Пояснительная записка Учебный предмет «Литература»





Скачать 238.04 Kb.
НазваниеПояснительная записка Учебный предмет «Литература»
страница1/2
Дата публикации14.01.2015
Размер238.04 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
МКОУ “Черлакская СОШ»
Согласовано: Утверждаю:

Зам.директора по УВР Директор школы
___________________ _________________

(Сидоренко Т.Г.) (Курилова В.П.)
« »__________2013г. « »_________ 2013г.

Календарно-тематическое планирование

Предмет: литература

Класс: 11

Учитель: Брунер Т.Б.

Количество учебных часов:

всего – 102 ч., 3 часа в неделю

Плановых контрольных работ: 2

Проверочных работ: 4

Сочинений: 8

из них классных – 6

домашних – 2

Планирование составлено на основе Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. - 12-е издание, М.: Просвещение, 2010 г.

Допущено Министерством образования и науки РФ.

Выполнение программы поддерживается учебником:

Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. / Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е.П.Пронина; под ред. В.П.Журавлева. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2008
c. Черлакское - 2013
Пояснительная записка
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию речевой культуры школьников. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

В 11 классе обобщаются сведения об основных тенденциях в развитии русской литературы, доминантах литературного процесса (реализме, модернизме), о роли традиций и новаторства в литературе, особое внимание уделяется интертекстуальным связям литературного произведения. На завершающем этапе литературного образования изучается русская литература XX века, анализируются художественные открытия самых значительных ее представителей: А. А. Блока, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, А. П. Платонова, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина. Кроме того, учащиеся знакомятся (преимущественно обзорно) с произведениями других писателей, в том числе и с современной литературой. Особое значение при этом приобретает повторение и обобщение изученного, установление преемственных связей в развитии литературы, анализ «вечных» тем и «вечных» образов, обращение к гуманистической традиции русской литературы, а также индивидуализация учебных заданий, содержания и форм текущего контроля с учетом профиля обучения и избранной будущим выпускником сферы деятельности. Основные виды деятельности — сочинения литературоведческого и публицистического характера, посвященные разным аспектам анализа идейно-эмоционального содержания и художественной формы, актуальности литературного произведения, с использованием литературно-критических статей, рефераты и исследовательские проекты, рецензии на литературные произведения, их научные и художественные интерпретации, а также на литературно-критические статьи.

Помимо традиционных (монографических) тем, составляющих ядро программы и реализующих задачи изучения литературы на базовом уровне, выделены специальные уроки-обзоры. Эти уроки предоставляют учителю и учащимся свободу выбора произведений для чтения и анализа, предполагают знакомство школьников с произведениямиписателей центральной россии и Сибири, что помогает освоить региональный компонент. Особенно важна роль таких уроков в старших классах. Если в основной школе уроки-обзоры направлены прежде всего на расширение круга чтения школьников, их знакомство с памятниками мировой и отечественной литературы, то в старших классах цель этих уроков — систематизировать представления учащихся о литературном процессе. Для уроков-обзоров отбирались, как правило, небольшие по объему произведения, способные вызвать у школьников интерес близкой им тематикой, острыми проблемами, динамичным сюжетом, необычной художественной формой. Обращение к таким произведениям поможет осуществлять углубленный филологический анализ помещенных в программе художественных текстов, в том числе исследовать интертекстуальные связи произведения, проводить сопоставительный анализ произведений на завершающем этапе литературного образования.

Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включенным в программу в системной последовательности и посвященным освоению и закреплению наиболее важных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте), построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения. Указанные уроки обладают относительной самостоятельностью, не связаны жестко с изучением конкретных литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться.

Отбор литературного материала и определение приемов работы с ним осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих деятельность учителя, а также с учетом возрастных особенностей и читательских предпочтений учащихся.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия; уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.





урока

Тип урока

Название раздела. Название темы

Кол.

час.

Дата по плану

Дата факт.

1

Лекция с элементами беседы

Россия рубежа Х1Х – ХХ веков. Историко-культурная ситуация

1

04.09




2

Беседа

Русская литература на рубеже веков. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века.

1

06.09




3

Лекция, анализ прочитанного

И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества.

«Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки»

1

06.09




4

Анализ рассказа

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа

1

11.09




5-6

Аналитическое чтение, представление рассказов

Рассказы И.А. Бунина о любви.

«Митина любовь», «Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник» и др.

2

13.09

13.09




7

Сообщение учащихся по теме, рассказ учителя.

А.И. Куприн. Жизнь и творчество.

Идея и художественные особенности повести «Олеся» (обзор)

1

18.09




8-9

Комментированное чтение

Талант любви в рассказе (повести) А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

2

20.09

20.09




10

Комментиров.

чтение

Проблема самопознания личности в повести «Поединок» А.Куприна (обзор)

1

25.09




11

Практикум

Викторина по произведениям И. Бунина и А. Куприна

1


27.09




12

Практикум

Обобщающее сравнение творчества И.Бунина и А.Куприна. Подготовка к домашнему сочинению

1

27.09




13



Лекция


Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы

XX в. (Б.Шоу, Э.Хемингуэй и др.)

1


02.10




14

Лекция

Модернистские течения в литературе

1

04.10




15




Русский символизм и его истоки. «Старшие символисты»

1

04.10




16

Анализ стихов, работа с учебником

Поэзия «младосимволистов»

1

09.10




17

Сообщения уч-ся, анализ стихотворений

Поэзия В.Я. Брюсова как основоположника русского символизма

1

11.10




18

Сообщения уч-ся, анализ стихотворений

«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д. Бальмонта

1

11.10




19

Лекция, анализ стихотворений

Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого

1

16.10




20

Беседа по теории литер., тест

Акмеизм. Мир образов Николая Гумилева

1

18.10




21

Лекция, сообщение уч-ся

Ранняя лирика Анны Ахматовой. Футуризм. «Эгофутуризм» Игоря Северянина. Поиски новых поэтических форм

1

18.10




22


Практикум, чтение наизусть

Анализ стихотворений поэтов Серебряного века


1



23.10






23-24

Творческая работа

Сочинение «Какой вклад в развитие русской литературы внесли поэты-модернисты»

2

25.10




25

Лекция с элементами беседы

М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм М. Горького. Композиция романтических рассказов. «Старуха Изергиль»

1

30.10




26

Аналитическая беседа

Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне». Новаторство Горького-драматурга

1

01.11




27

Дискуссия

«Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме М. Горького «На дне»

1

01.11




28

Беседа, дискуссия

Три правды в драме М. Горького «На дне», ее социальная и философская проблематика

1

13.11




29-30

Уроки развития речи

Сочинение по творчеству М.Горького

2

15.11




31

Лекция, отработка навыков конспектирования

Викторина по пьесе «На дне»

Публицистика М. Горького и А. Блока.

1

20.11




32

Лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихов

А.А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

«Стихи о Прекрасной Даме»

1

22.11




33

Анализ стихотворения, чтение наизусть

Тема страшного мира в лирике А.Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика»

1

22.11




34

Лекция, анализ

«Это все – о России». Тема Родины в творчестве А. Блока

Региональный компонент: Сибирь в творчестве П. Драверта

1

27.11




35

Лекция с элементами аналитической беседы

Поэма А. Блока «Соловьиный сад»

1

29.11




36-37

Аналитическое чтение

Поэма А. Блока «Двенадцать» и сложность ее художественного мира

2

29.11

04.12




38

Лекция с элементами беседы.

Новокрестьянские поэты. Поэзия Клюева, Орешина (обзор). Есенин как национальный поэт

1

06.12




39

Просмотр и обсуждение документального фильма

Павел Васильев. Красота и сила «ястребиного пера»

(региональный компонент).

1

06.12




40

Выразит. чтение

Тема России в лирике С.Есенина

1

11.12




41

Анализ стихов, чтение наизусть

Любовная лирика С. Есенина. Адресаты есенинских стихов о любви

1

13.12



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» icon1. Пояснительная записка Литература
Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 10 «Б»...
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» iconПояснительная записка Информатика как динамично развивающаяся наука...
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе...
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» iconПояснительная записка
Это произойдет лишь в том случае, если данный учебный предмет подчинит все свои резервы задаче общего развития ученика
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» iconПояснительная записка программа адресована обучающимся гимназии,...
Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» iconРабочая программа по литературе (7 класс). Усачева Т. Н. 2006г. Пояснительная записка
Предмет литература входит в образовательную область «филология». Всего на изучение отводится 8 часов, из них на развитие речи – 8...
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» iconПояснительная записка Учебный предмет
Уровень образования школьников: ученики общеобразовательной школы 10 класса. В текущем году 100% учащихся выбрали курс по истории...
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» iconПояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия»
Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку почувствовать себя индивидуумом,...
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» iconПояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия»
Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку почувствовать себя индивидуумом,...
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу Литература
Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2009 г
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» iconПояснительная записка в системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об...
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» iconПояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год
Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Вступает в силу с 01. 09. 2013
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» iconПояснительная записка Учебный предмет «Технология»
И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного...
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» iconПояснительная записка Статус документа
Программа. Литература. 9 класс// Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск