Пояснительная записка Учебный предмет





Скачать 155.73 Kb.
НазваниеПояснительная записка Учебный предмет
Дата публикации18.03.2015
Размер155.73 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка


Пояснительная записка

Учебный предмет: биология.

Уровень образования школьников: ученики общеобразовательной школы 10 класса. В текущем году 100% учащихся выбрали курс по истории с целью подготовки к ЕГЭ.
Курс “Экология и человек” рассчитан на 18 часов в 10 классе. Этот курс предназначен, во-первых – для восполнения пробелов в биологии по теме «Экология», во-вторых – для обращения внимания учащихся старших классов на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой. Изучение программы предусматривает межпредметную связь с экологией, химией.

Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Человечество – тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже достаточно столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция роста неустойчивости природы и катаклизмов.

Цель курса:

Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования, знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе, методов исследований функционирования и устойчивости живой природы.

Задачи курса

  1. Углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и воздействий на них человека – своей хозяйственной деятельностью.

  2. Познакомить учащихся с методами исследований функционирования и устойчивости живой природы.

  3. Показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения Природы Земли будущему поколению.

  4. Учить составлять сообщения, рефераты, создавать проекты с использованием различных источников информации: материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • основные механизмы функционирования и устойчивости природы;

  • современные представления о целостности человеческого общества и природы Земли;

  • особенности различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.

Учащиеся должны уметь:

  • свободно ориентироваться в различных сферах экологии;

  • разбираться в особенностях экологических методов хозяйствования, правил и приемов рационального природопользования;

  • использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.

Содержание курса

Общее количество часов – 18 ч.

Человечество в экосистеме Земли (3ч)

Человек – биосоциальный вид. История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества. Исследования развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Предвидение будущего человечества. Орудийная деятельность. Независимость, или эмансипация, от среды. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование.

Экологическая демография (2ч)

Демографические показатели человечества. Социально-экологические и социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы человечества. ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.

Основы экологии (2ч)

Законы организации экологических систем. Типы взаимодействия популяций, их характеристика. Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Рациональное природопользование и охрана биосферы. Устойчивость организма и экосистемы. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление.

Человек и биосфера (10 ч)

Прошлое и будущее биосферы. Вода – основа жизни в биосфере. Радиоактивность. Химическое, биологическое загрязнения и здоровье человека. Шумовое загрязнение и его последствия. Ландшафт – фактор здоровья. Питание и физическое состояние человека. Экологические проблемы в биосфере. Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду. Акклиматизация и реаклиматизация. Почва – биокосная система. Химическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Питание и здоровье человека. Рациональное природопользование.

Заключение (1 ч)

Защита рефератов, проектов на выбранную тему. Подведение общего итога прохождения курса.

Учебно-тематический план


п/п

Тема

Количество

часов

В том числе

Основные понятия

Форма проведения

Теорет

Практ

1

Человек – биосоциальный вид

1

1




Экологическое сходство. Экологические отличия. Биосоциальный вид.

Беседа

2

Развитие пищевых и информационных связей.

1

1




Информационные связи. Экологическая емкость среды. Социально-экологические связи.

Лекция

3

Использование орудий и энергии

1

1




Орудийная деятельность. Адаптации.

Семинар

4


История развития экологических связей человечества.

Древние гоминиды

Человек разумный

Современность

Будущее

1

0,5

0,5

Гоминиды, или пралюди: австралопитеки. Древнейшие люди. Древние люди. Современные люди. Независимость, или эмансипация, от среды. Орудия труда и охоты. Элементы социальной организации. Социальные связи.

Членораздельная речь. Абстрактное, или понятийное, мышление. Альтруизм. Фиксирование информации. Социально-экологическая революция.

Промышленная революция. Урбанизация.

Информационная революция. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование.

Семинар-практикум

5



Социально-экологические особенности демографии человечества

Рост численности человечества

Социально-географические особенности демографии человечества

Демографические перспективы

1

0,5

0,5

Демография. Эпидемии. СПИД. Социально-экологическая емкость среды.

Экспонента и S-образная кривая роста численности. Фаза замедленного роста. Фаза ускоренного роста. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Южный и северный регионы. Прирост населения. ООН (организация объединенных наций). Организация ООН по проблемам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО). ЮНЕСКО.

Миграция, их виды. Планирование семьи. Депопуляция. Демографический переход. Устойчивое развитие человечества и природы.

Семинар-практикум

6


Организм – единое целое

Взаимодействие популяций

1

0,5

0,5

Обмен веществ. Гомеостаз. Приспособленность. Устойчивость организма и экосистемы. Анабиоз.

Хищничество. Симбиоз. Нейтрализм. Конкуренция. Квартирантство. Нахлебничество. Мутуализм. Паразитизм.

Беседа

Семинар

7

Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека.

1

1




Мутагенез. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление. Биологические методы борьбы с вредителями лесов, растительности.

Лекция

8-9

Строение и состав биосферы

Рациональное использование природных богатств и охрана биосферы.

Охрана природных памятников и природных комплексов

Биосфера и её эволюция

Современная биосфера

2

1

1

Структурные компоненты и слои атмосферы, литосферы и гидросферы. Пояса Аллена. Ионизация. Зоо- и фито-планктон. Зоо- и фито-бентос. Космополиты. Биокос.

Прямое и косвенное воздействие человека. Антропогенные ландшафты. Экологическая экспертиза и прогноз.

Природные памятники. Заповедники и заказники. Акклиматизация и реакклиматизация. Национальные парки. Обсерватории.

Озоновый экран. Живое вещество. Органогенные породы. Биокосные тела.

Круговорот азота. Круговорот углерода. Круговорот фосфора. Цикл кислорода.

Семинар-практикум


10

Атмосфера – наружный слой биосферы

1

0,5

0,5

Геомагнитизм. Космическое излучение. Видимый свет. Тепловые инфракрасные лучи. УФ и радиоизлучения. Коротковолновые рентгеновские излучения.

Семинар

11

Почва – биокосная система

1




1

Структура почвы. Эрозия: естественная, искусственная, ускоренная, ветровая, водная. Лесомелиорация.

Коллективная работа

12

Вода – основа жизни в биосфере

1

0,5

0,5

Питьевая и морская вода. Дефицит пресной воды. Водоносность рек. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки.

Групповая работа

13

Радиоактивность в биосфере

1

1




Естественный радиационный фон. Зона повышенной радиации. Лучевая болезнь. Лейкемия.

Лекция




Экологические проблемы в биосфере

Химическое загрязнение и здоровье человека

Биологическое загрязнение и здоровье человека










Политика. Экономика. Динамическое равновесие. Кризис. Деградация. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы. Альтернативная энергетика.

Кислотность. Химпрепараты. ПДК. ПДС.

Биологические отходы. Продукты окисления. Биологические методы борьбы.




14


Шумовое воздействие на человека

Физические факторы природы и физическое состояние человека

1

0,,5

0,5

Звук. Шум. Шумовое загрязнение. Децибел. Допустимый шум.

Радиоактивное излучение. Световое, тепловое, шумовое, электромагнитное и другие виды физических воздействий


Семинар

15

Питание и здоровье человека

1




1

Рациональное питание. Раздельное питание. Сбалансированное питание. Витамины. Калорийность. Режим.

Групповая работа

16

Ландшафт – фактор здоровья

1

0,5

0,5

Ландшафт - топофильный и топофобный. Эстетическая выразительность ландшафта. Оздоровительный эффект ландшафта.

Коллективная работа

17

Рациональное природопользование


1

0,5

0,5

Вторичное сырье. Рекультивация земель. Лесомелиорация. Лесовозобновление. Красная книга. Экологическая экспертиза и прогноз.

Исследование состояния окружающей среды в зоне проживания.


Экскурсия

Коллективно-групповая работа

18

Конференция “Биосфера и Я”

1




1




Защита рефератов, проектов

Итого:

18

9,5

7,5





Контроль знаний

  • проведение тестов;

  • индивидуальные, самостоятельные работы;

  • выполнение проектных работ;

  • защита проектов;

  • составление рефератов и сообщений;

  • защита рефератов;

  • фото- и видео-презентации;

  • выполнение проектных презентаций.

Темы проектов и рефератов

  1. Приспособленность – относительная, почему?;

  2. Основные среды обитании;

  3. Основные жизненные формы;

  4. Особенности взаимоотношений между популяциями;

  5. Законы пищевых отношений;

  6. Популяционные волны, их значение в природе;

  7. Вода – основа жизни в биосфере;

  8. Демографические колебания живых организмов в биогеоценозах;

  9. Законы организации экосистем и наши анализы;

10 Устойчивость биоценозов;

11 Почва – биокосная система;

12 Законы биологической продуктивности и человеческий аспект;

13 Радиоактивность и человечество;

14 Физические факторы природы и физическое состояние человека;

15 Рациональное природопользование;

16 Шумовое воздействие на человека.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны:

  1. свободно владеть навыками организации экосистем;

  2. различать особенности факторов различных мест обитания, регионов;

  3. уметь давать характеристики особенностям физиологических процессов и приспособленности живых организмов;

  4. уметь использовать полученные знания и методы исследований в

объяснении биологических закономерностей Природы;

  1. усвоить основные механизмы функционирования и устойчивости природы;

  2. иметь представления о целостности человеческого общества и природы Земли;

  3. ориентироваться в особенностях различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.

  4. уметь использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.


Информационное обеспечение

Литература для учителей

  1. Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995.

  2. Экология: Т.А. Козлова, Т.С. Сухова, В.И. Сивоглазов / Книга для учителя. – М.: “Школа-Пресс”, 1996.

  3. Основы экологии: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”, 1997.

  4. Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.

  5. Замыкающийся круг: Б. Коммонер. Л.: Гидрометеоиздат,1974.

  6. Экология для учащихся: Факультативный курс. А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 1995.

  7. Экологические очерки о природе и человеке. Б. Гржимек. – М.: Прогресс, 1988.

  8. Знать и беречь природу: Пособие для учителей. А.В. Миронов.– Казань: Тат.кн.изд., 1984.

  9. Охрана природы: Факультативный курс. Пособие для учащихся / А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Радзевич, А.П. Соловьева; Под редакцией К.В. Пашканга. – М.: Просвещение, 1983.

Литература для учащихся

  1. Основы экологии: Н.М. ернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”, 1997.

  2. Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995.

  3. Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.

  4. Экология России: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова / Учебник из Федерального компонента для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: АО МДС, 1996.

  5. Основы экологии. Р.М.Дажо. – М.: Прогресс, 1975.

Книга для чтения по охране природы: А.Н.Захлебный / Для учащихся 9-11 кл. сред.шк. – М.:Просвещение, 1986.
Словари и справочники

  1. Вронский В.А. Экология: Словарь-справоч­ник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

  2. Окружающая среда: Энциклопедический словарь-справочник. — М.: Прогресс, 1993.

  3. Экологический словарь / Авторы-составители: С. Делятицкий, И.Зайонтц, Л.Чертков и др. — М.: Конкорд-Дтд, 1993.

  4. Экология человека: Словарь-справочник /Под общ. ред. Н.А. Агаджаняна. — М.: ММП "Эко-центр", издательская фирма "КРУК", 1997.



Электронные учебные пособия:


    1. Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий.

    2. Полный интерактивный курс биологии «Физикон»

    3. Учебное электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.

    4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

    5. Электронное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека» («Просвещение»)


Перечень Internet-ресурсы
Работа опубликована на портале Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://festival.1september.ru/articles/517588/
www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации

www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ

www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"

www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России

http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников

www.school.mos.ru – сайт "Школьник"

http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии

http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.

http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс

http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал

http://mirbiologii.ru- презентации и разработки уроков по биологии

Видеофильмы студии "Кварт" - «Общее знакомство с организмом человека»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Учебный предмет iconПояснительная записка Информатика как динамично развивающаяся наука...
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе...
Пояснительная записка Учебный предмет iconПояснительная записка
Это произойдет лишь в том случае, если данный учебный предмет подчинит все свои резервы задаче общего развития ученика
Пояснительная записка Учебный предмет iconПояснительная записка Учебный предмет «Литература»
Планирование составлено на основе Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. 12-е...
Пояснительная записка Учебный предмет icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Учебный предмет iconПояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия»
Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку почувствовать себя индивидуумом,...
Пояснительная записка Учебный предмет iconПояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия»
Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку почувствовать себя индивидуумом,...
Пояснительная записка Учебный предмет iconПояснительная записка в системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об...
Пояснительная записка Учебный предмет iconПояснительная записка Учебный предмет «Технология»
И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного...
Пояснительная записка Учебный предмет iconПояснительная записка Естествознание как учебный предмет в коррекционной...
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе,...
Пояснительная записка Учебный предмет iconДимитровой Ирины Сергеевны, учителя информатики 2 квалификационной...
Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным...
Пояснительная записка Учебный предмет iconПояснительная записка Предмет «Русский язык»
«Русский язык» в средней школе – это предмет, максимально приближенный к потребностям выпускника. Он отражает жизненные ориентиры...
Пояснительная записка Учебный предмет iconПояснительная записка Предмет изучения
Предмет изучения. Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с...
Пояснительная записка Учебный предмет iconПояснительная записка в системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество...
Пояснительная записка Учебный предмет iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка Учебный предмет iconРабочая программа по предмету «История» 5класс Разработчик: Бушманова...
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Пояснительная записка Учебный предмет iconПояснительная записка Предмет «Мировая художественная культура»
Предмет «Мировая художественная культура» рассматривает общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск