Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год





Скачать 412.75 Kb.
НазваниеПояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год
страница1/4
Дата публикации27.11.2014
Размер412.75 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

к учебной программе курса «Литература» в 6 классе

на 2013-2014 учебный год
1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Вступает в силу с 01.09.2013.

  • ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.

  • Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.

  • Примерные программы по литературе (к ГОС-2004г.): Примерная программа основного общего образования по литературе; Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень; Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе. Профильный уровень.

  • Методическое письмо МО РФ о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.).

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Литература.

  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС, утверждённые Министерством образования и науки Российской Федерации 24.11.2011 № МД-1552/03.

  • Методические письма ГОАУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года.

2. Общая характеристика учебного предмета «Литература»:

Школьный курс «Литература» обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В курсе литературы центральное место занимает русская литература, которая выражает духовные ценности не только русского, но и других народов, формирует общероссийское гражданское сознание, гармонизирует межнациональные отношения, предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт обучающихся. Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания…См. программу.

3. Место курса «Литература» в учебном плане:

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)». Автор-составитель: Г. С. Меркин – М: Русское слово, 2012 г. Уроков литературы в 6 классе 2 часа в неделю, 68 часов в год, 34 учебных недели.

Учебно-методическое обеспечение курса:

1. Литература. 6 класс в 2-х ч. Автор Г. С. Меркин, М., Русское слово, 2008 г.

2. Программа для 6 класса к учебнику «Литература». Автор Г. С. Меркин, М. Русское слово, 2012 г.

3. Государственный стандарт основного общего образования по литературе и «Примерная программа основного общего образования (базовый уровень)», изд. «Вентана-Граф», 2009 г.

4. Пособие «Развитие речи: выразительные средства художественной речи», авторы: Г. С. Меркин, Т. М. Рыбина и др. М. Русское слово, 2008 г.

5. Презентации, материалы Интернет и др.

В основе содержания и структуры Программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Программа ориентирована на базовый компонент литературного образования. Структурообразующими принципами Программы являются базовые теоретико-литературоведческие понятия. В 6 классе начинается формирование представлений о литературе как искусстве слова. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов школьников.

Вся работа по литературе в 6 классе подчинена следующим целям и задачам:

- освоение текстов художественных произведений;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к миру и к искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Рассматривая литературное образование как единство 3 компонентов: творчество – сотворчество – знание и умение, составитель Программы предлагает систему коммуникативно-творческих работ, которые находят своё отражение в заданиях учебника и методическом пособии.

Рабочая программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения вслух и наизусть;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение грамотно строить монологические высказывания, владеть культурой диалогической речи;

- умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

- умение выявлять роль героя;

- умение составлять план изучаемого произведения;

- умение высказать собственное суждение об иллюстрациях.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений в 6 классе предусмотрены следующие:

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа (подробный, выборочный, сжатый, с элементами комментария, с творческим заданием);

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов (отрывков);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста художественного произведения;

- составление планов и отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературному произведению и на основе жизненных впечатлений.

Основные теоретико-литературные понятия, которые необходимо изучить:

- мифологический сюжет;

- предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке;

- житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой;

- иносказание, аллегория, риторическое обращение;

- реальное, фантастическое; фабула; баллада;

- роман (первичное представление); авторское отношение к героям;

- трёхсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия;

- героическая повесть;

- своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения, авторский замысел и др.

4. Для заучивания наизусть:

М. В. Ломоносов. «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф».

А. С. Пушкин. «Зимнее утро».

М. Ю. Лермонтов. Одно стихотворение – на выбор.

Н. А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…».

И. А. Бунин. «Не видно птиц…»

С. А. Есенин. Одно стихотворение – на выбор.

Н. М. Рубцов. Одно стихотворение – на выбор.

Стихотворение о Великой Отечественной войне – на выбор.

5. Особенности работы по литературе с обучающимися 7 вида в 6 классе:


Разделы «Из мифологии» включены в программу 6 класса, но не предусмотрены образовательным минимумом по литературе, поэтому их изучение носит ознакомительный характер. Можно провести уроки внеклассного чтения по этому разделу. Программа Г.С. Меркина предлагает изучать русские народные сказки в 5 и 6 классах. Причем в 6 классе изучается «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» В процессе изучения сказки учитель обращает внимание на схожесть эпизодов из славянского мифа о Святогоре, о борьбе Святогора с Ильмером и эпизода из сказки о борьбе Ивана-царевича с Синеглазкой. Эпизод выбора дороги героем подготавливает к восприятию былин в 7 классе. Раздел «Из древнерусской литературы» также исключен в 6 класс. В программе Г.С. Меркина творчество М.В. Ломоносова представлено четырьмя произведениями «О вы, которых ожидает...» из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года. При изучении творчества М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и других поэтов вопросы теории литературы о стихотворных размерах (двусложных и трехсложных) рассматриваются практически. Из произведений И.А. Бунина текстуально изучается лишь рассказ «Лапти». Стихотворение «Не видно птиц…» может быть вынесено в программу урока-концерта «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе». Из стихотворений С.А. Есенина для подробного изучения оставлена только «Песнь о собаке». Стихотворение «Разбуди меня завтра рано…», а также одно из стихотворений Н.М. Рубцова могут быть вынесены в программу урока-концерта «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: И.А. Бунин. «Не видно птиц…», С.А. Есенин. «Разбуди меня завтра рано…», А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...», Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...», А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...», Б.Л. Пастернак. «После дождя», Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи», Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина», А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь», А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

Отдельный урок может быть посвящен поэзии земляков о родном крае.

В курсе 6 класса (7 вид) по теории литературы изучаются:

- теория стихосложения (стихотворный ритм, стих, стопа, двусложный и

- трехсложный размеры стиха) - практически; поэтические фигуры (градация, риторический вопрос) и тропы (антитеза, инверсия) - ознакомительно;

- автобиографическая проза (первичные представления);

- роман (первичные представления);

- художественная деталь;

- юмор, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений);

Дальнейшее углубление понятий: гипербола, сравнение, метафора, олицетворение.

Работа по развитию речи (7 вид):

- совершенствование техники, выразительности чтения, чтение наизусть;

- формирование навыка устного отзыва о стихотворении, письменного отзыва на эпизод;

- обучение составлению цитатного плана;

- формирование первоначальных навыков анализа эпизода;

- составление словаря языка персонажа;

- написание изложений, в том числе с изменением лица, введением элементов рассуждения;

- написание мини-сочинений, сочинений-зарисовок;

- подбор эпиграфа к сочинению;

- подготовка вопросов для обсуждения.

6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Документальные материалы: книги и статьи о литературе и искусстве. 2. Группа средств словесно-образной наглядности: художественные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Фета, Некрасова, Достоевского, Есенина, Распутина и др. 3. Произведения и статьи литературных критиков: Белинский В. Г. Статьи о классиках. М., 1996 г.Писарев Д. И. О литературе. М., 1989 г. и др. 4. Периодическая печать: Журналы: «Литература в школе»; «Русский язык в школе»; «Русский язык в школе и дома»; газета «Русский язык». 5. Учебники и дополнительная литература для учащихся: учебники по русскому языку для 5 – 11 классов. Авторы: Никитина, Власенков, Греков, Бабайцева, Ладыженская, Баранов, Тростенцова и др. Учебники по литературе для 5 – 11 классов. Авторы Чалмаев, Маранцман, Кутузов, Меркин и др. Орфографические словари. Толковые словари и др. Дидактический материал для 5-6 класса, М., 2006 г.. Учебно-методический комплекс для 5, 6, 7 класса «Вокруг тебя – Мир». 6. Художественно-изобразительная и графическая наглядность: Произведения живописи: картины Левитана, Саврасова, Шишкина, Крамского, Крымова и др. Художественные иллюстрации: к произведениям Пушкина, Гоголя, Твардовского, к русским народным сказкам. Альбомы: «Литература» (писатели и поэты 20 века); «Русский язык» (портреты русистов); «А. С. Пушкин»; «В. В. Маяковский»; «М. А. Шолохов»; «А. М. Горький»; портреты: Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Крылова…7. Графическая наглядность. Таблицы по русскому языку для 5-9 класса (список прилагается к паспорту кабинета). 8. Средства научной организации труда словесника (из собственной домашней библиотеки): методические пособия по русскому языку и литературе; книги и брошюры, содержащие образцы работы над произведениями по литературе и преподаванию уроков русского языка; методическая литература для внеклассной работы по русскому языку и литературе; книги для подготовки к ЕГЭ, сочинениям, изложениям, для подготовки к олимпиадам. Портфолио учителя русского языка и литературы. Статьи, вырезки из газет и журналов для организации работы по русскому языку и литературе, литературному краеведению и др. Справочно-биографическая литература о писателях, поэтах и русистах. Примерные планы изучения отдельных тем. Конспекты открытых уроков, обычных уроков, разработки по темам. Доклады учителя и учащихся на различные темы по русскому языку, литературе, литературному краеведению, внеклассной работе. Выступления на конференциях. Сборники тренировочных и контрольных работ. Карточки с заданиями по русскому языку и литературе. Тренировочные билеты для 5-9 классов по литературе и русскому языку. Работы школьников: проекты, доклады, рефераты, конкурсные творческие работы, выступления, рисунки и др. 9. Технические средства обучения: грамзапись по русскому языку. Программа Ладыженской Т.А. (5 класс). Кассеты (4 шт.) «Писатели и поэты 18-19 века»: Тютчев, Фет, Чехов, Гоголь…Диск. Сказка «Садко». Диски по русскому языку для 6-9 классов (компьютерный кабинет). 10. Экспозиция кабинета: стенды «Русский язык», «Литература», «Культура речи», «К уроку русского языка», «К уроку литературы». 11. Техника: телевизор, видео, DVD.



