10 классе. Этот курс предназначен, во-первых – для восполнения пробелов в биологии по теме «Экология», во-вторых – для обращения внимания учащихся старших классов на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой. Изучение программы предусматривает межпредметную связь с экологией, химией. Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Человечество – тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете. Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже достаточно столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция роста неустойчивости природы и катаклизмов. Цель курса: Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования, знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе, методов исследований функционирования и устойчивости живой природы. Задачи курса
Основные требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Содержание курса Общее количество часов – 18 ч. Человечество в экосистеме Земли (3ч) Человек – биосоциальный вид. История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества. Исследования развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Предвидение будущего человечества. Орудийная деятельность. Независимость, или эмансипация, от среды. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование. Экологическая демография (2ч) Демографические показатели человечества. Социально-экологические и социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы человечества. ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО. Основы экологии (2ч) Законы организации экологических систем. Типы взаимодействия популяций, их характеристика. Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Рациональное природопользование и охрана биосферы. Устойчивость организма и экосистемы. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление. Человек и биосфера (10 ч) Прошлое и будущее биосферы. Вода – основа жизни в биосфере. Радиоактивность. Химическое, биологическое загрязнения и здоровье человека. Шумовое загрязнение и его последствия. Ландшафт – фактор здоровья. Питание и физическое состояние человека. Экологические проблемы в биосфере. Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду. Акклиматизация и реаклиматизация. Почва – биокосная система. Химическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Питание и здоровье человека. Рациональное природопользование. Заключение (1 ч) Защита рефератов, проектов на выбранную тему. Подведение общего итога прохождения курса. Учебно-тематический план
Контроль знаний
Темы проектов и рефератов
10 Устойчивость биоценозов; 11 Почва – биокосная система; 12 Законы биологической продуктивности и человеческий аспект; 13 Радиоактивность и человечество; 14 Физические факторы природы и физическое состояние человека; 15 Рациональное природопользование; 16 Шумовое воздействие на человека. Ожидаемый результат Учащиеся должны:
объяснении биологических закономерностей Природы;
Информационное обеспечение Литература для учителей
Литература для учащихся
Книга для чтения по охране природы: А.Н.Захлебный / Для учащихся 9-11 кл. сред.шк. – М.:Просвещение, 1986. Словари и справочники
Электронные учебные пособия:
Перечень Internet-ресурсы Работа опубликована на портале Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://festival.1september.ru/articles/517588/ www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование" www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников www.school.mos.ru – сайт "Школьник" http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии. http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал http://mirbiologii.ru- презентации и разработки уроков по биологии Видеофильмы студии "Кварт" - «Общее знакомство с организмом человека» |
Пояснительная записка Информатика как динамично развивающаяся наука... Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе... | Пояснительная записка Это произойдет лишь в том случае, если данный учебный предмет подчинит все свои резервы задаче общего развития ученика | ||
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» Планирование составлено на основе Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. 12-е... | 2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | ||
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку почувствовать себя индивидуумом,... | Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку почувствовать себя индивидуумом,... | ||
Пояснительная записка в системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об... | Пояснительная записка Учебный предмет «Технология» И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного... | ||
Пояснительная записка Естествознание как учебный предмет в коррекционной... По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе,... | Димитровой Ирины Сергеевны, учителя информатики 2 квалификационной... Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным... | ||
Пояснительная записка Предмет «Русский язык» «Русский язык» в средней школе – это предмет, максимально приближенный к потребностям выпускника. Он отражает жизненные ориентиры... | Пояснительная записка Предмет изучения Предмет изучения. Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с... | ||
Пояснительная записка в системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Рабочая программа по предмету «История» 5класс Разработчик: Бушманова... Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих... | Пояснительная записка Предмет «Мировая художественная культура» Предмет «Мировая художественная культура» рассматривает общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные... |