Скачать 412.75 Kb.
|
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год 1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя:
2. Общая характеристика учебного предмета «Литература»: Школьный курс «Литература» обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В курсе литературы центральное место занимает русская литература, которая выражает духовные ценности не только русского, но и других народов, формирует общероссийское гражданское сознание, гармонизирует межнациональные отношения, предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт обучающихся. Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания…См. программу. 3. Место курса «Литература» в учебном плане: Рабочая учебная программа составлена на основе авторской «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)». Автор-составитель: Г. С. Меркин – М: Русское слово, 2012 г. Уроков литературы в 6 классе 2 часа в неделю, 68 часов в год, 34 учебных недели. Учебно-методическое обеспечение курса: 1. Литература. 6 класс в 2-х ч. Автор Г. С. Меркин, М., Русское слово, 2008 г. 2. Программа для 6 класса к учебнику «Литература». Автор Г. С. Меркин, М. Русское слово, 2012 г. 3. Государственный стандарт основного общего образования по литературе и «Примерная программа основного общего образования (базовый уровень)», изд. «Вентана-Граф», 2009 г. 4. Пособие «Развитие речи: выразительные средства художественной речи», авторы: Г. С. Меркин, Т. М. Рыбина и др. М. Русское слово, 2008 г. 5. Презентации, материалы Интернет и др. В основе содержания и структуры Программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Программа ориентирована на базовый компонент литературного образования. Структурообразующими принципами Программы являются базовые теоретико-литературоведческие понятия. В 6 классе начинается формирование представлений о литературе как искусстве слова. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов школьников. Вся работа по литературе в 6 классе подчинена следующим целям и задачам: - освоение текстов художественных произведений; - формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; - формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к миру и к искусству; - формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью. Рассматривая литературное образование как единство 3 компонентов: творчество – сотворчество – знание и умение, составитель Программы предлагает систему коммуникативно-творческих работ, которые находят своё отражение в заданиях учебника и методическом пособии. Рабочая программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений: - владение техникой грамотного и осмысленного чтения вслух и наизусть; - умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю; - умение грамотно строить монологические высказывания, владеть культурой диалогической речи; - умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера; - умение выявлять роль героя; - умение составлять план изучаемого произведения; - умение высказать собственное суждение об иллюстрациях. Основные виды деятельности по освоению литературных произведений в 6 классе предусмотрены следующие: - выразительное чтение; - различные виды пересказа (подробный, выборочный, сжатый, с элементами комментария, с творческим заданием); - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов (отрывков); - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста художественного произведения; - составление планов и отзывов о произведениях; - написание сочинений по литературному произведению и на основе жизненных впечатлений. Основные теоретико-литературные понятия, которые необходимо изучить: - мифологический сюжет; - предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке; - житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой; - иносказание, аллегория, риторическое обращение; - реальное, фантастическое; фабула; баллада; - роман (первичное представление); авторское отношение к героям; - трёхсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия; - героическая повесть; - своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения, авторский замысел и др. 4. Для заучивания наизусть: М. В. Ломоносов. «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф». А. С. Пушкин. «Зимнее утро». М. Ю. Лермонтов. Одно стихотворение – на выбор. Н. А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…». И. А. Бунин. «Не видно птиц…» С. А. Есенин. Одно стихотворение – на выбор. Н. М. Рубцов. Одно стихотворение – на выбор. Стихотворение о Великой Отечественной войне – на выбор. 5. Особенности работы по литературе с обучающимися 7 вида в 6 классе:Разделы «Из мифологии» включены в программу 6 класса, но не предусмотрены образовательным минимумом по литературе, поэтому их изучение носит ознакомительный характер. Можно провести уроки внеклассного чтения по этому разделу. Программа Г.С. Меркина предлагает изучать русские народные сказки в 5 и 6 классах. Причем в 6 классе изучается «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» В процессе изучения сказки учитель обращает внимание на схожесть эпизодов из славянского мифа о Святогоре, о борьбе Святогора с Ильмером и эпизода из сказки о борьбе Ивана-царевича с Синеглазкой. Эпизод выбора дороги героем подготавливает к восприятию былин в 7 классе. Раздел «Из древнерусской литературы» также исключен в 6 класс. В программе Г.С. Меркина творчество М.В. Ломоносова представлено четырьмя произведениями «О вы, которых ожидает...» из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года. При изучении творчества М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и других поэтов вопросы теории литературы о стихотворных размерах (двусложных и трехсложных) рассматриваются практически. Из произведений И.А. Бунина текстуально изучается лишь рассказ «Лапти». Стихотворение «Не видно птиц…» может быть вынесено в программу урока-концерта «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе». Из стихотворений С.А. Есенина для подробного изучения оставлена только «Песнь о собаке». Стихотворение «Разбуди меня завтра рано…», а также одно из стихотворений Н.М. Рубцова могут быть вынесены в программу урока-концерта «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: И.А. Бунин. «Не видно птиц…», С.А. Есенин. «Разбуди меня завтра рано…», А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...», Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...», А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...», Б.Л. Пастернак. «После дождя», Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи», Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина», А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь», А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору. Отдельный урок может быть посвящен поэзии земляков о родном крае. В курсе 6 класса (7 вид) по теории литературы изучаются: - теория стихосложения (стихотворный ритм, стих, стопа, двусложный и - трехсложный размеры стиха) - практически; поэтические фигуры (градация, риторический вопрос) и тропы (антитеза, инверсия) - ознакомительно; - автобиографическая проза (первичные представления); - роман (первичные представления); - художественная деталь; - юмор, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); Дальнейшее углубление понятий: гипербола, сравнение, метафора, олицетворение. Работа по развитию речи (7 вид): - совершенствование техники, выразительности чтения, чтение наизусть; - формирование навыка устного отзыва о стихотворении, письменного отзыва на эпизод; - обучение составлению цитатного плана; - формирование первоначальных навыков анализа эпизода; - составление словаря языка персонажа; - написание изложений, в том числе с изменением лица, введением элементов рассуждения; - написание мини-сочинений, сочинений-зарисовок; - подбор эпиграфа к сочинению; - подготовка вопросов для обсуждения. 6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса: 1. Документальные материалы: книги и статьи о литературе и искусстве. 2. Группа средств словесно-образной наглядности: художественные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Фета, Некрасова, Достоевского, Есенина, Распутина и др. 3. Произведения и статьи литературных критиков: Белинский В. Г. Статьи о классиках. М., 1996 г.Писарев Д. И. О литературе. М., 1989 г. и др. 4. Периодическая печать: Журналы: «Литература в школе»; «Русский язык в школе»; «Русский язык в школе и дома»; газета «Русский язык». 5. Учебники и дополнительная литература для учащихся: учебники по русскому языку для 5 – 11 классов. Авторы: Никитина, Власенков, Греков, Бабайцева, Ладыженская, Баранов, Тростенцова и др. Учебники по литературе для 5 – 11 классов. Авторы Чалмаев, Маранцман, Кутузов, Меркин и др. Орфографические словари. Толковые словари и др. Дидактический материал для 5-6 класса, М., 2006 г.. Учебно-методический комплекс для 5, 6, 7 класса «Вокруг тебя – Мир». 6. Художественно-изобразительная и графическая наглядность: Произведения живописи: картины Левитана, Саврасова, Шишкина, Крамского, Крымова и др. Художественные иллюстрации: к произведениям Пушкина, Гоголя, Твардовского, к русским народным сказкам. Альбомы: «Литература» (писатели и поэты 20 века); «Русский язык» (портреты русистов); «А. С. Пушкин»; «В. В. Маяковский»; «М. А. Шолохов»; «А. М. Горький»; портреты: Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Крылова…7. Графическая наглядность. Таблицы по русскому языку для 5-9 класса (список прилагается к паспорту кабинета). 8. Средства научной организации труда словесника (из собственной домашней библиотеки): методические пособия по русскому языку и литературе; книги и брошюры, содержащие образцы работы над произведениями по литературе и преподаванию уроков русского языка; методическая литература для внеклассной работы по русскому языку и литературе; книги для подготовки к ЕГЭ, сочинениям, изложениям, для подготовки к олимпиадам. Портфолио учителя русского языка и литературы. Статьи, вырезки из газет и журналов для организации работы по русскому языку и литературе, литературному краеведению и др. Справочно-биографическая литература о писателях, поэтах и русистах. Примерные планы изучения отдельных тем. Конспекты открытых уроков, обычных уроков, разработки по темам. Доклады учителя и учащихся на различные темы по русскому языку, литературе, литературному краеведению, внеклассной работе. Выступления на конференциях. Сборники тренировочных и контрольных работ. Карточки с заданиями по русскому языку и литературе. Тренировочные билеты для 5-9 классов по литературе и русскому языку. Работы школьников: проекты, доклады, рефераты, конкурсные творческие работы, выступления, рисунки и др. 9. Технические средства обучения: грамзапись по русскому языку. Программа Ладыженской Т.А. (5 класс). Кассеты (4 шт.) «Писатели и поэты 18-19 века»: Тютчев, Фет, Чехов, Гоголь…Диск. Сказка «Садко». Диски по русскому языку для 6-9 классов (компьютерный кабинет). 10. Экспозиция кабинета: стенды «Русский язык», «Литература», «Культура речи», «К уроку русского языка», «К уроку литературы». 11. Техника: телевизор, видео, DVD. Содержание программы учебного курса «Литература» в 6 классе на 2013 - 2014 учебный год
|
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение русского языка в 7 классе... | Пояснительная записка к расписанию уроков мбоу "Тирис-Усмановская оош" на 2013-2014 учебный год Расписание уроков на 2013-2014 учебный год составлено согласно нормативным документам | ||
1. Пояснительная записка Литература Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 10 «Б»... | 2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | ||
Пояснительная записка к учебному плану начальной школы №453 2013-2014 учебный год Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373 (фгос ноо) для I-III классов и распоряжения Комитета по образованию №907-р от 12. 04. 2013г... | Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 9 а класса на 2013-2014 учебный год Составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007 г., авторских программ | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в... Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе | ||
Пояснительная записка по географии в 7 классе на 2013-2014 уч год... Рабочая программа курса «География» разработана на основе авторской программы Алексеева А. И | Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый... «География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география... | ||
Рабочая программа Карху Владимира Вячеславовича по технологии 6 а... «Копьевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» | Рабочая программа по предмету литература в 8 классе 2012 -2013 учебный... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй... | ||
Пояснительная записка к учебному плану 1-3 классов начального общего... «Об учебном плане общеобразовательных учреждений работающих по фгос ноо в 2013-2014 учебном году» | Рабочая программа среднего общего образования. Биология. 10 класс.... Программа «Общая биология» обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение... | ||
План работы педагогического совета маоу дод «дюсш «рубин» на 2013 2014 учебный год Утверждение плана работы на 2013 – 2014 учебный год, образовательной программы и дополнений к Программе развития дюсш | Рабочая программа для обучающихся 8 классов на 2013 2014 учебный... Программа курса «Реформаторы России» предназначена для изучения учащимися 8-х классов |