Содержание программы

учебного курса «Литература» в 6 классе

на 2013 - 2014 учебный год




п/п.

Название темы

(раздела)


Содержание

учебной программы

Кол

во

час. (

Вн

чт.

Р./

Р.

1.


Введение

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Литература и другие виды искусства. Происхождение литературы. Мифология и её влияние на литературу.



1





-



-

2.


Из греческой мифологии

Мифы о героях: «герои», «Прометей», «Дедал и Икар», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремлении познать мир и реализовать свою мечту.



4



-



-

3.


Из устного народного творчества

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Предания, сказки. Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказки и их художественные особенности. Краткость, образность, афористичность.


4


1


1

4.


Из древне-русской литературы

Связь литературы с фольклором. «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Поучение» Владимира Мономаха. Поучительный характер древнерусской литературы. Нравственная проблематика житийной литературы.


4


1


1

5.


Из литературы 18 века

М. В. Ломоносов. Отражение позиций учёного и гражданина в поэзии: «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей Ломоносова; тема и её реализация. Основные мотивы стихотворения. Идея.



1



-



-

6.


Из литературы 19 века

Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем. В. А. Жуковский. «Светлана». Фантастика и реальное в балладе, традиции и обычаи народа. И. А. Крылов. Басни. А. С. Пушкин. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро». Роман «Дубровский». Нравственные и социальные проблемы романа. Персонажи, основной конфликт. М. Ю.Лермонтов. Стихи: «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. Гоголь Н. В. «Тарас Бульба». Тема и проблематика повести. Своеобразие стиля писателя. И. С. Тургенев. «В дороге, «Бирюк». Служебный долг и человеческий долг. Тема и центральные персонажи. Н. А. Некрасов. Темы народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. Стихи «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство!..» и др. Пафос стихотворений, способы создания образов, отношение автора к героям и событиям. Л. Н. Толстой. «Детство» (отдельные главы). Взаимоотношения в семье, главные качества родителей. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. А. П. Чехов. Рассказы. «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим». Темы и приёмы создания характера персонажей.


27


1


4

7.


Из литературы 20 века

Развитие классических традиций в литературе 20 века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. И. А. Бунин. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…». Мир природы и человека. Рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. А. И. Куприн. «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. С. Есенин. Стихотворения «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». Одухотворённость стихов поэта. М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Родная природа в изображении писателя. Воспитание в читателе зоркости, наблюдательности. Н. М. Рубцов. Стихи «Звезда полей», «Тихая моя родина». Образный строй стихотворений.


12



1



1



8.


Произведе-ния Великой Отечествен-ной войны

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, долга, подвига, жизни и смерти. А Ахматова, С. С. Орлов, К. М. Симонов, Р. Г. Гамзатов, Д. С. Самойлов, М. В. Исаковский.



3



-



-

9.

Из зарубежной литературы

Восточные сказки. История создания, тематика, проблематика. Братья Гримм. Сказка «Снегурочка». О. Генри. «Вождь Краснокожих». Дети и взрослые в рассказе. Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.


4


-


-

10

Итоговый урок

Подведение итогов изучения курса «Литература» в 6 классе: обсуждение прочитанного. Рекомендации для чтения летом.


1


-



-




Итого:




68

4

7
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение русского языка в 7 классе...
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к расписанию уроков мбоу "Тирис-Усмановская оош" на 2013-2014 учебный год
Расписание уроков на 2013-2014 учебный год составлено согласно нормативным документам
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год icon1. Пояснительная записка Литература
Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 10 «Б»...
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану начальной школы №453 2013-2014 учебный год
Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373 (фгос ноо) для I-III классов и распоряжения Комитета по образованию №907-р от 12. 04. 2013г...
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к рабочей программе по истории для 9 а класса на 2013-2014 учебный год
Составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007 г., авторских программ
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в...
Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка по географии в 7 классе на 2013-2014 уч год...
Рабочая программа курса «География» разработана на основе авторской программы Алексеева А. И
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый...
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа Карху Владимира Вячеславовича по технологии 6 а...
«Копьевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по предмету литература в 8 классе 2012 -2013 учебный...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану 1-3 классов начального общего...
«Об учебном плане общеобразовательных учреждений работающих по фгос ноо в 2013-2014 учебном году»
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа среднего общего образования. Биология. 10 класс....
Программа «Общая биология» обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение...
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год iconПлан работы педагогического совета маоу дод «дюсш «рубин» на 2013 2014 учебный год
Утверждение плана работы на 2013 – 2014 учебный год, образовательной программы и дополнений к Программе развития дюсш
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа для обучающихся 8 классов на 2013 2014 учебный...
Программа курса «Реформаторы России» предназначена для изучения учащимися 8-х классов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск